Трагедия изоляции

Мы хотели бы представить вашему вниманию заметку Томаса Соуэлла, крупного чернокожего публициста-консерватора. Для самого Соуэлла это просто эпизод в бесконечной полемике с демократической партией, однако с русской точки зрения в тексте интересно всё. Во-первых, обратите внимание насколько свободно в респектабельной американской печати обсуждается раса — без надрыва и криков о том, что деды в Нормандии победили фашизм. Во-вторых, атакуя леволиберальную тактику создания особых «антидискриминационных» условий для негритянского меньшинства, Соуэлл попадает прямо по советской и неосоветской этнической политике. Ну действительно, разве это не расизм — заставлять кабардинских детей учить балкарский (300 тысяч носителей) вместо русского (160 млн. носителей)? Конечно, расизм. Мы против расизма.

bio-pic-sowell

Почему экономические и научные достижения разных рас так сильно разнятся? Левая мысль двадцатого века предложила всего два объяснения. Сначала — биологически обусловленную разницу врожденных способностей. Затем, ближе к концу века — дискриминацию. Оба этих объяснения в своё время считались среди левых интеллектуалов абсолютной истиной, а всё, что им противоречило — реакционной пропагандой.

В начале двадцатого века прогрессисты (демократы — прим. переводчика) принимали разрыв в результатах разнообразных тестов на умственные способности за твёрдое доказательство биологического неравенства разных рас. Более высокий средний балл у белых считался доказательством генетического детерминизма.

Однако если взглянуть на результаты этих испытаний более пристально, окажется, что в некоторых случаях не только отдельные черные превосходили отдельных белых — целые группы белых получали более низкий результат, чем у чёрных. Например, во время Первой Мировой войны белые солдаты из аграрных южных штатов справлялись с тестами на умственные способности стабильно хуже, чем черные солдаты с севера. Шотландцы Гебридских островов, английские «речные цыгане», жители гористых районов Америки — все эти белые по статистике часто оказывались глупее черных.

Обитатели труднодоступных, например, горных регионов планеты всегда отставали в развитии от своих равнинных соседей, включенных в общемировое культурное пространство — вне всякой зависимости от расы. Когда в пятнадцатом веке испанцы открыли Канарские Острова, они обнаружили там белых, живущих в каменном веке.

Множество горных культур было всю свою историю изолировано от окружающего мира и даже от своих ближайших соседей — не столько расстоянием, сколько непроходимым горным ландшафтом. Знаменитый французский историк Фернан Бродель сформулировал этот принцип так: «Горы всегда отстают от равнин».

В Аппалачах, в горах Эр-Риф, на Пиндском хребте, в высокогорных районах Цейлона, Тайваня, Албании и Шотландии (и на Кавказе — прим. переводчика) — везде можно было наблюдать одно и тоже: нищету и отсталость.

Подобное происходило не только в горах. Причиной культурной изоляции могла быть пустыня, нехватка пригодных для плавания рек или даже отсутствие ездовых животных — так было в Западном полушарии, куда лошадей привезли только европейские колонизаторы.

Наконец, причиной культурной изоляции может быть правительство, как в Японии семнадцатого века или в Китае пятнадцатого. В пятнадцатом веке Китай был самой развитой страной мира, но отстал и потерял это преимущество за столетия изоляции.

Причиной может быть культура, закрытая для внешних влияний. Арабский Восток когда-то превосходил Европу в развитии — но пока европейцы учились у арабов, арабы отказывались учиться у европейцев, и в результате за прошедшую тысячу лет на арабский переведено ничтожное число европейских книг.

Подытоживая, можно сказать, что современные этнические лидеры, требующие для своих маленьких народов «самобытной культуры» и «национальной идентичности», оказывают им медвежью услугу (см. недавнюю историю с тувинцем, который не знал русского — прим. переводчика)

Изоляция от глобальной культуры веками тормозила прогресс множества народов по всему миру. У нечистых на руку популистов, однако, есть все причины пропагандировать «самобытность»: для малой нации это сладкий яд.

Оригинал текста.