Русские в Северной Осетии

oset

Отгадайте загадку: в 1959 году в одной маленькой, но очень гордой республике между Ингушетией и Кабардино-Балкарией их было 40%, в 1970-м — 32%, в 1989-м — 30%, в 2002-м — 23%, в 2010-м — только 20%, сейчас — ещё меньше. Отгадали? Правильно, это динамика снижения русского населения в Северной Осетии по официальным данным переписей, которое продолжается и сегодня. Республика не стала исключением среди других северокавказских субъектов Российской Федерации — славяне бегут оттуда сломя голову. Русских выдавливают из Осетии при полном одобрении местных властей. Почему так происходит? Казалось бы, большинство осетин причисляют себя как бы к православным — а русским братушкам, вечным защитникам от грузин и ингушей, только машут на прощание. Иван сделал своё дело — Иван должен уйти? Попытаемся разобраться.

os01

Русское население Северной Осетии уменьшилось с 40% до 20% за 50 лет

Историческое право

Как и в других республиках Северного Кавказа, русские живут в Северной Осетии очень давно. Терские казаки появились здесь аж в XVI веке, почти 500 лет назад. Первоначально основу местного казачества составили волжские казаки, переселенные южнее к Тереку, потом к ним добавились мигранты из Малороссии, как запорожцы, так и крестьяне, донцы, беглые крепостные из Центральной России и с Севера, вошедшие со временем в казачье сословие, а также солдаты, религиозные сектанты — молокане, духоборы и прочие.

Российская Империя, в отличие от современной РФ, долгие годы вела активную политику заселения окраин русскими, в том числе и на Северном Кавказе — считалось, что таким образом страна будет защищена от кавказского сепаратизма при дестабилизации. Так были основаны многие станицы по терскому берегу современной РСО-Алании, которые выполняли военно-охранную функцию и стали впоследствии городами — например, современная столица субъекта, Владикавказ. Россия использовала осетин и в качестве своих союзников для покорения мусульман Кавказа, усиления своего влияния в регионе.

К началу XX века этнический состав Северной Осетии был разнообразным. Русские составляли примерно 33% населения и большинство городских жителей. Среди населения Владикавказа и Моздока в 1900 году большинство составляли именно русские, их количество год от года увеличивалось. В то же время осетины начали массово мигрировать с гор на равнины — как раз из-за этой миграции ещё до революции и гражданской войны в регионе накопился серьёзный конфликтный потенциал. Горцам не нравилось, что большинство лучших земель принадлежит казакам, русским не нравилось, что горцы переселяются на равнины и качают права. Хотя осетинам русская колонизация позволила вернуться на предгорные территории, контролируемые ранее кабардинцами, они не демонстрировали особенной благодарности. А потом аборигенам подфартило ещё больше — власть в стране перешла к коммунистам.

По ту сторону дружбы народов

После прихода к власти большевики сразу же начинают выселение казаков. Серго Орджоникидзе, революционер и известный друг рабочих, писал об этом так:

«После изгнания белогвардейцев сразу же было намечено выселить 18 казачьих станиц (60 тысяч человек), земли которых клином врезались в горские угодья. Предполагалось таким образом ликвидировать земельный голод горской бедноты и чересполосицу».

На место казаков заселялись осетины. Затем коммунисты принялись за свою печально известную политику коренизации, в том числе наводнили школы и местную администрацию кавказцами. Подобная практика была призвана создать новую культурную и политическую элиту из числа кавказских народов вместо русских. Так, советские власти разработали «Положение о Горском педагогическом институте», утвержденное Наркомпросом РСФСР 4 апреля 1927 года. По нему приоритетом деятельности этих ВУЗов становилась подготовка кадров научных работников и учителей из числа детей гор.

Интересно, что полученная от большевиков государственность в виде АССР, получившей многие казачьи территории, рассматривается сегодня некоторыми осетинскими учеными как дискриминация. Русские, дескать, не строили городов и фабрик, не прививали цивилизацию спустившемуся с гор населению, не отдавали свою исконную землю, а нагло уничтожали осетинское самосознание и великую осетинскую культуру. Местные СМИ на эту тему обычно сообщают, что коммунисты уничтожали осетинский язык, русифицировали местных жителей. На бытовом уровне население связывает всё это не с большевиками, а с этническими русскими, которые должны теперь каяться и платить. Отсюда и русофобия, как вполне официальная, так и бытовая, особенно среди подростков и молодёжи.

Трагическим периодом в жизни русского населения Северной Осетии советского периода стал осетино-ингушский конфликт. Он тлел весь XX век, а может быть и раньше. Историки двух народов уже очень долго не могут решить, кто именно является потомками древних алан, не говоря уже о более мелких спорных моментах. Противоречия особенно обострились после депортации ингушей в Среднюю Азию — освободившуюся землю передали осетинам. В Пригородном районе Северо-Осетинской АССР потом были погромы, устроенные вернувшимися ингушами, под горячую руку попали и русские. Обстановка обострилась в 70-е годы, и в 1981-м дело дошло до реальных беспорядков на национальной почве в городе Оржоникидзе (тогда так назывался Владикавказ). Ну а в 90-е два горских народа, избавленных от коммунистической опеки, перешли к прямым вооружённым столкновениям. После этого многие славяне начали уезжать из неспокойного региона.

os02

Территория Северной Осетии, на которую претендует Ингушетия

Ещё один момент, который раздражал осетин в советское время — секретарей республиканских комитетов КПСС и других высокопоставленных лиц назначали из Москвы, и часто из числа славян. Этот факт давал некоторым осетинским национал-радикалам коммунистического периода повод обвинять Москву в дискриминации. В 1982–1988 гг. первым секретарём Северо-Осетинского комитета был Е. В. Одинцов. Хотя никакой особенной прорусской политики он не вёл, СМИ Северной Осетии и сегодня называют эту эпоху «мрачным периодом одинцовщины».

Она развалилась

В отличие от других республик Северного Кавказа, в перестройку в Осетии не сложилось мощного движения за независимость, хотя некоторые представители национальной элиты и озвучивали подобные идеи. Национальное возрождение осетин не было таким агрессивным, как в соседней Ингушетии и тем более в Чечне. Это лояльное отношение к России со стороны осетин исследователи объясняют трудными межнациональными отношениями в регионе. Если вдруг, не дай бог, получится так, что российские власти не будут контролировать этнические противоречия на Кавказе, то между здешними народами начнётся непрекращающийся конфликт всех против всех а-ля Афганистан, и осетинам придётся весьма тяжело. Надо ли говорить, что русским в самой Осетии этот факт нисколько не помогает — на бытовом уровне они стоят на более низком уровне, чем кавказцы различного происхождения.

В 90-е осетины начали активно предъявлять претензии Москве, что особенно было заметно в СМИ. Например, на страницах молодежной газеты Северной Осетии «Иры ныфс» («Надежда Осетии») появлялись такие тексты:

«Мы просто заставим федеральный центр считаться с нами. Скоро в России состоятся президентские выборы и новому президенту, независимо от того, кто им станет, полезно будет узнать, что у русского народа нет и не будет никаких затюканных „младших братьев“, которым можно спустить из белокаменной все, что угодно, не заботясь об их чувствах».

Когда начался конфликт в Южной Осетии, то многие осетины оттуда устремились на север, и славян в процентном отношении стало ещё меньше. Плюс, как и в других субъектах СКФО, к списку проблем прибавилась низкая рождаемость, бездумные браки русских женщин с кавказскими мужчинами и отвратительная экономическая ситуация — из-за закрытия многих производств невозможно было найти работу.

На современном этапе

Как и в соседних регионах СКФО, сегодня в Северной Осетии русских целенаправленно вытесняют с ключевых постов в органах власти и управления (оставляя двух-трёх для вида). Русских практически нет и среди более или менее крупных бизнесменов. В парламенте РСО-Алания абсолютно преобладают депутаты осетинской национальности. Русских раздражает клановая структура общества, где им нет места. К слову, один собеседник автора этих строк, переехавший из станицы Архонской в начале 2000-х, рассказывал, что его отец занимался там неплохим и прибыльным бизнесом, но ему постоянно вставляли палки в колёса представители власти — мешали делать дела формулировкой «вот если бы ты был осетином, тогда бы было другое дело…». В итоге эта многодетная русская семья собралась и уехала в центральную Россию.

os03

Особую озабоченность у русских республики вызывает проблема изучения русского языка в школах — его преподают не так, как в других регионах России. Это тоже влияет на эмиграцию из республики — ведь люди хотят дать своим детям хорошее образование. Та же проблема у абитуриентов, которые не пытаются поступать в ВУЗы Владикавказа, а предпочитают уезжать куда-нибудь в соседние регионы с русским большинством, и потом остаются там жить. Кроме того, происходят многочисленные драки на национальной почве, нападения на русское население, которое кажется горцам беззащитными — ни кумовства, ни родовой организации. Так, в 2007 году была убита и изнасилована 13-летняя школьница Люба Мамина. В том же году ветеран Великой Отечественной войны и старейшина Терского войска казак Бадулин был зверски избит на рыбалке и выброшен в реку.

Главу республики неоднократно просили разобраться в этих и других преступлениях местные казаки. К слову, они неоднократно заявляли о желании создать свою Терскую казачью республику или автономию в разных территориальных вариантах. Власти в ответ создали «Аланское казачество», которое стали от души финансировать и куда стали активно принимать этнических осетин (сейчас их уже большинство). Потомственные терские казаки справедливо возмутились «альтернативным войском», так как делами казачества и возрождением культуры, по их мнению, должны заниматься именно казаки, а не инородцы.

Самая конфликтная ситуация сейчас в Моздокском районе, где русское население исторически было большинством (сейчас это уже относительное большинство). Тут межнациональные конфликты возникают в основном не с титульными осетинами, а с кумыками, чеченцами, кабардинцами, цыганами и прочими. Вообще в нынешних границах Моздокский район был образован не так давно — только в 1944 году, когда в состав Северо-Осетинской АССР передали Моздок из Ставропольского края. Многие местные русские желали бы его возвращения — сегодня город постепенно теряет свой статус неофициальной русской столицы региона. Здесь постоянно вспыхивают конфликты с национальным подтекстом. Например, в 2011 году школьника по мотивам национальной ненависти жестоко избил 18-летний этнический кумык. А в 2012 году было совершено убийство другого моздокского школьника Влада Ромашкина, как говорят, сына местного силовика, тоже подростками кумыкской национальности. Мальчика зарезали в собственной квартире. И такие случаи, увы, не редкость.

***

Северная Осетия принадлежит русским — они живут там сотни лет. До сих пор положение славянского населения здесь было мягче, чем в соседних мусульманских республиках, но теперь местная администрация сознательно и целенаправленно побуждает русских уезжать. Властям выгодно, чтобы Северная Осетия становилась этнически однородной.

К сожалению, осетины не понимают, что рубят сук, на котором сидят. Россия кормит их и поддерживает в республике подобие цивилизации. Что более важно, русские защищают осетин от соседей — и грузины, и ингуши, и даже кабардинцы до сих пор имеют к осетинам претензии, от конкретных территориальных до обычных в этих местах поводов для межэтнической резни. Что будет с осетинами, если русские уйдут? Ничего хорошего. Но таков принцип существования любого советского народа-лимитрофа: ненависть к русским даже ценой собственной жизни.

os04