День в истории: 1 февраля 1918 года. На большевиков — «извергов рода человеческого» — наложена анафема

1 февраля 1918 года объявлена анафема большевикам. В этот день патриарх Тихон в послании к верным чадам православной церкви анафемствовал «извергов рода человеческого».

К этому моменту большевики уже закрыли практически все самостоятельные газеты, поэтому в прессе анафема не публиковалась. Однако о ней быстро стало известно, поскольку послание напечатали в типографии, которая еще оставалась подконтрольна церкви.

Хотя большевики ни разу не упоминались в тексте, нетрудно было догадаться, о ком именно идет речь в послании:

Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и вьявь при дневном свете, с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостию, без всякого суда и с попранием всякого права и законности.

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной.

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение.

Далее речь шла о хуле и гонениях, которым изверги рода человеческого и безбожники подвергают церковь и т. д.

С одной стороны, послание патриарха Тихона было весьма смелым. Ведь фактически он первым атаковал большевиков, которые на тот момент были заняты другими вещами и на церковь не обращали внимания. Фактически на момент анафемы вся антицерковная политика большевиков свелась лишь к нескольким решениям, которые по меркам дальнейшей политики выглядели относительно мягкими. В середине ноября 1917 года закон Божий из обязательного учебного предмета был переведен в разряд факультативных. Тогда же было полностью прекращено финансирование духовных семинарий, академий и прочих религиозных образовательных учреждений.

В декабре 1917 года началась постепенная передача церковно-приходских школ в ведение народного комиссариата просвещения. В середине декабря церковь была лишена полномочий в семейной сфере: регистрация браков, запись новорожденных передавались под контроль государства. Также были уволены все священнослужители, служившие в воинских частях.

Наконец, в январе 1918-го большевики попытались отжать пару типографий и реквизировать имущество Александро-Невской лавры. Последняя попытка была отбита при активном участии верующих. В общем, политика большевиков была явно недружелюбна церкви, но вместе с тем открытых гонений еще не было. Даже декрет об отделении церкви от государства вышел уже после анафемы Тихона. Так что для этого послания требовалась определенная смелость и жесткость.

Но с другой стороны, нельзя не отметить факт, что большевики в анафеме ни разу не упоминаются по имени. Хотя вполне очевидно, о ком идет речь в послании патриарха, формально речь идет только об абстрактных извергах и гонителях. Этот факт уже после распада СССР породил немало причудливых версий. Например, у определенной части красно-коричневых кругов весьма популярна легенда о том, что на самом деле патриарх предал анафеме вовсе не большевиков, а каких-то несуществующих «либералов» или даже «белогвардейцев» (которых тогда было примерно две сотни человек на всю страну).

Нельзя сказать, что именно эта анафема как-то изменила отношение большевиков к церкви или повлияла на их политику. В годы Гражданской войны какие-то преступления против священнослужителей по большей части были эксцессами на местах. К тотальной борьбе с церковью партия перешла только после окончания войны, разобравшись со всеми политическими противниками.

Церковь после 1917 года

Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг

Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.