Сунь Ятсен: Отец Нации (часть III) — Спутник и Погром

Ранее: часть вторая

«Новая политика» правительства

После подавления восстания ихэтуаней Срединная империя оказывается в полуколониальном положении: государство разделено западными державами на сферы влияния.

Англичане действовали на юге, французы — в Индокитае, Германская империя контролировала Шаньдун, а японцы — Фуцзянь. Взоры Российской Империи обратились главным образом в Маньчжурию. Там русским приходилось бороться за свои интересы с Японской империей.

Чтобы страна не превратилась в полноценную колонию, было необходимо провести хоть какие-нибудь реформы. Это понимала Цыси. Тем более после подавления Ихэтуаньского восстания власть маньчжуров серьезно пошатнулась.

В начале 1901 года правительство все еще находилось в городе Сиань, откуда издали указ о начале «новой политики». Появился «Комитет по делам правления», целью которого стало реформирование государственного аппарата. Огромное внимание предполагалось уделять обновлению армии и производства.

Экономические преобразования начались с создания в 1903 году министерства торговли. Частное предпринимательство теперь всячески поддерживалось в надежде привлечь капитал в промышленность. Мелкое предпринимательство особенно развивалось на востоке, в провинции Цзянсу, на берегу Желтого моря. В промышленности за 10 лет — с 1901 по 1911 год — появилось более 300 новых предприятий, большинство из которых принадлежало все же национальному капиталу.

Цинский двор принял решение провести и масштабную военную реформу. Юань Шикай стал главным сторонником введения всеобщей воинской повинности, однако в правительстве посчитали иначе. По мнению министров, армия должна была состоять из наемников, которые прошли специализированные курсы в военных училищах и допущены к службе по имущественному цензу. Юань Шикай старался устраивать училища по иностранному образцу практически в каждой провинции.

Реформы государственного управления задумывались для преобразования административного аппарата по западному образцу. Для изучения европейского опыта и взаимодействия с иностранцами создали министерство иностранных дел.

Изменение политической системы на этом не закончилось: в 1905 году Юань Шикай предложил отправить в Европу послов, где китайцы изучали бы конституционный строй европейских государств.

В ноябре 1908 года при довольно странных обстоятельствах погиб Гуансюй, а всего через день умерла и деспотичная старуха Цыси. У власти оказался совсем еще ребенок, Пу И.

Пу И стал императором в 2 года. Фото 1908-1910 г.

В 1909 году от имени малолетнего императора утверждены совещательные комитеты в провинциях (готовили проект конституции), куда можно было попасть только на основе выборов. Простому человеку сделать это было невозможно — в голосовании принимало участие менее 0,5% населения.

Осенью 1910 года в Пекине произошел первый созыв Национальной ассамблеи, состав которой также формировался на выборной основе. Правительство пообещало ввести конституцию уже к 1913 году, а не к 1917-му, как предполагалось ранее.

«Новая политика» стала первым шагом к преобразованию Китая в конституционную монархию. Юань Шикай, поддерживаемый Цыси, стремился к проведению реформ во всех сферах политического устройства государства.

После смерти императрицы Цыси политика новшеств постепенно начала сходить на нет. У власти встали консерваторы, которые выгнали китайцев почти со всех значимых постов, поставив маньчжуров. В 1908 году Юань Шикай смещен с должности. Такая же участь ждала и других китайцев на государственной службе. Это настроило китайскую бюрократию против Цинов, которые сами приближали падение своей империи. Если раньше восстаниям не хватало как раз таки должной поддержки китайской бюрократии, то теперь… Дело оставалось за малым. Нужно было только подождать.

Создание «Чжунго Гэмин Тунмэнхуэй»

В стране вновь назревали перемены, усилилась борьба против маньчжуров, чему способствовала «Новая политика», в ходе которой молодые люди отправлялись на обучение за рубеж, где изучали гуманитарные и точные науки. В самой Цинской империи в ходе реформ открылось 50 тысяч специализированных школ, в которых обучалось более миллиона человек. Революционеры предпочитали пропагандировать именно такую молодежь.

Япония стала убежищем для студентов из Поднебесной. К 1906 году в Стране восходящего солнца обучались уже более 12 тысяч молодых китайцев. Там же открылись революционные кружки и общества со своими печатными изданиями. Например, члены «Союза возрождения Китая» в Токио выпускали революционную газету на японском языке под названием «Революционная критика».

И пусть самой большой революционной организацией был «Союз возрождения Китая» Сунь Ятсена, на рубеже 1904-1905 годов произошло несколько восстаний, поднятых провинциальными организациями. Например, «Союзом восстановления суверенитета Китая». Помимо революционных, широкую известность приобрели различные террористические и анархические организации. Одна из таких устроила взрыв в сентябре 1905 года, пытаясь уничтожить чиновников, отправляющихся на Запад для изучения конституции.

Рост антиманьчжурской борьбы совпал с русскими событиями 1905 года, и Сунь Ятсен пытался консолидировать все организации в единый антиманьчжурский фронт. Для этого нужно было средство помощнее, нежели «Союз возрождения Китая». Организации не хватало сил.

Путешествуя по Европе, в 1905 году Сунь Ятсен собрал достаточно средств для новых выступлений. В декабре 1905 года прибыл в Йокогаму, где планировался съезд представителей различных революционных организаций. Примерно в это же время доктор Сунь Ятсен знакомится с представителями революционной организации «Союза китайского процветания», которая также действовала в Японии. Новых знакомых звали Хуан Син и Сун Цзяожэн.

Этот самый съезд провели в конце июля 1905 года — присутствовали представители всех значимых революционных организаций Китая. Решили объединиться под названием «Китайский объединенный революционный союз». Понятно, что это могло привести к некоторым проблемам с законом, даже в Японии. Решили оставить «Китайский объединенный союз».

Программа строилась на основе «трех народных принципов»: народное благосостояние (права на землю уравнивались); демократия (установление Республики); национализм (изгнать маньчжурских завоевателей).

Первое собрание «Объединенного союза» состоялось 20 августа: выбирали руководство. Управляющим по внешним делам стал Чэнь Цзяшэн. Главной внешнеполитической задачей Союза стала независимость от западных держав и возврат к былой мощи Срединной империи.

«Объединенный союз» на то и назывался объединенным, что в него входили не только сторонники демократии (как Сунь Ятсен), но и представителя других революционных организаций (например, «Союз китайского процветания», выступавший против уравнивания прав на землю). У всех участников союза была одна общая цель — свергнуть маньчжуров. Мысли о путях дальнейшего развития государства различались. Забежим вперед — в будущем это приведет к некоторым проблемам.

В сентябре 1905 года в Токио приняли устав организации и декларацию «Объединенного союза» (по другому — декларация военного правительства). Этот документ следовало распространить после победного восстания. В декларации говорилось: «Ныне Национальная армия восстала и учредила Военное правительство, чтобы смыть 260-летний позор подчинения варварам, возродить нашу Родину, имеющую 4000-летнюю историю, и обеспечить счастье и процветание 400-миллионов человек».

Революционеры выдвигали четыре положения: изгнание маньчжуров; возрождение Китая (страной должны управлять китайцы); установление Республики; уравнение прав на землю. Эти положения по идее выполнялись в три этапа. Во время первого предполагалось управление страной по законам военного времени. Второй прошел бы под действием временной конституции. Во время третьего — провозглашали постоянную конституцию.

«Объединенный союз» выпускал свой журнал — «Народ» («Минь бао»). Первый номер вышел 17 ноября 1905 года. Сунь Ятсен писал: «Я убежден, что вся история поступательного развития стран Европы и Америки — это история трех великих принципов: национализма; демократии и народного благосостояния». Сунь Ятсен в первом номере описывал свои путешествия по Европе и рассказывал про знания, которые приобрел на Старом континенте.

Также руководители союза создали «Воззвание к иностранным державам», намереваясь издать документ после победы революции: «Национальная армия Китая провозглашает низложение чужеземного абсолютистского правительства, декларирует учреждение Республики и одновременно заявляет о своем намерении проводить политику глубочайшей дружбы в отношении всех дружественных государств с целью поддержания международного мира и достижения счастья человечества».

Придумали особую программу для взаимодействия с западными державами, состоявшую из семи принципов:

1. Все неравноправные договоры остаются в силе.

2. Права иностранцев в Китае сохраняются.

3. Иностранные займы продолжают выплачиваться.

4. Военное правительство на занятых землях обеспечивает безопасность иностранцев.

5. После опубликования воззвания договоры, которые подпишет Цинская империя с иностранцами, не признает военное правительство.

6. Иностранцы, которые будут бороться с военным правительством, станут противниками.

7. Если европейские государства поставят военные материалы цинскому правительству, то при захвате территории товары конфискуют.

Этот документ буквально пропитан надеждой на отказ европейцев поддерживать Цинское правительство в назревающем бунте. Сунь Ятсен ни разу не упомянул о желании возродить былую мощь Китая. Для этого следовало отказаться от неравноправных договоров с державами, что подтолкнуло бы европейцев к сотрудничеству с маньчжурами. Сунь промолчал, надеясь перетянуть белый мир на свою сторону.

В третьем выпуске журнала «Минь бао» были опубликованы шесть политических принципов союза. И если первые три принципа нам уже известны («Три народных принципа», о которых говорилось ранее), то следующие три описывали как раз внешнеполитические намерения организации: поддержание международного мира (нерешенность дальневосточного вопроса (о Китае), решить можно, только предоставив Китаю право самостоятельно распоряжаться своими землями); развитие дружбы между китайским и японским народами (и организация, и сам журнал располагались в Японии); поддержка державами китайской революции (невмешательство держав в дела китайского народа).

Сунь Ятсен не надеялся на поддержку революции иностранцами, а лишь рассчитывал, что оккупанты не встанут на сторону маньчжуров. На этом и построили внешнюю политику «Объединенного Союза».

Сунь Ятсен и русская революция 1905 года

Сунь Ятсен и другие деятели «Объединенного союза» поддерживали революцию, которая началась в Российской Империи в январе 1905 года. В 1906 году в «Минь бао» писали: «Несмотря на то, что политическая организация русского абсолютистского государства намного сильнее и совершеннее, чем маньчжурское государство, русские революционеры, проливая кровь, не сдаются в своей борьбе. Китайские революционеры искренне преклоняются перед ними».

Китайские революционеры не могли знать всех тонкостей Первой русской революции, не разбирались во внутрипартийной борьбе в РСДРП, в схватках между разными политическими партиями, начиная от народников и эсеров и заканчивая октябристами.

Всех русских революционеров, независимо от партийной принадлежности, в журнале «Минь бао» называли просто — «нигилисты». Под этим понятием чаще всего понимались представители народничества, с которыми Сунь Ятсен встречался еще в конце XIX века и идеи которых в принципе были схожими с идеями китайца. Тогда, в 1897 году, Сунь в Лондоне беседовал с народником Волховским, который и перевел статью Ятсена для журнала «Русское богатство».

В период Первой русской революции к берегам Японии прибывали русские революционеры, вынужденные в силу разных причин покинуть Россию. Был там и человек по фамилии Гершуни. Григорий Андреевич — представитель террористов-эсеров. В 1903 году арестован в Киеве, содержался в Шлиссельбургской тюрьме недалеко от Санкт-Петербурга. В январе 1906 года переведен в Акатуйскую тюрьму в Восточной Сибири. В 1906 году бежал в США через Японию. Именно в Японии Гершуни и встретился с доктором Сунь Ятсеном.

Еще одним собеседником Сунь Ятсена стал Николай Константинович Судзиловский (в то время уже Руссель). Николай Константинович также из народников. В Японию приехал в 1901 году, а во время Русско-японской войны агитировал русских военнопленных свергнуть монархию.

После окончания войны агитатор начинает издавать собственный журнал «Воля», в котором публиковались рассказы о русской революции.

В одной из статей «Минь бао» Ху Ханьминь очень лестно отзывался о «Воле» и даже напечатал перевод одной из антимонархических статей Русселя.

В одном из писем к Судзиловскому-Русселю Сунь Ятсен высказывался по поводу возможной помощи со стороны западных держав в деле развития китайской промышленности:

Возможно, я неправильно понял Вас в связи с Вашим обращением к американским капиталистам, но если имеется в виду не чисто альтруистический подход, я не вижу в этом ничего хорошего. Они не настолько глупы, чтобы совершить коммерческое самоубийство, помогая Китаю обрести собственную индустриальную мощь и стать независимым. Я твердо убежден, что если мы проявим хотя бы малейшую склонность стать на этот путь, то весь капиталистический мир Европы и Америки потрясет крик об индустриальной желтой опасности. Таким образом, совершенно очевидно и понятно, что их интересы состоят прежде всего в том, чтобы навсегда превратить Китай в жертву промышленной отсталости…

Китай — страна сравнительно однородная в своей бедности, подавляющая масса его населения всегда живет бедно…

Поэтому все, что дает какую-либо надежду улучшить общие условия, встретит общее одобрение. Вплоть до самых последних лет современный прогресс все еще не затронул Китай, до сих пор мы еще не наслаждались его благами и не страдали от его проклятий. И когда мы утверждаем современный прогресс в нашей социальной жизни, мы имеем возможность выбрать то, что соответствует нашим устремлениям. Мы не рассчитываем на помощь извне, как бы ни была она желательна, если она не диктуется чисто альтруистическими мотивами.

Если вы хотите, чтобы возрождение Китая в конечном итоге ускорило социальную революцию в Америке и Европе, тогда, чем меньше капиталисты будут знать о такой тенденции, тем лучше, не говоря уже о том, что не следует обращаться к ним за помощью в осуществлении того дела, которое в конечном итоге нанесет ущерб их собственным интересам.

То есть Сунь Ятсен считал, что западные державы не станут помогать Китаю из чистых побуждений и обязательно предложат очередные неравноправные договоры, чтобы поставить Поднебесную в еще большую зависимость. Поэтому Сунь отвергал любую помощь от иностранцев, рассчитывая только на свои силы.

Не только народники и эсеры попали в поле зрения китайских революционеров, но и члены Российской социал-демократической партии. Например, Курнатовский Виктор Константинович прибыл в Японию, где выпустил пару статей на английском и отбыл в Париж.

По данным секретаря Сунь Ятсена, там же, в Париже, Сунь встретился с Георгием Васильевичем Чичериным, будущим первым Наркомом иностранных дел СССР.

  • Сунь Ятсен в Париже

  • Молодой Георгий Чичерин

Сколько бы ни писали в советских книжках о том, что уже в то время Сунь Ятсен проникся братскими чувствами к РСДРП, это не так. Китаец думал о свержении династии маньчжуров. Да и такие политические течения, как анархизм и социализм, китайцы начнут изучать лишь несколькими годами позже.

Не только русские революционеры помогали китайским в свержении маньчжуров. В период войны с Российской Империей японские социалисты выступали за прекращение боевых действий. Во время Первой русской революции в Японии наблюдался рост социалистического движения, чьи представители связывались с революционерами во многих странах Азии для создания организации, которая вела бы борьбу за освобождение азиатских стран от иностранцев. Связывались и с Сунь Ятсеном. В итоге создали «Общество мира и дружбы Восточной Азии», которое просуществовало недолго — японские власти просто-напросто закрыли все отделы организации и посадили основных членов.

В декабре 1906 года исполнился год печатному изданию «Объединенного союза» «Минь бао». Устроили отдельное мероприятие, на котором выступал лично доктор Сунь Ятсен и призывал народ к борьбе не только с маньчжурами, но и с иностранными державами, захватившими Китай. Сунь сказал: «Иностранцы не в силах будут разделить Китай. Иностранцам такая задача не под силу». Сунь имел в виду, что когда китайцы в едином порыве отстранят инородцев (маньчжуров), то иностранцы не смогут пойти против объединившегося в один кулак китайского народа.

Тем не менее Сунь Ятсен все же не выдвигал никаких лозунгов против иностранцев и действий оккупантов в Китае. Такие слова могли нанести серьезный ущерб делу революции, а на это Сунь пойти не мог.

Переход к активной борьбе

Летом 1906 года «Объединенный союз» насчитывал более десяти тысяч участников непосредственно в Китае, появились отделения организации во многих провинциях.

Первую пробу сил назначили на ноябрь 1906 года. В провинции Цзянси на шахтах горнорабочих 16 ноября начались волнения, поддержанные местным гарнизоном, а также некоторыми крестьянами-членами различных тайных обществ. Плохо организованное восстание, которое не успели поддержать другие филиалы заговорщиков, провалилось. Маньчжурам удалось подавить сопротивление к декабрю того же года.

Новые восстания должны были приобрести характер всеобщих, то есть участвовать должны были все слои населения. На этот раз в рядах повстанцев оказались и чиновники, и крестьяне, и служащие арсеналов. Вот что говорил посол Российской Империи в Ханькоу (современный Ухань) А. Н. Тимченко-Островерхов:

Из показаний захваченных мятежников выяснилось, что сочувствующие революционному движению находятся во всех классах общества, таковые были обнаружены в местных войсках, среди рабочих Ханъяньского арсенала, среди чиновничества, среди купцов и главным образом среди учащейся молодежи.

Цины, конечно, осознавали масштаб угрозы и понимали, что если выпустить ситуацию из-под контроля, то можно лишиться власти и жизни. Решили обратиться к японским властям с просьбой о высылке Сунь Ятсена и разгроме организации.

К тому времени японское правительство уже наладило отношения с маньчжурами. Причина — ратификация договоров, заключенных в Пекине в декабре 1905 года. Японцам предоставлялись исключительные права в Маньчжурии.

Революционеры во главе с Сунь Ятсеном оказались больше не нужны, теперь можно было избавиться от бунтарей-китайцев. Тем более что Сунь к тому же связался с японскими социалистами.

Сунь Ятсена выслали из страны, журнал «Минь бао» закрыли в июле 1907 года, а отделения в Токио больше не существовало.

Доктор был вынужден искать новое место, откуда мог бы координировать работу «Объединенного союза». Столица Французского Индокитая, Ханой, отлично подходила. Ятсен связывался с представителями Парижа еще во время своей поездки в Европу в 1905 году. Французы даже отправляли военных советников в Китай для помощи делу революции. Министр колоний предоставил Сунь Ятсену визу для въезда в Ханой, а предложения Цинов о выдаче отверг.

Сунь в 1906 году создал отделения организации в Маниле и Сингапуре, а также собирал деньги для организации новых восстаний. Новый мятеж, согласно плану, должен был начаться на Юге Китая, на границе с Вьетнамом, в районе Гуйчжоу, Гуандуна и Юньнани. Район выбрали неслучайно, ведь координировать действия мятежников было удобнее всего именно из Ханоя.

Мятеж планировали поднять весной. Сначала было поднято Хунганское восстание, потом — в Хуэйчжоу, а летом вспыхнул крупный крестьянский бунт в Гуанси. Все они потерпели поражения. Причина одна — выступления плохо подготовили.

Вроде бы все начиналось неплохо. Боевой отряд «Объединенного союза» готовили французские военные советники. Оружие из Японии вот-вот должно было прийти, но… японцы запретили пересылку. Это обрекло восстание на поражение. Безоружные мятежники долго держаться не могли, тем более что навстречу выдвинулось крупное соединение правительственных войск. Несмотря на разгром, отдельные отряды союза продолжали борьбу до 1908 года.

Сунь Ятсен было выступил со своей гвардией на поддержку крестьян, но опоздал, поэтому решил вернуться во Вьетнам.

В 1907 году во Франции сменилось правительство, которое решило больше не поддерживать Сунь Ятсена и китайских революционеров. Теперь французы выступали за официальное правительство, то есть маньчжуров.

Сунь Ятсену пришлось покинуть территории французских колоний в Индокитае, где французы начали всячески притеснять сторонников «Объединенного союза» и уничтожать другие революционные организации.

После нескольких провалов и потери важного союзника нужен был сильный союзник. И Сунь Ятсен в 1908 году вновь отправился в Соединенные Штаты, надеясь на поддержку местных китайцев.

Приобретите подписку, чтобы продолжить чтение

Месяц неограниченного доступа ко всем статьям на «Спутнике», включая наши великолепные премиум-материалы всего за 280 рублей! Премиум-подписчикам нужно щелкнуть по Already purchased? и ввести свой пароль.

Если у вас возникли вопросы по подписке или вы хотите ПОДПИСАТЬСЯ БЕЗ КРЕДИТНОЙ КАРТЫ, то отправьте нам письмо на [email protected]
sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com / sputnikipogrom.com /