Что случилось с экономикой за неделю 8–14 ноября 2014 г.: Назарбаев делает то, чего не смог Путин, «Почта России» остается в 90-х, Азия борется за российское топливо, в деле «Башнефти» ищут крайнего, за олимпийские стройки начинают сажать в тюрьму, в Южной Осетии ищут украденные бюджетные деньги. Специальный еженедельный доклад только для подписчиков «Спутника и Погрома».
Назарбаев лучше Путина
Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с посланием к народу. Примечательны здесь две вещи: во-первых, послание было досрочным, во-вторых, в нем Назарбаев представил новую экономическую политику. Как известно, из трех стран-участниц Таможенного союза Казахстан чувствует себя явно лучше всех. Казалось бы, зачем еще что-то менять? Но Назарбаев заявил, что ближайшие годы станут временем больших испытаний для всей мировой экономики, а значит готовиться к ним нужно заблаговременно. Основной элемент новой экономической политики Казахстана — рост госинвестиций, направленных в инфраструктуру и на развитие малого бизнеса. Для этого предполагается распечатать казахский аналог Фонда национального благосостояния — «Самрук казына», в котором скопилось около 100 млрд долларов нефтяных доходов. Уже в этом году 1,4 млрд долларов из фонда пойдут на выкуп проблемных кредитов, 550 млн — на поддержку малого бизнеса, 450 млн — на развитие особых экономических зон. Дальше — больше. В 2015–2020 годах государство выделит порядка 5 млрд долларов на инфраструктуру — строительство наземных и морских транспортных коридоров из Азии в Европу. Причем озвученная сумма покроет всего 15% необходимых инвестиций, остальное Астана планирует привлечь от международных инвесторов.
Можно, конечно, долго рассуждать о модели, которую Назарбаев выбрал для поддержки казахской экономики в условиях гипотетических потрясений, ведь государственные деньги не всегда дают ожидаемую отдачу. Но главное все равно другое: на президента соседней республики никак не получается смотреть без чувства зависти.
Особенно если сравнивать с Владимиром Путиным и экономическим блоком правительства. Напомним, когда Россия вошла в период посткризисного восстановления, разговоры о каких-то превентивных мерах в случае второй волны кризиса даже не велись. Когда стало понятно, что экономика замедляется, Путин широким жестом позволил распечатать ФНБ на инфраструктурные проекты. О малом бизнесе, заметим, речи не велось. Случилось это в прошлом году, проект модернизации БАМа и Транссиба был утвержден буквально пару недель назад. Что касается ФНБ, то он, кажется, пойдет всё-таки не на поддержку российской экономики, а скорее достанется нескольким нефтегазовым компаниям и госбанкам. Конечно, важно оговориться, что «Роснефть», «Газпром», Сбербанк и ВТБ по сути и являются российской экономикой, но все равно от сравнения с Казахстаном становится как-то грустно.
Благосостояние растекается по стране
ФНБ меж тем обрастает все большим и большим количеством проектов, на которые его хотят потратить. Игорь Сечин, глава «Роснефти», на днях согласился переписать заявку на получение средств фонда, так что его аппетиты на третьем заходе, скорее всего, будут поскромнее. Зато деньги ФНБ теперь могут пойти на строительство «Силы Сибири». Вероятность этого появилась недавно, когда стало известно, что, вопреки озвученным ранее договоренностям, Китай не будет выплачивать компании Алексея Миллера аванс за поставки газа по трубопроводу. Сейчас китайские партнеры предлагают выдать «Газпрому» кредит на строительство «Силы Сибири», но компания не хочет увеличивать долговую нагрузку. Так что деньги ФНБ — единственные реально существующие в стране —хорошая возможность профинансировать стройку века.
Продолжает подбираться к фонду и РЖД. Как мы уже писали, на грядущую модернизацию БАМа и Транссиба из ФНБ и бюджета планировалось потратить 260 млрд рублей. Сама РЖД должна была вложить еще 300 миллиардов, из которых 41 млрд предполагалось привлечь за счет покупки Внешэкономбанком облигаций компании. Ирония в том, что покупать фонды РЖД Внешэкономбанк должен был на пенсионные деньги, а их, как мы помним, заморозили и банку не передали. А поскольку занять на рынке для РЖД почти нереально, монополия начинает посматривать в сторону ФНБ. Кстати, 41 миллиардом аппетиты РЖД не ограничиваются: изначально ВЭБ должен был выкупить облигации компании на 100 млрд рублей. Куда именно монополия хотела направить почти 60 млрд рублей денег фонда, не уточняется.
Мы достаточно часто пишем про Фонд национального благосостояния и компании, выстраивающиеся к нему в очередь, и теперь можем подвести некий промежуточный итог. За последнее десятилетие правительство сделало только одно важное дело для экономики — привило ей иждивенческие настроения, которые в 2014 году крепчают с совершенно невообразимой скоростью. Одной рукой забирая из экономики деньги в виде пенсионных накоплений, другой рукой власть готовится щедро раздавать их из ФНБ. Нужно четко понимать, что других источников для инвестиций в стране попросту нет. И, учитывая настроения западных инвесторов, не будет еще долго. Делается ли что-нибудь, чтобы в подобной ситуации появлялся и процветал в стране независимый бизнес? Ответ очевиден. Показателен здесь пример РЖД. Компания сидит на бюджетных деньгах похлеще, чем страна на пресловутой нефтегазовой игле. Казалось бы, блага, которые в итоге создаются монополией за государственный счет, должны быть доступны всем экономическим агентам в стране. Но вместо этого мы получаем рост тарифов на железнодорожные перевозки в 2015 году на 10%. Это замкнутый круг, в котором деньги переходят из одной госкомпании в бюджет, а из бюджета — обратно. Но по дорогам, которые строят на бюджетные деньги, в таком случае просто некому перевозить грузы. Все это походит на какой-то абсурд, и даже хуже — на советскую экономику.
Неприкосновенная неэффективность
С прошлого года правительство пытается реформировать одно из самых неэффективных госучреждений в стране — «Почту России». Началось все с того, что генеральным директором почты был назначен бывший глава «Tele2 Россия» Дмитрий Страшнов. Нельзя сказать, что за прошедшие полтора года почта стала лучше и ближе к рядовому клиенту, но, видимо, связано это с тем ужасным состоянием, в котором она находилась раньше (как в 90-х, по словам Страшнова). Но новый руководитель почты по крайней мере начал работать с самыми очевидными проблемами: абсурдной логистикой, когда письмо из Китая по пути во Владивосток обязательно должно побывать в Москве, завышенными ценами на услуги поставщиков и низкой операционной эффективностью.
Еще в 2010 году появилась идея акционировать «Почту России», которая сейчас работает как ФГУП. В начале нынешнего года эта идея оформилась в виде законопроекта. Один из очевидных плюсов смены формата собственности — возможность привлекать рыночные кредиты. Кроме того, акционирование предполагает, что на баланс АО будет переведено все почтовое имущество, которое еще в 90-е годы было закреплено за регионами и муниципалитетами. А это, в свою очередь, прямой шаг к построению на почте цивилизованной системы управления и принятия решений. Предполагается, что собственником акционированной почты останется государство, но в среднесрочной перспективе возможна ее приватизация. Рассматриваются два варианта. Во-первых, народное IPO — учитывая опыт ВТБ в аналогичном предприятии, этого хотелось бы избежать. Во-вторых, привлечение в капитал «Почты России» стратегических инвесторов — эта идея выглядит на порядок привлекательнее.
На прошедшей неделе свое заключение на законопроект дал профильный комитет Госдумы по собственности. Депутаты рекомендовали отложить принятие документа до тех пор, пока не будет утверждена стратегия развития «Почты России». Парламентариев можно понять: чиновник никогда не решится одобрить что-то, что до конца не одобрено его работодателем. Но есть один важный момент: депутаты апеллируют к тому, что часть ведомств не поддерживают идею акционирования. Не менее показательны отдельные реплики депутатов, которые приводятся в СМИ. Судя по ним, главный страх заключается в том, что акционировавшись, почта сразу же отобьется от государственных рук и начнет распродавать собственность под видом непрофильных активов, неплохо на этом зарабатывая. Риск такой, конечно, есть. Но даже если принять некий стратегический документ, который депутатам понравится, нет никаких гарантий, что почта будет ему неукоснительно следовать и не позволит себе известную степень самостоятельности. В конце концов, «Почта России» — стратегический объект, и в нынешних условиях внешней угрозы что-то с ней делать попросту опасно. И, конечно, было бы преступлением не упомянуть о том, что против акционирования почты выступает вездесущий Следственный комитет РФ.
Резюмируя, речь идет вот о чем: давайте пока оставим все как есть, а потом вернемся к вопросу. Так что если кто-то предполагает, что российская почта в обозримом будущем может стать такой же эффективной, как американская, по которой в адекватные сроки можно пересылать любые, в том числе самые важные документы, то он, к сожалению, ошибается.
Китай все ближе к российской нефти
«Роснефть» заключила с «Китайской национальной нефтегазовой компанией» (CNPC) рамочное соглашение о приобретении последней доли в «Ванкорнефти». О том, что эта сделка рано или поздно состоится, стало известно еще два месяца назад. Тогда во время запуска строительства газопровода «Сила Сибири» Владимир Путин намекнул в присутствии премьера Госсовета Китая Чжан Гаоли о том, что Россия в скором времени может пустить Китай в проект по добыче нефти на Ванкорском нефтегазовом месторождении. Для «Роснефти» Ванкор — проект новый и крайне амбициозный: к 2020 году здесь планируют добывать 50 млн тонн нефти в год. До 70% ванкорской нефти законтрактовано под поставки в Китай, так что сделка выглядит вполне логично: возможность следить за добычей собственной нефти для Китая в обмен на деньги для «Роснефти». Согласно рамочному соглашению, CNPC получит в «Ванкорнефти», разрабатывающей месторождение, 10-процентную долю. По разным оценкам, этот пакет может обойтись китайцам в 800 млн — 1,5 млрд долларов. Учитывая, что всего в ближайшие годы компания Игоря Сечина планирует вложить в месторождения Восточной Сибири около 600 млрд рублей, финансовая поддержка со стороны восточных партнеров выглядит крайне привлекательной.
Япония все дальше от российского газа
Этим летом депутаты японского парламента попросили премьер-министра страны поддержать строительство газопровода из России в Токио. А на днях глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что компания получила от японцев соответствующее предложение. Обеспечить себя прямыми поставками российского газа Токио хочет уже давно: разговоры о строительстве газопровода ведутся, по меньшей мере, лет десять. Но сейчас гипотетический проект явно приобретает стратегическое значение и переходит в конкретную плоскость. После аварии на Фукусиме-1 поиск альтернативных ядерной энергетике источников топлива — насущная проблема для Японии, исторически зависимой от поставок ресурсов из других стран.
Тем не менее российская газовая монополия на предложение Токио отвечать не спешит. Дело, конечно, не в том, что Япония присоединилась к западным санкциям. У «Газпрома» не так много экономических резонов, чтобы решать энергетические проблемы Токио. Разумеется, как потребитель российского газа Япония выглядит очень привлекательно. Ее потребности в топливе оцениваются в 70 млрд куб. метров в год, в одну только Европу в прошлом году «Газпром» поставил не более 140 млрд куб. метров газа. Но, во-первых, вести трубопровод по дну моря на остров, регулярно сотрясаемый землетрясениями — задача явно не из дешевых. Во-вторых, «Газпром» уже анонсировал планы по строительству завода по сжижению природного газа во Владивостоке, так что продавать в Японию сжиженный, а не магистральный газ ему явно выгоднее. И, наконец, в-третьих, у компании Алексея Миллера уже есть большой покупатель в лице Китая. Япония здесь явно стоит на третьем месте.
Крайний по «Башнефти»
Лишившись «Башнефти» решением московского арбитражного суда, АФК «Система» решила не испытывать судьбу и отказалась подавать апелляцию. В принципе, это уже многое говорит о российской системе правосудия. Тем не менее от желания получить хоть какую-то компенсацию за потерю ключевого актива «Система» не отказывается. Она готовится подать иски о взыскании убытков с компании «Урал-Инвест», в середине 2000-х продавшей «Системе» пакет акций нефтяной компании. «Урал-Инвест» — преемник компаний, управлявшихся Уралом Рахимовым, сыном экс-главы республики, и осуществлявших все сделки по приватизации башкирского ТЭК. Надо отдать Рахимову должное: результаты приватизации он оформил очень умело. «Урал-Инвест» сейчас принадлежит фонду «Урал», в котором были аккумулированы основные доходы от приватизации. Фонд, в свою очередь, финансирует в Башкирии большую часть социальной сферы: от детских домов до школ и спортивных клубов. Получается очень пикантно: АФК «Система» фактически хочет возместить свои потери за счет башкирских сирот.
Олимпиада — банкротство — тюрьма
Следственные органы задержали Олега Шишова, главу строительной компании «Мостовик» и по совместительству депутата заксобрания Омской области. Господина Шишова обвиняют в том, что он с января по июнь не выплачивал своим работникам зарплату, хотя имел на это финансовую возможность. Другими словами, Олег Шишов воровал у своих сотрудников деньги.
Эта новость так бы и затерялась в информационном потоке, если бы компания «Мостовик» не была одной из крупнейших в строительной отрасли РФ и за ней не тянулся шлейф скандальных и неоднозначных историй. Началось все с саммита АТЭС. Компания Шишова строила для мероприятия вантовый мост на остров Русский — один из крупнейших в мире. Еще один объект для саммита, на возведение которого «Мостовик» получил подряд — Приморский океанариум, правда он до сих пор не сдан в эксплуатацию. Затем компания отметилась в олимпийском Сочи, где построила Большую ледовую арену и санно-бобслейную трассу. Все три возведенных объекта оказались для «Мостовика» убыточными. В конце марта крупнейший кредитор компании, Сбербанк, подал иск с требованием взыскать с компании 18,9 млрд рублей. Просрочку «Мостовик» допустил и по кредитам, выданным Газпромбанком, Альфа-Банком и другими банками. В апреле компания начала процедуру банкротства. Именно в этот период компания не выплачивала заработную плату. Из 25 тысяч сотрудников в компании остались менее половины, им в итоге повезло: летом зарплату снова начали выплачивать. Еще один интересный момент: в начале года «Мостовик» выиграл подряд на строительство железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино, на которую планируется выделить 87 млрд рублей из ФНБ. Очевидно, что в нынешних условиях «Мостовик» этот подряд потерял.
Кроме невыплат заработной платы, Олега Шишова обвиняют еще и в хищении денег из Омского бюджета. «Мостовик» должен был строить окружную трассу для Омска, получил из бюджета 500 млн рублей, а дорогу так и не построил. Ну и напоследок, против «Мостовика» возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты налогов.
Самое интересное в этой истории то, что она от первого до последнего слова будто списана из хрестоматии о современном российском бизнесе. Следственные органы рисуют перед нами одну картину: нерадивый бизнесмен, набрав крупных подрядов, проворовался на них и был настигнут законным возмездием. Смущает, конечно, тот момент, что компании «Мостовик» уже почти 25 лет, но предположим, что даже старые строители не лишены чрезмерной алчности. Вторую картину рисует нам знание реалий российской экономики: бизнесмен, набравший крупные подряды, которые в итоге оказались «расстрельными». В пользу этой версии свидетельствует опыт еще одного олимпийского строителя — компании «Трансстрой» Олега Дерипаски, которая еще в 2012 году обратилась в суд с требованием возместить 1,5 млрд рублей за возведение инженерных сооружений на Имеретинской низменности: первоначальная смета, по заявлениям компании, оказалась занижена почти в два раза из-за ошибок в проектном решении.
Обе эти истории говорят только об одном: будет спокойнее и для бюджета, и для бизнеса, если все крупные стройки в стране отдадут, например, «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко или «Мостотресту» братьев Роттенбергов. Правда, следователям будет после этого явно скучнее.
Уральские в Осетии
С другой стороны, Следственному комитету всегда есть где развернуться. В 2013 году было возбуждено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств, направленных на восстановление Южной Осетии. Уже задержаны двое подозреваемых: бывший функционер ЛДПР и строитель с Южного Урала Павел Бегеба, а также челябинский предприниматель Александр Суворов. В 2009 году Бегеба был назначен заместителем руководителя «Южной дирекций» — государственного учреждения, отвечавшего за восстановительные работы в Южной Осетии и Абхазии. Считается, что сотрудники «Южной дирекции» своровали из федерального бюджета как минимум 254,9 млрд рублей, предназначенных для строительства дорог в Южной Осетии и очистных сооружений под Цхинвалом. Павел Бегеба свою причастность к хищению отрицает, но недавно следователи арестовали челябинского предпринимателя Александра Суворова, признавшегося в том, что помогал Бегебе обналичивать похищенные деньги.
Нефть должна подорожать… когда-нибудь
В вышедшем недавно регулярном обзоре, посвященном мировому энергетическому рынку, эксперты Международного энергетического агентства прогнозируют рост нефтяных цен. Прогноз долгосрочный, поэтому на рынке к нему отнеслись с ожидаемым скептицизмом, но выводы аналитиков МЭА все равно интересны. Касаются они сланцевой нефти, добыча которой в США является одним из основных факторов, толкающих нефтяные котировки вниз. По мнению МЭА, нынешняя ситуация, когда благодаря США предложение нефти превышает спрос, продлится недолго: в ближайшие десятилетия дефицит на энергоносители будет только увеличиваться. Например, потребление нефти вырастет к 2040 году с 90 до 104 млн баррелей, а спрос на газ увеличится за это же время более чем в полтора раза. Что касается США, то в какой-то момент из-за падения нефтяных цен инвестиции в добычу сланцевой нефти в стране в 2015 году должны сократиться на 10%, к тому же реальные сланцевые запасы вполне могут оказаться ниже оценочных. Но ближайшие годы в любом случае будут ознаменованы сокращением спроса. Переломить тренд снижения нефтяных цен и отчасти помочь российскому бюджету может только плохое: усиление Исламского государства и ужесточение санкций в отношении России, из-за которых отечественные компании вынуждены будут сокращать объемы добычи труднодоступной нефти.
Итого
Власти довели до того, что русскому человеку впору завидовать казахам: последние деньги в стране проедаются госкомпаниями-иждивенцами, депутаты борются против реформирования «Почты России», потерявшей «Башнефть» АФК «Система» не остается ничего другого, кроме как возмещать убытки за счет башкирских сирот, олимпийский подряд оказывается прямой дорогой в тюрьму и даже в Южной Осетии и Абхазии вместо того, чтобы восстанавливать Цхинвал, воруют российские деньги.