Что случилось с экономикой за неделю 21 — 27 марта 2015 г.? В этом выпуске:
В Европе все таки готовы строить социализм, Москва лишится 14 тысяч врачей, Дмитрий Медведев готовится рубить головы, чиновники жертвуют зарплатами в обмен на лекарства, Алексис Ципрас изображает Муаммара Каддафи, Кремль готовится переходить на пиратский Windows, Китай планирует застроить Украину, Вагит Алекперов стремиться выйти на шельф. Специальный еженедельный доклад только для подписчиков «Спутника и Погрома».
Газовый социализм
Одним из главных итогов состоявшегося на прошлой неделе саммита ЕС стало то, что главы стран Евросоюза все таки решили создать небольшой энергетический СССР. Концепция создания Энергетического союза, представленная месяцем ранее вице-президентом Еврокомиссии Марошем Шефчовичем, была одобрена практически без замечаний.
Несмотря на громкое название, пока что Энергетический союз выглядит как формация, главная цель которой — снизить зависимость ЕС от российского газа. Дело в том, что сегодня доступ любой европейской страны к поставкам газа осуществляется в два этапа. Сначала заключаются межправительственные соглашения — что-то вроде меморандума о намерении поставлять и покупать топливо. Конкретные параметры поставок — цена, объем, сроки — прописываются затем в коммерческих контрактах. Евробюрократы о них узнают уже постфактум, когда основные бумаги подписаны. Создание ЭС предполагает, что ЕК будет получать доступ к этой информации на самых ранних этапах заключения сделок, а значит, сможет влиять на ход переговоров и диктовать свою волю. Воля эта будет заключаться в «увеличения прозрачности таких соглашений и их соответствия положениям энергетической безопасности ЕС» — так во всяком случае звучит официальная трактовка.
Что из себя представляет энергетическая безопасность ЕС, пока не ясно — соответствующие правила не разработаны. Но эксперты единодушны в том, что ее краеугольным камнем станет максимально широкий круг поставщиков газа для каждой отдельно взятой страны ЕС. Собственно, в концепции ЭС записано, что в качестве перспективных газовых партнеров Евросоюза рассматриваются Америка (за счет СПГ), Турция, Азербайджан, Туркмения и даже Иран. О России — ни слова. Между тем «Газпром» обеспечивает по разным оценкам 25%-30% всей потребности ЕС в газе. При этом, из 28 стран ЕС шесть зависят от российского газа практически полностью. Это страны восточной и юго-восточной Европы: например, Болгария и Словакия. Именно этих членов союза от власти «Газпрома» предполагается спасать в первую очередь.
А теперь — о тех небольших замечаниях, с которыми была принята концепция ЭС. Хорошая новость заключается в том, что Германия, Нидерланды и Финляндия настояли на том, чтобы ЕК не имела доступа к конфиденциальной информации, содержащейся в коммерческих контрактах. То есть о том, что сделки нужно согласовывать с Брюсселем, который имеет право их блокировать, речи пока не идет. Но было бы наивным полагать, что так все и останется в будущем. Напомним, ЭС родился из идеи бывшего премьера Польши Дональда Туска о централизованных закупках газа из Брюсселя для всех стран Европы. А предшествовал концепции ЭС принятый в 2009 году Третий энергопакет, из-за которого, как все помнят, пришлось отменить строительство «Южного потока». Едва ли в ближайшие годы отношения России и Европы значительно улучшатся. Энергосоюз в одночасье создан не будет, а значит у ЕК есть еще один-два года, чтобы все таки воплотить свои социалистические газовые амбиции в жизнь.
Врачей — под сокращение
Появилась информация, что к 2018 году в Москве может быть уволено до 14 тысяч врачей. Во всяком случае об этом свидетельствует соглашение между Минздравом и столичным правительством, оказавшееся в распоряжении РБК. Что важно, ни о каких сокращениях в документе не говорится. Там просто указывается целевой показатель — 40,9 врача на 10 тысяч человек в 2018 году. Дальше в дело вступает банальная математика. Официальный прогноз по численности населения столицы в 2017 году — 12,4 млн человек. Значит по планам ведомства и московских чиновниках для их обслуживания необходимо будет 50,8 тысяч врачей. А на сегодняшний день их в Москве работает 64,9 тысяч. Выходит 14,1 тысячи лишних врачей. А значит московским чиновникам необходимо повысить производительность труда: в 2014 году было уволено всего 3,5 тысячи врачей. Если продолжать такими же темпами, то к 2018 году удастся сократить всего 10,5 тысяч человек.
Очевидно, врачей нужно сокращать, чтобы были деньги веселиться с размахом. Так, весной столичные власти собираются порадовать москвичей сразу двумя пышными фестивалями, которые обойдутся бюджету города в 170 млн рублей. Это в четыре раза дороже чем год назад. На Пасху приготовят 17 пасхальных яиц за 4,3 млн рублей и кулича весом почти в тонну за полмиллиона рублей. Нельзя, чтобы люди ели блины с лопаты, грустили и думали о кризисе.
И снова об импортозамещении
Антикризисные меры в России разрабатывают уже три неполных месяца. И несмотря на то, что давно пора хоть что-то из придуманного воплотить на практике, пока что власти заняты кадровыми вопросами. Так, на минувшей неделе стало известно, что в антикризисную комиссию, которая в официальных документах притворяется комиссией по экономическому развитию и интеграции — будто за окном благостный 2007 год — войдут помимо заседающих в ней чиновников еще и представители крупного бизнеса. Видимо, это запоздалый подарок от власти бизнесменам в честь состоявшегося недавно съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.
Синергия, которая возникнет от того, что чиновники и бизнесмены будут заседать за одним столом, — это, конечно, хорошо. Но повторимся — пора уже что-то делать. Агропром, который должен получить пусть не самую объемную, но первоочередную помощь, до сих пор ждет обещанного. Видимо, понимая это, Дмитрий Медведев недавно потребовал от губернаторов регионов довести таки госсубсидии до сельскохозяйственных предприятий. «Отвечаете головой», — заявил премьер-министр.
Когда Медведев просыпается и начинает злиться — это, конечно, может испугать даже самого смелого губернатора. Но, есть ощущение, что уже поздно, и в конце года мы с удивлением узнаем, как первая попытка организовать импортозамещение на селе провалилась. Косвенное тому подтверждение — результат работы главных банков, кредитующих сельское хозяйство, — Сбербанка и Россельхозбанка. На них приходится почти 70% всех кредитов, выдаваемых аграриям. С начала года оба этих банка увеличили кредитование посевной всего на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, то есть фактически не увеличили. Можно, конечно, предположить, что аграрии увеличили инвестиции (а именно это и предполагает импортозамещение: вкладывать больше-сеять больше-собирать больше) за счет собственных средств, но в это почти — точнее совсем — не верится.
Самая важная профессия
Чтобы аграриям досталось больше денег, чиновники решили вместе со всей страной сократить свои доходы. Раньше, напомним, из разных ведомств звучали хаотичные призывы то приостановить индексацию, то вовсе сократить зарплаты своим сотрудникам. В итоге сошлись на более мягком варианте: Госдума приняла в первом чтении закон, накладывающий мораторий на индексацию до конца года зарплат госслужащих. Одновременно урезается премиальный фонд.
История знает немало примеров, когда чиновники в трудные для страны времена жертвовали своим достатком. Так в Латвии в 2009 году была уволена треть госслужащих, а зарплата премьера урезана на 35%. Но до такого самоотречения нам еще далеко. Хотя идея о 10-процентном урезании зарплат в Кремле, озвученная Путиным, скорее всего будет реализована.
Зарплаты чиновников вообще удивляют. И не столько тем, что они в разы больше средней по России, сколько тем, что больше всего получают ведомства, которые делают меньше всего. Понятно, что Кавказ — сложный и нервный регион, но это не объясняет почему в Минкавказа получают в среднем почти на 60 тыс рублей больше чем в Счетной палате. То же самое касается и Минвостокразвития — 154 тысячи рублей, второе по уровню зарплат федеральное ведомство, занимающееся преимущественно бумажными проектировками. Хотя, Кавказ и Дальний Восток — наиболее дотируемые регионы РФ, может быть дело в этом.
Напоследок отметим, что работа чиновника признана одной из самых сложных, нервных и опасных. На днях Владимир Путин подписал указ, согласно которому министры, сенаторы, депутаты Госдумы, сотрудники администрации президента и аппарата правительства, а также судьи Конституционного и Верховного судов (а также их семьи) будут получать медицинские препараты бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Греция просит, требует, угрожает
Над Грецией сгущаются тучи. Немецкий канцлер Ангела Меркель, которая хочет, чтобы Афины увольняли, сокращали пенсии и платили миллиардные кредиты, встретилась с греческим премьером Алексисом Ципрасом, который хочет, чтобы Берлин позволил греческим людям жить достойно и выплатил деньги за давние безобразия нацистов. Итог — взаимные обвинения и еще один шаг к дефолту Афин и их выходу из Еврозоны.
Направляясь на встречу, Ципрас, судя по официальным сообщениям, даже не планировал требовать списания долга, а намеревался попросить о предоставлении Греции дополнительной ликвидности. Дело в том, что недавно Афины полностью выплатили все свои мартовские долги и теперь превратились в Украину, только вместо российского газа у них — социальные выплаты и пенсии. Денег в бюджете Греции — до 7 апреля. Дальше необходимо решать — платить долги или зарплаты и пенсии.
При этом, Еврогруппа еще в феврале обещала Греции 7,2 млрд евро, но так и не выделила. Меркель, кажется, надежды Ципраса окончательно разрушила: получить деньги Греция сможет только если продолжит губительные для своего общества реформы. Ципрас же настаивает на собственном плане реформ — откровенно социалистическом: повысить налоги на бизнес (в первую очередь — судовладельцев), а вместе с ними и социальные выплаты.
Понятно, что Ципрас и кредиторы пока что проверяют друг друга и их диалог затянется еще на долгие месяцы. Судить о том, кто выйдет из этой схватки победителем, пока что рано. На стороне Германии и ЕС — долгие годы приручения Афин и внушительные финансовые требования. На стороне Греции — претензии и угрозы. Кроме требования о репарациях за нацистскую окуппацию (жестко отвергнутого Меркель), Ципрас припомнил своей визави историю с подкупом немецкой Siemens греческих чиновников: некоторые подозреваемые до сих пор вольготно проживают на немецкой земле. Что касается угроз, то помимо возможного объявления дефолта и выхода из зоны евро, греки грозятся наводнить Западную Европу толпами беженцев, проживающих сейчас в Греции. В свое время, кстати, этим же Европе угрожал Муаммар Каддафи. Алексис Ципрас моложе и решительнее — не в пример дряхлым политикам ЕС. Тем интереснее следить за развитием событий.
Пиратский Windows для Кремля
Россия придумала новые антисанкции — более изящные нежели лобовое продуктовое эмбарго. Минкомсвязи предлагает запретить госструктурам приобретать программное обеспечение у компаний, приостановивших поставки своей продукции в Крым. «Работать смогут те, кто территориальной дискриминацией не балуется», — заявил министр связи Николай Никифоров.
Речь в таком случае идет обо всех американских IT-компаниях: им запрещено работать на полуострове еще с прошлого года. Крупнейшие из них: Microsoft и Oracle. В 2013 году они заработали на госзакупках в России 11,34 и 3,2 млрд рублей соответственно. Если идея ведомства Никифорова будет реализована, следующий логичный шаг — отказаться от техники HP или Dell.
Первыми, кого заявления Минкомсвязи напугали, стали, как ни странно, европейцы. Немецкий разработчик ПО SAP уже обратилась в правительство, напомнила, что работает на российском рынке и обещала увеличить объем инвестиций в РФ и создать дополнительное количество рабочих мест. По разным данным, именно на госзаказы приходится четверть прибыли SAP в России.
Звучит все это красиво, особенно учитывая, что российские IT-компании тоже сталкиваются с дискриминацией — неофициально, правда, — на европейских рынках. Но в реализацию верится слабо. Трудно представить себе, что тысячи российских чиновников в один момент перейдут с Windows или Microsoft Office на малоизвестные отечественные аналоги. Хотя, можно позволить себе пофантазировать и представить, как скачивание «взломанных» версий Windows в РФ становится узаконенным на государственном уровне, наспех зарегистрированная «Пиратская партия» занимает в Госдуме больше мест, чем «Справедливая Россия», а администраторам торрент-треккеров выдают государственные награды за боевые заслуги.
Китай застраивает Украину
Небольшая новость от наших китайских друзей. Местная компания CITIC Construction готовится инвестировать в украинскую экономику. Украинское министерство регионального развития подписало с CITIC меморандум о том, что последняя выделит Киеву пятнадцатилетний кредит на 15 млрд долларов под 3% годовых на строительство доступного жилья. Сама же китайская компания будет в этом процессе выступать не только как кредитор, но и как генеральный подрядчик. Строить будут арендное жилье, которое украинцы потом смогу выкупить. Первый пилотный проект оценивается в 1 млрд долларов. При этом, CITIC Construction — компания с репутацией: она возводила главный стадион к пекинской Олимпиаде в 2008 году. Теперь ей предстоит потрудится на украинской земле: в очередь на получение квартиры на Украине стоит порядка 800 тыс семей.
Пока европейцы, американцы и МВФ приручают Украину кредитами, китайцы всерьез готовятся собирать здесь вполне рыночную прибыль. Хотя, конечно, CITIC можно понять. О китайских городах, заполненных сотнями новостроек, в которых никто не живет, слышали уже все. Нужно ведь что-то где-то строить.
Либерализация на шельфе
Согласно принятым в 2008 году поправкам к закону «О недрах» право разрабатывать арктический шельф получили только государственные нефтегазовые компании. Лоббистом этой новации выступал, как несложно догадаться, Игорь Сечин. С тех пор лицензии на шельфе выдавались только «Роснефти» и «Газпрому». В ближайшее время эта государственная монополия может быть разрушена. Хотя уже сейчас конкуренция на шельфе крайне жесткая: «Роснефть» и «Газпром» регулярно грызутся за получение очередной лицензии.
В начале марта помощник президента Андрей Белоусов предложил главе государства вернуть частные компании на шельф. Настоящим автором этой идеи был, конечно, не господин Белоусов, а глава «Лукойла» Вагит Алекперов. Собственно, «Лукойл» на сегодняшний день — единственная частная нефтяная компания, способная работать на шельфе. Есть у нее и соответствующий опыт — правда, на Каспийском море.
Объективная причина для либерализации, по сути, только одна. Несмотря на то, что результаты работы госкомпаний на шельфовых месторождениях нельзя назвать невпечатляющими, многочисленные проекты находятся под риском срыва. Достаточно вспомнить хотя бы громкий исход со скважины «Университетская-1» компании ExxonMobile, которая на ней работала вместе с «Роснефтью». «Лукойл» в свою очередь не находится под санкциями, значит вероятность, что Вагит Алекперов сможет привлечь в арктические проекты иностранных партнеров выше. Но только условно: американские и европейские нефтяники с российскими коллегами работать не хотят в принципе.
Отдельно стоит сказать о Андрее Белоусове. Когда-то он непродолжительное время возглавлял Минэкономразвития, где озвучивал приятные для отечественного бизнеса идеи (например, снизить ставки), после чего был быстро снят с должности, заменен Алексеем Улюкаевым и переведен в администрацию президента. Сейчас, по слухам, господину Белоусову прочат должность председателя совета директоров «Роснефти». То есть перед нами — еще один будущий лоббист интересов российской нефтянки. Непонятно, правда, почему начинает он с предложений, идущих вразрез с интересами будущего работодателя.
Итого
Воспользовавшись кризисной паузой, экономика застыла в ожидании: чиновники не торопясь сливают импортозамещение и делают вид, что готовы экономить. Экономия нужна, чтобы столичные власти смогли загипнотизировать москвичей пасхальным куличем весом в тонну. Благодать и затишье нарушают Вагит Алекперов, претендующий на часть арктического шельфа, и Минкомсвязи, придумавшее блестящий план по легализации интернет-пиратства. Самое интересное происходит в Европе: здесь рождается то ли местный Жириновский, то ли действительно интересный политик. И, как ни странно, на Украине, которую скоро застроят китайскими многоэтажками.