Есть две новости: хорошая и плохая. Начну с хорошей — «Росатом» получил заказ на строительство АЭС в Европе. Госкорпорация построит два блока на венгерской АЭС «Пакш» (построенной ещё при участии СССР). Стоимость строительства составит около 10 млрд евро, Суммарная мощность двух новых энергоблоков, как ожидается, составит 2,5-3,4 гигаватт, что позволит серьёзно уменьшить зависимость страны от импорта электроэнергии из-за рубежа (сейчас импортная электроэнергия составляет 27% от всего потребления электричества в Венгрии). Это сложная работа, требующая квалифицированного труда, а также много новых рабочих мест (даже если не для русских рабочих, то точно для русских инженеров и проектировщиков).
А теперь плохая новость: строиться всё будет за счёт госкредита, который Путин выделил венграм (те самые 10 млрд из названия статьи). Венгерская пословица «работящий человек не показывает пальцем на завтрашний день» никогда не была так актуальна, как сейчас: отдавать кредит Венгрия будет 30 лет.
«Пакш» и сейчас обеспечивает 42% вырабатываемой в Венгрии электроэнергии — так что для руководства страны это стратегический проект. За тендер были готовы бороться французы и американцы (вместе с японцами), но предварительное финансирование предложил только «Росатом», что обеспечило ему победу вне конкурса.
Это не первый раз, когда Путин за русские деньги пытается покупать лояльность в Восточной Европе: например, АЭС в Белоруссии финансируется полностью на кредиты Минфина. Учитывая, что Лукашенко и так уже должен России порядка $40 млрд, маловероятно, что эти деньги вернутся в ближайшие лет 20 (официальные сроки окупаемости — 15-20 лет). В Болгарии срок окупаемости АЭС «Белене» составлял 19 лет при стоимости 6,4 млрд евро. Да, именно в прошедшем времени, потому что в 2012-м году после смены руководства Болгарии все работы были прекращены (ввиду разногласий по стоимости). Сейчас «Росатом» пытается взыскать с Болгарии 1 млрд евро обязательств, но получит он их примерно никогда. Судя по всему, в Болгарии постыдное поведение свойственно не только местному ультраправому движению.
Вообще, дешевле атомной энергии только гидроэнергия, и на всех других типах электростанций удельные затраты на производство 1 кВт электроэнергии существенно выше — так что сам по себе проект небезнадёжен. Но, принимая во внимание политическую конъюнктуру Европы (а это пересмотр и расторжение договоров после очередных выборов + недоброжелательный настрой по отношению к атомной энергии), проект могут закрыть на полпути, не вернув затраты (что и произошло в Болгарии). Чтобы вы оценили силу путинской отваги — этот огромный кредит на чрезвычайно льготных условиях Венгрия получила в условиях растущего дефицита бюджета и вероятного массового банкротства регионов в самой России.
Может быть, экономическое настоящее и будущее Венгрии внушают оптимизм?
Нет, годовой рост ВВП в этой стране составляет, в среднем, 1,7%. Госдолг — более 70% ВВП. 31% венгров живет на грани бедности (их доход менее 60% от общенационального уровня). Страна занимает второе место (после Греции и перед Испанией) в рейтинге худших рынков недвижимости — только в этом году цены на жильё в Венгрии упали на 8,2%. Согласно оценкам международных экспертов, последнее слово в экономике страны принадлежит группе семей, аффилированных с политической администрацией — что является дополнительным риском в случае инвестиций. Венгерское государство обожает вмешиваться в экономику — недавно оно де-факто национализировало табачную индустрию (и из 42,5 тыс. киосков осталось только 5 тыс.). Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан регулярно ссорится с зарубежными банками и руководством ЕС — и за его слова придётся отвечать инвесторам, когда новое правительство начнёт пересматривать все заключённые им договора. А учитывая, что новое правительство будет пронемецким, остаётся мало сомнений в судьбе российских вложений (подсказка: проект закроют по надуманным причинам и не вернут «Росатому» ни копейки). Ангела Меркель уже давно говорит о том, что «пора наставить Венгрию на истинный путь», приход к власти после евроскептика Орбана проевропейского либерала — естественное развитие политического цикла.
Путина и Орбана, кстати, роднит не только этот кредит, но и подход к пенсионным реформам. В 2011-м году правительство страны приказало всем венграм в течение одного месяца определиться, что им нужно: государственная солидарная система пенсии или полный уход в частную накопительную. Те, кто все-таки выбрали частную, всё равно должны будут платить в бюджет солидарную часть пенсионных взносов, которую переименовали в пенсионный налог (но права на государственную пенсию у них нет). Естественно, на таких диких условиях остаться в частной накопительной системе согласилось всего 3% работающих венгров. А за полгода до этого правительство уничтожило накопительную часть пенсии. В результате «легитимного грабежа» Орбан выручил 11 млрд евро (которые уже потратил, в основном, на снижение госдолга).
Отрицающий европейские ценности Путин, впрочем, от европейского воровства пенсий отказываться не стал: сначала предложил сократить ставку отчислений в накопительную часть пенсий с 6% до 2-4% с целью повышения ставки в распределительную часть с 16% до 18-20%; потом участие в накопительной система стало добровольным; потом государством был спровоцирован отток средств населения в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), после чего все накопления в НПФ были «заморожены» для проверки фондов (вкладчикам непрошедших проверку фондов деньги, скорее всего, не вернут). Всё это было устроено для покрытия дефицита Пенсионного Фонда (ПФР), который составляет 3,0-3,5% ВВП. «Заморозка» накоплений даст 0,7% ВВП в год, но этого всё равно недостаточно — эксперты справедливо опасаются национализации русских пенсионных накоплений по «венгерскому сценарию». Как говорится, «Пятачок, кажется, это какая-то неправильная евроинтеграция!»
Может быть, родство душ заставило Путина и снизить цену на газ для венгров: в результате подписания в декабре соглашения между «Газпромом» и «E.ON Földgáz Trade» российский газ для Венгрии будет стоить на 20% меньше. В принципе, политика Кремля понятна — расплачиваться за всё будут из русских денег и русских недр — а значит, можно не жалеть ресурсов, «после нас хоть потоп». Ведь кремлёвские дипломаты и так уже простили десятки миллиардов долларов долгов разным странам Третьего мира — отчего бы им не расщедриться в отношении страны мира Второго?
Орбан при подписании договора о строительстве энергоблоков честно сказал Путину: «Мы мало хорошего видели из Советского Союза». Мы тоже, Виктор, мы тоже…
Материалы по теме:
Интервью «Спутника и Погрома» с лидером венгерской правой партии «Йоббик» (видео)
Интервью «Спутника и Погрома» с профессором Центрально-европейского университета (видео)