Якутия: холод, алмазы, якутский национализм

ya-cover

Покорение

Присоединение Якутии — пример невероятно быстрой колонизации огромной территории. В 1619 году пленный тунгусский князец Илтик, находясь в остроге Енисейск, поведал казакам о великой реке Лин, расположенной где-то на востоке. По его словам, по ней «ходят суды большие и колоколы на них великие есть, звон их они слышат часто, и из пушек с тех больших судов стреляют».

Проверять правдивость этого рассказа на восток отправился отряд из 40 вольных людей, возглавляемый русским промышленником Пантелеем Демидовичем Пендой. В 1620–1623 годах землепроходцы преодолели более восьми тысяч километров по суше и рекам. По дороге путешественники торговали с якутами и изучали их быт. История про могучий флот туземцев, конечно же, оказалась выдумкой — впрочем, Илтик пересказывал ее с чужих слов. Зато тунгусский князец не ошибся в другом — русские действительно открыли великую реку, получившую имя Лена.

Сведения о наших первооткрывателях сохранились и в якутских преданиях. В рассказах о полулегендарном князе кангаласского племени Тыгыне Дархане есть упоминания о русских, которые поразили вождя своей мудростью и умением работать. Землепроходцы появились неожиданно и также внезапно исчезли.

Следующая группа из 30 человек, возглавляемая боярским сыном Самсоном Новацким, отправилась в Якутию в 1629 году. На этот раз целью экспедиции было не только исследование, но и сбор ясака, а также установление власти государя. В следующем году отряд наткнулся на «конную якутскую орду» и вернулся в Тобольск.

ya1

Кликните для увеличения

Куда большего успеха удалось добиться сибирскому казаку Ивану Галкину. Он привел в подданство пятерых местных феодалов и собрал ясак. Русские летописи сообщают, что отряд атамана «многих непокорных побити, а жен и детей их в полон взяти». Галкин первым из европейцев ходил по верховьям Лены и Ангаре. В 1631 году он основал острог Усть-Кут.

В 1632–1633 гг. енисейский сотник Петр Бекетов, имея отряд всего из тридцати воинов, колонизировал земли 31 князца — практически всю центральную Якутию. Покоряли местные племена, что называется, «пищалью и добрым словом» — со многими вождями удалось договориться, но несколько крепостей казаки предали огню. В 1632 году Бекетов основал Ленский острог, окруженный частоколом с пятью башнями. Именно с него началась будущая столица региона — город Якутск.

В 1634 году крепость пережила двухмесячную осаду. Около тысячи аборигенов из нескольких племен под предводительством князца Мымака окружили острог. Состоящий из 200 человек гарнизон голодал, многие болели цингой. Несколько раз казаки совершали дерзкие вылазки, пытаясь прорвать осаду. В итоге туземцы перессорились между собой и ушли от стен форта, а русские сразу же двинулись в наступление — восставшим туземцам предстояло познать всю глубину своей неправоты. В том же году произошло столкновение людей Ивана Галкина с отрядом мангазейского атамана Ивана Корытова, закончившееся поражением последнего. Казаки не смогли решить — кто должен собирать ясак с местного населения. Фронтир (причем не только в России) всегда привлекает людей определенного склада характера, поэтому такие эпизоды неудивительны.

Последнее крупное восстание произошло в 1642 году. Оно началось с уничтожения нескольких отрядов русских сборщиков ясака. Бунтарей усмирил первый якутский воевода Петр Головин. 23 туземца отправились на виселицу, многие умерли от пыток, сгорели несколько якутских поселений — вместе с жителями.

Советская историография изображала Головина настоящим монстром, от которого жестоко страдало не только местное население, но и его собственные соратники. В итоге они якобы написали челобитную царю, который снял воеводу с должности и подверг суду. Однако другие источники говорят, что Головин полностью отслужил предписанный ему пятилетний срок в новообразованном Якутском уезде, а потом продолжил государственную службу на других должностях. Именно по приказу воеводы были предприняты несколько экспедиций, позволивших открыть немало новых земель. Есть сведения, что при Головине сумма собираемого с якутов ясака возросла с 28 тысяч рублей в 1640-м до 169 тысяч в 1647 году (для сравнения, корова в те времена стоила около 2 рублей). Да, крутой нрав царского наместника не вызывает сомнений, в эпоху Великих географических открытий с гуманизмом вообще было тяжело.

ya2

С самого начала колонизации Якутии туда устремились русские переселенцы. В 40-е годы их число достигло примерно 2,5 тысяч (на 25 тыс. туземцев). Несмотря на то, что мелкие стычки (значимость которых многократно раздули красные историки) случались и после подавления восстания 1642 года, в целом местное население убедилось, что мирное сосуществование с русскими несет немалую выгоду. Царское правительство предпочитало просто собирать ясак, особенно не вмешиваясь в традиционный уклад жизни якутов (хотя среди коренных народов постепенно распространялось православие, и к XVIII веку христианство стало в регионе господствующей религией). Русские колонисты познакомили аборигенов с земледелием (хотя урожаи в этих суровых краях получались небольшими), новыми технологиями в ремеслах и рыбной ловле. Распространение огнестрельного оружия существенно упростило охоту. В регионе начала активно развиваться торговля. Кроме того, включение Якутии в состав русского государства остановило бесконечные межплеменные распри.

Имперский период

В XVIII–XIX вв. в Якутию неоднократно направлялись различные научно-исследовательские экспедиции — географические, астрономические, геологические и другие. Кроме того, начиная с 1640-х уезд становится местом ссылки. Сюда отправляют уголовников, сектантов (например, скопцов и духоборов), политзаключенных (декабристов, народовольцев, затем большевиков).

В 1851 году Якутия получила статус самостоятельной области на правах губернии.

Построение национального государства неразрывно связано с техническим прогрессом. Всеобщее образование, массовая культура и СМИ помогают осознать себя частью общности куда большей, чем деревня или род. Современные виды транспорта делают прежде труднодоступные регионы связными, а страну — по-настоящему единой. Развитие капиталистических отношений создает класс собственников, которые заинтересованы в построении системы, способной отстаивать права национального капитала.

ya3

Фрагмент карты азиатской части Российской империи, 1868 г. Нажмите для увеличения

Безусловно, все эти процессы затрагивали и Якутию. В этом особенно велика заслуга Ивана Ивановича Крафта, губернатора области в 1907–1913 годах. В этот период в регионе активно открываются школы, больницы и приюты, проводятся геологоразведочные экспедиции, растет добыча полезных ископаемых. При Крафте все населенные пункты Якутии были нанесены на карту, в области открылось отделение Русского географического общества. Шла активная поддержка сельского хозяйства и торговли, развивалось пароходное движение на Лене. В 1910 году был создан первый потребительский кооператив, спустя 6 лет их число выросло до 43-х. В Якутии появились телефон и телеграф. Столица региона была заметно благоустроена, в городе шло активное каменное строительство, жители получили электростанцию, музей и синематограф.

И все же имелся целый ряд факторов, замедлявших развитие региона. В первую очередь, конечно, суровый климат и труднодоступность (решение о прокладке железной дороги до Якутска было принято еще в начале ХХ века, но ему помешала вначале Русско-японская, а затем Первая мировая война). Естественно, сказывалась и невероятно низкая плотность населения — около 270 тысяч человек на площади в 3,97 млн квадратных километров. Цивилизовать территорию, где расстояние между населенными пунктами может достигать сотен верст — намного сложнее, чем густонаселенные области в центре Российской Империи.

Но главное — в отличие от многих других сибирских губерний, в Якутии была очень мала доля русских. По переписи населения 1897 года, их насчитывалось 11,3%, в 1926 году — 10,56%.

ya-banner

Советская Якутия

Гражданская война на территории Якутии завершилась лишь в июне 1923 года с ликвидацией героического отряда Анатолия Пепеляева. О его походе на Якутск «Спутник и Погром» в свое время опубликовал подробную статью.

В 1921–1928 гг. в регионе (с 1922 года имевшем статус Якутской АССР) прогремели сразу 3 восстания. Все они были подавлены, а их лидеры и многие участники — репрессированы.

Параллельно в этих местах шла большевистская политика коренизации. Если до революции якуты пользовались немного измененным русским алфавитом, то еще с 1917 года местное национальное движение «Саха Аймах» начало внедрять латинское написание, разработанное студентом-якутом Семеном Новгородовым. В 1929 году алфавит был унифицирован, опять же на основе латиницы. Возвращение к кириллице состоялось лишь спустя 10 лет.

ya4

Одновременно с якутизацией в регионе начала постепенно расти доля русских — новым предприятиям требовались квалифицированные кадры. Важной вехой в освоении региона стала начатая в 1924 году промышленная разработка золота на Алданском нагорье (разумеется, благородный металл добывали в Якутии и до этого, в 1851–1901 гг. было произведено 377 тонн золота на 400 млн рублей). Для старателей был построен поселок Незаметный, позже получивший статус города и переименованный в Алдан. В 1925 году из 13,5 тысяч жителей Алдана русские составляли 58%. В 1933 году в рамках развития Северного морского пути к востоку от устья Лены был основан поселок Тикси и одноименный порт.

Однако немалая часть этой промышленной мощи создавалась руками заключенных. На территории Якутии до середины 50-х располагались лагеря Дальстроя и ГУЛАГа.

7 августа 1949 года на Соколиной косе у поселка Крестях Сунтарского улуса республики геологическая партия Григория Файнштейна нашла первый в Якутии алмаз. В 1954-м началась разработка первой в Советском Союзе кимберлитовой трубки «Зарница». Годом позже начал функционировать самый знаменитый в нашей стране алмазный карьер, действующий по сей день — «Мир». Затем началась добыча и на других месторождениях (не только алмазных). Все это время неуклонно росла численность и доля русских в населении региона. Своего пика она достигла в 1989 году — в тот момент 50,43% жителей ЯАССР (550,3 тыс. человек) составляли русские. Якутов было 365,2 тыс. или 33,38%. Вскоре, однако, расклад поменялся на прямо противоположный.

ya5

Рождение нации

Весной 1986 года в Якутске произошли межэтнические столкновения, продлившиеся несколько дней. В них участвовали 600–700 русских и якутских студентов. Последние также выходили на демонстрации под националистическими лозунгами. В итоге милиция задержала около 100 человек, по трое участников конфликта с каждой стороны впоследствии были осуждены на сроки до 4 лет.

27 сентября 1990 года была принята декларация «О государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики» (Саха — самоназвание якутов). Она провозглашала регион независимым государством в составе РСФСР и СССР, наделяла местную конституцию верховенством на территории республики, вводила якутское гражданство. В ЯССР создавался собственный валютный фонд, она наделялась правилом вести самостоятельную внешнюю политику. В качестве государственных языков устанавливались якутский и русский. В качестве дани советскому прошлому в Декларации упоминались «интернационализм и дружба народов».

В декабре 1991 года первым президентом республики стал Михаил Николаев. Следующей весной ЯССР переименовали в Республику Саха (Якутия).

Одновременно в регионе работали различные национальные организации. Еще в 1990-м возродилось существовавшее 1922–1928 гг. объединение «Саха омук» («Якутский народ»). Его возглавил Андрей Борисов (в 1990–2014 годах — министр культуры и духовного развития Якутии). Организация, объединявшая в основном якутских горожан, боролась за укрепление суверенитета республики. Правда, просуществовала она недолго, распавшись в том же году, в котором и появилась.

В 1993-м возникло общество «Саха кэскилэ» («Якутское будущее») во главе с Лазарем Афанасьевым-Тэрис. Как сообщает «Историческая энциклопедия Сибири», объединение проводило работу в улусах республики. «Его члены доби­вались увеличения этнополитического статуса якутов в регионе. Во второй половине 1990-х гг. они отказались от этой цели и целиком сосредоточились на культурно-духовной деятельности: устанавливали этнокультурные контакты с тюркскими народами, реконструировали основы якутской религии „Учение Айыы“ и проводили культурно-просветительскую работу».

Энциклопедия отмечает, что «национальным объединениям в Якутии удавалось сплотить широкие слои общественности лишь в переломные моменты истории и на короткий период. В остальное время они отличались малочисленностью и неустойчивостью. По­пытки выдвижения этнорадикальных целей отдельными лицами не находили социальной поддержки среди населения. В 1990-е гг. национально-культурное возрождение фактически осуществлялось руководством Республики».

«Возрождение» привело к тому, что число русских в республике за 21 год сократилось почти на 200 тысяч человек. Согласно переписи населения 2010 года, в Якутии насчитывалось 353,6 тыс. русских (36,9%). За тот же период численность коренного населения выросла до 466,5 тыс. (48,67%). А так как русские в регионе проживают практически исключительно в городах, а якуты — в сельской местности, где зачастую нет работы, смена этнической карты региона наиболее заметна на улицах Алдана, Вилюйска, Мирного, Якутска и других городов республики.

ya6

Этническая карта Якутии по данным переписи населения 2010 г.

В отличие от Чечни или Тувы выдавливание русских из Якутии шло не столько силовыми, сколько политико-экономическими методами. Банкротились предприятия, из-за чего потерявшие места сотрудники вынуждены были переезжать в другие регионы в поисках лучшей доли. Русским абитуриентам создавались сложности при поступлении на бесплатные отделения вузов. Якуты получали приоритет при устройстве на государственные должности. С фасада основанного в Якутске еще в 1891 году Русского драматического театра имени Пушкина исчезло слово «Русский».

Как это обычно бывает в национальных республиках, проблемы начались и у русского языка. В прочитанном 5 января 2003 года на Совете по русскому языку при Правительстве РФ докладе известного филолога Николая Самсонова говорится, что из 680 школ региона 239 являются русскими, еще 85 — билингвальными, а все остальные — якутскими.

«В настоящее время становится очевидным, что вытеснение, сокращение русского языка из программы якутских школ может принести и приносит отрицательные последствия. Попытка переводить на якутский язык алгебру, тригонометрию не выдерживает никакой критики», — отмечает Самсонов.

Позже, в 2011 году, по данным республиканского Минобра, из 151 тысячи школьников региона якутский как государственный изучали 88 тысяч. Это 58,3% — заметно больше, чем доля якутов в населении республики на тот момент.

Важный элемент любой национальной элиты — творческая интеллигенция — у якутов тоже имеется. Республика — лидер среди субъектов РФ по числу выпускаемых фильмов. В 2014 году одних только полнометражных картин сняли 13 штук (против девяти годом ранее). При этом по кассовым сборам в Якутии кино местного производства зачастую обгоняет и голливудские блокбастеры, и распиаренные федеральными телеканалами российские ленты.

ya7

В 2007 году была ликвидирована Русская община Якутии. Вскоре ее лидер Сергей Юрков и еще несколько его сторонников получили по 1–2 года заключения по 282-й статье. Их осудили за расклейку в Нерюнгри объявлений, призывающих отказаться от найма китайских гастарбайтеров при строительстве газопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан».

Проблема притока трудолюбивых среднеазиатских братушек в регионе действительно существует. В 2002–2010 гг. число киргизов выросло на 245% — до 5022 человек, узбеков — на 176% — до 3332, таджиков — на 144% — до 2696. При этом рекорд по миграции из Киргизии, Узбекистана и Китая был достигнут уже после последней переписи — в 2011 году. Из-за этого стремительно меняется лицо местной мусульманской общины, прежде состоявшей в основном из татар и башкир.

Еще одну попытку заявить о своих правах русские Якутии предприняли в октябре 2013 года. Тогда в Москве прошел митинг против коррупции в республиканском МВД. Участники говорили о кумовстве и клановости в местных органах власти, отсутствии в них представительства русских, растущем якутском национализме и в целом о притеснениях. Свое обращение протестующие адресовали Владимиру Путину. Разумеется, никакого ответа от «самого большого русского националиста» они не дождались.

Тревожное будущее

Ситуация в Якутии меняется медленно, но неостановимо. Прямого геноцида, как на Кавказе или в Туве, тут не случилось, доля русских пока еще высока. Но она снижается. Массовых кровавых столкновений, как на Ставрополье, еще не было, но первые искорки уже вспыхивают. Взять хотя бы случай, произошедший в ноябре 2015 года в медицинском училище Алдана, где якуты избили страдающего эпилепсией русского подростка. Сразу после этого студенты в соцсетях писали о дискриминации русских в училище, а вечером у общежития прошел народный сход, на который пришли порядка 60 представителей русской молодежи. Причем полиция на следующий день начала выяснять личности тех, кто участвовал в акции протеста и «нагнетал атмосферу в социальных сетях». Ужасных русских фашистов грозили найти и «предупредить об ответственности». Российская Федерация: ответственность несут не те, кто избивал инвалида, а те, кому это не понравилось. Коренизация никуда не делась — в РФ её проводят не менее рьяно, чем в Советском Союзе.