Пряшевская Русь: русские русины в Словакии

rusyn

В России мало кто знает об осколке древнерусского народа, живущем на земле под поэтическим названием Пряшевская Русь. Сегодня это часть современной Восточной Словакии. Пряшевщина сейчас принадлежит словацкому государству, но исторически к этому региону относятся около трехсот деревень, более чем наполовину населенных русинами и их потомками. До коммунистической украинизации местные жители считали себя русскими.

rus01

Пряшеская Русь находится на северо-востоке современной Словакии

С чего все начиналось

Сам термин Пряшевская Русь появился после Первой мировой войны, когда русины, жившие на южных склонах Карпатских гор, неожиданно для себя оказались в составе Чехословакии. Их разделили по административным границам. Словосочетание «Пряшевская Русь» стали употреблять русинские активисты — для того, чтобы отличать русинов Словакии от тех, кто жил в самоуправляемой автономии, Подкарпатской Руси. Эту автономию Советский Союз потом включил в УССР как Закарпатскую республику; местных жителей украинизировали.

Перепись 1921 года показала, что русинами себя считают 86 тысяч человек. В то время конфессиональный фактор играл ведущую роль в этнической самоидентификации — русинским активистам это дало право заявить, что перепись сфальсифицирована: о своем грекокатолическом вероисповедании (русинская вера) заявили 193 тысячи человек. Перепись действительно могла быть подвержена разного рода манипуляциям: сказывался низкий уровень образования и культуры в регионе.

Чехословацкое государство пыталось словакизировать местных русин с самого начала своего существования. Власти ввели в школах словацкий язык (до этого русинский, очень приближенный к русскому, использовали 237 школ, в 20-е годы XX века их осталось только 95). Курс на ассимиляцию был очевиден. Кроме того, чехословаки активно поддерживали украинских мигрантов из Галичины, а те в своей обычной манере рассказывали русинам, что он не русские, а украинцы.

Общественность Чехословакии вообще любила ставить под сомнение само существование русинского народа как отдельного и самобытного этноса, стремясь представить русин лишь как этнографическую разновидность восточных словаков. Собственно, забавно, что в наполовину словацком государстве русины считались не частью украинского или русского народа, как тогда было принято, а словаков. Так, чехословацкий журнал «Час» трактовал русинскую идентичность как «результат пропаганды Венгрии, которая изобрела новую русинскую национальность в качестве противовеса развивавшемуся словацкому движению, искусственно разжигая ненависть между грекокатоликами и римскими католиками. Грекокатолики не принимали участия в национальном движении, их попы выступали против словаков, а когда была изобретена новая народность, руснацкая, дело раскола было завершено…».

Русофильство и русское самосознание

В ответ на принудительную ассимиляцию и словакизацию русинского национального меньшинства в Пряшевской Руси начало с особой силой развиваться русофильство, которое апеллировало к традиционным русинским этническим и конфессиональным представлениям. Собственным русинским литературным языком признавался исключительно русский язык. Народная речь понималась как диалекты единого русского языка. О распространении русской идентичности красноречиво свидетельствуют тогдашние литературные опыты русинов. Так, например, поэт, общественный деятель и будитель Юлий Ставровский-Попрадов прямо назвал одно из своих стихотворений «Я русский!». Многие «словацкие» русины переходили в православие.

rus02

Русофил Пряшевской Руси Юлий Ставровский-Попрадов

В Восточной Словакии действовали многочисленные русофильские организации: Объединение русской молодежи, Союз русских жен и т. д. В Восточной Словакии были весьма популярны так называемые Дни русской культуры, сближавшие местное русинское население и русскую эмиграцию. На литературном русском языке выходили «Народная газета», «Православная Карпатская Русь», «Русский земледелец», «Русское слово» и некоторые другие. Только одна местная газета — «Слово народа» — придерживалась украинофильской ориентации. С 1927 года русский язык стал официальным языком преподавания во всех школах Пряшевской епархии.

Поддерживали русофильство и русские эмигранты, которые селились на русинских землях в 20-е годы XX века. Так, например, это активно делал Валерий Александрович Погорелов — русский славист, политический эмигрант. В.А. Погорелов в России преподавал в Ростовском государственном университете, в 1920 году он эмигрировал в Чехословакию. Профессор Погорелов читал лекции в университете Братиславы и издал несколько научных трудов, которые поддерживают русофильскую идентификацию русинов Пряшевщины, считавших себя русскими.

Политика ассимиляции стимулировала борьбу русинов Словакии за свои национальные права и их стремление к воссоединению с Подкарпатской Русью. Все русинские конгрессы в Словакии постоянно требовали ревизии границы с Подкарпатской Русью, использования русского литературного языка в школах и в общественной жизни, а также привлечения представителей местного населения к работе в органах государственной власти. В полной мере борьба русинов Словакии за свои национальные права развернулась в конце 30-х годов — им удалось достичь ряда успехов, главным образом в сфере образования.

rus03

Церковь в русском стиле в г. Прешов, главном центре русинов Словакии

Украинизация

Русины позитивно отнеслись к победе Советского Союза в Великой Отечественной войне. Началась еще одна волна русофильства. Деятельность Украинской повстанческой армии, оставившей дурную славу у русинского населения, не добавила украинству популярности. Собственно, этноним «украинец» воспринимался русинами как эквивалент слова «бандеровец». Хотя о русинах официально иногда уже говорили как об украинцах, в прессе, национальном образовании и культурной жизни безоговорочно доминировал русский язык. В широких массах закреплялось именно русское, а не украинское самосознание. Этот период справедливо считается своеобразным пиком русофильства в истории русинов Словакии.

После присоединения Подкарпатской Руси (названной «Закарпатьем») к УССР русофильская интеллигенция в Пряшевской Руси (оставшейся чехословакам) под давлением СССР в значительной степени перешла на украинофильские позиции. Украинской идее покровительствовали и власти Чехословакии. Советскому Союзу это было выгодно: политика красных в русинском вопросе строилась на непризнании русинов отдельной от украинцев национальностью, они считались «частью украинского народа», а УССР называлась родиной русинского населения Пряшевского края — туда русинских студентов отправляли для изучения «литературного» украинского языка.

Современные русины

Русинское самосознание начало массово возрождаться к середине 90-х годов, после распада Чехословакии на два государства. Тогда возникли различные русинские объединения, такие как «Объединение русинской интеллигенции Словакии», «Русское (карпаторусское) культурно-просветительное общество имени А. В. Духновича», «Русский клуб — 1923» и другие. В некоторых организациях, что видно даже по названию, опять стала популярна идея общерусского единства.

Несмотря на кодификацию русинского языка в Словакии, русинов Пряшевщины власти зачастую продолжали отождествлять с украинской общиной страны, чтобы не ссориться с Украиной. Между словацкими «украинцами», которые поддерживаются украинским государством, и русинами, которых никто не поддерживал, шла негласная борьба за некогда единые финансовые и политические привилегии от правительства Словакии. Словацкие русины настойчиво добиваются признания своих прав как самостоятельной национальной общности.

rus06

Русинское население Словакии в конце XX — начале XXI веков разделено, как и в межвоенный период, на несколько групп с разным самосознанием. Русинофилы Словакии считают себя отдельным народом, украинофилы в среде русинов считают себя украинцами. Русофильская идеология в русинской среде в постсоциалистической Словакии потеряла свои позиции и практически отсутствует, но большинство русин с большой симпатией относятся к России и русским. Например, после кодификации русинского языка у части русинского населения возникла потребность сблизить русинский язык с русским литературным.

***

Русины — коренное население современной Восточной Словакии. В Чехословакии русины были разделены административными границами (на Пряшевщину в составе Словакии и автономную Подкарпатскую Русь), и пряшевских русинов чехословацкое правительство упорно пыталось словакизировать.

В ответ на принудительную ассимиляцию среди русинов стали усиливаться русофильские идеи — между русинами Пряшевской Руси и этническими русскими из России ставился знак равенства. Создавались многочисленные русофильские организации, было введено образование на русском литературном языке. После победы Советского Союза в Великой Отечественной войне началась новая волна русофильства, но коммунистов любовь к России не интересовала, выглядела откровенной белогвардейщиной, и в конце концов русинов скопом записали в свидомые украинцы.

После присоединения территории Закарпатской области к УССР и негласного запрета на термин «русин» в социалистическом лагере большая часть русинской интеллигенции под внешним давлением приняла украинофильский вариант этнического самосознания. Гонения на русинскую идентичность в Чехословакии были не так строги, как в Советском Союзе, и русины даже могли заявлять о себе во второй половине XX века, но настоящее русинское возрождение в Словакии началось только после распада соцблока. Увы, мало кто из русин теперь осознавал себя как русских.

Переписи населения, которые проводились в Словакии в постсоциалистический период, показали, что численность русинского населения существенно возросла, а количество украинцев существенно снизилось, что говорит об упадке украинства среди пряшевских русинов. Одна из главных проблем русинской общины Словакии — по-прежнему ассимиляция в словацкой этнической среде, результат как коммунистической украинизации, так и смешанных браков.

  • rus05
  • rus04

Также читайте: русины в Сербии и другие статьи Григория Миронова о русских меньшинствах в странах Европы