Русская земля Казахстана: Семиречье

rusland3

Современный Казахстан — страна, где пока ещё удаётся сдерживать нарастающие межнациональные противоречия, которые продолжают с каждым годом усиливаться. Специалисты по Средней Азии уверены, что при неизбежной смене нынешнего политического режима могут начаться ещё более явные процессы насильственной казахизации, дискриминации и выдавливания русских из страны. Да и сегодня казахское правительство ведёт активную пропаганду, настаивая, что это постсоветское образование — государство исключительно казахов, а сами казахи в прошлом много страдали от «преступной» политики Российской Империи.

Даже президент страны, «друг России» Нурсултан Назарбаев, не скрывает этого, и предлагает переименовать страну в «Казак ели», дословно — «страна казахов». А между тем большинство территории Казахстана составляют исторически русские области. Это земли Яицкого войска, Южная Сибирь, Рудный Алтай, Семиречье — русский народ жил и живет здесь как автохтонное и оседлое население. Даже несмотря на современную политику выдавливания славянского населения из страны и бытовую (пока ещё бытовую) русофобию. Похожие процессы происходят и в Киргизии. Эти два государства делят между собой землю семиреченских казаков.

sem01

Семиреченский казак, фотография сделана известным русским фотографом и изобретателем С. М. Прокудиным-Горским (1863-1944)

Немного истории

Семиреченские казаки ведут свою историю от сибирского казачьего войска, которое многие столетия охраняло рубежи России от орд тюркских кочевников — предков современных казахов и многих других народов. Впоследствии власти Российской Империи стремились увеличить свое влияние на юге и в середине XIX веке начали создавать там укрепления и станицы. Такая политика вступала в противоречие с интересами узбекского Кокандского ханства, которое науськивало казахов нападать на русских. В итоге на опорный пункт кокандцев выслали отряд из 200 человек, которые успешно сопротивлялись 7 тысячному войску азиатов. Это показало туземцам края намерения России, а также русский боевой дух — среди местных русские получили славу непобедимых воинов.

sem02

Карта Русского Семиречья, сегодня разделённого между Казахстаном и Киргизией

В 1854 году русские заложили военное укрепление, позже ставшее городом Верным (современная Алма-Ата). Вокруг него стали селиться казаки с семьями из разных районов страны: сибирцы, кубанцы, донцы. Миграция носила добровольно-принудительный характер. Кроме казаков переселялись солдаты, крестьяне из Центральной России и Малороссии, которых сначала тоже записывали в казачье сословие. В царствование императора Александра II освоение региона особенно усилилось: поселенцев привлекали должностями, званиями, денежными вознаграждениями и тому подобными вещами. В 1860 году казаки под командованием Герасима Алексеевича Колпаковского организовали экспедицию на реку Чу и захватили кокандские крепости Токмак и Пишпек (современный Бишкек). Чуть позже произошло трёхдневное Узун-Агачское сражение, в ходе которого несколько тысяч казаков сумели разгромить двадцатитысячное войско кокандцев.

sem03

Герасим Алексеевич Колпаковский — завоеватель Средней Азии, герой Российской Империи

В 1867 году было официально создано Семиреченское казачье войско — из полковых округов Сибирского войска. Г. А. Колпаковский стал атаманом и командующим расположенными в области войсками. Он был сторонником активной экспансии России в этом направлении, много писал об этом в столицу. Казаки-семиреченцы (их ещё называют семиреками) помимо охраны границы участвовали в покорении Хивинского ханства, Кокандских походах, в усмирении туркменских и киргизских (казахских) племён. К концу XIX века Семиреченское войско было разбросано в четырех уездах области, в 28 станицах и выселках. Его численность составила 32772 человек (по тем временам и для этой территории большая цифра), в том числе войскового 25369 (13141 мужчин и 12228 женщин) и 7403 иногородних: 30340 человек православного вероисповедания, и только 2339 мусульман. Процесс заселения края продолжался очень активно и в начале XX века. В 1900 году семиреченцы участвовали в Китайском походе против повстанцев-ихэтуаней, а во время русско-японской войны подавляли мятеж туркмен.

sem04

Атаманы станиц Семиреченского казачьего войска на праздновании 300-летия дома Романовых

kz04

Большевистский геноцид и советская эпоха

После революции семиреченских казаков, как и казачество в других регионах, объявляли злейшими врагами большевиков и рабочего класса. В июне 1918 года красные приняли решение ликвидировать Семиреченское казачье войска:

«Войсковое правление и все станичные правления Семиреченского казачьего войска упраздняются. Всё имущество, дела и денежные суммы бывшего Войскового правления, немедленно сдать в распоряжение военной коллегии. Для расформирования и ликвидации всего казачьего управления учреждается при штабе войск особое отделение».

Чтобы ослабить казаков, красные стали играть на извечных противоречиях по земельному вопросу между казаками и другими крестьянами-переселенцами, раздувать конфликты между ними. Семиреченцы-казаки, наоборот, решили «оказачивать» крестьян, объявляли всех славянских поселенцев казаками со всеми сопутствующими привилегиями. Делалось это главным образом для того, чтобы численно увеличить свои силы, сражающиеся против красных.

После того как большевики заняли регион и большой кровью подавили казачьи бунты, на всей территории Семиреченской области установился коммунизм: геноцид казаков был поголовным. Потом начались волнения крестьян-переселенцев, не вступивших в казачье сословие, вызванные распространением продразверстки на переселенческие русские села Семиречья — эти выступления тоже быстро и жестоко подавили. Большевики для этого активно сотрудничали с местными мусульманскими племенами. В итоге многим выжившим семирекам, казакам и крестьянам, пришлось навсегда покинуть Родину, которой они верой и правдой служили. Оставшиеся подверглись тотальному уничтожению. Советские власти, провозгласив политику коренизации, нагло упразднили все завоевания Российской Империи в регионе: станицы и выселки переименовывались на тюркский лад, повсеместно уничтожались памятники, связанные с историей и культурой русского Семиречья. Столицу казаков, город Верный, переименовали в Алма-Ату и сделали центром всей Казахской ССР, преступно нарезанной большевиками из исторических русских областей.

Правда, за годы существования Советского Союза в крупные города региона власти активно привлекали специалистов из разных областей и республик страны, что ещё больше увеличило русское население края. Так, в Алма-Ате, столице КССР, русские составляли в 1989 году 58% (сейчас 29%). Собственно, русские специалисты и построили современный Казахстан. До создания независимого государства регион и столица республики были исключительно русскоязычными. Даже большая часть местных казахов (т. н. шала-казахи) русифицировались — они перенимали русский язык и русскую культуру. С началом 90-х годов ситуация изменилась.

Постсоветский период

После развала СССР семиреченские казаки оказались отрезанными границами не только от России, но и друг от друга. Появилось два центра их консолидации — в Казахстане и Киргизии. Сегодня официальные казачьи организации в этих странах восхваляют «главного архитектора евразийской интеграции» Н. Назарбаева и других президентов из числа евразийских братушек. «Друга России» даже выбрали почётным верховным атаманом Союза казачьих общественных объединений Казахстана, «олицетворяющим собой знамя казачьего народа». На недавнем праздновании годовщины со дня рождения основателя войска Г. Колпаковского старались не вспоминать и не обсуждать его отношение к будущему развитию края (заселение его русскими). А говорили о том, как хорошо он спроектировал широкие улицы в Верном (Алма-Ата) — теперь там можно комфортно ездить на машинах; поднимали другие малозначительные вопросы.

Столицу Казахстана перенесли из Семиречья в Южную Сибирь (современная Астана) в 1998 году, чтобы заселить казахами русские этнические территории и предотвратить сепаратизм на севере. Казахстанские власти (в отличие от Киргизии) вообще внимательно относятся к возможному сепаратизму, даже гипотетическому, и тщательно работают на разделение казачьих организаций на множество мелких и маловлиятельных образований. «Семиреченская казачья община», «Союз казаков Семиречья» и прочие «казачьи» объединения активно конфликтуют, грызутся между собой, превращая «возрождение» в клоунаду и междоусобную борьбу. На консолидации русских страны и их национальной идентификации все это сказывается не лучшим образом.

К этому добавляется и пропаганда мудрейших казахских историков, которые не устают делать новые шокирующие открытия: якобы на самом деле казаки — это… казахи, перешедшие на славянский язык и смешавшиеся со славянами («казак» и «казах»). Или вообще отдельный от остальных русских народ. Более того, местные учёные активно пытаются найти (а иногда и просто выдумать) на месте основанного русскими Верного развитый древний город под названием «Алмату».

sem05

cг. Верный (ныне Алма-Ата) был построен в 1907 г.

На современном этапе

Сегодня в казахской столице, как и по всей стране, происходит активный процесс замещения славянского населения тюркским (это хорошо видно из официальных переписей населения). Чтобы предотвратить будущие межнациональные конфликты и сохранить мир в регионе, власти, в первую очередь власти Казахстана, должны предоставить русскому населению право на самоопределение. Например, создать культурно-автономные образования в составе тех районов, где русское население в большинстве, так как исторически это земля не только казахов, но и русских. РФ же могла бы не мешать развиваться русскому национальному самосознанию снизу, не заталкивать его социалистической риторикой в советский многонациональный патриотизм, не навязывать негативное отношение к Российской Империи и её политике в прошлом.

В Киргизии хоть и нет такого давления, но сами люди понимают, что в отрыве от России им долго не продержаться — они не видят в независимом киргизском государстве будущего для себя и своих детей. Киргизы тоже активно издают учебники истории, где Россию и русских представляют угнетателями и завоевателями. Русским приходится уезжать. По предложению митрополита Ставропольского они целыми станицами планировали переселиться на юг России, в Ставропольский край. Около двух тысяч потомков семиреченцев с семьями могли бы образовать новые станицы и пополнить районы, где славянское население постепенно замещается кавказскими народами. Но это переселение столкнулось с множеством трудностей как в Киргизии, так и в России. Некоторым семьям всё-таки удалось переехать.

sem06

Казаки-семиреченцы из Киргизии возвращаются в Россию

В сухом остатке

Семиречье — это русский регион, завоеванный Российской Империей и отданный Казахстану и Киргизии, как и многие другие наши земли, большевиками в качестве разменной монеты. Эту память казахстанские власти хотят вывести у этнических русских республики. Например, в 2014 году жительница Семиречья Татьяна Шевцова-Валова судом города Алма-Ата приговорена к четырем годам условно за сепаратистский пост в Фейсбуке. А недавно произошёл вообще дикий случай: суд Восточно-Казахстанской области приговорил двадцатишестилетнего жителя города Риддер Игоря Сычева к пяти реальным годам тюрьмы. Его преступление заключалось лишь в том, что он разместил опрос в социальной сети Вконтакте — «за» или «против» вступления Восточного Казахстана (русский регион Рудный Алтай) в состав РФ. Казахские власти чувствуют в русском национальном возрождении угрозу.

Государство оседлого типа основали именно переселенцы из России (крестьяне, малороссы, казаки, солдаты) — либо Казахстан признает их автохтонным народом, либо цивилизация уйдет из региона вместе с русскими.

kz01

kz02