Текст: Dan de Luce, Foreign Policy. Перевод: Родион Раскольников, «Спутник и Погром»
Американская программа обучения умеренных сирийских оппозиционеров началась с провала; США разрабатывают новый план: использовать подготовленных в Америке сирийцев как наземных корректировщиков при бомбардировках ИГИЛ.
Пентагон и Белый дом боятся новых проблем с программой подготовки, и теперь собираются включать небольшие отряды подготовленных повстанцев в более крупные, давно воюющие в северной Сирии соединения — чтобы новички попадали под защиту более опытных и многочисленных бойцов.
Высокопоставленные источники Foreign Policy в армии и правительстве сообщают, что вместо того, чтобы собирать из проамериканских боевиков отдельное соединение, их обучат корректировать авиаудары американских ВВС. В самой идее повстанцев-корректировщиков нет ничего нового, но до сих пор предполагалось, что сирийские отряды будут решать более широкие боевые задачи.
Вероятный план значительно сокращает амбициозный охват проблемной американской программы обучения и снаряжения сирийской оппозиции. Неясно, принесет ли новый подход — подготовка всего десятков бойцов — какие-нибудь решающие результаты на поле боя.
Предложение пока существует только в черновом варианте, но предполагается, что повстанцы сосредоточатся на ключевых задачах, связанных с работой авиации по земле и связью, и будут поддерживать боевые операции, вместо того чтобы играть в них решающую роль.
Пока Белый дом обсуждает, что делать с весьма скромным числом боевиков, русские перебрасывают по воздуху танки, пехоту, авиадиспетчеров и снаряжение на авиабазу в Латакии на западе Сирии. По словам некоторых американских чиновников, стремительное усиление русского военного присутствия должно поддержать потрепанный режим сирийского президента Башара аль-Асада и может привести к прямому участию Москвы в воздушных и наземных операциях против повстанческих группировок.
Тем временем в Вашингтоне обсуждаются самые разные варианты, но ключевые вопросы пока не решены.
Первый вариант подразумевает заброс в северо-восточную Сирию десятков обученных в Америке бойцов — они должны влиться в курдские и другие оппозиционные формирования, отбившие натиск ИГИЛ и сейчас угрожающие коммуникациям цитадели исламистов — Ракки.
Другой вариант, по словам американских чиновников, — отправить выпускников программы вооружения и подготовки на северо-запад, в переходящую из рук в руки область от Мареи до ключевого пограничного города Джараблус — там американская авиация с прошлого августа активно бомбит ИГИЛ.
Третий вариант, который рассчитан на самую дальнюю перспективу — разместить бойцов на юге, в районе Дараа.
Карта боевых действий в Сирии на 11 сентября 2015 г. Красным отмечены позиции сил Башара Асада, зеленым — оппозиции, желтым — курдов, черным — ИГИЛ. Нажмите для увеличения
Высокопоставленные чиновники в Белом доме и Пентагоне уже некоторое время выбирают из этих трех вариантов. На следующей неделе состоится встреча на самом высоком уровне — с участием, по слухам, министра оброны Эштона Картера и генерала Мартина Демпси, председателя Объединенного комитета начальников штабов.
«Дело обсуждается на самом верху. Они договариваются о том, где и когда все произойдет», — сообщил FP анонимно армейский офицер.
Изначально программа с бюджетом в 500 млн долларов должна была дать 5000 «умеренных» повстанцев уже в первый год. Но после жесткого отбора потенциальных кандидатов приняли всего несколько десятков.
Отбор был устроен, чтобы отсеять потенциальных исламских экстремистов, и включал довольно неоднозначное требование — участники присягали воевать с Исламским Государством (а не с Асадом).
В результате правительству Обамы пришлось обойтись гораздо меньшим числом обученных боевиков — считалось, что многочисленные отряды появятся со временем.
«Глядя на первую партию, которая, скажем так, бессмертной славой себя не покрыла, можно сказать, что у программы теперь большие проблемы», — говорит высокопоставленный гражданский чиновник.
Первый отряд из примерно пятидесяти подготовленных американцами бойцов пересек сирийскую границу в июле и провалил свою задачу почти немедленно.
Два командира этих повстанцев, по некоторым сведениям, попытались встретиться с людьми из связанного с Аль-Каидой Фронта Нусра, чтобы объяснить, что они собираются воевать только с ИГИЛ, а Фронт оставят в покое, но были захвачены вместе со своей охраной.
Вскоре после этого боевики аль-Нусра атаковали остатки отряда.
Перед отправкой некоторые из сирийцев навещали родственников — некоторые в турецких лагерях беженцев — и разболтали планы операции.
Для многих критиков Обамы этот позорный случай стал примером невнятной и бессистемной политики США в четырехлетней гражданской войне.
Сирийские оппозиционеры и некоторые американские чиновники неоднократно советовали Обаме прекратить попытки собрать новую армию и начать вместо этого поддерживать уже существующие группировки. Но эта стратегия потребовала бы от Белого дома признать, что эти бойцы воюют с Асадом, а не с ИГИЛ.
Правительство оправдывает свои попытки, утверждая, что в многосторонней войне не бывает простых решений, и что найти подходящих партнеров тяжело — слишком много исламских экстремистов.
Заявлено, что следующую группу сирийцев снабдят хорошими разведданными и четким планом присоединения к более многочисленным и дружественным силам.
Но новым выпускникам программы обучения наверняка будет тяжело соблюсти данное Вашингтону обещание воевать исключительно с Исламским Государством, так как другие оппозиционеры уже сражаются одновременно с исламистами и режимом Асада.
«Правительству придется признать, что люди, которых оно вооружает и обучает, в определенных ситуациях будут вести бои против режима Асада — не только против Исламского Государства», — говорит Роберт Форд, бывший американский посол в Дамаске, — «и что требования ограничиться войной с ИГИЛ ставит их в безвыходное положение».
Форд добавляет, что этим американским корректировщикам, возможно, придется вызывать авиаудары американских ВВС для помощи своим соратникам, атакованным войсками Асада.
Программа Пентагона не имеет никакого отношения к секретной программе ЦРУ, по которой в лагерях на территории Иордании за два года было подготовлено и вооружено 10000 повстанцев. Последняя, однако, тоже неоднократно становилась объектом для критики за сомнительные результаты — законодатели в какой-то момент даже угрожали прекратить её финансирование.
Небольшое число отобранных бойцов ставит перед правительством Обамы деликатную дилемму — необходимо обеспечить безопасность немногочисленных повстанцев и одновременно извлечь из них какую-нибудь пользу на поле боя.
«Как их защитить и одновременно приспособить к делу?» — размышлял в беседе с FP высокопоставленный правительственный чиновник, пожелавший остаться неназванным.
По плану, который сейчас обсуждается, эти повстанцы «будут распределены» по местным группировкам и получат роль «соединительной ткани» между силами оппозиции и американскими ВВС.
Бойцов обучат определенным специальностям — подготовят корректировщиков, связистов, снайперов и «организаторов» — сообщил чиновник.
«У них будет связь. Мы сможем передавать им разведданные». Боевики со спутниковыми телефонами смогут передавать координаты для авиаударов. «Они могли бы наводить нас на цели и подтверждать их».
Обученные США сирийцы, таким образом, выступят в роли, которую обычно выполняют американские военные советники.
Пересмотренная программа — рискованный ход со стороны Белого дома, до сих пор готового вовлекаться в войну: перспективу прямого участия американских солдат в войне против ИГИЛ недавно категорически отвергли. В отличие от своих союзников в регионе, у США есть только ограниченные контакты с местной оппозицией, что серьезно ограничивает возможности для дипломатического конфликта — по крайней мере, по версии наших источников среди бывших дипломатов.
Теперь, когда внимание всего мира приковано к потоку беженцев из Сирии, Ирака и других горячих точек, правительство Обамы подвергается жестокой критике за свой подход к сирийской гражданской войне, уже унесшей двести тысяч жизней.
Республиканские законодатели и сторонники интервенции говорят, что нежелание президента вмешиваться в конфликт создало силовой вакуум, который привел к появлению ИГИЛ и открыл двери в регион покровителям Асада — Ирану и России.
«Россия воспользовалась американским бездействием, и теперь опасно усиливается в Сирии», — заявил в понедельник сенатор Джон Маккейн, председатель сенатского Комитета по вооруженным силам.
Чем дольше сражаются в Сирии мириады группировок, тем труднее Америке будет создать убедительную свою. К тому же другие отряды уже пользуются поддержкой Турции, Саудовской Аравии и других сил.
Один из сотрудников Сената говорит, что проблемой стали «совершенно нереалистичные оценки количества потенциальных рекрутов спустя столько лет войны».
Проблемой также может стать растущая в этом регионе напряженность между турками и курдами.
Турция, старый американский союзник и член НАТО, давно борется с курдскими группировками и теперь с негодованием наблюдает, как они захватывают все больше и больше территорий в соседней Сирии. В результате Анкара может воспротивиться попыткам США помочь курдским ополченцам развить наступление.
Однако правительство намерено ковать, пока горячо, и называет успех курдских ополчений YPG примером для подражания. Курды наступали при поддержке американской авиации и передавали американцам информацию об обстановке по телефону — это позволило наносить по позициям ИГИЛ регулярные авиаудары.
Один силовик сообщает, что «по-прежнему есть такое убеждение — мы должны это сделать».
Подготовка и снаряжение новых групп будут такими же, как у предыдущей, но «вопрос заброски» — куда отправлять бойцов и к кому — пока не решен. «Мы не контролируем их полностью. В каком-то смысле, после того как они попадут в Сирию, мы потеряем над ними командование», — говорит он.
Тем временем обучение новых рекрутов — им занимается американский спецназ и другие члены международной коалиции — продолжается в турецких и иорданских, саудовских и катарских лагерях. Четвертая партия, по сообщениям наших источников, только что приступила к занятиям.
«Важно помнить, что программа все еще находится в ранней стадии, и что подготовленные по ней силы по природе своей предназначены дополнять другие», — заявил на прошлой неделе спикер Генштаба США полковник Патрик Райдер. «Они внесут свою лепту в то, что уже и так делают сирийские курды, арабы и другие борцы с ИГИЛ».
Правительство надеется, что повстанцы смогут вскоре одержать несколько побед — это помогло бы оживить программу, которую уже несколько лет преследуют неудачи.
«Нужен небольшой успех, а дальше начнется своего рода замкнутый круг удачи», — сообщил один правительственный чиновник.
Оригинал материала на сайте Foreign Policy