«Прямая линия с Владимиром Путиным» неожиданно разделилась на две непохожие, прямо противоположные друг другу части: привычное уродливое вранье о внутренней политике и изящное, завораживающее фехтование в политике внешней. Чтобы далеко не ходить с примерами про внутриполитические ужасы: Сноуден (да, тот самый Сноуден, с помощью видеообращения) спросил Путина, ведется ли массовый нецелевой сбор информации о гражданах. Путин ответил что нет, что у России даже такого оборудования и денег на него нет, «сами мы с деревни, отстали от поезда». На самом деле существует приказ о развертывании СОРМа-3 с июля этого года (мы его даже выкладывали), и нельзя представить, чтобы Путин о нем не знал. Другой пример — за четыре часа общения с трудящимися не было ни одного вопроса о межнациональных проблемах. «Нэт такой проблэмы». Замедление роста российской экономики до нуля? Кто об этом будет спрашивать российского президента, в самом деле! Новый закон о гражданстве, проблемы с миграцией, обострение обстановки на Кавказе? Непопулярные темы, что о них говорить. Новые репрессивные законы, нарушение свободы собраний, сто новых инициатив по контролю интернетов? Даже назначенные как бы оппозицией Хакамада с Прохоровой говорят о другом. В стране все хорошо, только где-то там дорогу не провели и опять проклятые коммунальщики повышают тарифы ЖКХ, с чем Владимир Владимирович, само собой, непременно разберется.
Слушать всю эту северокорейщину про «отдельные недостатки социалистического строительства» было тягостно, хотя по внутренней повестке для оживляжа догадались, например, выпустить какого-то безума из «Комсомольской правды», начавшего орать про «либеральных хомячков, разгрызающих своими гнилыми зубами наши основы». Путин, само собой, безума одернул, призвал уважать мнение меньшинств, ласково произнес пару общедемократических сентенций ни про что. «Товарищи, будем придерживаться принципов партийной демократии, товарищи! А теперь обратно к надоям и урожаям с гектара…»
Внешнеполитические вопросы и ответы являли собой полную противоположность внутреннему совковому унынию. Такое ощущение, что по внутренней политике Путина готовили те же персонажи, что его готовят последние 3 президентских срока, а по политике внешней прислали джеймсбонда из Лондона с задачей полностью изменить мировое мнение об РФ за одну пресс-конференцию.
По сути, какая сейчас картинка подается в западные СМИ? Есть сумасшедший КГБист Путин, который от имперских комплексов хочет восстановить СССР, изолировавшись от внешнего мира и сграбастав стальной когтистой рукой из последних сил сопротивляющуюся Украину. Серп, молот, железный занавес, красный реванш, православный Иран, плачущие на ломаном английском украинцы. Red Alert 3 с евразийской духовностью, Дугиным, Энтео и Кургиняном.
Что заявил Путин?
Если Европа хочет выжить в новом дивном мире США и Китая, ей надо объединяться с Россией. «Единая Европа от Лиссабона до Владивостока», буквально.
Железный занавес — советская практика (произнесено с явным отвращением), Россия даже не думает закрываться от внешнего мира или как-то изолироваться.
Россия является частью единой с Европой цивилизации и разделяют с ней общие ценности христианской культуры, в самой Европе находящиеся в упадке. Никаких фундаментальных противоречий между Россией и Европой нет. Ислам и иудаизм являются в России культурами национальных меньшинств, а не равноправными партнерами.
Россия против глобализации и унификации, Россия за сохранение национальных суверенитетов и национальных культур, Россия поддерживает «правый поворот» в ЕС.
Единый русский народ был искусственно, против воли самого народа, разделен большевиками («Даже лидеры белых не думали о разделении с Украиной!»), Новороссия и Крым — переданы Украине, которая не имеет на них никаких прав. РФ выступает не как большевистское государство, а как наследница дореволюционной России, предоставившая жителям Крыма право самим решить свою судьбу. Принцип демократически выраженной воли местных жителей выше принципа нерушимости границ, и именно результаты референдума стали финальным аргументом за возвращение Крыма.
Россия не империя, Россия — демократия, и требует решения всех внутриукраинских противоречий демократическим путем. Жители Новороссии должны сами определить свою судьбу посредством демократического голосования. Правительство Украины — преступники, бросившие войска против собственного народа, требующего демократического голосования.
НАТО последовательно проводит экспансионистскую политику продвижения на восток, раз за разом нарушая договоренности с РФ. Украина стала последней каплей — точнее, последней каплей стало свержение Януковича посредством поддержанного американцами переворота, в нарушение достигнутых договоренностей.
При этом военные блоки свое отжили, и в виде расширения НАТО мы видим последние отзвуки мышления Холодной Войны. НАТО следует разобрать, поскольку он мешает искреннему диалогу России и Европы («Как мы можем искренне говорить с людьми, которые у себя дома шепотом общаются, потому что их американцы прослушивают?» — буквально). Россия не имеет имперских намерений и лишь следует результатам народного волеизъявления.
Россия выступает как гарант прав русских и русскоязычных на Украине, но не желает вмешиваться во внутриукраинские процессы без особой нужды. Россия желает лишь помочь украинцам «самоопределиться». В Новороссии нет российских солдат, спецназовцев или инструкторов, там только местное население и именно с ним должен договариваться Киев, представители новоросского сопротивления должны стать стороной в международных переговорах.
Итого, Россия не безумный Северный Иран, а внучка Российской Империи, возвращающая свои законные земли, руководствуясь исключительно демократическим волеизъявлением населения этих земель. Россия за евроинтеграцию и совместное противостояние вместе с Европой обезумевшим США, которые суют нос не в свои дела. Россия не только не хочет конфликтовать с Европой, но и готова помочь ей избавиться от излишней американской опеки.
Ни одного позитивного обращения к советскому периоду, цитаты из российских императоров («Как говорил один наш государь…»), сравнение большевиков с белоленточниками (хотелось бы видеть лицо Кургиняна в этот момент), финальный «тост за русский народ» (в России, оказывается, живут не многонациональные россияне, а русский народ, у которого множество позитивных качеств). Полное впечатление, что к миру обращается лидер русского национального государства, которое скромно собралось стать лидером Единой Европы, освободив европейские народы от американской опеки и навязанной глобализации, вернув национальные культуры и ценность национального суверенитета. Такая русская Марин Ле Пен, выступающая с позиций президента самой большой страны мир и желающая помочь остальной Европе. Александр I Благословенный, готовый прогнать американского Наполеона.
Реакция США на это выступление последовала еще до его окончания — AP отрубило прямую трансляцию после того, как Хакамада сказала, что США дают 1 миллиард долларов на украинские выборы (что, в общем-то, правда — США действительно выделяют 1 миллиард долларов Украине). «Не вынесла душа поэта».
Реакция русских? Это всё очень красиво, приятно, интересно. Такой внешнеполитический Путин нам по нраву. Одна проблема — кроме красивых слов и международного престижа нашему народу не было предложено ничего конкретного. В Отечественную 1812 года был слух, что крепостное право отменят. В Советско-Нацистскую — что колхозы после победы закроют. А сейчас даже слухов нет. «Давайте вы с Америкой порамсите, пояса затяните, а я вам за это выборы мэров отменю» — как-то, простите, не возбуждает на подвиги.
То, что господин Путин на 15-ый год своего правления обнаружил в России русский народ и даже готов вести этот народ освобождать Европу от Обамы — обнадеживающие новости. Но, боюсь, что для получения искренней, мощной русской национальной поддержки (в условиях, напомню, прогнозируемого нулевого роста экономики) первого за 15 лет трехминутного набора национальных комплиментов маловато, необходимо что-то более существенное.
Для начало — обуздание тожероссиян и разбор миграционных завалов с участием широкой общественности. А то, знаете, чтобы повести Европу к мировому господству, нам сначала надо через полный двор таджиков пройти. До решения социальных вопросов и реального изменения национальной политики Путин вряд ли сможет получить широкую поддержку, потому что эйфория от внешнеполитических успехов довольно быстро проходит, а доллар по 35 рублей и «очередная массовая драка с участием уроженцев южных регионов» остаются.
Путинский «тост за русский народ» — хороший первый шаг к реальному изменению внутренней политики, и плохой популистский жест, если за ним ничего не последует.
Насладились. Может, теперь наконец перейдем к экономическим, социальным и политическим реформам?