Цыгане на Балканах

cyg

Многие наши соотечественники, посетившие Сербию, Болгарию, Македонию или другие балканские страны, удивляются многочисленности цыган, количество и поведение которых сразу же бросается в глаза: по сравнению с ними наши т. н. «русские цыгане» (руска рома) кажутся настоящими интеллигентами.

В большинстве своём (но не все) балканские цыгане до сих пор ведут полумаргинальный образ жизни: попрошайничают, пристают к посетителям кафе, прохожим, пассажирам вокзалов, воруют, занимаются криминалом, собирают мусор. В общем, заняты всем тем, чем они занимались и в России, но в гораздо большей степени. Только немногим из них удаётся пробиться в музыканты или сделать карьеру в другой сфере. У местного населения они вызывают разные чувства — от сожаления до ненависти. В радикальной и националистической (а часто и просто в народной) среде к ним относятся крайне враждебно. Исследователи полуострова соглашаются, что цыгане — это большая проблема практически для всех балканских государств, которая может привести к серьёзным последствиям. С каждым годом она становится всё острее. Попытаемся понять, в чём же суть «цыганского вопроса» и можно ли найти пути его решения.

c06

Численность цыган постоянно растёт (оценка реальной численности цыган на Балканах)

Общее состояние

На Балканский полуостров цыгане (ромы) массово начали переселяться с XIV века вместе с завоеванием турками балканских территорий. Османы сами поощряли их переезд на окраины империи. Сегодня по официальным данным больше всего цыган проживает в Болгарии — почти 350 тысяч (!) человек или 5% от всех жителей. В Сербии по переписи населения 2011 года их насчитывалось 147 тысяч человек, больше 2% от всего населения страны. Они являются третьим по численности народом в государстве (если не считать албанцев Косово) после собственно сербов и венгров. Хотя многие исследователи утверждают, что на самом деле цыган в несколько раз больше. В Македонии их формально больше 65 тысяч (180 тысяч по независимым оценкам), в Черногории — около 1% населения. Только в Хорватии цыган сегодня практически нет. Во времена Второй мировой войны и существования т. н. «Независимого государства Хорватии», куда входила и территория современной Боснии и Герцеговины, многочисленное цыганское население подверглось массовому геноциду, в результате которого было убито или выгнано из страны почти 90% ранее многочисленных цыган.

c01

Цыгане — острейшая проблема балканского региона

Официальные данные переписей могут существенно отличаться от реального положения дел, так как цыгане пытаются всячески саботировать свой пересчёт, нередко специально предоставляют недостоверную информацию. У некоторых из них даже нет паспортов и других документов, удостоверяющих личность или владение недвижимостью, что существенно затрудняет учёт.

Сами цыганские общины на Балканах неоднородны и подразделяются на многочисленные этнографические группы, которые иногда очень различаются между собой. В Сербии, например, существует 4 основных цыганских субэтноса: турецкие ромы (мусульмане, которые говорят на цыганском и турецком), белые ромы (мусульмане, говорящие только на сербском), венгерские ромы (христиане, говорят на цыганском языке), влашские цыгане или каравлахи (христиане, говорят на цыганском и румынском). В других близлежащих странах таких этнографических групп ещё больше: ашкали в Косово, «балканские египтяне», «фараоны» и многие другие. Во всех балканских государствах, где имеется более или менее значительная ромская община, существуют практически одинаковые проблемы, связанные с ними. Главным образом это бедность, безработица, антисанитария и сохранение традиционного цыганского образа жизни, который мало сочетается с современной Европой.

Дискриминация и цыганофильство

Почему же цыган так не любят? Думается, что жителям России это объяснять не нужно. Однако в высших правовых документах балканских государств официально провозглашены принципы равноправия всех народов, в том числе и цыган. Каждый год вопрос поднимается, но на практике принцип равноправия к цыганам не соблюдается и они подвергаются дискриминации практически во всех сферах общественной жизни. Работодатели часто отказывают в приёме на работу, если видят, что соискатель цыган, иногда даже цыганских детей не берут в школы. Раздражают коренное население криминальные наклонности, наркоторговля, воровство, высокая рождаемость и ранние браки цыганской общины. В Сербии даже есть анекдот: «Вопрос: Почему цыганского мальчика никто не обижает в первом классе? Ответ: Потому что его папа учится в шестом».

c02

В балканских странах растёт этническая цыганская преступность

Но всё это было бы смешно, если бы не было так грустно. Всё чаще из Европы раздаются совершенно серьёзные предложения о том, что быстро увеличивающимся в численности цыганам нужно создать своё если не отдельное государство, то уж автономию — точно, что якобы снизит их миграцию в европейские страны. И, конечно же, эта автономия должна быть на территории одной из славянских стран региона. Сами разговоры об этом ещё больше подогревают ненависть и ксенофобию. Кроме того, с каждым годом увеличивается цыганская преступность, особенно это заметно в Болгарии. Полиция там, по мнению местных болгар, работает недостаточно усердно либо цыгане вообще при помощи многочисленной родни откупаются от уголовного преследования. Безнаказанность все сильнее развращает цыган, они становятся агрессивнее, а преступления — всё серьёзней. Межнациональные противоречия накаляются.

c0

На митинге против цыганской этнической преступности

В Болгарии в 2011 году произошли даже стихийные волнения на антицыганской почве. Хотя конфликт зрел давно, поводом к нему стало убийство цыганским бароном 19-летнего болгарина, которого тот задавил на машине и скрылся. По всей стране начались погромы, беспорядки, атаки на цыганские кварталы, таборы и гетто. Многотысячные демонстрации прошли по всем крупным городам страны. Основное требование митингующих — выгнать из страны всех цыган (только неизвестно куда). Цыгане в ответ создали собственные отряды и пытались отомстить взбунтовавшимся болгарам. Самая крупная группа из 200 вооруженных цыган была задержана полицией. Официальным властям тогда чудом удалось сдержать эскалацию конфликта.

c04

В радикальной среде на Балканах очень плохо относятся к цыганам

Справедливости ради стоит сказать, что есть в балканских странах и те люди, которые искренне любят ромскую культуру (считая её уже тоже балканской) и всё, что с ней связано, особенно музыку. На сербской, болгарской и македонской эстраде огромное количество исполнителей и музыкантов с цыганскими корнями. Всемирную известность поэтическому образу цыган на Балканах принесли фильмы сербского режиссера Эмира Кустурицы «Чёрная кошка, белый кот» и «Время цыган». Цыганские мотивы использует в своём творчестве и всемирно известный музыкант Горан Брегович.

Творческая интеллигенция балканских стран активно использует цыганские мотивы. Фрагменты из фильма Э. Кустурицы

Попытки интеграции и ассимиляции

После развала социалистического лагеря и бывшей Югославии балканские государства начали особенно активно уделять внимание цыганской проблеме, так как от этого зависел имидж страны и будущая европейская интеграция. Начали создаваться многочисленные фонды и организации, которые должны были решать цыганский вопрос, а также началась реализация государственных программ по интеграции ромов. Но существенных результатов все это не принесло. Доходило иногда и до абсурда: некоторые этнически сербские школьники, например, пытались поступить в университет, выдавая себя за цыган (а они поступать не особо стремятся). Дело всё в том, что в Сербии существует квота для цыган при поступлении в вузы. Цыгане принимаются на льготных условиях: помимо бесплатного обучения, государство предоставляет им бесплатное общежитие, питание и стипендию.

Среди тех немногочисленных цыган, кому удалось благодаря таким программам интегрироваться, вырваться из бедности, распространена этническая мимикрия (подражание окружающему народу). Они стремятся добровольно ассимилироваться, часто умалчивают о своём настоящем происхождении. Такие ромы хотят уменьшить или предотвратить возможность дискриминации по отношению к себе, дать возможность своим детям вырваться из сложившейся цыганской этносоциальной среды.

Европейская интеграция

После вступления Болгарии в ЕС туда ожидаемо хлынул огромный поток болгарских цыган. Уезжать целыми сёлами и таборами в Европу любыми способами сразу же начали и ромы Сербии, Македонии и самопровозглашённого Косово, что немного уменьшило темпы воспроизводства этой национальной группы на Балканах.

Там они сразу же стали героями криминальных хроник: европейцев поразила антисанитария, в которой живут балканские цыгане, таборы, самозахват земли, а также то, что они стремятся только получать пособие и не работать. По опросам общественного мнения, 75% жителей европейских стран против того, чтобы балканские ромы приезжали в их страны и хотят, чтобы те оставались на родине. Со своими гражданами солидарны многие европейские высокопоставленные чиновники, на заявления которых либеральная общественность выступила с жёсткой критикой и обвинениями в фашизме.

c05

Цыгане, получая деньги за свой отъезд обратно на Балканы, вскоре возвращались в европейские страны, чтобы так подзаработать ещё

Их поведение, образ жизни так не понравились европейцам, что ради исключения к ним решили не применять общеевропейские права и стандарты. Германия, например, в 2010 году объявила о начале программы по высылке свыше 20 тысяч косовских цыган. За Германией на подобные шаги пошли и другие страны, особенно рьяно — Франция. Еврокомиссия выступила тогда с резким осуждением действий французских властей, добавляя, что это нарушает законодательство Евросоюза. Многие европейские государства, несмотря на декларирование всеобщего равенства, создали такие условия, при которых цыгане сами возвращались на родину. Правда, им ещё и доплачивали за это денежное вознаграждение в размере 350 евро. Ромы возвращались на родину, а через несколько месяцев опять ехали во Францию, чтобы получить потом ещё денег за свой отъезд.

Что в итоге?

Антицыганские настроения распространены сегодня практически во всех странах Балканского полуострова, где имеется значительная ромская община. Причиной этому является часто антиобщественный, маргинальный и полукриминальный характер образа жизни большинства цыган, который не могут принять и понять местные жители. Цыганофобия увеличивается и из-за резких демографических изменений, которые в течение нескольких десятилетий происходят на Балканах. Традиционно высокая рождаемость цыган меняет на глазах национальный состав уже целых районов. Западноевропейские правители заинтересованы и прилагают все усилия, чтобы ромы не мигрировали в их государства, а оставались у себя. На Балканах, наоборот, стремятся выпроводить их в Европу. К сожалению, без жёсткого государственного регулирования цыганской рождаемости невозможно решить их проблему бедности и хоть как-то снизить межнациональную напряжённость. Всё это говорит о том, что в регионе зреет огромный конфликтный потенциал, который в ближайшее время может выплеснуться межэтническими столкновениями или полномасштабным конфликтом.