«Четыре системы». Нацизм: введение в проблему

Нацизм — политическая система, обладающая набором характерных определяющих черт. В свете определенной табуированности темы, одна лишь постановка вопроса таким образом может восприниматься как ангажированность, вызов, «попытка реабилитации». Но если относиться к нацизму суеверно, как к пугалу, то «страх перед именем только усилит страх перед тем, кто его носит».

Как правило, политические системы являются универсальными, то есть как минимум теоретически — равноприменимыми. Элементы марксизма были и в СССР, и в Китае. Либеральная экономика распространена в большей части мира. Социалисты, равно как и партии консерваторов, представлены в парламентах многих стран. Но если «национализм стал изобретением, на которое невозможно было получить патент», то «нацизм не был товаром на экспорт». У него есть своя «родина» — жёсткая привязка к времени и месту.

Национал-социализм является самой болезненной точкой во всей сложной истории Германии. Эклектичный, многофакторный феномен, корни которого лежат сразу в нескольких сферах — в политике, экономике, культуре — нацизм оставил на оси времени глубокую отметину.

И если после падения Третьего рейха появление неонацистских течений стало возможно прогнозировать, предугадывать и предупреждать (или, наоборот, провоцировать), то зарождение нацизма в его аутентичном виде стало явлением эксклюзивным, к которому «мировое сообщество» не было и не могло быть готовым.

4sys21x

Война, война, и чувство объединения

В 1914 году Европа пережила столетний мир со времён последнего конфликта континентального масштаба, который был урегулирован Венским конгрессом в сентябре 1814—июне 1815 годов. Скука от мира и процветания имела мрачные последствия.

Демонстрации за войну, прошедшие в Европе в августе 1914-го, можно рассматривать как бунты против цивилизации среднего класса с её безопасностью, экономическим процветанием и отсутствием серьёзных задач.

Население многих европейских стран хотело войны, потому что пресытилось нехваткой общественной жизни в мирные времена. Энтузиазм этих толп был вызван ожиданиями, что война обеспечит национальное единство, преодоление раскола между капиталистами и пролетариями, протестантами и католиками, рабочими и крестьянами. Так описал чувства толпы в Берлине очевидец: «Никто никого не знает, но все охвачены одним всепоглощающим порывом: Война, война, и чувство объединения» (цит. по Modris Eksteins, Rites of Spring).

  • naz023
    Демонстрации в поддержку войны в Германии
  • naz04
    Демонстрации в Англии
  • naz025
    Демонстрация в поддержку войны в России

«Идеи 1914 года» и «особый путь» Германии

Основной целью Германии в первой половине ХХ столетия стала реализация своего особого, отличного как от Запада, так и от Востока, пути. Термином «Особый путь Германии» (Deutscher Sonderweg) называют уникальные особенности государственной структуры и демократических институтов Германии по сравнению с другими европейскими странами, в первую очередь — Францией и Англией. Ещё задолго до нацизма общеевропейские традиции стали именоваться в Германии «западными», что означало «к западу от Рейна». «Западными» для немцев были капитализм и демократия, либерализм и индивидуализм, свобода торговли и любые формы интернационализма (см. «Дорога к рабству» Фридриха фон Хайека).

Понятие «особого пути» в исторической и политической науке является спорным, поскольку предполагает существование некого «нормального» исторического развития, под которым практически всегда подразумевают формирование англосаксонской демократической политической системы с либеральной экономикой. Немецкий историк Ганс-Ульрих Велер, сторонник теории особого пути, характеризует развитие прусской Германии до конца Веймарской республики как своеобразное отношение противоречий между традицией и современностью.

У Германии было много конкретных претензий к существующему порядку в Европе: от колониальной и морской политики и до угрозы русской экономической экспансии, но многие немцы видели в войне восстание против материализма коммерческого мира, созданного Францией и Великобританией.

Логика особого пути Германии выражается в «идеях 1914 года» (см. «Идеи 1914 года»), обосновывающих немецкую военную экспансию: «война 1914 года есть война Ницше»; «немецкое мышление и немецкое чувство заявляют о себе прежде всего как решительное отрицание всего того, что хоть как-то напоминает английское, или западноевропейское вообще, мышление и чувство«.(цит. по Sombart W. Händler und Helden, Patriotische Besinnungen. München, Leipzig: Duncker & Humblot, 1915. S. 55. )

Если для Англии и Франции был важен дух индивидуализма, и на индивидуализме основывалось построение государственной модели и общественных отношений внутри государства, то для Германии индивидуализм не имел столь критического значения. Там на первый план выступало органическое «мы», из которого выходит и государственная форма, и понимание собственного исторического пути, своей задачи и роли в истории.

«Война 1914 года есть война Ницше»

Доктрина национал-социализма является кульминационной точкой длительного процесса развития идей, в котором участвовали мыслители, известные не только в Германии, но и далеко за её пределами. У истоков нацизма стояли действительно серьёзные авторы, оказавшие большое влияние на развитие европейской мысли.

Так как по новым российским законам любой нейтральный научный текст о нацизме возможно подписать под «оправдание», мы убираем дальнейший текст под премиум-кат.

4SYS01BAN

Наибольший вклад в этот процесс внесли немецкие мыслители, хотя они не были одиноки. Томас Карлейль ({{7}}) и Хьюстон Стюарт Чемберлен ({{8}}), Огюст Конт ({{9}}) и Жорж Сорель ({{10}}) не уступают в этом отношении ни одному из немцев. Р.Д. Батлер в исследовании «Корни национал-социализма» хорошо проследил эволюцию этих идей в самой Германии ({{11}}).Ницше считал, что уверенность человека в том, что нигде нет истины; есть одновременно и угроза, и возможность. Высшей формой творчества для Ницше было не искусство, а создание новых ценностей. Он намеренно старался подорвать веру в равенство людей, утверждая, что это просто предрассудок, внедрённый в нас христианством. Ницше надеялся, что принцип равенства когда-нибудь уступит морали, оправдывающей господство сильных над слабыми. Он ненавидел диверсифицированные и толерантные общества, предпочитая им нетерпимые, инстинктивные и безжалостные — индийскую касту чандала, которая испытывала ненависть ко всему индийскому обществу, или «белокурых хищных бестий», которые «без колебаний запускают страшные когти в население» ({{12}}). Как и у его последователя Мартина Хайдеггера ({{13}}), релятивизм у Ницше сносил все философские подпорки, поддерживающие западную либеральную демократию, заменяя их учением силы и господства. Ницше считал, что эра европейского нигилизма, которой он помогал прийти, поведёт к «безграничным войнам духа», бесцельным войнам, чьё единственное назначение — утвердить самое войну. ({{14}})

4sys021-01x

Нацисты делали акцент на том, что их ненависть направлена не против отдельных классов, а против классовой системы как таковой, которую они осуждали как изобретение марксизма ({{15}}). Социализм в Германии с самого начала был тесно связан с национализмом. Характерно, что наиболее значительные предшественники национал-социализма, Родбертус ({{16}}) и Лассаль ({{17}}), — являются в то же время признанными отцами социализма. В соответствии с их «немецкой идеей государственности», государство основано и сформировано не индивидами, не является совокупностью индивидов и цель его вовсе не в том, чтобы служить интересам личности.

Volksgemeinschaft — национальная община — центральный элемент нацистской картины мира. Это новое немецкое общество отвергало прежние религии, идеологии и классовую борьбу. Формирование единой немецкой идентичности в volksgemeinschaft шло вокруг расовой теории, борьбы и государственного руководства.

Немцам была нужна война. Они искали подтверждения того, что являются нацией воинов — народом, вся деятельность которого (в особенности экономическая) в конечном счёте связана с военными целями. Военная истерия 1914 года дала старт движению, породившему национал-социализм, и огромную роль в этом процессе сыграли социалисты. Характерным представителем этого направления является профессор Вернер Зомбарт, чья нашумевшая книга «Торгаши и герои» вышла в свет в 1915 году.

Зомбарт гордится немецким культом милитаризма, хоть и знает, что другие народы презирают немцев за это. В противовес «идеям 1914 года», «идеи 1789 года» — свобода, равенство, братство — были для немцев «торгашескими идеалами». По его мнению, только коммерческое сознание могло счесть войну бесчеловечным и бессмысленным предприятием. Для него есть жизнь более высокая, чем жизнь личности, и это жизнь нации и государства. А предназначение индивида — приносить себя в жертву этим высшим ценностям. Таким образом, война — воплощение героической жизни, а война против Англии — это война с ненавистным коммерческим идеалом, идеалом личной свободы и комфорта, символизируемого, по Зомбарту, безопасными бритвами, которые немецкие солдаты находили в английских окопах.

4sys021-02x

Иоганн Пленге ({{18}}) был столь же авторитетным марксистом, как и Зомбарт. Его книга «Маркс и Гегель» положила начало гегельянскому ренессансу среди ученых-марксистов. В его публикации «1789 и 1914: символические годы в истории политической мысли» разбирается конфликт между «идеями 1789-го», т.е. идеалом свободы, и «идеями 1914-го», т.е. идеалом организации. Организация для Пленге составляет сущность социализма. Он отмечал, что идея организации была исходным пунктом социалистического движения, зародившегося во Франции в начале XVIII века. Маркс и марксисты исказили эту идею, подменив её на абстрактную и беспочвенную идею свободы. Следовательно, война между Англией и Германией — это «экономическая мировая война» — третья фаза великой духовной битвы современной истории, стоящая на одном уровне с Реформацией и буржуазной революцией. Исход этой борьбы предрешен: в ней победят новые, восходящие силы, рождённые в горниле экономического прогресса XIX столетия — социализм и организация.

Военная экономика, созданная в Германии в 1914 году, —

«первый опыт построения социализма, ибо её дух — активный, а не потребительский — это подлинный социалистический дух.

Требования военного времени привели к установлению социалистического принципа в экономической жизни, а необходимость обороны страны подарила миру идею немецкой организации, национальной общности, национального социализма…

Мы даже не заметили, как вся наша политическая жизнь в государстве и в промышленности поднялась на более высокий уровень. Государство и экономика образуют теперь совершенно новое единство… Чувство экономической ответственности, характерное для работы государственного служащего, пронизывает теперь все виды частной деятельности».

Это новое, истинно германское корпоративное устройство экономической жизни (которое Пленге считает, впрочем, ещё не полностью созревшим) «есть высшая форма жизни государства, когда-либо существовавшая на Земле» ({{19}}).

Следующий тезис позднее послужит для обоснования Гитлером идеи Нового Порядка ({{20}}).

«Разве не является с точки зрения социализма, который тождествен организации, право наций на самоопределение правом на индивидуалистическую экономическую анархию? Хотим ли мы предоставить индивиду полное право на самоопределение в экономической жизни? Последовательный социализм может давать людям право объединяться только в соответствии с реальной, исторически детерминированной расстановкой сил» ({{21}}).

Позиция Пленге нашла популярность в кругах немецких учёных и инженеров, призывавших к всесторонней плановой организации общественной жизни. Лидером этого движения стал химик Вильгельм Оствальд ({{22}}). Он публично заявил, что

«Германия хочет организовать Европу, в которой до сих пор еще отсутствует организация. Я открою вам величайший секрет Германии: мы, то есть вся германская нация, обнаружили значение принципа организации. И пока все остальные народы прозябают при индивидуалистическом режиме, мы живём уже в режиме организации».

Рассматривая историю зарождения нацистских идей, нельзя пройти мимо Вальтера Ратенау ({{23}}). Его труды оказали большое влияние на экономические воззрения поколения немцев, что сформировалось во время и сразу после Первой Мировой войны. Близким по смыслу и значению были и рассуждения ещё одного бывшего марксиста — Фридриха Науманна ({{24}}), автора книги «Центральная Европа» — одного из самых популярных произведений времён Первой мировой войны. В своей книге 1915 года «Мировая война и мировая революция» представитель левого крыла социал-демократической партии в рейхстаге Пауль Ленш пишет, что нынешняя война и есть чаемая Марксом мировая революция. Ленш изобразил войну как «поспешное отступление английской буржуазии перед натиском социализма» и объяснил, насколько различаются между собой социалистический идеал свободы и соответствующий английский идеал. Аргументы Ленша основаны на историческом анализе последствий проводившейся в Германии Бисмарком политики протекционизма. Политика эта привела к такой концентрации производства, которая для марксиста Ленша выглядит как высшая степень индустриального развития.

«В результате решений, принятых Бисмарком в 1879 году, Германия ступила на путь революционного развития, т.е. стала единственным в мире государством, обладающим столь высокой и прогрессивной экономической системой. Поэтому в происходящей ныне Мировой Революции Германия является представителем революционных сил, а её главный противник, Англия,— сил контрреволюционных» ({{25}}).

Пауль Ленш подвергает своей критике немецких либералов:

«Люди, составляющие этот класс, бессознательно ориентируются на английские стандарты. К ним можно отнести всю немецкую просвещённую буржуазию. Их политический словарь, включающий такие термины, как „свобода“, „права человека“, „конституция“, „парламентаризм“, выражает индивидуалистское либеральное мировоззрение, английское по своему происхождению, взятое на вооружение в Германии буржуазными деятелями в 50-х, 60-х и 70-х годах XIX века. Но эти понятия безнадёжно устарели, как и в целом либерализм, падение которого ускорила нынешняя война. От этого наследия теперь надлежит избавиться, чтобы обратиться всецело к разработке новых понятий Государства и Общества. Социализм является в этом смысле сознательной и определённой альтернативой индивидуализму. Сегодня уже нельзя закрывать глаза на тот факт, что в так называемой „реакционной“ Германии рабочий класс завоевал себе гораздо более прочные позиции в государстве, чем в Англии или во Франции».

Ленш заключает: «Можно утверждать, что государство подверглось процессу социализации, а социал-демократия — процессу национализации».

Идеи Пленге и Ленша проложили дорогу для непосредственных творцов национал-социализма — Освальда Шпенглера и Артура Меллера ван ден Брука. Работа Шпенглера «Пруссачество и социализм», опубликованная в 1920 году, выражает идеи, владевшие в то время умами немецких социалистов:

«Старый прусский дух и социалистические убеждения, которые сегодня враждуют между собой, как могут враждовать только братья, являются совершенно тождественными. Представители западной цивилизации в Германии — немецкие либералы — это „незримая английская армия, оставленная Наполеоном на немецкой земле после битвы при Йене“.

Все либеральные реформаторы были для Шпенглера „англичанами“».

«Три последние нации Запада стремились к трем формам существования, выраженным в знаменитых лозунгах „Свобода, Равенство, Братство“. В формах политического устройства они проявлялись как либеральный парламентаризм, социальная демократия и авторитарный социализм… Немецкий, а точнее, прусский дух наделяет властью целое… Каждому отведено своё место. Человек руководит либо подчиняется. Таков, начиная с XVIII века, авторитарный социализм — течение антилиберальное и антидемократическое, если иметь в виду английский либерализм и французскую демократию… Многое вызывает ненависть или пользуется дурной репутацией в Германии, но только либерализм вызывает презрение на немецкой земле.

Структура английской нации основана на разграничении богатых и бедных, прусской — на разграничении руководящих и подчинённых.

Соответственно совершенно по-разному проходят в этих странах водоразделы между классами».

4sys021-03

Шпенглер описывает как, начиная с Бисмарка, целенаправленная организация экономической деятельности приобретала социалистические формы:

«В Пруссии существовало подлинное государство в самом высоком смысле этого слова. Там не было частных лиц. Всякий человек, живший внутри этой системы, которая работала с точностью часового механизма, выполнял в ней какую-то функцию. Поэтому управление делами общества не могло находиться в руках частных лиц, как того требует парламентаризм. Это была государственная служба, и всякий ответственный политик всегда был слугой целого».

«Прусская идея» предполагает, что каждый должен быть официальным лицом, находящимся на жалованье у государства. В частности, управление любой собственностью осуществляют только государственные уполномоченные. Тем самым государство будущего — это государство чиновников.

Но есть «критический вопрос, и не только для Германии, но и для всего мира, и Германии предстоит решить его для всего мира: станет ли в будущем торговля управлять государством или государство — торговлей? В решении этого вопроса пруссачество и социализм совпадают… Пруссачество и социализм борются с Англией — Англией среди нас».

Меллер ван ден Брук объявил Первую мировую войну войной между либерализмом и социализмом: «Мы проиграли войну с Западом: социализм потерпел поражение от либерализма». Для него, как и для Шпенглера, либерализм является врагом номер один: «в сегодняшней Германии нет либералов. Есть молодые революционеры, есть молодые консерваторы. Но кому сейчас придёт в голову быть либералом? Либерализм — это философия, от которой немецкая молодежь отворачивается с презрением, с гневом, с характерной усмешкой, ибо нет ничего более чуждого, более отвратительного, более противного её умонастроениям. Молодёжь Германии видит в либерализме своего главного врага».

4sys021-04

«Третий рейх» Меллера ван ден Брука обещал принести немцам социализм, приспособленный к характеру германской нации и очищенный от западных либеральных идей: «Каждый народ имеет свой собственный социализм».

Последующий расцвет нацизма не был реакцией на социалистические тенденции предшествовавшего периода. Национал-социализм стал неизбежным продолжением и развитием этих тенденций. Сходство худших проявлений режимов в коммунистической России и нацистской Германии выявилось со всей отчётливостью ({{26}}). После поражения в Первой мировой войне многие немцы считали борьбу с капитализмом продолжением войны с Антантой, противостояние с которой было перенесено в область духа и экономической организации. Эта борьба рассматривалась как путь к практическому социализму, который позволит вернуть немецкому народу его самые благородные традиции.

Идея борьбы с либерализмом — тем либерализмом, который победил Германию, объединяла вместе и социалистов, и консерваторов. Так родился первый сплав социализма с национализмом.

С конца 1920-х и до прихода к власти Гитлера выразителями этой тенденции в интеллектуальной среде были молодые люди, возглавляемые Фердинандом Фридом ({{27}}), сгруппировавшиеся вокруг ежемесячного журнала Die Tat. Плодом деятельности этой группы, известной как Edelnazis (нацисты-аристократы), стала книга Фрида «Конец капитализма».

Так коллективные настроения огромных масс немецкого народа получили свою философскую огранку руками немецких интеллектуалов. Страна была готова к новой схватке. Германия ждала своего Фюрера.

Hitler: the rise

naz026

Снимок молодого Адольфа Гитлера, сделанный во время пребывания в военном госпитале

Одной из опасных социальных болезней, доставшимся послевоенной Германии из окопов Первой мировой, было недоверие к демократической форме правления. Веймарская республика ({{28}}) стала прочно ассоциироваться с «позорным и унизительным» Версальским миром ({{29}}) и предательством национальных интересов. Ни одна политическая сила новой республики не приняла революционных перемен. Социалисты и коммунисты считали, что она создана в угоду буржуазии. Правые — в угоду Англии и Франции. Новое государство не устраивало никого — ни население, ни элиты. В культурной сфере это привело к появлению по-свóему знаменитого немецкого декаданса 20-х годов XX века.

Период после Первой мировой войны охарактеризовался глубочайшим и длительным кризисом, поразившим все германское государство и все немецкое общество. И здесь кроется ответ, как «самая образованная нация Европы» могла впасть в тоталитарный транс и пойти за человеком, привёдшим её в пропасть нового национального унижения.

Общей особенностью прохождения обществом периода кризиса является так называемый «феномен авторитарного рефлекса», когда роль политического лидера и окружающей его «малой группы» во многих случаях становится ключевой. Дефицит времени для принятия решений, непредсказуемость и уникальность ситуации сужает диапазон возможных альтернатив и повышает риск возможности выбора неудовлетворительного решения. Состояние глубокой неуверенности и социальной депрессии, охватывающих общество в кризисный период, порождает готовность положиться на своих политических лидеров. Это явление радикального патернализма особенно часто возникает вслед за военным поражением, экономическим или политическим крахом. В условиях непредсказуемости развития событий и ощущения беззащитности перед ними, люди испытывают сильнейшую потребность видеть свою власть сильной и дееспособной, не взирая даже на возможные свидетельства обратного.

Глубокая неуверенность в будущем способствует возникновению не только потребности в сильных властных фигурах, которые защитили бы от угрожающих сил, но и ксенофобии. Пугающе быстрые перемены рождают нетерпимость к изменениям в культуре и к иноэтническим группам. Так, в США в конце XIX — начале XX века когда упали цены на хлопок на Юге стали учащаться случаи линчевания негров. Это была реакция на неуверенность в завтрашнем дне, а не действия, осознанно предпринятые из убеждения в том, что негры манипулируют ценами на хлопок: линчеватели понимали, что негры мало влияют на рынок хлопка. Подобным же образом великая депрессия 30-х годов породила двойной феномен Гитлера и антисемитизма — и, в конце концов, холокост. Это произошло в обществе, которое до той поры было толерантнее к евреям, чем Россия и Франция, и которое имело в своем составе одну из самых социально интегрированных еврейских общин в Европе. В происшедшей ужасающей истории не было ничего неизбежного; в ней отразилась травматическая неуверенность в будущем, вызванная военным поражением, а также политическим и экономическим крахом, а не нечто присущее Германии. По навязчивой аналогии явлений, крах экономических и политических систем некоторых восточноевропейских обществ породил ультранационализм и этнические чистки.

Возникновение авторитаризма, а также ксенофобии, присуще дезинтегрированным обществам. К власти в Германии Гитлера привела Великая депрессия 1930-х.

В 1929 году в Германии происходит резкий всплеск безработицы — 6 миллионов человек оказываются без работы. Это наносит болезненный удар по экономике страны и следом приводит к осложнениям и в социальной, и в политической сферах. В этот момент активизируются маргинальные партии, которые в период стабильности находились за рамками политического поля республики. Это Коммунистическая партия и Национал-социалистическая рабочая партия Германии. Обе конкурирующие силы видят своим электоратом немецкого рабочего. Национал-социалистам удается сплотить граждан Германии вокруг идеи «народного сообщества» — volksgemeinschaft. Помимо рабочего класса и крестьянства, социальной базой нацизма становится и крупный капитал, который видел в Гитлере меньшее зло по сравнению с коммунизмом. В популяризации нацистских этих идей важную роль играет пропаганда. Геббельс декларирует тезисы, которые глубоко ложатся в душу немецкого населения.

Нацисты умело манипулировали общественным мнением, показывая заботу партии и правительства о народе. Для идеологической мобилизации германского народа использовался эффектный лозунг: «Один народ, одно государство, один вождь» (Ein Volk, Ein Reich, Ein Führer).

naz027

Адольф Гитлер выступает перед строителями первого немецкого автобана. Создание сети высокоскоростных магистралей стало одним из шагов по преодолению безработицы и экономического кризиса (кадр из д/ф «Обыкновенный фашизм»)

Важно помнить, что приход Адольфа Гитлера к власти был осуществлён в соответствии с Конституцией. В декабре 1932 года президент Гинденбург принял решение о создании президентского кабинета. Правительство теперь формировалось не путем коалиции партий в Рейхстаге, а путём решения президента. Партии не могли предложить свои кандидатуры и не могли договориться. Гинденбург принимает решение о назначении Гитлера и в январе 1933 года Адольф Гитлер занимает должность рейхсканцлера. Все, что происходило потом, также творилось в соответствии с Конституцией. 48-я статья позволяла вводить чрезвычайное положение без санкции Рейхстага и на этом основании принимать те или иные декреты.

23 апреля 1933 года выносится законопроект о предоставлении рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру чрезвычайных полномочий ({{30}}). Тогда же Отто Вельс ({{31}}) произносит свою знаменитую речь о том, что он не может проголосовать за этот закон, означающий предоставление диктаторских полномочий. На что Гитлер ответил: «Я, собственно, об этом вас и не прошу. Не хотелось бы, чтобы Германия была обязана социал-демократам в деле национального освобождения».

В победе национал-социализма нет заметных очагов сопротивления установлению диктатуры. В январе 1933 года президент Гинденбург назначает Гитлера на должность рейхсканцлера. В феврале происходит поджог Рейхстага, после чего запрещают и ликвидируют Коммунистическую партию. На следующими за этим выборах в Рейхстаг НСДАП одерживает триумфальную победу и с помощью принятия соответствующих декретов и законодательных актов ({{32}}) проводит тотальную зачистку политического поля. Были отменены или существенно ограничены важнейшие демократические права и свободы, гарантированные Веймарской конституцией. Рейхсканцлер получал право издавать законы и управлять страной без согласия Рейхстага. Запрещались старые партии и вводился запрет на создание новых. В мае 1933 года были ликвидированы все профсоюзы, а в июне того же года была запрещена Социал-демократическая партия Германии (СДПГ; нем. Sozialdemokratische Partei Deutschlands, SPD). К осени 1933 года не осталось ни одной политической силы, кроме национал-социалистов и связанных с ними политических движений, клубов и объединений.

Диктатура национал-социалистов была установлена в кратчайшие сроки и при поддержке населения.

Популярна была и точка зрения, согласно которой нацизм был лишь ответной реакцией на коммунизм, историк-консерватор Риттер ({{33}}) называл нацизм «народной революцией» и считал, что Гитлера «призвали массы» ({{34}}).

«Как все, я орал, как все, вытягивал руку, как все, выл, как все, был преисполнен обожания… И я любил его» — Ингмар Бергман ({{35}})

2 января 1939 года Гитлер был объявлен «Человеком года» по версии журнала Time.

naz028x

Totalitarismus. Deutsch Version

После прихода Адольфа Гитлера к власти в Германии начинает формироваться тоталитарный диктаторский режим.

Тоталитарная система является одним из видов диктатуры, в которой правящая элита пользуется властью не только над политическими аспектами жизни своих граждан, но и над их личной жизнью. Тоталитаризм сопровождают символические демонстрации единства народа и власти, выливающиеся в многотысячные парады, митинги и другие публичные проявления поддержки. Тоталитарное государство не допускает проявления оппозиционных настроений, уничтожает все конкурирующие силы и стремится к полному контролю и подчинению своих граждан.

В 1956 году два американских политолога — Карл Фридрих ({{36}}) и Збигнев Бжезинский ({{37}}) сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества (работа «Тоталитарная диктатура и автократия»):

1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология обязательно должна признаваться и разделяться всеми членами общества. Все стороны жизни общества — мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы — подчинены государственной идеологии.

2. Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Происходит сращения государства и правящей партии, исчезает граница между ними.

3. Системы государственного полицейского контроля, который осуществляется за всем обществом.

4. Контроль над СМИ и цензура.

5. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.

Среди перечисленных признаков наибольшее значение имеют первые два — официальная идеология и монополия партии на власть. Ни один другой политический режим, кроме тоталитарного, не насаждал в обществе единой официальной идеологии. Именно правящая партия, обладающая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей правящей элиты и поддержку режима. Тоталитаризм сопровождается высочайшей степенью регламентации и контроля абсолютно всех сфер жизни государства и общества. Степень идеологизации политики по своему всеохватывающему проникновению и милленаристскому обоснованию достигала таких пределов, что начинала превращаться в политическую религию.

Тоталитаризм — феномен XX века. Значительную роль в его становлении сыграли массовые политические движения. Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм — это «реакция» общества на кризис периода индустриализации. Возникновение тоталитаризма совпало с громадной политической активизацией широких масс. Крушение старых традиций, коренное изменение общественных устоев, процесс формирования социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем.

Превращение общества в деморализованную, деструктурированную массу, состоящую их «атомизированных» индивидов, лишённых собственности, независимости, собственного «Я», является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства (Х. Арендт). Вторым слагаемым становится глубокий кризис рыночной экономики и провозглашение организации общественной жизни, которая основывается на едином плане (Ф. Хайек). Парадоксально, но «творцами» тоталитарного режима становятся сами народные массы, против которых он потом и оборачивается.

В интеллектуальной сфере тоталитаризм питается описанными выше концепциями «общей воли», которая приведёт нацию к хилиастической утопии о построении нового совершенного общества.

Пропаганда и реклама

Неизменным атрибутом тоталитаризма является тесная взаимосвязь между истиной и силой: здесь сила определяет истину. «Учение Маркса всесильно потому, что оно верно«,— говорил В.И. Ленин. В аналогичном духе рассуждали о своем учении и идеологи нацизма ({{38}}).

Ключевые концепты идеологии национал-социализма, оформившиеся из работ Хьюстона Чемберлена ({{39}}) о германцах, как ядре «высшей» арийской расы и утверждения Жозефа Гобино о её упадке, вызванном кровосмешением, сводились к следующему:

1. Создание «тысячелетнего германского рейха».

2. Борьба за чистоту «арийской» расы.

3. Уничтожение неарийского населения рейха, в первую очередь — евреев.

4. Антикоммунизм.

5. Ограничение капитализма.

Проводниками и носителями этих идей, чувств и ценностей были молодые люди, сплоченные не столько общей академической подготовкой, сколько участием в коллективных физических действиях. Они много занимались спортом, ходили в походы, штурмовали горные вершины, были меткими стрелками. Будущие бойцы вермахта находились в отличной физической форме и умели четко выполнять распоряжения своих начальников. Привычка к энергичной коллективной деятельности на лоне природы способствовала впоследствии их военным успехам: население тех частей Европы, которые входят в зону романтического популизма, сражалось во время войны более умело и эффективно, чем выходцы из стран, где были приняты более рафинированные развлечения ({{40}}).

naz029

Члены «Гитлерюгенда» — молодёжной организации НСДАП — на занятиях в тире

Гитлер, выступая с речью в Рейхенберге (присоединённый к Германии город чешских Судет, ныне Либерец) в начале 1938 года, следующим образом высказывался по поводу судьбы немецкой молодёжи:

«Эта молодёжь — она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в Гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА или СС, в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в „Трудовую повинность“ и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа — немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займётся вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмём в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными — всю свою жизнь…»

10 мая 1933 года во многих университетских городах Германии, в том числе в Берлине, студенческие национальные союзы выступили с инициативой сожжения «чуждых немецкому духу» книг и символического предания огню их авторов. Когда кидали книги, то проклинали старые лозунги и провозглашали новые идеи: «Против классовой борьбы и материализма!», «За идеалистическое мировоззрение!», «Против политических предателей!», «Против фальсификации нашей великой истории и очернительства наших великих имен исторических, за наше великое прошлое!», «Против продажной журналистики, чуждой народу с ее демократическо-еврейским акцентом!» Предавались огню работы Фрейда, Маркса, были сожжены работы не только этнических евреев, но и немецких авторов — книги Брехта, Ремарка, Генриха Манна. Вся эстетика нацизма была пронизана знаками и символами и этот костер из книг стал ярким актом разрыва с прошлым, действием, направленным вперед — к новой будущности Германии.

Когда в 1940 года немецкая армия с триумфом шла по Европе, она поражала всех не только своей мощью, но и своей красотой. («Как они прекрасны», — говорит Сартр устами своего героя, французского военнопленного, в романе, посвященном падению Франции). Это служило своеобразным оправданием агрессии и оккупации. Немецкий солдат сражался не только потому, что знал, что в противном случае будет застрелен, но и потому, что он был движим мощным esprit de corps.

Прусскую дисциплину дополнял романтический дух товарищества (Kameradschaft). Нацизм, которому удалось вновь ритуализовать политику, привнес в анонимное индустриальное общество (Gesellschaft) мощную иллюзию общности (Gemeinschaft). Он соединил, и весьма эффективно, дисциплину индустриального общества с дисциплиной монархии, сплотив на эмоциональном уровне культурно-однородную группу.

naz030

Солдаты вермахта входят в Париж, 14 июня 1940

Идеология нацизма, как и большинство других, обладала своеобразной двойственностью. С одной стороны, в массовом сознании раскручивался миф об исторической миссии «арийской расы», с другой стороны, гитлеровская пропагандистская машина противопоставляла этот миф большевистской идеологии, которая по формальным признакам была точно такой же идеологией; точно таким же «мифом».

4sys021-06

Если бы в тридцатых годах существовали интернет и спутниковая связь, они бы отлично послужили пропагандистам нацизма навроде Лени Рифеншталь или Йозефа Геббельса ({{41}}). Пропагандистская машина, превратившая язык в инструмент для обслуживания интересов государственной идеологии, создала условия, при которых главным являлось сотворение и поиск внутренних и внешних врагов, что и сделало возможным установление диктатуры.

Немалую роль в становлении тоталитарных режимов сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения, подавления и массовой пропаганды.

Геббельс был первым, кто придал первостепенное значение пропагандистской мощи массовых коммуникаций. Для той эпохи главным медиумом стало радио. «То, чем была пресса в XIX веке, радиовещание станет в XX, — заявлял Геббельс. ({{42}}) Став министром, он немедленно переподчинил национальное радиовещание от Главного почтового управления Министерству пропаганды. Было организовано массовое производство дешевых радиоприёмников («морда Геббельса») и их продажа в рассрочку населению. В результате к 1939 году 70% населения Германии (в три раза больше, чем в 1932 году) владели радиоприемниками. Также поощрялась установка радиоприемников на предприятиях и в общественных заведениях, таких как кафе и рестораны.

naz031

Volksempfänger (нем. «народный приёмник»), разработанный инженером Отто Гриссингом по просьбе министра пропаганды Йозефа Геббельса

Йозеф Геббельс экспериментировал и с телевидением ({{43}}). Германия стала одной из первых стран, где началось телевизионное вещание. Первый опыт произошел 22 марта 1935 года. Подчиненный Геббельса, шеф радио Ойген Хадамовски, ({{44}}) появился на экране в виде расплывчатого изображения и произнес несколько хвалебных слов в адрес Гитлера. Во время Берлинской олимпиады 1936 года были попытки прямых трансляций соревнований. Несмотря на техническое несовершенство, Геббельс высоко оценивал потенциал телевидения:

«Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем, все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать как нужно, чтобы все увидели одно и то же». «С телевидением живой фюрер войдет в каждый дом. Это будет чудо, но оно не должно быть частым. Другое дело — мы. Мы, руководители партии, должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, чего он днем недопонял».

Нацисты не уничтожали важных политических фигур, как это делалось во времена первоначальной волны политических преступлений в Германии (убийство Ратенау ({{45}}) и Эрцбергера ({{46}})); вместо этого с помощью убийства мелких функционеров-социалистов или влиятельных членов оппозиционных партий они пытались внушить населению опасность даже простого членства в этих партиях. Этот вид массового террора, пока еще действовавший в сравнительно небольших масштабах, постепенно набирал силу, потому что ни полиция, ни суд серьезно не возбуждали дел по поводу политических правонарушений против так называемых правых.

С подачи нацистских публицистов большинству населения стало ясно, что власть нацистов нечто большее, чем власть правительства, и что безопаснее быть членом нацистской околовоенной организации, чем лояльной республиканской. Это впечатление во многом усиливалось специфическим использованием нацистами своих политических преступлений. Нацисты всегда признавались в них публично, никогда не извинялись за «нарушение правопорядка» — такие извинения употреблялись только сочувствующими — и поражали население этим своим отличием от «пустых болтунов» других партий. Нацисты, не осознавая этого, многому научились у американских гангстеров. Точно так же и их пропаганда, уже осознанно, многое позаимствовала у американской деловой рекламы ({{47}}).

«Тоталитаризм обнаруживает способы доминировать и терроризировать человека „изнутри“» — Ханна Арендт

Der ewige Jude

Ошибочно утверждение, что расизм и антисемитизм вытекают из национализма — и что, якобы, «фашизм, при достаточно глубоком историческом рассмотрении, расскажет о национализме больше, чем любой другой эпизод истории» ({{48}}). Расовая неприязнь, формализуясь в таких выражениях, как, например, «slant» [англ. презр. «косоглазый», «косой»], выражает не простую политическую враждебность — она выходит за рамки определения национальной принадлежности, апеллируя уже к биологической физиогномике.

«Ниггеры», в силу присутствия в них незримой негритянской крови, всегда остаются «ниггерами»; а евреи, семя Авраамово, всегда остаются евреями, и неважно, какие паспорта они носят и на каких языках говорят и читают. Поэтому для нацистов немец еврейской национальности всегда был самозванцем. ({{49}})

Предполагаемым отцом современного расизма является граф Жозеф Артюр де Гобино. Концепция расового мировоззрения берет свои истоки в идеологиях класса, а не нации, и прежде всего, в претензиях правителей на божественность и в притязаниях аристократий на «голубую» или «белую» кровь и «породу». Поучительным свидетельством аристократического или псевдоаристократического происхождения колониального расизма была типичная «солидарность между белыми», которая связывала колониальных правителей из разных национальных метрополий, какие бы внутренние противоречия и конфликты у них ни возникали.

4sys021-05

Расизм и антисемитизм проявляют себя в целом не поверх государственных границ, а внутри них. Они оправдывают не столько внешние войны, сколько внутренние репрессии.

Репрессивный аппарат Третьего рейха касался не только евреев. Гонения также были на коммунистов, на гомосексуалистов, на различного рода религиозные объединения — адвентистов, масонов и др. В апреле 1933 года принимается «Закон об „ариизации“ государственных служащих», в соответствии с которым занимать пост чиновника может лишь ариец ({{50}}), то есть немец, который может документально доказать свое арийское происхождение.

15 сентября 1935 года на заседании партийного съезда в городе Нюрнберг принимается ряд законодательных инициатив — Нюрнбергские расовые законы ({{51}}) — которые оформляют лишение гражданства лиц неарийской крови. Речь идет о двух принципиально важных законодательных актах. Первый акт связан с тем, что вводились политические ограничения на лица еврейской национальности: они лишались основных политических прав. Второй законодательный акт был посвящен запрету на создание смешанных браков между арийцами и неарийцами. Наказывались как арийцы — за то, что они вступают в брак с неарийцами, так называемая норма нанесения ущерба расе, так и, соответственно, лица неарийской национальности, которые занимались тем, что тоже наносили ущерб арийской нации.

Следующим шагом на пути к провозглашению исключительно арийского государства стала «Хрустальная ночь» 1938 года. Еврейские погромы случались и раньше, но носили локальный характер и не обладали общим национальным характером. Причиной такой реакции стало убийство евреем немецкого дипломата в Париже. По всей Германии сгорело 267 синагоги, большинство еврейских магазинов были разгромлены, погибло около 100 человек. Все это свидетельствовало о начале массового террора, который поддерживался и провоцировался самим государством.

Дискриминационная политика в отношении лиц неарийской национальности, прежде всего евреев, закончилась тем, что были приняты меры по исключению евреев из университетов, запрет на учебу в школах, и так далее, и так далее. Вплоть до запрета на иммиграцию, который будет введен уже в 1939 году. До этого момента евреи могли свободно выезжать из Германии. Стоит сказать о численности евреев в Германии: к 1933 году в Рейхе проживало около полумиллиона евреев, 500 тысяч человек — это в районе 1% от общего населения.

naz032

Жёлтая звезда или Лата (также «жёлтый знак» или «знак позора») — особый отличительный знак, который по приказу нацистов должны были носить евреи на подконтрольной властям Германии территории в период холокоста. Латы служили для того, чтобы отличать евреев в общественных местах.

Меры по арестам и вытеснению еврейского населения с должностей и профессий начинаются сразу после аншлюса Австрии в 1938 году, продолжаются после присоединения Судетской области и возникновения в 1939 году протектората Богемии и Моравии.

Изгнание евреев переносило важную часть нацизма в другие страны; вынуждая евреев покидать Рейх без паспортов и денег, нацисты реализовывали легенду о Вечном Жиде ({{52}}), и, выталкивая евреев в атмосферу непримиримой враждебности по отношению к ним, нацисты создавали предлог для пробуждения страстного интереса к внутренней политике у всех наций ({{53}}).

image20

Общий сценарий, созданный теоретиками нацизма и воплощенный Гитлером и НСДАП, предполагал создание единого, сплоченного национального государства, свободного и «очищенного» не только от компактных национальных меньшинств, оказавшихся на его территории, но и — прежде всего — от «вечных» меньшинств, которых геббельсовская пропаганда делала заведомо несовместимыми с германской народной культурой. Массовые уничтожения, происходившие в 1940-х, были отнюдь не случайными и не лежали в стороне от магистральных событий. Люди, которые отдавали соответствующие приказы и те, кто их исполнял, делали это не из личной корысти, но по велению долга, во имя общего блага, очищения и красоты.

Ханна Арендт ({{54}}) — один из ведущих экспертов по проблемам тоталитаризма XX в. — считает, что идеология нацизма выпадает из истории европейской мысли, что она не имела прецедентов и проникла в культуру незаконным путем из какого-то тайного концептуального подземелья ({{55}}). Но натурализм этой идеологии делает ее явным продолжением идей Просвещения, ее коммунализм, её культ местных особенностей явно указывает на её прямую связь с романтизмом, возникшим как реакция на Просвещение ({{56}}).

Конкретное соединение элементов, составивших идеологию нацизма: отрицание универсализма, утверждение культурной сплоченности и одновременно жестокости, необходимой в борьбе за существование, социальной дисциплины и иерархии в противовес анархии рынка и т. д., — не может считаться итогом европейской интеллектуальной традиции, но вместе с тем — не выходит за ее пределы.

Конец первой части

4sy3

Рекомендуемая библиография

Г.А. Винклер «Веймар 1918–1933: история первой немецкой демократии», Российская политическая энциклопедия, 2013

В. Клемперер «LTI. Язык третьего рейха», М.: Прогресс-Традиция, 1998

Руткевич, А. М. Идеи 1914 года: препринт WP6/2012/03 [Текст] / А. М. Руткевич; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 52 с.

Ханна Арендт. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д Ковалева, ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова Послесл. Ю. Н. Давыдова. Под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. — 672 с. ISBN 5-87129-006-Х

Хайек, Фридрих Август фон. Дорога к рабству / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2005. — 264 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия») ISBN 5‑98379‑037‑4

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 288с.

Фукуяма Фрэнсис. Конец истории и последний человек. Перевод с английского М.Б. Левина. Публикуется по изданию ООО «Издательство АСТ», 2004.

Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др; Пер с англ. H 28 и нем. Л. Е. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского — М.: Праксис, 2002. — 416 ISBN 5-901574-07-9

Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Логос, 2001.— 488 с.

Павлов Н. В. Внешняя политика ФРГ: концепции и реалии 80-х годов / Н. В. Павлов. — М.: Международные отношения, 1989. ISBN 5-7133-0060-9

Журнал научной и общественно-политической мысли «Вопросы национализма», 2013 № 4 (16)

Эрнест Геллнер. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Нации и национализм (сборник CEU). М., 2002.

«Так говорил Геббельс. Избранные речи и статьи министра пропаганды и просвещения Третьего рейха» (Joseph Goebbels. Die ausgewählte Reden und Artikel), Перевод: главы 1-6 — Питер Хедрук (с английского), глава 7 — Дмитрий Румянцев (с немецкого).

Nairn, T. The Break-up of Britain: crisis and neonationalism, London: NLB., 1977

[[7]]То́мас Ка́рлайл (также Ка́рлейль, англ. Thomas Carlyle, 1795–1881) — британский писатель, публицист, историк и философ шотландского происхождения, автор многотомных сочинений «Французская революция» (1837), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841), «История жизни Фридриха II Прусского» (1858–1865). Исповедовал романтический «культ героев» — исключительных личностей вроде Наполеона, которые своими делами исполняют божественное предначертание и двигают человечество вперёд, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей. [[7]]

[[8]]Хьюстон Стюарт Чемберлен (англ. Houston Stewart Chamberlain; 9 сентября 1855, Саутси, Хэмпшир, Великобритания, — 9 января 1927, Байройт, Германия) — англо-немецкий писатель, социолог, философ, один из основоположников расизма. [[8]]

[[9]]Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт (фр. Isidore Marie Auguste François Xavier Comte; 19 января 1798 — 5 сентября 1857) — французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830–1842) и «Система позитивной политики» (1851–1854). [[9]]

[[10]]Жорж Эжен Соре́ль (фр. Georges Eugène Sorel) (2 ноября 1847 — 29 августа 1922) — французский философ и публицист. [[10]]

[[11]]Хайек, Фридрих Август фон. Дорога к рабству / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2005. — 264 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия») ISBN 5‑98379‑037‑4[[11]]

[[12]]Фридрих Ницше, «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (нем. Götzen-Dämmerung oder Wie man mit dem Hammer philosophiert, 1889), «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (нем. Jenseits von Gut und Böse, 1886), «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (нем. Also sprach Zarathustra. Ein Buch für Alle und Keinen, 1883) [[12]]

[[13]]Ма́ртин Ха́йдеггер (нем. Martin Heidegger; 26 сентября 1889, Месскирх, Великое герцогство Баден, Германская империя — 26 мая 1976, Фрайбург-им-Брайсгау, Баден-Вюртемберг, ФРГ) — немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах. [[13]]

[[14]]Фукуяма Фрэнсис. Конец истории и последний человек. Перевод с английского М.Б. Левина. Публикуется по изданию ООО «Издательство АСТ», 2004. [[14]]

[[15]]Ханна Арендт. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д Ковалева, ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова Послесл. Ю. Н. Давыдова. Под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. — 672 с. ISБN 5-87129-006-Х[[15]]

[[16]]Карл Иоганн Родбертус-Ягецов (нем. Johann Karl Rodbertus; 12 августа 1805, Грайфсвальд, Мекленбург — Передняя Померания — 6 декабря 1875, Фёльшов, Мекленбург — Передняя Померания) — немецкий экономист, автор сочинений по вопросам земельной ренты и прибыли, один из основоположников теории «государственного социализма«.[[16]]

[[17]]Фердинанд Ласса́ль (нем. Lassalle; так стал писать свою фамилию Лассаль после пребывания в Париже в 1840-х годах.; родители его писались Lassal; 11 апреля 1825, Бреслау — 31 августа 1864, Женева) — немецкий философ, юрист, экономист и политический деятель. [[17]]

[[18]]Иоганн Пленге (7 июня 1874 — 11 сентября 1963) — немецкий социолог, профессор политической экономии в университете Мюнстера, считается одним из самых важных интеллектуальных предшественников национал-социализма. [[18]]

[[19]]Хайек, Фридрих Август фон. Дорога к рабству / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2005. — 264 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия») ISBN 5‑98379‑037‑4[[19]]

[[20]]»Новый порядок» (нем. Neuordnung) — концепция полного переустройства германской общественной жизни в соответствии с нацистским мировоззрением. Выступая в июне 1933 года перед руководством нацистской партии, Гитлер заявил, что «динамизм национальной революции все еще существует в Германии и что она должна продолжаться до полного ее окончания. Все аспекты жизни в Третьем рейхе должны быть подчинены политике gleichschaltung» («политическая концепция подчинения всех сфер жизни Германии интересам национал-социалистического режима».) [[20]]

[[21]]Хайек, Фридрих Август фон. Дорога к рабству / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2005. — 264 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия») ISBN 5‑98379‑037‑4[[21]]

[[22]]Ви́льгельм Фри́дрих О́ствальд (нем. Wilhelm Friedrich Ostwald, латыш. Vilhelms Ostvalds; 2 сентября 1853, Рига — 4 апреля 1932, Лейпциг) — балтийский немец, физико-химик и философ-идеалист, лауреат Нобелевской премии по химии 1909 года. [[22]]

[[23]]Ва́льтер Ратена́у (нем. Walther Rathenau; 29 сентября 1867, Берлин — 24 июня 1922, там же, р-н Груневальд) — германский промышленник еврейского происхождения, министр иностранных дел Германии с 1 февраля по 24 июня 1922 года. [[23]]

[[24]]Фридрих Науман (25 марта 1860, Гроспёсна — 24 августа 1919, Травемюнде) — германский политический деятель, монархист и социал-либерал, бывший пастор. [[24]]

[[25]]Хайек, Фридрих Август фон. Дорога к рабству / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2005. — 264 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия») ISBN 5‑98379‑037‑4[[25]]

[[26]]Хайек, Фридрих Август фон. Дорога к рабству / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2005. — 264 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия») ISBN 5‑98379‑037‑4[[26]]

[[27]]Фрид Фердинанд — псевдоним германского реакционного публициста Фердинанда Фридриха Циммерманна (1898–1967). С 1923 по 1934 годы был экономическим редактором ряда крупных газет и журналов. После прихода Гитлера к власти — оберштурмбанфюрер СС, сотрудник расового ведомства при рейхсфюрере СС Генрихе Гиммлере. [[27]]

[[28]]Ве́ймарская республика (нем. Weimarer Republik, Deutsches Reich Weimarer Republik) — принятое в историографии наименование Германии в 1919–1933 годах, названное по созданной в Веймаре Национальным учредительным собранием федеральной республиканской системы государственного управления и закреплённой принятой там же 31 июля 1919 года новой демократической конституции. [[28]]

[[29]]Верса́льский ми́рный догово́р — договор, подписанный 28 июня 1919 года в Версальском дворце во Франции, официально завершивший Первую мировую войну 1914–1918 годов. [[29]]

[[30]]Закон о чрезвычайных полномочиях (нем. Ermächtigungsgesetz) — нормативный акт, принятый Рейхстагом и утверждённый президентом Гинденбургом 24 марта 1933 года под давлением НСДАП. Закон отменял гражданские свободы и передавал чрезвычайные полномочия правительству во главе с рейхсканцлером Адольфом Гитлером. Стал заключительным этапом захвата национал-социалистами власти в Германии. Полное официальное название — Закон о преодолении бедственного положения народа и государства (нем. Gesetz zur Behebung der Not von Volk und Reich). [[30]]

[[31]]Отто Вельс (нем. Otto Wels; 15 сентября 1873, Берлин — 16 сентября 1939, Париж) — немецкий социал-демократ. С 1919 года и до запрета партии при национал-социалистах Отто Вельс являлся председателем СДПГ. В 1912–1918 годах Вельс являлся депутатом рейхстага Германской империи, в 1919–1933 годах — рейхстага Веймарской республики. 23 марта 1933 года Вельс оказался в числе тех, кто выступили на заседании рейхстага в берлинской Кроль-опере против Закона о чрезвычайных полномочиях. [[31]]

[[32]]»В защиту народа и государства«, «Закон об устранении бедствий народа и рейха», «Закон об обеспечении единства партии и государства». [[32]]

[[33]]Герхард Риттер (нем. Gerhard Ritter; 6 апреля 1888, Бад-Зоден-Аллендорф, Германская империя — 1 июля 1967, Фрайбург ФРГ) — известный немецкий историк и общественный деятель, специалист по истории Германии в позднее Средневековье и раннее Новое время. [[33]]

[[34]]Журнал научной и общественно-политической мысли «Вопросы национализма», 2013 № 4 (16) [[34]]

[[35]]Эрнст И́нгмар Бе́ргман — шведский режиссёр театра и кино, сценарист, писатель. [[35]]

[[36]]Карл Иоахим Фридрих (5 июня 1901, Лейпциг — 29 сентября 1984, Лексингтон) — немецко-американский политолог-теоретик, доктор политических наук, один из лидирующих американских политических теоретиков послевоенного периода, один из основоположников теории тоталитаризма. [[36]]

[[37]]Зби́гнев Кази́меж Бжези́нский (польск. Zbigniew Kazimierz Brzeziński; 28 марта 1928, Варшава либо Харьков) — американский политолог, социолог и государственный деятель польского происхождения. Долгое время являлся одним из ведущих идеологов внешней политики США. Советник и член правления Центра стратегических и международных исследований при университете Джонса Хопкинса. [[37]]

[[38]]Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Логос, 2001.— 488 с. [[38]]

[[39]]Хьюстон Стюарт Чемберлен (англ. Houston Stewart Chamberlain; 9 сентября 1855, Саутси, Хэмпшир, Великобритания, — 9 января 1927, Байройт, Германия) — англо-немецкий писатель, социолог, философ, один из основоположников расизма. [[39]]

[[40]]Эрнест Геллнер. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Нации и национализм (сборник CEU). М., 2002. [[40]]

[[41]]Фукуяма Фрэнсис. Конец истории и последний человек. Перевод с английского М.Б. Левина. Публикуется по изданию ООО «Издательство АСТ», 2004. [[41]]

[[42]]»Так говорил Геббельс. Избранные речи и статьи министра пропаганды и просвещения Третьего рейха» (Joseph Goebbels. Die ausgewählte Reden und Artikel), Перевод: главы 1-6 — Питер Хедрук (с английского), глава 7 — Дмитрий Румянцев (с немецкого). [[42]]

[[43]]Телевидение Третьего Рейха. // Радио «Эхо Москвы». URL: http://www.echo.msk.ru/programs/victory/53109/[[43]]

[[44]]Ойген Хадамовски (нем. Eugen Hadamovsky, 14 декабря 1904, Фриденау, Берлин — 1 марта 1945, Хёлькевизе, Померания) — один из ближайших сотрудников Йозефа Геббельса, группенфюрер национал-социалистического механизированного корпуса (НСМК, НСКК), нем. Nationalsozialistisches Kraftfahrkorps (NSKK) — полувоенной организации в составе НСДАП.[[44]]

[[45]]Ва́льтер Ратена́у (нем. Walther Rathenau; 29 сентября 1867 года, Берлин — 24 июня 1922 года, там же, р-н Груневальд) — германский промышленник еврейского происхождения, министр иностранных дел Германии с 1 февраля по 24 июня 1922 года.[[45]]

[[46]]Маттиас Эрцбергер (нем. Matthias Erzberger; 20 сентября 1875, Буттенхаузен, королевство Вюртемберг — 26 августа 1921, близ Бад-Грисбах в Шварцвальде) — немецкий писатель и политик. Член партии Центра. Руководитель комиссии по перемирию и рейхсминистр финансов Веймарской республики.[[46]]

[[47]]Ханна Арендт. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д Ковалева, ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова Послесл. Ю. Н. Давыдова. Под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. — 672 с. ISБN 5-87129-006-Х[[47]]

[[48]]Nairn, T. The Break-up of Britain: crisis and neonationalism, London: NLB., 1977[[48]]

[[49]]Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 288 с.[[49]]

[[50]]Арийцы или арийская ра́са — термин, выдвинутый в середине XIX века авторами расовых теорий и широко использовавшийся немецкими национал-социалистами. Первоначально под арийской расой понимался подтип европеоидной расы, более известный как «нордическая раса». Термин был введен Жозефом Гобино в его «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1855). Гобино определял этим термином светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества.[[50]]

[[51]]Нюрнбергские расовые законы (нем. Nürnberger Rassengesetze) — два расистских (в первую очередь антиеврейских) законодательных акта («основные законы») — «Закон о гражданине Рейха» (нем. Reichsbürgergesetz) и «Закон об охране германской крови и германской чести» (нем. Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre), провозглашённые по инициативе Адольфа Гитлера 15 сентября 1935 года на съезде Национал-социалистической партии в Нюрнберге в соответствии с тайной программой (1920) и единогласно принятые сессией рейхстага, специально созванной в Нюрнберге по случаю съезда партии.[[51]]

[[52]]»Ве́чный жид» (нем. Der Ewige Jude) — пропагандистский фильм Третьего рейха, снятый режиссёром Фрицем Хиплером по распоряжению министра Геббельса и представленный как документальный.[[52]]

[[53]]Ханна Арендт. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д Ковалева, Ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова Послесл. Ю. Н. Давыдова. Под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. — 672 с. ISБN 5-87129-006-Х[[53]]

[[54]]Ха́нна А́рендт (англ. Hannah Arendt; 14 октября 1906, Линден, Ганновер, Германская империя — 4 декабря 1975, Нью-Йорк, США) — немецко-американский философ еврейского происхождения, политический теоретик и историк, основоположница теории тоталитаризма.[[54]]

[[55]]Ханна Арендт. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д Ковалева, ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова Послесл. Ю. Н. Давыдова. Под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. — 672 с. ISБN 5-87129-006-Х.[[55]]

[[56]]Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др; Пер с англ. H 28 и нем. Л. Е. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского — М.: Праксис, 2002. — 416 ISBN 5-901574-07-9[[56]]