17 мая 2007 года произошло объединение РПЦ и РПЦЗ. Прежде непримиримые церкви объединились после 80-летней конфронтации.
Русским эмигрантам, бежавшим от большевиков, не удалось создать правительство в изгнании, в отличие от многих других политических беженцев. Точнее, попытки предпринимались, но быстро заглохли. Зато им удалось создать свою собственную церковь, настроенную по отношению к большевикам крайне непримиримо.
Поначалу о расколе и речи не шло, эмигранты считали, что со дня на день режим большевиков рухнет и все вернутся назад. На Первом всезаграничном церковном соборе, объединившем всех бежавших из СССР архиереев, была создана РПЦЗ. Она признавала своим владыкой патриарха Тихона, оставшегося в Советском Союзе.
Окончательный раскол между ними произошел в 1927 году после декларации митрополита Сергия о безусловной лояльности советской власти. С тех пор церкви надолго разошлись и именовали друг друга не иначе как сергианами и карловацкими раскольниками.
Первоначально иерархами были только дореволюционные священнослужители, бежавшие с белыми. После Второй мировой войны их ряды пополнили бежавшие с оккупированных территорий вслед за немцами советские граждане.
Между тем СССР становился все сильнее. После войны стало очевидно, что режим в ближайшее время не падет, к тому же все восточноевропейские приходы, ранее принадлежавшие РПЦЗ, перешли под контроль московского патриархата. В хрущевское время началась практика переманивания священников РПЦЗ на сторону РПЦ, однако широкого распространения она не получила.
По сути, до самой перестройки никаких серьезных попыток диалога не было, слишком уж разными были взгляды церквей. РПЦ к тому времени уже превратилась в типичный советский орган, чья церковная дипломатия была неотъемлемой часть советской внешнеполитической концепции «борьбы за мир». А в РПЦЗ все еще проклинали безбожных большевиков и даже канонизировали императорскую семью, казненную большевиками.
Также читайте: Церковь после 1917 года
На волне перестройки началось движение за объединение церквей. Но каждая из них хотела объединения на своих условиях. РПЦЗ требовала отречься от сергианства и прославить новых мучеников российских — всех людей, казненных большевиками за их веру. К тому же они хотели объединения на условиях широчайшей автономии. В свою очередь, РПЦ поначалу желала просто поглотить заграничные приходы без всяких условий. В начале 90-х, когда СССР пал и в церковь пошли деньги, спор приобрел еще и черты имущественного. Не дожидаясь шагов со стороны РПЦ, РПЦЗ начала создавать в России свои приходы, что в патриархате было воспринято едва ли не как рейдерские захваты и вызвало сильное недовольство.
В Москву был отправлен епископ Варнава с целью создания Синодального подворья. Однако едва приехав, он задружился со скандальной тогда «Памятью» (впрочем, уже шедшей на спад), и это моментально использовали его противники. После того, как в прессе прошла шумная кампания, в которой Варнаву обвиняли в фашизме, антисемитизме и т. п. делах, имидж РПЦЗ был несколько подорван, а самого его отозвали из Москвы. Этот громкий скандал фактически предопределил победу в противостоянии между церквями. Разного рода колебавшиеся священники и прихожане, видевшие в РПЦЗ истинную церковь в противовес советской, решили, что лучше уж красные, чем «Память».
Начиная с 1993 года отток общин и священнослужителей из РПЦ в РПЦЗ резко затормозился. В судах разбирались десятки дел о том, кому передать тот или иной храм. Порой конфликтующие стороны не соглашались и дело доходило до драк и приезда ОМОНа.
Но главной причиной провала РПЦЗ стала, конечно, не короткая дружба Варнавы с «Памятью», а организационные неудачи. В первые годы в церковном аппарате царил абсолютный хаос, кто что хотел, то и делал. Кроме того, в организацию проникло немало разного рода аферистов от религии в поисках денежных потоков из-за границы. Весь этот бардак первых лет закончился многочисленными конфликтами, запрещениями в служении и расколами. В итоге за 90-е годы имидж РПЦЗ претерпел значительные изменения. Если поначалу она воспринималась как не испорченная большевиками настоящая русская церковь, то к концу десятилетия она уже воспринималась в качестве организации с мутными личностями, переживающей постоянные конфликты. Первоиерархи церкви находились в Америке и не могли каждый раз вмешиваться в российские дела.
Если в первые пару лет после легализации приходы переходили в РПЦЗ один за другим, то к концу 90-х количество подобных переходов упало до нуля. За десятилетие РПЦЗ удалось создать в России лишь сто приходов и получить только несколько храмов. О какой-либо конкуренции в таких условиях нечего было и думать. Поэтому с 2000 года начинается некоторое сближение двух церквей.
Это сближение вызвало очередной раскол в рядах РПЦЗ, что привело к созданию РПЦИ — Русской православной церкви в изгнании, к которой примкнули недовольные интеграцией священнослужители и значительная часть приходов в России.
Важную роль в начавшихся переговорах играл видный деятель русского зарубежья Глеб Рар. Его брат был адъютантом Власова, а сам он был активным членом НТС. К слову, его сын Александр весьма хорошо знаком с Владимиром Путиным, писал его биографии и занимает пост советника «Газпрома» по европейским вопросам.
Начались визиты вежливости друг к другу. Например, в 2003 году в Нью-Йорке сам Путин встретился с первоиерархом РПЦЗ Лавром. В миру Лавра звали Василий Шкурла, он был чехословацким русином и к белой эмиграции отношения не имел. Конечно, встреча с Путиным произвела на него впечатление, и в следующем году он по приглашению президента и патриарха приехал в Москву. Старые эмигрантские разборки и всякие там сергианства его не слишком заботили, зато он оценил богатство РПЦ, и с этого момента объединение было лишь вопросом времени.
17 мая 2007 года был подписан Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ. Обе стороны пошли на некоторые компромиссы. РПЦЗ согласилась на некоторую автономию и чуть меньший статус, чем хотелось изначально. РПЦ канонизировала новых мучеников и формально, на словах, отмежевалась от сергианства (в «Основах социальной концепции православной церкви» говорится о недопустимости вмешательства государства в церковную жизнь).
Около четверти прихожан и клириков РПЦЗ отказались признавать объединение и перешли либо в отколовшиеся от РПЦЗ структуры, либо в другие юрисдикции.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома».
Купите подписку (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!