Исландия — страна льдов, некогда покоренная викингами. Сегодня это маленькое островное государство занимает территорию всего 103 тыс. км², находясь, можно сказать, на самом отшибе западной цивилизации. Изоляционизм маленького, но гордого государства, с точки зрения современного глобального общества, оценивается лишь негативно. Исландия достаточно сильно (по европейским меркам) удалена от материка, что сказывается на транспортных издержках, торговых возможностях и на многом другом. Но все же в этом положении есть и свои преимущества. В частности Исландия является одной из немногих белых европейских стран, успешно сохраняющих свою культуру, идентичность и язык, а не идущих в фарватере бешеного плавильного котла, куда страны ЕС без сожаления сбрасывают свое национальное прошлое и традиции.
Большая деревня
Для того чтобы понять коренные отличия общества Исландии от общества Германии, Франции или любой другой европейской страны, следует сказать, что Исландия — это одна большая община. Конечно же, в упомянутых странах тоже есть общины, однако множественное число здесь ключевое: их масштабы не позволяют достигнуть той степени единства, что достигает немногочисленное население Исландии. В октябре 2012 года на референдуме был одобрен проект новой Конституции Исландии. Казалось бы, ничего особенного. Если не знать, как именно она была принята. Граждане Исландии голосовали посредством интернета, что многие эксперты восхищенно оценивают как образец истинной и открытой демократии. На примере данного референдума исландцы показали удачный пример краудсорсинга. Суть этого явления: некоторая важная функция передается неопределенному кругу лиц (не обязательно только лишь чиновникам и политикам), из которых затем формируется комитет, обсуждающий и моделирующий проект. При этом в процесс вовлекается огромное количество людей посредством современных информационных технологий. Изначально это понятие родилось в компьютерной среде, когда какой-либо проект отдавался специалистам-любителям, готовым почти забесплатно, на чистом энтузиазме заниматься развитием какой-либо идеи.
Эксперимент принятия новой Конституции Исландии завершился успешно — комитет, сформированный из людей, не относящихся к политическим партиям и не лоббирующих интересы конкретных политических группировок, отработал на славу. На протяжении всего времени существования комитета он постоянно обращал внимание на общественное мнение, поддерживая постоянную обратную связь с теми, для кого эта Конституция писалась. Хороший пример не только для России, но и даже для ведущих западных стран. Можно много говорить о том, как им это удалось: традиция старейшей в мире демократии (исландский парламент «Альтинг» был основан в 930 году) или уже упомянутые маленькие масштабы государства, где насчитывается всего чуть более 300 тысяч человек, но факт остается фактом, свидетельствующим в пользу «исландской модели».
Исландский парламент и Альтинг
Стоит обратить внимание на некоторые положения этого основополагающего документа. Так, глава 6 Основного Закона страны говорит нам о том, что Евангелическо-Лютеранская церковь является государственной церковью страны и она пользуется всесторонней поддержкой государства. Евангелическо-Лютеранская церковь является неотделимой частью национальной идентичности исландцев, поэтому, относясь к религии по-разному, нельзя не отметить это и с положительной стороны. В этом отношении Исландия здорово контрастирует с большинством стран Евросоюза, которые не имеют государственной религии (заметными исключениями являются Великобритания, Греция и Дания, но там своя особая специфика). Поймите, одно дело, когда клерикальные поползновения принимают форму неконтролируемой истерии и приводят к принятию идиотских законов, закручиванию гаек под благовидным предлогом защиты верующих. Другое дело, когда люди, понимая историческое и культурное значение религии для народа, охраняют её, словно редкого зверя из красной книги, выстраивая «заповедники» в виде определенных преференций со стороны государства. «Что ни делает дурак, все он делает не так» — имея одно намерение, можно иметь совершенно разный результат. В зависимости от личных данных исполнителя.
Несмотря на особый статус Евангелической церкви, исландское общество признается очень секуляризованным. Около 20% исландцев причисляют себя к агностикам или атеистам. В той же 6 главе гарантируется равноправие для тех, кто не исповедует главную религию страны. В самой Исландии распространено германское неоязычество — Асатру, культ веры в скандинавских богов-асов. Организация насчитывает около 2500 официальных членов и огромное число симпатизирующих. Поразительно, но такая организация имеет право на равных с Евангелической церковью совершать обряды, в том числе венчания, похороны, законность которых официально признается в Исландии.
Другой интересной особенностью, позволяющей говорить о ключевых культурных отличиях Исландии, является система имен. В этой стране существует специальный реестр, включающий 1712 мужских и 1853 женских имени. Естественно, практически все из них имеют почти сказочное звучание, относящее нас во времена древних скандинавских саг: Эйидль, Харальдюр, Бьёдн, Бьорк. В том случае, если имя новорожденного не присутствует в этом реестре, особая комиссия решает, соответствует ли это имя исландской традиции и может ли оно быть интегрировано в исландскую культуру. Порой это приводит к конфликтам и судебным искам. Трепетное отношение исландцев к своим именам понятно: у 90% жителей Исландии нет фамилий. Имя имеет основополагающее значение. Даже в телефонных справочниках Исландии сортировка происходит по именам. Никаких «Mr. Watson» и «Herr Müller» здесь не будет. Ко всем жителям Исландии можно и нужно обращаться исключительно по имени. А для отличия северян друг от друга используется сложная система патронимов и матронимов, о которой подробнее можно почитать здесь.
«У вас же премьер-министр — лесбиянка!» (Гомер Симпсон)
Исландия является первой страной в мире, которую возглавлял открытый гомосексуалист. Речь идет о Йоханне Сигурдардоттир. Можно просто Йоханна. Стоит отметить, что при всей определенной консервативности исландского общества, это не консерватизм иранского образца. Консерватизм в религиозной, культурной сфере вполне уживается с такими явлениями, как легализация однополых браков. Исландское общество очень толерантно относится к явлению однополой любви, что и доказало на выборах 2009 года, где оказало безоговорочную поддержку премьер-министру Йоханне (аж 73% голосов — фантастика для западной демократии).
Сам по себе вопрос об однополых браках в Исландии вообще не является проблемой, как, например, во Франции, где тысячи людей протестовали против этого решения. В отличие от европейских стран, где каждая такая тема вызывает жаркие дебаты, исландцы тихо и мирно собрались всей своей большой общиной и быстро решили этот вопрос. Не понадобилось стотысячных протестов, танцев в храмах, разгоняемых гей-демонстраций, сожжения покрышек, чтобы принять оптимальное, с точки зрения исландского общества, решение. Как видите, лозунг «догнать и перегнать Исландию», по крайней мере, в сфере гражданского консенсуса, актуален не то что для нас — для стран ЕС.
Йоханна Сигурдардоттир и новобрачные в Рейкьявике
Пример Исландии показывает, что тезис о том, что раскручивание маховика гомосексуальности общества приводит к разрушению традиционной модели отношений и, соответственно, депопуляции, в корне неверен. Это удивительно, но на фоне «демографической зимы» в белых западных странах и тотального спада рождаемости население Исландии не только не уменьшается, но и очень активно растет. После Второй мировой войны население острова выросло в разы, что не так уж удивительно: во многих странах был зафиксирован послевоенный «бэби-бум». Удивительно, что этот рост, хоть и скорректировался, никуда не делся. По данным статистической службы Исландии, естественный прирост населения находится в районе 1%. При этом к 2060 году прогнозируется рост вплоть до 0,5 миллиона человек. Фертильность среди женщин оценивается примерно на уровне простого воспроизводства (2,0-2,1), что мало по сравнению с Нигерией или Пакистаном, но фантастический показатель для европейских стран (средний показатель по ЕС — 1,5, местами проседает до 1,1).
Несмотря на неплохую демографию, правительству Исландии понятно, что широкие потоки миграции просто смоют эту самобытную маленькую культуру. Поэтому миграционные квоты в стране очень жесткие. Получить вид на жительство в Исландии почти невозможно, не говоря уже о гражданстве. В Исландии существуют 2 категории мигрантов: беженцы (совсем незначительное число), которые имеют лишь временный, ограниченный статус, а также иностранные специалисты, в основном из Германии и Польши, занятые обычно на строительстве различных объектов. Местными «таджиками» здесь по праву можно назвать поляков, которые имеют дурную репутацию воров и насильников. Они практически не интегрированы в исландское общество, многие из них не знают ни слова по-исландски. Справедливости ради, стоит сказать, что и само правительство Исландии мало что делает для их интеграции в рамках политики «сохранения нации». Из-за продолжающейся урбанизации многие исландцы покидают деревни и уезжают в крупные городские агломерации. Поэтому для поддержания жизни в покинутых деревнях в Исландию завозятся иностранцы, чье число превышает чуть более 20 тысяч человек. Очевидно, что если бы не практическая необходимость, то и этих бы мигрантов в Исландии не было. Или их количество находилось бы в пределах статистической погрешности.
Свободный Север
Как видите, Исландия представляет собой удивительное сообщество, свободное от многих пороков «южан». Да, есть иммиграция. Но очень незначительная и в интересах страны. Есть государственная религия, но при этом без нарушения свободы совести и без нападок на другие конфессии. Создан определенный баланс между традиционным и передовым обществом, где вековые нормы и правила уживаются с гей-браками. Где по современным городам XXI века бродят гордые потомки скандинавов, сумевшие сохранить наследие своих предков, вместо того чтобы с головой кидаться в мировой «плавильный котел» глобализации.
Из-за особенностей политики Исландии ей явно не по пути с ЕС. Это свободолюбивое государство не побоялось даже отвесить хлесткую пощечину мировой финансовой олигархии, отказавшись нести финансовую ответственность за махинации банкиров. «Прогрессивная общественность» вмиг осудила этот шаг Исландии, пригрозив ей непринятием в Евросоюз. Невелика потеря, как можно понять. Евросоюз не худшее место для жизни, но для Исландии это явно шаг назад: лишиться свободного рыболовного промысла (в ЕС квоты), вновь взять на себя огромные финансовые обязательства, а взамен слушать умных дяденек из Брюсселя, считающих, что в наше время монокультурному и моноэтничному государству ну никак не место.
Существует ли в Исландии пресловутый мультикультурализм, ставший в последнее время чуть ли не ругательством? Можно сказать, что да — особый, исландский. Мультикультурализм в рамках одной нации — вполне приемлемая его разновидность. Когда выстроена общественная система, где каждый отдельный представитель нации независимо от его культурно-религиозной принадлежности (язычник, евангелист, атеист, гомосексуалист) пользуется равными правами с другими членами общества. Общественная система, функционирующая на принципах диалога и консенсуса. Такое «мультикультурное» общество вполне способно функционировать. Внедрение же огромного количества чуждых системе элементов способно её подорвать и вряд ли является здоровым решением.
Также читайте: Швейцария — страна победившей демократии