Сожженная земля: к чему приведёт экономическая война Прибалтики с Россией?

Литву, Латвию и Эстонию объединяет не только членство в ЕС и НАТО, но и общая цель — противостояние с  враждебной, по мнению прибалтов, Россией. «Спутник и Погром» попытался найти ответ на вопрос о том, насколько экономика прибалтийских стран зависит от России и что будет, если по мере ухудшения ситуации на Украине развернется реальная экономическая война с Прибалтикой.

burn1

 

Литва: Зависимая независимость

Для властей Литвы хуже всего даже не то, что Литве не обойтись без закупок энергии и природного газа за рубежом, а то, что источник импорта, по большому счету,  всего один — это Россия. Газпром пока что остаётся практически единственным поставщиком газа в Литву (3,3 млрд. кубометров в 2012 году). Стабильный канал пополнения казны страны — туризм. Только в 2012 году в страну приехало 373,8 тыс. отпускников из Белоруссии, 328,4 тыс. — из России, 190,5 тыс. — из Польши и 190,1 тыс. — из Латвии. Германия по числу туристов оказалась на пятом месте — 161,7 тыс. Ещё несколько цифр:  литовский экспорт в Россию составляет 19,8% всего экспорта страны, но экспорт товаров литовского происхождения в Россию в прошлом (2013) году — это всего лишь 4,8% всего экспорта, что равно почти 723 млн. евро. Для сравнения: экспорт в Германию составил 9,8% (1,4479 млрд. евро), в Латвию — 9,6 (1,41 млрд. евро), в Эстонию — 9,3% (1,37 млрд. евро).

Поток товаров идет в Россию при помощи Клайпедского порта. «Оборот с Россией составляет около 8% совокупного оборота порта, у нас большая часть белорусских грузов, небольшая часть украинских грузов», — утверждает глава дирекции по маркетингу и администрации Клайпедского порта Артурас Друнгилас. Что  же кроется за процентами? По словам премьер-министра Литвы Альгирдаса Буткявичюса, «За год через терминалы Клайпедского порта реэкспортируется и экспортируется в Россию более 1 млн. тонн продовольствия». Литовские компании хорошо зарабатывают и на грузовых перевозках товаров, принадлежащих их российским партнёрам. Так, треть всех грузовых перевозок железнодорожной компании «Литовские железные дороги» — российские.

baltic2

 

Тревожный сигнал

Чем может обернуться для Литвы экономическая война основных торговых партнеров страны: России и Евросодружества? Политологи и специалисты по макроэкономике заверяют, что все в порядке, а экономическая война с Россией никак не скажется (или почти не скажется) на экономике страны. Так, советник президента SEB-банка, известный экономист Гитанас Науседа успокаивает: «Проблемы в России болезненно отразятся лишь на производителях продуктов питания в Литве, а для других секторов этот рынок не является основным».  По мнению экономиста, рецессия российской экономики может лишить литовскую экономику 0,5-1% валового внутреннего продукта. Минфин Литвы прогнозирует, что в этом году рост экономики составит 3,4%, а весь ВВП — 29.62 млрд. евро. В таком случае из роста экономики придётся отнять 0.144-0.289 млн. евро. Для только-только начавшей восстанавливаться после кризиса 2009 года литовской экономики это далеко не самые радужные новости. Похоже, что тревожный колокольчик приближающихся проблем звучит всё  тревожнее и тревожнее. Альгимантас Кондрусявичюс, президент Литовской национальной ассоциации автоперевозчиков Linava, утверждает, что «из-за замедления роста российской экономики и конфликта этой страны с Украиной грузопоток в Россию уменьшается». По словам Кондрусявичюса, в первом квартале прошлого года перевозка груза примерно в 20 тонн от Вильнюса до Москвы стоила около 2000 евро, а сейчас платят только 1350-1400. Кстати, по самым осторожным оценкам, в секторе транспорта и логистики в Литве трудится около 100 тысяч жителей. Тревогу можно услышать и в словах пресс-атташе «Литовских железных дорог» Видмантаса Гудаса. Что говорит пресс-атташе? «Поток грузов из России сокращается. Можно смело признать, что мы не видим больших перспектив, чтобы восстановить прошлогодний поток грузов» — заявляет Гудас. Ситуация с перевозкой пассажиров ещё хуже. По его словам, потоки пассажиров на маршрутах Вильнюс-Москва-Вильнюс и Вильнюс-Санкт-Петербург-Вильнюс на 24% меньше, чем в первом квартале. По этим маршрутам в этом году перевезено соответственно 19 000 и 11 000 пассажиров.

vxV8P5VVTKIf5U8T6gaLuiKgsAT

В отсутствие российского товаропотока, литовские железные дороги могут служить разве что площадками для нечастых съемок фильмов ужасов. На картинке выше — кадр из «Транссибирского экспресса», снятого в Литве

Порт в Клайпеде также начинает испытывать трудности — к счастью для экономики страны, пока что мелкие. На днях министр транспорта и коммуникаций Литвы Римантас Синкявичюс признал, что в последнее время уже заметно снижаются объемы переваливаемых через Клайпедский порт грузов. Представители мясной промышленности подсчитывают, что из-за запрета России на ввоз свиного мяса из Литвы они могут в год лишиться до 57.9 млн. евро. В преддверии туристического сезона вызывает опасение и потенциальное уменьшение числа туристов из России. «Россияне не только в Палангу, но и на другие курорты в этом году будут ездить меньше», — сказала директор Центра туризма и информации Паланги Алла Валужене. Пока что в Литве надеются, что пустеющие гостиницы и курорты заполнят туристы из сопредельной Белоруссии.

 

Очень плохо или просто плохо?

Наиболее неблагоприятный не только для экономики Литвы, но и Латвии вкупе с Эстонией сценарий предполагает полную остановку экспорта в Россию, но в средствах массовой информации этот вариант развития событий старательно игнорируется. Тем не менее…

«Потеря 3% ВВП, может, и не будет большой, но отдельные компании получили бы сильный удар, поскольку потеряли бы рабочие места — около 10 000. Трудно сказать, насколько на отдельных предприятиях уменьшилось бы производство», — отметил председатель Комитета по бюджету и финансам Бронюс Брадаускас. Cамый плохой сценарий лишит бюджет 0.144 млн. евро, а ВВП — около 0.868 млн. евро. Истины ради хотелось бы отметить, что это ещё далеко не худший сценарий. Страну может ждать и кое-что страшнее: «Если подтвердятся худшие опасения и остановится весь экспорт в Россию, тогда мы потеряем больше, чем 1,6% ВВП. Сейчас я не решаюсь прогнозировать сколько, но, наверное, в несколько раз больше, так как экономика Литвы очень зависима от экспорта в Россию. Если мы всё это потеряем, ситуация будет похожа на кризис 2009 года», — утверждает профессор Вильнюсского университета, экономист Римантас Рудзкис.
 

Латвия: российский синдром

Латвия, как и Литва, пока что стопроцентно зависима от поставок российского газа. Правительство прилагает титанические усилия для того, чтобы получать газ из нескольких источников, так что в будущем зависимость от газа из российских месторождений удастся уменьшить. Россия является важным торговым партнером Латвии. Насколько? Думается, что лучшим ответом на этот вопрос будет цитата из интервью министра финансов Латвии, Андриса Вилкса: «Примерно 11% экспорта товаров, а вместе с услугами — даже 18% — от общего латвийского экспорта составляет экспорт в Россию, где ситуация сейчас довольно непредсказуемая». Чтобы было понятнее: в прошлом году (2013) латвийский экспорт в Россию составил 1,470 млрд. евро, импорт — 1,200 млрд. евро.

Точно так же, как и её прибалтийская товарка — Литва, Латвия пополняет свой бюджет за счет транспорта товаров в и из России. «Около 60 — 70% латвийских грузов поступает из России», — сказал министр сообщения Анрийс Матисс. Доля связанных с Россией грузов в Рижском порту превышает 60%. Отдых в Латвии привлекает российских туристов. За 2013 год в Латвии побывало 310 266 туристов из РФ.

baltic3

 

Не просто проблемы, а очень большие проблемы

Железные дороги Латвии без российских грузов могут опустеть. Об этом всё громче предупреждают как представители частного сектора, так и правительственные чиновники, которых трудно заподозрить в политических симпатиях к России. Так, господин Матисс, министр путей сообщения, говорит: «В государственной железнодорожной компании Latvijasdzelzceļš работают 10 000 человек, а во всей транспортной отрасли — 50-60 тысяч латышей. Доля транспортной отрасли и транзитной отрасли в валовом внутреннем продукте Латвии весьма существенна — 12%. Если не будет грузов, не будет и поступлений, люди потеряют работу и начнутся социальные проблемы». О том, что в случае полноценной экономической войны грядут проблемы, предупреждает председатель правления Латвийской ассоциации логистики, Нормунд Круминьш. По мнению Круминьша, ситуация может быть даже хуже, чем во время российского кризиса 1998 года: «Сейчас доля российских грузов в транзите составляет 80%, это и будет зона риска. Все 80%, конечно, не исчезнут, потому что есть и частные грузы, и какая-то часть уцелеет».

RIGA

Жизнь в Рижском порту пока что бьет ключом

И это только начало. Вакуум без российских грузов означает проблемы не только для железнодорожной компании, но и для рижского порта. По словам председателя правления Рижского порта Андриса Америкса, связанные с Рижским свободным портом предприятия обеспечивают работой 20 тысяч человек.
 

Безработица, билет, чемодан, эмиграция…

Именно так для многих латышей могут закончиться санкции Европейского Содружества, направленные против России. За примером далеко ходить не надо. Министр финансов Латвии  Андрис Вилкс утверждает, что в случае, «если Россия полностью блокирует наши порты, в отрасли потеряют работу десятки тысяч человек. ЕС должен об этом знать и действовать». Коллеге по кабинету министров вторит министр экономики, Вячеслав Домбровский: «Ярко выраженное влияние почувствуют три отрасли. Первые — это сельскохозяйственная и пищевая отрасли. Россия — наш второй партнер по размеру экспортных поставок. 43% латвийского экспорта в Россию — это продукты питания и сельскохозяйственная продукция. Вторая отрасль —энергетика. Например, в поставках природного газа мы полностью зависим от России. Третья отрасль — транзит, потому что 70% всех транзитных перевозок связаны с Россией». Десятки тысяч безработных для экономики страны, серьёзно пострадавшей во время кризиса 2009 года, могут стать неподъемной ношей и спровоцировать новую волну эмиграции. Кстати, совсем недавно российское агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-секретаря Российского союза туриндустрии, Ирину Тюрину, сообщило, что из-за ослабления рубля по отношению к иностранным валютам и влияния внешнеполитических факторов значительно снизился спрос россиян на турпутёвки в Европу, особенно в Латвию и Литву.

Властные мужи Латвии предпочли умолчать о том, что, помимо всего прочего, часть российских капиталов, выведенных из оффшорной зоны на Кипре, нашли убежище в Латвии. Латвия полюбилась российским бизнесменам из-за благоприятного режима налогообложения и возможности за сравнительно небольшую инвестицию на территории страны получить гражданство, автоматически дающее пропуск в Евросоюз. Так, например, только за 2013 год российские бизнесмены инвестировали в Латвию полмиллиарда евро. В частности, около 100 млн. евро инвестировано в энергетику и газовую отрасль, 50 млн. евро — в недвижимость. Многие важнейшие предприятия страны принадлежат бизнесменам из России. Так, по данным Управления Статистики Латвии, из ТОП-10 крупнейших пищевых предприятий 3 фактически  принадлежат россиянам. Через оффшорную зону в Нидерландах российский капитал контролирует Latvijas Balzams (в 2012 году, 1 место по обороту — 100.87 млн. евро.). Rigaspienakombinats (7 место — 46.83 млн. евро)  принадлежит Андрею Бесхмельницкому, а Valmieraspiens (8 место — 43.95млн. евро) владеет Евгений Варов (ему принадлежит девелоперская компания «Полишелк» в России). Российские инвестиции в капитал латвийских предприятий занимают пятое место среди прямых иностранных инвестиций.
 

Эстония: те же грабли — русские

Газ в Эстонию попадает в основном из России. Спасительной диверсификации поставок газа из других источников пока нет. Точно так же, как и Литва с Латвией, Эстония неплохо зарабатывает благодаря транзиту российских товаров или же товаров, идущих в Россию. На Россию приходится 10,7% всего экспорта Эстонии. Наибольший объём грузов, 1,06 млн. тонн, в прошлом году (2013) из Эстонии был отправлен в направлении России. Таллин же полюбился российским туристам ничуть не меньше, чем Рига и Вильнюс. В 2013 году Эстонию посетили 304 644 туриста из России — это на 38 452 человека больше, чем в 2012 году. По данным операционного отдела компании Travel.ru, в 2013 году россияне путешествовали в Таллин в среднем на три дня, где платили за жильё в среднем 70 евро в день.

tallinn_7_0

Таллин, русский (туристический) город

В случае полноценной экономической войны Европейского Союза с Российской Федерацией властям Эстонии придётся справиться и с рецессией, и с ростом безработицы. «Возможные санкции России могут повлиять на наше предприятие, поскольку существенная часть товаров, проходящих через Таллиннский порт, идёт из России или направляется туда», — говорит руководитель отдела по маркетингу и коммуникациям порта Таллина Сирле Арро. О том, что замедление экономического роста в России обязательно окажет негативное влияние на  экспорт Эстонии в Россию, предупреждает и аналитик скандинавского банка в Эстонии Swedbank Тыну Мертсина. В набат начинает бить и министр сельского хозяйства, Ивари Падар. «20% от экспорта сельхозпродуктов идут в Россию. Сейчас у нас проблемы с экспортом свинины, рыбной и молочной продукции. Хочется верить, что в течение мая мы сможем снова открыть этот рынок хотя бы для рыбоперерабатывающей и молочной отраслей», — совсем недавно в одном из своих интервью жаловался министр Падар. Эстонский министр финансов знает, о чем говорит. Экономика страны в 2013 году уже понесла финансовые потери из-за перенаправления значительной части российского нефтяного экспорта, который до сих пор шел транзитом через эстонские морские порты, в российский порт Усть-Луга.

baltic4

 

Лес рубят, щепки летят

Так вот, дорогой читатель, если ты успел заметить, картина для прибалтийских государств вырисовывается далеко не радужная. Правда, не приходится сомневаться, что интересы стран, ставших десяток лет назад членами Европейского Содружества, особо Брюссель волновать не будут. Это вам не Германия, не Франция и даже не Италия… Впрочем, сами политические элиты Литвы, Латвии и Эстонии почти наверняка, хотя и скрепя сердце, поддержат генеральную линию политики ЕС по отношению к России. Чего ни сделаешь, чтобы насолить нелюбимой, дикой Московии. Тем не менее, истина такова, что дальнейшая эскалация торговой войны и вовсе может плачевно закончиться для прибалтийских государств-лимитрофов. Вадим Евгеньевич (настоящие имя и фамилия известны редакции), один из известных политологов СНГ, специально для «Спутника и Погрома» подготовил краткий сценарий того, как Российская Федерация без особых трудов в течение нескольких лет может при помощи экономических мер не только разрушить любое из прибалтийских государств, но и заставить его войти в зону влияния России.

baltic1

Сценарий Принуждения к добру

1. Главной задачей эскалации конфронтации со стороны России относительно Литвы, если до этого дойдёт, является ускорение темпов трудовой миграции. Отсюда и методы такой потенциальной конфронтации: экономическая и информационная война. Никакого ввода войск. 200 тысяч трудовых мигрантов за год этими методами достичь реально. В 2009 году уже было около 100 тысяч мигрантов, но по более прозаичной причине. 3 года конфронтации с Россией — крайний предел социальной устойчивости литовского общества. Реально хватило бы и года.

2. Информационно-экономическая конфронтация в течение года, если она вызовет 200 тысячную миграцию за счет обычных групп мигрантов — провинциалов, молодежи и жителей депрессивных регионов, — неизбежно перерастёт в кризис политической системы. Сценарии этого кризиса не имеют особого значения. Все они свелись бы к просьбам Литвы о внешней помощи к Брюсселю, США и НАТО. Эта помощь в нужном масштабе скорее всего бы не пришла. Тогда начался бы исход из страны правящего социального слоя, дополнительно к провинциалам и молодежи.

3. На этой фазе произошел бы раскол в элите на потенциально лояльную России часть, которая отражает интересы депрессивных социальных групп, и ту часть элиты, которая завозит в Литву ресурсы из Брюсселя и Запада в целом. На этой фазе должен был встать вопрос о сценарии смены власти в пользу внесистемных политических сил. За спиной этих «популистов» встала бы экономическая мощь России, которая компенсировала Литве потерю дотаций из Брюсселя и, таким образом, закрепила эти силы во власти.

4. Закрепление у власти в Литве коллективного «Лукашенко» в литовских национальных формах стимулировало бы миграцию на Запад большей части нынешних политических и интеллектуальных элит Литвы. Скорее всего, этот кризис прекратился на третий-пятый год от начала конфронтации Литвы и РФ. В Литве осталось бы около 2 млн. человек населения. Около половины населения были бы стариками, которых содержала Россия за счет своих дотаций.

5. За следующие лет 15-20 уже в составе сферы влияния РФ естественной смертью ушли бы из жизни старики и численность литовского этноса вышла на где-то на уровень 1 миллиона человек. Далее по этносу ударила бы образовавшаяся за эти 15-20 лет новая демографическая яма и литовская нация перестала существовать как дееспособная общность

6. И никакого насилия, ущемления или принуждения!