2 мая — ровно год со дня трагедии в одесском Доме профсоюзов, которая стала водоразделом в конфликте на Украине. До этих событий все вопросы ещё можно было решить мирно, но после Одессы произошёл новый всплеск насилия. Следствие по делу длится уже год, однако до сих пор многое остаётся неясным. Из-за пропагандистской войны в сети появилось так много информации, в том числе ложной, а официальные лица сделали столько противоречащих друг другу заявлений, что разобраться и выстроить единую картину произошедшего трудно. До сих пор непонятно, кто конкретно виноват в случившемся и почему всё произошло так, как произошло. К годовщине одесских событий появится немало материалов в стиле «как это было на самом деле»; мы же попробуем разобраться с официальной версией украинской стороны.
Уже 3 мая 2014 года, на следующий день после побоища, вице-премьер Виталий Ярема сделал вброс о «неизвестном отравляющем веществе». Позднее вброс подхватил глава Службы безопасности Украины (СБУ) Валентин Наливайченко:
«3 мая первый вице-премьер-министр Украины Виталий Ярема отметил, что люди «погибли внезапно, очень быстро» из-за горения «некоего вещества, которое выделяло газ». По его словам, этот газ «очень быстро повлиял на людей, которые потеряли сознание и умерли на месте, — говорится в сообщении. — Позднее глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко подтвердил, что в Доме профсоюзов во время пожара было использовано неизвестное вещество. По данным одного из депутатов Рады от партии УДАР, спецслужбам известно имя человека, который привёз его в Одессу. Местные активисты отмечали, что это мог быть провокатор».
Затем появилась версия с хлороформом. Начальник Главного следственного управления украинского МВД Виталий Сакал заявил, что в Доме профсоюзов на месте пожара было обнаружено большое количество хлороформа. Он предположил, что большинство погибших задохнулись именно из-за хлороформа. Эксперты подняли эту версию на смех, ведь хлороформ весьма легко испаряется на открытых пространствах: чтобы отравиться им, здание должно быть герметичным. Кроме того, вещества потребовалось бы очень много, учитывая большое количество погибших.
Не было ясности и с предполагаемыми организаторами произошедшего. В мае украинские СМИ сообщили, что двое депутатов одесского горсовета будут задержаны по подозрению в организации беспорядков.
«В ближайшее время будет объявлено о подозрении в совершении преступления депутатам Одесского горсовета от партии „Родина“ Сергею Бовбалану и Евгению Хайкину», — сообщил советник министра внутренних дел Станислав Речинский.
«Следователи, которые расследуют это дело, установили, что к организации массовых беспорядков причастны депутаты горсовета. В частности, депутаты от партии „Родина“ Сергей Бовбалан и Евгений Хайкин. В ближайшее время им будет объявлено о подозрении в совершении преступления, после чего оба будут объявлены в розыск», — цитирует Речинского пресс-служба МВД.
В настоящее время они находятся на свободе.
Также был задержан бывший сотрудник милиции Сергей Долженков по прозвищу «капитан Какао». Его считают зачинщиком. По версии следствия, это он повёл отряд антимайдановцев на драку с фанатами. Долженков в СМИ упоминался как человек Эдуарда Гурвица (экс-мэра Одессы, вновь баллотировавшегося на выборах), версия политических разборок в городе также выдвигалась, хотя и не была основной. Министр внутренних дел Арсен Аваков даже намекал на Гурвица, авантюриста, которые ещё в 1990-х делал дела с чеченцами.
«Ведущую роль сыграли депутаты Одесского горсовета, сотрудники милиции, их родные и местные активисты, в частности руководители избирательных штабов Гурвица и сыновья известных одесских правоохранителей, — заявил Аваков».
Гурвиц пригрозил подать в суд, и МВД взяло свои слова обратно. Через некоторое время ведомством был опубликован соответствующий пресс-релиз:
«Следствие не располагает информацией о причастности народного депутата Украины, кандидата в мэры Эдуарда Гурвица и Одесской областной организации партии УДАР к подготовке этого преступления».
Почти все ведомства выдвигали свои версии об организаторах беспорядков, одна упоительнее другой. Разумеется, прозвучали и обвинения в адрес Кремля. Так, глава Администрации президента Украины Сергей Пашинский обвинил в организации беспорядков ФСБ. Он уверял, что целью волнений было отвлечение внимания от проведения так называемой антитеррористической операции (АТО). В СБУ заявили, что беспорядки организовали бывшие высокопоставленные чиновники Януковича:
«Провокации, которые произошли 2 мая в Одессе и привели к столкновениям и массовым жертвам людей, произошли при внешнем вмешательстве и профинансированы бывшими высокопоставленными чиновниками правительства Януковича, которые прячутся в соседнем государстве — Арбузовым и Клименко».
Александр Турчинов, тогда ещё исполняющий обязанности президента, заявил, что события в Одессе координировались из России:
«Безусловно, много и местных провокаторов, сепаратистов, которые организовывали эту драку и считали, что имеют достаточно сил, чтобы поставить на колени Одессу. Однако они координировались из одного центра, который находится в России. …Среди них также много людей с российскими паспортами и гастролёров из Приднестровья», — сказал Турчинов.
Разумеется, была озвучена и ставшая уже легендарной украинская версия «они сами себя убили». Применяется она при каждом удобном случае, начиная со сбитого украинскими ПВО самолёта с еврейскими детьми и заканчивая Сашко Билым, который в наручниках сам себя изрешетил из огнестрельного оружия.
«По данным МВД, виновниками пожара были находившиеся в здании. С верхних этажей нападающие начали забрасывать мирных граждан бутылками с зажигательной смесью и вести по ним огонь из огнестрельного оружия», — сообщалось тогда.
Никакого оружия внутри в итоге так и не нашли.
Наконец, спустя полгода, когда все стороны высказали свои умопомрачительные версии, был назначен главный виновник беспорядков — замглавы одесского областного управления милиции Дмитрий Фучеджи, который к тому моменту уже уехал за пределы Украины. О его причастности к событиям 2 мая заявил лично президент Пётр Порошенко:
«Чем отличается демократическая Украина — не только тем, что вам дают слово на пресс-конференции президента (Порошенко отвечал на вопрос журналистов Первого канала), но и ещё очень важной позицией — мы отчитываемся о самых сложных страницах нашей истории, в том числе о трагедии 2 мая. По этому поводу трое привлечены к ответственности, один из организаторов Фучеджи находится в бегах. По данным нашей спецслужбы, он находится в Приднестровье».
И вот, спустя год после трагедии, наконец, появилась официальная версия случившегося. Как ни странно, из неё куда-то пропали самоподжигающиеся сотрудники ФСБ. Теперь оказалось, что всё само так получилось. Случайно. В генпрокуратуре Украины настаивают на этой версии, которая, мол, является самой полной на данный момент и будет считаться официальной версией украинской стороны. Так вот: по этой версии, никто никого не поджигал. Серьёзно.
«В Генпрокуратуре считают, что нет доказательств преднамеренной организации пожара в одесском Доме профсоюзов 2 мая 2014 года. Об этом на брифинге заявил первый заместитель генпрокурора Владимир Гузырь. По его словам, пожар возник в результате использования зажигательной смеси, — такова теперь официальная версия Киева.
«Версия о преднамеренном пожаре не нашла своего подтверждения. Пожар стал следствием использования зажигательной смеси участниками массовых беспорядков. Возгорание произошло в фойе Дома профсоюзов, — рассказал зам генпрокурора, — Также не нашла подтверждения версия об использовании ядовитых газов, в частности, хлороформа. Люди погибли от отравления угарным газом, вследствие быстрого возгорания помещения после закрытия двери изнутри», — сообщил Гузырь.
Итак, по официальной версии генпрокуратуры, события развивались следующим образом:
2 мая в Одессе проходил марш за единство Украины. Его участниками стали футбольные фанаты одесского «Черноморца» и харьковского «Металлиста», а также члены «самообороны» Майдана, которые пришли со щитами и дубинками. Общая численность участников марша составляла около двух тысяч человек. В районе Греческой улицы им пытался помешать отряд «Народной дружины» численностью около 200-300 человек. Под прикрытием одесской милиции некоторые из членов дружины открыли огонь по фанатам, начались столкновения с применением огнестрела, травматического оружия, бит, палок и т. п. Однако фанаты, пользуясь десятикратным численным преимуществом, прорвались через милицейское оцепление, которое прикрывало дружину, и направились на Куликово поле, где стоял лагерь сторонников «Антимайдана».
Лагерь был разгромлен и сожжён, а его обитатели (в основном пенсионеры и люди предпенсионного возраста, совершенно точно не участвовавшие в боях с фанатами) забаррикадировались в здании Дома профсоюзов. После этого обе стороны начали забрасывать друг друга бутылками с зажигательной смесью, что привело к пожару внутри здания. Ни один огнетушитель внутри не работал, а пожарные целый час отказывались приезжать на вызов, поскольку прибывшую до этого пожарную машину фанаты захватили и использовали в качестве тарана.
Часть забаррикадировавшихся задохнулась, другая часть погибла в результате падения из окон. Выпрыгнувших из окон никто не бил. И вообще, на телах погибших следов насилия не найдено, как сказано в заключении Генпрокуратуры.
Проведёнными судебно-медицинскими экспертизами на телах погибших не обнаружено следов пыток, избиения, огнестрельных или других ранений. Смерть лиц наступила от отравления угарным газом, продуктами горения, и действия высокой температуры. Информация по применению в Доме профсоюзов ядовитых сильнодействующих газов, в частности хлороформа, во время досудебного расследования не нашла подтверждения.
Как установлено проведёнными экспертизами, возгорание Дома профсоюзов произошло в фойе центрального входа, а также по лестничной клетке. Смерть людей произошла из-за быстрого возгорания самих конструкций дома и возникновения высокой температуры, чему способствовало закрытие дверей лицами, находившимися в Доме профсоюзов, и возникновение эффекта дымохода на лестнице. Почти все погибшие в Доме профсоюзов находились в районе лестницы. Несколько человек, обнаруженных в комнатах, погибли от отравления угарным газом.
В ходе следствия установлено, что зажигательные смеси, в том числе в самом доме, использовали обе стороны, что и привело к возникновению пожара, а его распространению способствовала баррикада, установленная у лестницы. Каких-либо доказательств запланированного пожара в Доме профсоюзов не установлено. Этот пожар стал следствием использования зажигательных смесей участниками массовых беспорядков. В ходе расследования причин пожара была установлена небрежность должностных лиц ГУ Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины в Одесской области, которые неподобающе выполняли свои служебные обязанности и вовремя не направили к месту возгорания необходимые пожарные расчёты. Следствие проводится ГСУ МВД Украины.
По результатам расследования установлено, что большое количество жертв имело место именно в результате массовых беспорядков, во время которых участниками с обеих сторон использовалась оружие, предметы, приспособленные для причинения телесных повреждений, и зажигательные смеси. Во время таких событий ситуация очень быстро выходит из-под контроля её участников, которые сами становятся жертвами указанных событий, — говорится в сообщении ГПУ.
Всего погибло 48 человек — шесть в результате стрельбы и столкновений на Греческой улице, и 42 — в Доме профсоюзов. Десять из них умерли в результате падения с высоты, остальные либо задохнулись, либо погибли в огне.
В настоящее время обвиняемыми по делу 2 мая проходят 22 человека. Все они обвиняются в участии в массовых беспорядках. Один из них обвиняется в незаконном обращении с оружием. Почти все они являются сторонниками одесского «Антимайдана». Известно о двух делах в отношении представителей «Евромайдана». По версии следствия, во время столкновений на Греческой улице Сергей Ходияк из ружья стрелял по антимайдановцам и застрелил одного человека (реконструктора Евгения Лосинского), а также ранил милиционера.
Всеволод Гончаревский подозревается в том, что избивал выпрыгивавших из здания людей. Первоначально он был помещён в СИЗО, но позднее выпущен под подписку о невыезде. В конце января 2015 года сообщалось, что он добровольно мобилизовался в армию:
«Дома меня будут ждать жена и маленький ребёнок. Но я просто не могу поступить иначе, когда моя Украина в опасности. В своё время мне пришлось проходить срочную службу в разведывательной роте. Опыт есть, и я считаю, что буду полезным для нашей страны, — заявил Всеволод Гончаревский».
Однако уже месяц спустя, в мартовских публикациях СМИ, он вновь фигурирует уже как координатор общественной инициативной группы «Аэропорт наш», которая пытается отжать одесский аэропорт в городскую собственность и даже даёт комментарии журналистам. По всей видимости, его армейская служба была коротка.
Третьим фигурантом стал знаменитый «сотник Микола», он же Николай Волков. На видео запечатлено, как он стрелял по окнам горящего здания. Микола таинственно умер в феврале 2015 года, якобы от химического ожога лёгкого (!). Учитывая общую латиноамериканизацию нравов в стране, трудно сказать, умер он или же его убили. А может, «сотник Микола» инсценировал свою смерть.
Четвёртый фигурант — российский гражданин Андрей Красильников, с 2005 года проживавший в Одессе. Он обвинялся в участии в массовых беспорядках на стороне «Евромайдана». Но после того, как Красильников вступил в батальон «Айдар», уголовное дело в отношении него закрыли.
Поскольку прокуратура официально объявила, что никакого умышленного поджога не произошло, других уголовных дел не будет. Отдельно стоит отметить дела против милиции, сотрудников которой обвиняют в халатности. Совсем недавно обвинение было предъявлено бывшему начальнику ГУ МВД в Одесской области Петру Луцюку. Ему ставится в вину, что он не ввёл в действие милицейский план подавления беспорядков «Волна» и не обеспечил безопасность в городе. Аналогичные обвинения предъявлены и уже упоминавшемуся Фучеджи, который скрывается в Приднестровье.
После событий в Одессе объявили траур. Глава Одесской областной администрации Игорь Палица, назначенный после этих событий вместо Немировского, заявил, что из своих средств выплатит семьям погибших по 200 тыс. гривен. В марте 2015 года Одесский областной совет принял решение о выделении семьям погибших 50 тыс. гривен.
Таким образом, по озвученной прокуратурой версии, всё получилось само собой: случайный пожар, случайное отсутствие пожарных, бездействие милиции и других коммунальных служб (за исключением «Скорой помощи»). Почти все задержанные по делу — рядовые участники беспорядков. Виновники — халатные милиционеры. Организаторы неизвестны. Сторонники Киева говорили о провокации Кремля; противники, естественно, винили во всём Киев и заявляли, что бывший комендант Майдана, а на тот момент секретарь СНБО Парубий за несколько дней до 2 мая приезжал в город и раздавал инструкции.
Как бы там ни было, факты таковы: проукраинские активисты сожгли четыре десятка пенсионеров (посмотрите на списки погибших в Доме профсоюзов, там почти все — или пенсионеры, или люди предпенсионного возраста) и объявили это победой над российско-террористическими силами. Пенсионеры вроде объявили Одесскую народную республику, так что старичков, конечно, немного жаль, но так было надо ради Украины. Таково общее украинское мнение о тех событиях. «Зато Одесса сделала свой выбор». Правда, на годовщину 2 мая в город отправили милицию и военных едва ли не со всей страны, что несколько странно для «города, сделавшего выбор».
Сама же Одесса из популярного у российских туристов курортного города с колоритным еврейским акцентом и фирменными шуточками превратилась в город, где сожгли четыре десятка человек. И радовались этому. Возможно, когда-то об «Одесской Хатыни» забудут и станут воспринимать как незначительный эпизод, но в ближайшие годы у многих людей Одесса будет ассоциироваться именно с событиями 2 мая 2014 года.