Русские корейцы

«Спутник и Погром» часто обвиняют — мол, только и делаете, что льете грязь на всех нерусских. Это не так. Мы — единственное издание, которое пишет правду о мигрантах и межнациональных отношениях в стране, как есть и без прикрас. Есть в России и такие пришлые народы, которые отлично прижились, интегрировались и, что уж скрывать, русифицировались. Один из таких — «корё-сарам», или русские корейцы, как сами они себя называют. Ассимиляция корейцев в русской этнической среде началась во второй половине XIX века и активно продолжается сегодня. С каждым годом они все больше и больше считают себя русскими, чем собственно корейцами. Положение корё-сарам немного иное, чем у финно-угорских народов России, некоторые из которых уже практически стали субэтносами русской нации, но процесс вливания корейцев в русский народ уже неизбежен. Кто же эти люди и как нам относиться к этим новым русским?

Откуда взялись

Корейцы в России появились в 60-х годах XIX столетия, когда многие крестьянские семьи из-за тяжелого экономического положения, неурожаев, а также малоземелья стали активно переселяться с территории северо-востока нынешней Северной Кореи дальше — в российское Приморье. Потом Япония оккупировала Корею. Повалили еще беженцы. Власти Российской Империи весьма благосклонно отнеслись к мигрантам из-за трудолюбия и хороших взаимоотношений с местными жителями. Новичков расселяли по тогда еще не очень обжитому региону. Здешний климат и способы хозяйствования ничем не отличались от родины мигрантов, поэтому опыт корейцев пригодился для освоения края.

Корейцы возле Владивостока до русификации. Фотография начала XX века

Российская Империя сразу за приезжих взялась. Мигрантам организовали систему церковно-приходских школ и миссионерских центров, где корейцы начали понемногу впитывать русскую культуру, учить язык, а некоторые принимали православие. В итоге на территории нынешнего Посьетского района Приморского края корейцы стали составлять компактное большинство населения, но расселились и по многим другим субъектам Дальнего Востока. Вообще есть еще и сахалинские корейцы — переселенные японцами в годы оккупации части Сахалина 1905–1945 из собственно Южной Кореи. Это рабочие, которые остались в СССР после Второй мировой, но это совсем другая история: и по менталитету, и по культуре сахалинские корейцы отличаются от корё-сарам и пока русифицируются не так активно.

В годы Гражданской войны большинство российских корейцев заняли сторону красных из-за того, что белым оказывала существенную поддержку Япония, оккупировавшая Корейский полуостров. После окончательного установления власти коммунистов по древней большевистской традиции корё-сарам организовали образование на родном языке, русский язык стал изучаться чуть ли не в качестве иностранного, в сельской местности почти никто не говорил по-русски. На корейском в то же время выходило 6 газет и 7 журналов, создавались разнообразные организации, призванные поддержать в людях азиатское самосознание, было более 400 корейских национальных школ, 2 национальных района и 77 сельсоветов.

Первоначальное расселение корейцев в России в XIX веке

Дружба народов и многонациональная идиллия длились недолго. В 1937 году большевики всех корейцев депортировали с Дальнего Востока в Среднюю Азию «в целях пресечения проникновения японского шпионажа». Хотя многие исследователи считают, что корё-сарам вывозили не так жестко, как крымских татар, поволжских немцев или чеченцев: людей спокойно переселяли, причем операция по перемещению в Среднюю Азию длилась несколько месяцев. Некоторым тогда даже разрешили вернуться в Корею. Всего было вывезено 172 тысячи человек, многим выплачивалась компенсация за оставленное имущество, выдавались стройматериалы для строительства новых домов. Следует признать: в результате депортации из-за первых трудностей и болезней в пустынной местности погибали старики и младенцы, но очень высокая рождаемость у данной этнической группы покрывала эти людские потери.

На новом месте мигранты отлично прижились, своим трудом подняли с нуля сельское хозяйство в условиях засушливого климата. Впоследствии в Стране Советов корейцы стали занимать первое место по количеству Героев Социалистического Труда на 1000 человек населения. В депортации корейцы сблизились с русскими, перенимали нашу культуру, менталитет, историю, читали классическую литературу, учились быть нами. После переселения корейский язык сразу перестали использовать даже в бытовом общении, имена и отчества они сами переделали на русский лад, оставив только национальные фамилии. Несмотря на то, что в Средней Азии тоже были открыты корейские школы, старшее поколение настаивало, чтоб молодежь изучала русский язык как родной. Это обосновывалось возможностью получить высшее образование и хорошую работу вне сельского хозяйства.

Корейцы в депортации стали добровольно русифицироваться

Из-за стремления к русской культуре почти все корейцы стали русскоязычными, ментально русскими и пополнили европейскую общину Южного Казахстана и Узбекистана, хотя чисто внешне похожи на здешних аборигенов. Интересно, корейцы сами вспоминают, что если был в то время какой-то конфликт с местными азиатами, то корё-сарам для отпора и защиты объединялись с русскими. С середины 50-х годов для корейцев отменили ограничения на все передвижения по Советскому Союзу, и многие стали мигрировать в другие районы, главным образом в РСФСР и поселяться среди славян.

Со временем корейцы перестали заниматься исключительно выращиванием риса и овощей. Сегодня русских корейцев можно встретить на многих высоких должностях в любых сферах и структурах. В России население с уважением приняло нормальных мигрантов, которые от нас отличались, по сути, только разрезом глаз. Получили популярность блюда корейской кухни, которые прочно вошли в русскую — морковь по-корейски, например. К слову, это кулинарное изобретение исключительно российских корейцев, на Корейском полуострове такую морковь не едят. Да и сами переселенцы также переняли многие русские продукты и способы их приготовления.

Что сегодня

Поздние советские, а потом и новые российские власти очень сопротивлялись русификации корейцев. Вместо того чтобы помочь ассимилироваться в русской этнической среде и тем самым увеличить процент титульного этноса, укрепить страну, корё-сарам заставляют быть азиатами. Вовсю открываются культурные центры, школы по изучению корейского, проводятся фольклорные праздники, которые оплачиваются из Сеула. Хотя у русских корейцев нет чувства принадлежности к Корее. Известный поэт и композитор Юлий Ким говорит об этом так: «С Кореей как-то не сложилось. Я был там, но это не превратилось в любовь к родине моих предков». Известные россияне полного или частично корейского происхождения — Виктор Цой, Костя Цзю и многие другие — неоднократно говорили, что считают себя больше русскими.

Костя Цзю: «Я рос в чисто русской уральской семье», «Я себя в большей степени считаю европейцем», «Я — русский человек»

Но из Южной Кореи постоянно навязываются идеи о воссоздании корейского национального района в Приморье или даже национальной республики. Председатель секции корейской литературы Союза писателей Узбекистана Угай Дегука даже обращался в 1990-м к Горбачеву по данному вопросу и во всякие ООН. Сегодня Сеул предлагает Москве создать в Приморье корейскую этническую территорию. Там, например, уже несколько лет планируют построить предприятия по лесопереработке, рыболовству и добыче полезных ископаемых с рабочими местами для этнических корейцев. Основным источником инвестиций стали бы южнокорейские компании. Когда численность корейцев достигла бы 100–150 тысяч человек, учредили бы национальный район. Но эти наполеоновские планы пока тормозятся Россией.

И Северная и Южная Корея активно борются за наших обрусевших сограждан, не дают ассимилироваться и считать себя этническими русскими. Тамошними историками и корейскими националистами постоянно напоминается, что русские-де выгнали корейцев с насиженных мест и ужасно депортировали. Северокорейцами и южнокорейцами создаются в России свои параллельные организации, где пытаются перетянуть диаспору на свою сторону. Существуют образовательные программы для соотечественников, которые предлагает и Сеул, и Пхеньян. Студенты должны будут по возвращении в Россию рвать одно место за своих — говорить, например, как же хорошо со свободой слова у товарища Ким Чен Ына. Южная Корея продвигает протестантские секты, хотя большинство российских корейцев сегодня — атеисты либо православные (крестились в том числе и для того, чтобы еще больше быть похожими на нас).

Сегодня во всех странах СНГ проживает около полумиллиона корейцев. В России, по переписи 2010 года, — 153 тысячи, но число этнической группы растет из-за постоянно прибывающих мигрантов из Средней Азии. Крупные общины еще остаются в Узбекистане (180 тысяч человек) и Казахстане (100 тысяч). Но большинство корейцев вместе с тамошними русскими пытаются оттуда переселиться в Российскую Федерацию, так как считают себя частью европейского русскоязычного населения. Корё-сарам едут главным образом в Москву или Питер, Юг России, в крупные города по всей стране. Межнациональные браки в России у корейцев тоже распространены весьма широко, даже больше, наверное, чем мононациональные. Когда муж русский, а жена кореянка и наоборот — примерно поровну. Дети от таких союзов чаще всего выбирают русскую самоидентификацию.

Есть, конечно, те, кто мигрировал по программе возвращения соотечественников и в Южную Корею, которая после какого-нибудь Узбекистана или юга Казахстана кажется просто каким-то раем на земле, но таких немного. Многие мечтают вернуться в Россию. На чужбине корё-сарам местные уже не считают частью своей нации, обвиняют в лени, нежелании работать, хорошо учить корейский, в отсутствии «корейского имени», смеются над акцентом. К одноплеменникам из России в Корее относятся настороженно, предвзято и пренебрежительно. Та же ситуация и в корейских диаспорах по всему миру, когда сами настоящие корейцы в какой-нибудь Канаде говорят корейцу из России: «Ты не кореец, ты — русский, что ты сюда ходишь». По мнению таких природных корейцев, выходцы из России ведут себя точно как русские, и мало что в них осталось национального корейского. И это действительно так.

Nota bene

Сегодня корейцам не дает быть русскими только азиатская внешность. Остальные черты корё-сарам с радостью переняли. Смена родного языка и дисперсное расселение не дают никакого шанса общине на существование в будущем. Через каких-то 50–70 лет корейцы полностью вольются в наш народ. Во многом ассимилироваться мешают власти, которых потеря одного из 666 народов нашей страны сильно расстроит. Многие корейцы хотят полностью русифицироваться, а им говорят: нельзя, какой ты русский, блин, ты — азиат, иди в общину и изучай корейский, танцуй и рисуй иероглифы. Зачем? Хотят становиться русскими — пожалуйста. Тем более корейцев не так много, чтобы как-то повлиять на классический русский генотип или фенотип, а большинство детей от смешанных браков и так чаще похожи на европейцев.

Мы, русские, народ дружелюбный и гостеприимный. В отличие от граждан какой-нибудь Южной Кореи, с радостью смотрим на иностранца, который перенимает все наши признаки идентификации, добровольно решает влиться в русский плавильный котел и становится такими, как мы. Если это происходит, то мы считаем его за своего без каких-либо «но». И хорошие мигранты есть: когда их не очень много и они пытаются жить и вести себя так, как местное население. Судьба корейцев — редкий в наше многонациональное время пример позитивной интеграции и добровольной, выгодной русификации.