Великий тролль Невзоров опубликовал на «Снобе» статью, в которой предлагает сбросить Пушкина и всю русскую классику с корабля современности, поскольку классическая русская литература перестала отвечать современной жизни и т.д. и т.п. Людям, мол, надо что-то практичное читать. «Как выйти замуж за олигарха», «Секреты эффективных продаж», «Советы домашнему мастеру». Конечно, можно возразить, что русская классика вообще-то про универсальные принципы гуманизма и что можно быть достойным членом общества, не зная секретов эффективных продаж, но нельзя быть достойным членом общества, не понимая основ гуманистической философии, демократизма и пристального внимания к внутреннему миру даже самого маленького человека (на чем русская классика и строится), но это слишком затасканный аргумент, который явно поблекнет перед здоровым цибульно-майданным цинизмом Невзорова.
Поэтому я зайду с другой стороны. В 1831-ом году в Польше случился, говоря современным языком, Евромайдан. Желающие евроинтегрироваться поляки начали палить покрышки, кидаться «коктейлями «Молотова», разогнали местный «Беркут», сколотили отряды польских правосеков и пошли жечь польских колорадов и ватников (под которыми в те времена подразумевались, в первую очередь, православные — в противовес еврокатоликам, которые тогда были полны надежд и представить не могли, что в итоге 170 лет борьбы приведут к появлению мема «польский сантехник»). И так как тогда Россией правил, к счастью, не Путин, а его Императорское Величество Николай I, то вместо бесконечных жалоб в Совбез ООН и последних китайских предупреждений «кровавой варшавской хунте» пополам с требованиями оплатить газ наша пресвятая Российская империя взяла и молча ввела в Польшу миротворческие войска. Ну типа как сто семьдесят лет назад нельзя было заживо сжигать русских и в ответ лишь получать ноты протеста, которыми разве что задницу подтереть. Сто семьдесят лет назад, если ты сжигал русских, то приходило еще больше русских и тебя немножко вешали на ближайшем суку за шею, потому что, повторюсь, Его Императорское Величество было Его Императорским Величеством, а не Владимиром «Мы будем работать с украинскими партнерами» Путиным.
Так вот, 1831-ый год, гуманитарные русские войска штурмуют Киев, то есть, простите, Варшаву, а во Франции начинается массовая кампания в защиту Польши. Мол, как вы смеете пшекосеков забижать, они всего лишь зверски убили пару тысяч русских, а вы их прям сразу в ответ огнем и мечом, как будто русских безнаказанно вообще убивать нельзя. Требуем отвести войска, признать поляков самостоятельной европейской нацией и продавать им газ со скидкой, а то мы сейчас НАТО соберем и вам там всем устроим, руки прочь от наших будущих сантехников, вы их сейчас перестреляете, кто ж нам потом унитазы чинить будет.
И вот, в ответ на эту истерику, в момент вот реально штурма Варшавы, когда русские танки прорываются к Майдану, практически, а барабанные перепонки лопаются от европейского визга, первейший русский поэт эпохи Александр Сергеевич Пушкин сочиняет стихотворение «Клеветникам России», выходящее в сборнике «На взятие Варшавы» (i.e. «На штурм Киева»), и обращенное к коллективной Джейн Псаки XIX века. Такое, если говорить современным языком, «Письмо к НАТО». Существо Невзоров утверждает, что оно вообще устарело и никому не нужно, я же предлагаю вам его прочесть и оценить актуальность классики самостоятельно.
А. С. Пушкин, «Обращение к Конгрессу США»:
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает васv
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
Понимаете теперь, почему «проверенная временем классика» называется «проверенной временем классикой»?