10 ноября 1917 года в России восстановлено патриаршество. Решением Всероссийского поместного собора спустя 196 лет после упразднения патриаршества Петром I оно вновь было восстановлено.
Революции 1917 года очень сильно затронули российское общество. И церковь, разумеется, не могла остаться в стороне и не быть захваченной революционными событиями. Например, обновленцы, которые в 20-е годы считались «официально церковью» и пользовались поддержкой большевиков, появились как раз после Февраля с лозунгами демократизации религии.
В конце апреля 1917 года Синод объявил о созыве Всероссийского поместного собора, который должен был решить, как обновленная церковь будет функционировать в новых условиях. Священнослужители в итоге прозаседали больше года, с августа 1917-го по сентябрь 1918-го, совершенно пропустив такие малозначимые события, как: превращение России в республику, корниловское выступление, Октябрьский переворот, разгон Учредительного собрания, начало Гражданской войны, восстание левых эсеров, покушение на Ленина и начавшийся красный террор. Но главные события на соборе произошли все же в 1917 году.
К слову, собор работал в духе всеобщей февральской демократизации, так что делегатов от мирян на нем оказалось даже немного больше, чем священнослужителей. Среди мирян встречались не только крестьяне, купцы, инженеры и преподаватели, но и такие экзотические персонажи, как механик, представлявший Балтийский флот.
На первой сессии собора главным был вопрос о восстановлении патриаршества, который вызвал весьма бурные споры. За восстановление патриаршества выступали в основном крупные архиереи. Против — миряне, выступавшие за сохранение управленческих функций Синода.
Дебаты оказались бурными и длились очень долго. Окончательную победу сторонники патриаршества смогли одержать только после Октябрьского переворота — под предлогом того, что после захвата власти большевиками церковь будет нуждаться в сильном и популярном главе, который проведет ее через смутные годы.
К этому моменту значительная часть мирян уже покинула Собор, так что на голосовании с незначительным перевесом (всего 20 человек) победили сторонники восстановления патриаршества. 10 ноября, через три дня после захвата власти большевиками, церковь объявила о восстановлении патриаршества после двух веков его отсутствия.
Через несколько дней провели голосование, на котором определился лидер — Антоний (Храповицкий). Тихон (Беллавин) занял только третье место. Еще несколько человек получили небольшое число голосов. Во второй день состоялось окончательное голосование. И вновь победителем стал Антоний, Тихон вновь оказался третьим.
Казалось бы, вопрос с патриархом решен. Однако председателем Поместного собора был Тихон, и он заранее настоял на том, чтобы вопрос об избрании патриарха решался жребием. Вообще это не православный обычай, известны лишь единичные случаи, когда в православных церквях проводились выборы подобным образом. Что касается конкретно русских патриархов, то по жребию их избирали лишь один раз — во времена царя Михаила Федоровича, когда патриархом стал Иосиф. Но тогда выборы по жребию объяснялись политическими обстоятельствами. Долгое время находившийся в тени отца, патриарха Филарета, царь собирался наконец установить контроль над церковью и выбрать своего лояльного патриарха, а вся жеребьевка была призвана лишь замаскировать этот выбор.
Что маскировал жребий на этих выборах — трудно сказать. Вероятнее всего, амбиции Тихона, который еще в семинарии носил прозвище «патриарх». 18 ноября жребий бросили.
Из алтаря вывели под руки слепого старца — схииеромонаха Алексия, насельника Зосимовой пустыни. В черных схимнических одеждах он подошел к иконе Богоматери и начал молиться, кладя земные поклоны. В храме стояла полная тишина. И в то же время чувствовалось, как нарастало общее напряжение. Молился старец долго. После он медленно поднялся с колен, подошел к ковчегу, вынул записочку с именем и передал митрополиту. Тот прочел и передал протодиакону. И вот протодиакон своим могучим и в то же время бархатным басом медленно начал провозглашать многолетие. Напряжение в храме достигло высшей точки. Кого назовет?.. «…Патриарху Московскому»… И сделав паузу для вдоха — «Тихону!» И хор грянул многолетие!
Вот так, ко всеобщему изумлению, патриархом чудесным образом оказался аутсайдер тройки первоиерархов Тихон, оба раза получивший наименьшее количество голосов. К слову, титул нового патриарха звучал так: патриарх Московский и всея России. Нынешний титул, «всея Руси», придумал Сталин, когда вновь восстанавливал патриаршество в 1943 году.
Впрочем, жестокая шутка Тихона со жребием пошла скорее на пользу Антонию. Он уехал сначала в Киев, потом на юг, эвакуировался вместе с белыми частями и в эмиграции стал первоиерархом РПЦз, дожив до 1936 года. А вот Тихон фактически никакой власти не имел. Большевики его быстро сломали и постоянно держали на мушке, периодически подвергая гонениям и арестам. Более того, большевики через Мустафу Кемаля надавили на константинопольского патриарха (в православной иерархии считающегося первым среди равных), который признал настоящей церковью обновленцев, а Московский Патриархат в 20-е годы превратился как бы в сомнительную секту, что было нивелировано только после повторного восстановления патриаршества в 1943 году.
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.