В 1964 году здравствующий по сей день русский астрофизик Николай Семёнович Кардашёв, занятый, среди прочего, проблемами поиска инопланетного разума, предложил теорию развития цивилизации, которая до сих пор используется учеными и футурологами всего мира.
Эта шкала Кардашёва классифицирует все цивилизации, которые гипотетически могут существовать во Вселенной, в зависимости от количества потребляемой энергии. Уровень потребления, конечно, соотносится с уровнем энергетических потребностей и является хорошим индикатором развития технологических возможностей цивилизации. Сам Кардашёв выделил три типа:
I — цивилизация способна полностью мобилизовать энергетические ресурсы, доступные в рамках родной планеты.
II — цивилизация на 100% использует энергию своего светила.
III — цивилизация способна поставить себе на службу энергию целой галактики.
Прогрессия геометрическая — при переходе на каждую следующую ступень могущество цивилизации гипотетически возрастает в 10 миллиардов раз. Позднее западные футурологи добавили еще два типа — IV (цивилизация способна использовать Вселенную в целом как источник энергии для своих потребностей) и V (цивилизация способна как угодно манипулировать нашей Вселенной по своему желанию и черпать энергию из параллельных Вселенных и из самой ткани пространства-времени). Последние стадии, конечно, носят очень уж гипотетический и абстрактный характер. По правде сказать, и кардашёвский III тип пока трудно вообразить. Но вот более ранние этапы нам вполне понятны. Как нетрудно заметить, мы пока что находимся еще даже не на первой, а на «нулевой» стадии. В рамках космической иерархии цивилизаций, обрисованной учёным, мы пока еще никто — и говорить с нами не о чем.
Переход от стадии к стадии по Кардашёву происходит естественным путем — умеренного, но устойчивого роста энергопотребления достаточно, чтобы переход совершился как бы сам собой за несколько тысяч лет. Максимум — за несколько десятков тысяч лет.
Человечество в современном его биологическом виде существует около 100 тысяч лет. Более 90% этого времени — каменный век (если попытаться представить некий обобщенный образ «среднего представителя Homo Sapiens за всю историю его существования», это, очевидно, кроманьонец с каменным топором). Что-то около 6–7 тысяч лет человечество активно технологически и социально развивается, устойчиво (и, по историческим меркам, чрезвычайно быстрыми темпами) наращивая уровень своего энергопотребления. Увеличился он за это время совершенно фантастическим образом — в десятки, если не в сотни, тысяч раз. По любым меркам, момент перехода на следующую стадию близится. Свет в конце туннеля уже виден. Срок, по оценкам ученых и экспертов-футурологов, — в пределах ста лет. Может, и меньше — но вряд ли больше.
Что будет означать для человечества переход от «нулевой стадии» развития по Кардашёву к цивилизации I типа? Возможно, это самый значимый «исторический порог», который мы когда-либо до сих пор пересекали. Не «конец истории» — это, конечно же, глупость. Начнется новая глава истории, важная и захватывающая, которая затмит и заслонит собой почти все, что мы испытывали до сих пор. Выход на этот уровень неизбежно принесет с собой радикальные изменения в жизни человечества. Очертания некоторых мы уже угадываем — автоматизация, искусственный интеллект, сверхскоростной транспорт, генная инженерия, начало космической колонизации Марса и Луны. Другие наверняка от нас пока ускользают. Бесспорно, что помимо чисто технологических аспектов, пусть и очень важных, переход повлечет за собой глубокие и сложные изменения в экономическом и политическом укладе жизни человечества. Отчасти мы можем судить о ситуации по разворачивающейся на наших глазах глобализации. Только надо учитывать, что процесс этот на деле куда сложнее, чем представляется большинству нынешних аналитиков. Ну да, мировая экономика уже теснейшим образом переплетена и взаимосвязана. Но насколько можно судить уже сейчас, глобализация отнюдь не отменяет непосредственно наследия предшествующей истории, как многим бы хотелось — ни государственных институтов как таковых, ни национальной идентичности и интересов, ни культурных особенностей — а лишь предлагает новые формы воплощения в жизнь. Но в конечном итоге и в новом мире нам предстоит решать многие из старых, привычных проблем. Плюс еще много новых. Что закономерно — развитие цивилизации есть путь усложнения, а не упрощения. Человечество завтрашнего дня будет организовано сложнее и противоречивее, чем сегодня, это бесспорно.
Как бесспорно и то, что русскому народу суждено играть заметную роль в процессе как перехода, так и формирования лица нового мира. Очень символично в этом плане, что сама концепция фазового перехода и сменяющих друг друга типов цивилизаций предложена именно русским ученым. Наш интеллектуальный ресурс на данный момент — главное, что у нас осталось. Более того, именно тот позитивный фактор, который определяет, кто мы такие в глазах окружающего мира. Негативных ассоциаций мы вызываем много — какие-то заслуженно, какие-то — нет, но как минимум какое-то время нам придется с этим жить. Позитивная ассоциация, по большому счету, одна, но очень яркая.
Мы, конечно, никогда не были главной научной державой мира — эти лавры неизбежно всегда достанутся тому, кто богаче (подобно тому, как древние Афины стали центром и эталоном культуры и искусств не потому, что там рождалось больше талантливых людей, а потому что у афинян было банально больше всех денег, поэтому талантливые люди съезжались туда отовсюду). Но даже без такого преимущества, более того — находясь в заведомо невыгодном положении, с архаической экономикой и политическим режимом, словно сошедшим со страниц учебника истории для пятого класса (из главы про какое-нибудь Ассирийское царство), мы смогли сотворить чудо — показали человеку дорогу в космос. Наравне и на шаг впереди. Знай наших. И если о нас еще иногда говорят, как о равных себе, равноправных партнерах и людях, у которых не стыдно и поучиться, это именно здесь. Серьезно, хотите почувствовать гордость — послушайте людей из НАСА. Или из масковской SpaceX, например. Пока еще это не утрачено. И если мы хотим занять достойное место в новом мире, который формируется сейчас, именно на этом фундаменте мы должны строить свой капитал. Не на экономике — там нечем гордиться. Не на военной мощи — она сегодня есть, а завтра нет. Наш фундамент — это только наука. Пока у нас еще худо-бедно осталась хорошая школа.
Наш стратегический императив для выживания — как и наш моральный долг — самым активным образом участвовать во всех магистральных направлениях современной технологической революции. Россия не должна быть лишь пассивным потребителем новых технологий, разработанных и произведенных в других местах. Понятно, что пытаться бороться за лидерство сразу во всем бессмысленно и контрпродуктивно — это не под силу никому. Но нам жизненно необходимо найти те ниши, в которых мы могли бы уверенно занимать одни из лидирующих и признанных всеми позиций.
Космос — первый и очевидный кандидат. Грубо говоря, когда люди ступят на поверхность Марса — а сейчас очевидно, что это в любом случае произойдет в ближайшие десятилетия, — в числе первых так или иначе должен быть русский марсонавт. Не надо обязательно самым первым — но в числе первых. Не ради престижа, не ради какой-то «отчетности» или «красивой картинки» — а просто потому, что от этого в немалой степени зависит наше место в мире.
Понятно, что это не будет легко — у нас сегодня достойные соперники. Впрочем, как показывает практика, относятся к нам со здоровым уважением — нам нужно лишь оправдать его. Все, что необходимо, у нас для этого теоретически есть — научная и производственная база, кадры, традиции и опыт поколений. Надо только не растерять, не погубить и не утратить. Да, для нынешней России это уже нетривиальная задача. Но если за что-то стоит бороться — то именно за это, потому что в долгосрочной перспективе для нас нет и не может быть сегодня ничего более важного. По большому счету, у нас просто нет особого выбора. История уже все решила за нас. Цивилизации I типа по Кардашёву уже суждено быть — вопрос только в том, какое место в ее рамках займем мы. Близко к вершине пирамиды — или внизу пищевой цепочки как безропотный поставщик людских и материальных ресурсов.