В исторически русских областях России продолжается медленное демографическое наступление инородцев. Это не голословное заявление — достаточно посмотреть на цифры официальных переписей, особенно в республиках Северного Кавказа, в Ставропольском крае, в Астраханской области, в Калмыкии, Туве, Якутии и многих других регионах. Русских там все меньше, а это чревато внутренними проблемами в самом скором будущем.
После развала Советского Союза все бывшие союзные республики взяли курс на повторную коренизацию. Например, казахов в Казахстане стало 65% (в 1989 г. — 39%), азербайджанцев в Азербайджане 91% (в 1989 г. — 82%), белорусов в Белоруссии 84% (в 1989 г. — 77%), киргизов в Киргизии 72% (в 1989 г. — 52%).
Русские бегут и из Кабардино-Балкарии. В 1959 году их было 38% от всего населения, в 1989-м — 32%, в 2002-м — 25%, а в 2010-м только 22%; процесс продолжается.
Этническая карта Кабардино-Балкарии. Кабардинцы (черкесы) показаны зеленым цветом, балкарцы (тюрки) — желтым, русские земли республики, Прохладненский и Майский районы, показаны оранжевым
Казаки и межнациональная дружба
Русские в современной Кабардино-Балкарии — коренное население со своей собственной историей, они живут на северо-востоке республики в Прохладненском и Майском районах, и хотя имеют различное территориальное происхождение, ощущают свою общность в иноэтническом окружении гораздо острее, чем русские где-нибудь в Центральной России. Главным образом это сформировавшиеся тут в XVI–XVII веках терские казаки, в ряды которых в разное время вливались волжские и донские представители того же сословия. Иногда к казакам причисляли некоторых представителей местных народностей, например, православных осетин и кабардинцев. Правда, их было так мало, что они за редким исключением быстро смешивались с русскими.
Карта Черкесии в 1750 г., на которой отмечена Кабарда (Kabardia)
Кроме того, переселенцев из Центральной России тоже массово включали в казачество. Так, например, в 1832 году многие крестьянские села на Северном Кавказе царским указом были превращены в станицы, а их жители — крестьяне, однодворцы, мещане и солдаты — вошли «в сословие линейных казаков». Малороссы (т. н. «малороссийские казаки») тоже активно пополняли ряды терцев и осваивали эту землю. Они основали «русскую столицу» нынешней республики — будущий город Прохладный. Было и несколько более поздних волн крестьянских переселенцев из Центральной России и регионов Малороссии — в XIX веке. Эти колонисты не вошли в казачье сословие и считались «иногородними».
Отношения русских с местным кавказским населением не всегда складывались мирно, хотя спокойные периоды действительно были — в такие моменты особенно развивалась торговля и товарный обмен. Но кабардинские правители негативно относились к активной славянской колонизации. Особенно им не нравилось строительство новых крепостей и поселений, которые, по их мнению, лишали кабардинцев плодородной земли и пастбищ для скота. К тому же в станицах за рекой Малка принимали беглых рабов и бунтовщиков. Кабардинские царьки с завидным упорством пытались захватывать казачьи поселения, а крепости пробовали разрушить — вооруженные столкновения были нередки.
Горцы неоднократно грабили станицы, уводили скот и убивали русское население, то и дело захватывая пленных. Не отставали и казаки. Они с охотой переходили негласную границу между русскими и кавказцами — реку Малку — и давали аборигенам уроки межнациональной дружбы. Так, в 1810 году в ходе рейда под предводительством генерала Булгакова было разрушено более 100 мечетей и почти 10 тысяч домов. По сути, шли крупномасштабные столкновения между Россией и Кабардой — отдельный период Кавказской войны, который закончился окончательным включением этой территории в состав Империи. Многие кабардинцы тогда погибли в результате военных столкновений, вымерли во время эпидемии чумы или переселились в Османскую империю как мухаджиры (кабардинцы и другие черкесы говорят о геноциде).
Турецкие янычары, заселяющие кавказских черкесов в дома изгоняемых болгар. Рис. Ф. Канитца, 1875 г.
Позже земли современной Кабардино-Балкарии вошли в состав Терской области. Численность русских все еще увеличивалась благодаря крестьянам-переселенцам, активно скупавшим землю в регионе, молокан, старообрядцев и представителей других религиозных течений. Русские неохотно впускали в свои населенные пункты кавказцев. Так, в 1879 году на территории станицы Прохладной (нынешний город Прохладный) насчитывалось 14 немцев и 13 армян — кабардинцев и балкарцев не было ни единого. Славянские поселения существовали внутри этнической территории кавказских народов, со временем увеличивая свой ареал, и к началу XX века колонизация достигла пика — а потом случилась революция.
Борьба с великорусским шовинизмом
Красные считали своими главными врагами в этих местах «цепных псов самодержавия» — казаков, а классово близких горцев поддерживали. В итоге многие станицы были разграблены, а здешние казаки выселены, репрессированы или убиты без суда. Освободившуюся землю большевики дарили своим кавказским соратникам. В итоге русскому населению удалось сохранить большинство лишь на северо-востоке нынешней Кабардино-Балкарской республики. В 30-е годы в результате расказачивания, раскулачивания и коллективизации случился голод — в результате пострадали казачьи районы с развитым сельским хозяйством. Многие местные жители покидали родные земли в поисках лучшей доли, работы, пропитания. Рождаемость (среди русских) падала, смертность повышалась.
Коммунисты закрыли практически все православные и старообрядческие церкви, которые для русских того времени были мощнейшим фактором национальной идентификации и социальной консолидации (эта тенденция до некоторой степени сохраняется и сегодня). Именно в советский период начинают появляться первые межнациональные браки русских женщин с кавказскими мужчинами, что раньше было просто невозможно, и это тоже уменьшало количество славянского населения, так как дети от таких союзов чаще выбирали национальность отца. Делу способствовала интернациональная коммунистическая пропаганда, хотя негласный запрет для кавказских женщин жениться на русских мужчинах остался в силе — его объясняли «красивыми горскими традициями».
Тогда же казаки и другие группы русского населения стали переселяться из сельской местности в города — Прохладный, Майский и столицу образованной республики — Нальчик. Вообще когда в 1922 году была создана Кабардино-Балкарская автономная область, большая часть нынешнего Прохладненского района осталась за её пределами, и до 1934 года станица Прохладная принадлежала Ставропольскому краю (Пятигорский округ). К Кабардино-Балкарии эти земли присоединил только Сталин. Позже, как и в других советских нацреспубликах, местное русское население несколько увеличилось за счет притока специалистов из Центральной России, создававших здесь инфраструктуру и промышленность.
Город Прохладный, «русская столица» КБР. Сегодня тут 76% русских
Постсоциалистический период
К началу Перестройки славяне республики были совершенно деморализованы и дезориентированы десятилетиями советской пропаганды. После развала СССР началось бурное национальное движение кабардинцев и балкарцев — они поначалу хотели разделить республику на две собственные части, Кабарду и Балкарию. Русские в ответ заявили, что в таком случае либо создадут собственную республику, либо присоединятся обратно к Ставропольскому краю.
Особенно активно действовали члены организации черкесов Северного Кавказа, с которыми связывают первые случаи раздувания межнациональных противоречий, о чем неоднократно писали в СМИ. В Нальчике, например, неоднократно и прямо угрожали русским, требуя уезжать. В местных школах начали рассказывать, что русские — пришлые колонизаторы.
В 90-е из-за отъезда славян этнический состав многих сел и даже городов начал стремительно меняться. Этот отток был вызван не только причинами социально-экономического характера, но и кавказским национализмом. Некоторые русские (и местные инородцы — корейцы, армяне и прочие) небезосновательно боялись чеченского сценария. Республиканские власти пытались повлиять на ситуацию, понимая, что республика без русских не выживет. В 1998 году Минюст КБР принял и утвердил Устав местного самоуправления города, в котором сказано, что город Прохладный является исконным местом проживания русского народа. Поначалу правило даже учитывали при формировании органов государственной власти. Развивалась и внутренняя миграция внутри республики: русские уезжали из столицы, Нальчика, в пока ещё этнически русские регионы КБР.
Современная Кабардино-Балкария
Русских в КБР не притесняют открыто, но русское население продолжает понемногу бежать из республики. Происходит примерно то же самое, что и в среднеазиатских государствах бывшего СССР или даже в Дагестане: местные жители жалуются, что полиция в их городах и селах состоит из нерусских, а те по старой кавказской традиции покрывают беспредел своих соплеменников. Русским труднее устроиться на высокооплачиваемую работу или в государственный аппарат, заниматься прибыльным бизнесом. Активисты постоянно поднимают вопрос о переселении черкесов из Сирии, Турции (их в мире около 1 миллиона) и других стран в Кабардино-Балкарию — селить их предлагают как раз в русских районах. Особенно показателен пример с молодежью: русские по понятным причинам стремятся поступить не в местные вузы, а уехать из республики в Ростов, Краснодар или в Москву — и остаться там. В 2011 году только 3% абитуриентов местного государственного университета были этническими русскими.
Еще одна проблема — это турки-месхетинцы, выселенные из Средней Азии и теперь активно осваивающие русские регионы КБР (они, в частности, установили контроль над сельским хозяйством). Именно с турками, а не кабардинцами или балкарцами, сейчас случаются самые острые конфликты. Бытовые противоречия обостряются, неоднократно происходили столкновения молодежи на этнической почве.
Интересно, что ущемленными чувствуют себя не только русские, но и балкарцы, тоже титульный народ республики (кабардинцы — это черкесы, балкарцы — тюрки). Кто-нибудь то и дело предлагает выделить Балкарию в отдельный субъект, хотя и не так яро, как это было в 90-е. Кроме того, в последнее время в республике все более активно действует радикальный ислам — подполье ещё недавно устраивало теракты и убийства. Например, в 2010 году был убит кабардинский интеллигент, доктор филологических наук А. Ципинов. Ципинова убили «за возрождение язычества»: он реконструировал и проводил фольклорные праздники, опираясь на доисламские традиции кабардинцев. А в 2011 году террористы расстреляли целую группу туристов из Москвы. Местную молодёжь с успехом вербуют в различные радикальные объединения исламского толка. Некоторые жители республики воевали в Сирии в рядах ИГИЛ.
***
Современная Кабардино-Балкария — это русская земля, историческая вотчина терских казаков, территория, где славяне живут уже несколько сотен лет. Как и в прочих кавказских республиках, русских отсюда выдавливают — при полном попустительстве местной власти и федерального правительства. Вернутся ли русские с новой волной масштабной колонизации? Для этого у них должно появиться своё национальное государство.