Финно-угры. Добро пожаловать в русский народ

Финно-угорские народы нынешней Российской Федерации (всего около 2 миллионов человек) прямо на наших глазах добровольно и стремительно русифицируются. Эту динамику хорошо показывают переписи населения последних лет. По сути, все эти немногочисленные карелы, коми, удмурты и другие уже практически являются субэтносами русской нации, так как их признаки идентификации на данном историческом этапе мало отличаются от общерусских. Собственное национальное самосознание тоже находится на весьма низком уровне, а угро-финская культура и особенно народный язык абсолютно не интересны молодому поколению и постепенно забываются. Полная ассимиляция — дело недалекого будущего, что признаёт даже сама национальная интеллигенция этих народов. Хорошо это или нет?

fu-cover

Ранние контакты

Активное общение между русскими и финно-уграми началось в эпоху славянской колонизации Северо-Восточной Руси, примерно с X века. Как считают историки, это переселение, за редким исключением, носило мирный характер, что объяснялось низкой плотностью населения на этих территориях. Финно-угорские племена, теснимые русичами, уходили дальше в леса на восток или север, а некоторые представители коренного населения этих мест ассимилировались добровольно. Принятие православия упростило ассимиляцию на первых этапах — национальной культуры в её современном понимании ещё не существовало, и принятие «русской веры» и системы ценностей сильно облегчало ассимиляцию. Удивительно, что этот абсолютно нормальный для практически любого народа Европы процесс (мы же не называем венгров русинами, а восточных немцев славянами-ободритами) сегодня даёт советским расистам повод отказывать русским в славянстве. Здесь нет никакого научного основания — генетика не обнаруживает никакой значительной финно-угорской примеси даже у этнических русских Севера, но это тема для отдельной статьи.

mironov-banner

По-настоящему масштабная волна ассимиляции началась только в начале XX века — в основном из-за урбанизации, ведь в городе сложнее сохранить самобытную сельскую культуру. До этого межнациональные браки были редкостью. Стоит, однако, признать, что тысячелетнее мирное сосуществование русских и финно-угорского меньшинства в одной стране усиливало симпатию и желание угро-финнов окончательно раствориться в русском народе, который они со временем искренне начинали считать своим.

Большевистские республики

После революции, как это водилось у большевиков, всем крупным народам финно-угорской языковой семьи были предоставлены национальные автономии, а мелким — нацрайоны. Красные по своей привычке подарили финно-уграм массу территорий, издавна населенных этническими русскими. Русские города начали переименовывать на финно-угорский манер. Например, Усть-Сысольск переделали в Сыктывкар, а Царевококшайск в Йошкар-Олу. Коммунисты мечтали воссоздать чёткое этническое самосознание марийцев, удмуртов, вепсов или других карелов, предоставляли им для этого все условия, но уже тогда стало понятно, что процесс ассимиляции и полного восприятия русскости зашёл слишком далеко и ничего не получится — даже несмотря на сравнительно высокую рождаемость, численность финно-угров год от года уменьшалась. Исследователи считают, что всего за XX век русифицировалось более полумиллиона финно-угров (в начале века их было 3,5 млн, в конце — меньше 3 млн.).

С 1940 по 1956 год существовала даже Карело-Финская Советская Социалистическая республика (карело-финнов там было около 20%). В редком приступе здравомыслия большевики преобразовали её из союзной республики в автономную — а то бы в Карелии сейчас существовала вторая Белоруссия.

  • fu1
    1/3 Русских в Удмуртии — 59%
  • fu2
    2/3 Русских в Мордовии — 51%
  • fu3
    3/3 Русских в Марий Эл — 46%

Ни в одном финно-угорском национальном образовании у финно-угров сегодня нет национального большинства. Свои автономии имеют карелы (7% от населения Карелии), удмурты (28% в Удмуртии), коми (23% в Республике Коми), мордва (40% в Мордовии), марийцы (42% в Марий Эл). Ханты и манси в своём Ханты-Мансийском автономном округе составляют 1,2% и 0,7% от всех жителей соответственно.

mironov-banner2

Искусственный сепаратизм

Сразу после развала СССР Финляндия, Венгрия и Эстония стали использовать финно-угорскую карту в отношениях с новой Россией. Они стремились укрепить своё влияние в финно-угорских регионах, поссорить местных жителей с Москвой и создать базу для сепаратизма. На организацию мероприятий выделялись огромные деньги. Так, в 1992 году в Удмуртии прошёл Первый Всероссийский съезд финно-угорских народов, где говорили о желании отделиться от России, и прочие многочисленные конгрессы, где выстраивались концепции единого «финно-угорского мира». Совсем недавно президент Эстонии на съезде в Ханты-Мансийске и вовсе открыто заявил: «Наши поэты мечтали об эстонском государстве, и мы сделали выбор в пользу свободы и демократии. Многим финно-угорским народам ещё предстоит сделать такой выбор. Это видно на примере Эстонии — как только вы почувствуете вкус свободы, вы поймёте, что это вопрос выживания, без которого нельзя обойтись». Интересно, что было бы, если бы российский президент сказал такое в Эстонии, обращаясь к местному русскому меньшинству?

Некоторые местные активисты в лучших украинских традициях рассказывают о «московской оккупации» и реконструируют местное язычество. В среде этих ролевиков считается, что дело спасет «мода на угро-финнов», а также ребрендинг их увядающего национального движения. Предполагается, что в популярных западных и российских фильмах и на телевидении нужно пропагандировать общую финно-угорскую идентичность, упоминать эти народы в позитивном, «крутом» ключе. Кстати, удмуртские «Бурановские бабушки» на конкурсе «Евровидение» этому весьма поспособствовали.

fu4

В финно-угорских республиках активно возрождают язычество

Особенно интересен в этом плане раздуваемый «эрзянский национализм» (не шутка). Эрзя, как считается официально, вместе с этнической группой мокша входит в один мордовский народ, мордву. Но эрзянские активисты категорически с этим не согласны, заявляя, что они особые и самостоятельные. Некоторые из них хотят отдельную республику, так как, по их мнению, в мокшанской Мордовии их яро угнетают и не дают изучать родной язык. Доходит иногда и до совсем радикальных предложений — например, некоторые активисты мечтают создать независимое государство Эрзянь Мастор («страна эрзян»), которое позже обязательно вступит в ЕС. Поддерживают они и дерусификацию русских при помощи раскола на всевозможных «ингерманландцев», «залесцев», «мещеру», и прочих «поморов». К счастью, всё это нишевая игра в политику, которая не находит отклика у быстро русифицирующегося большинства.

fu5

За XX век численность многих финно-угорских народов существенно упала

Добровольная ассимиляция

Исследователи считают современную динамику снижения народов финно-угорской языковой группы коллапсом, от которого они вряд ли смогут оправиться. Через три-четыре десятка лет этих народов на карте России практически не останется. Дело не только в ассимиляции, но и в существенном снижении рождаемости.

mironov-banner3

Добровольная ассимиляция происходит главным образом из-за того, что русская культура (справедливо) кажется финно-уграм доминирующей, а своей развитой городской культуры у этих народов никогда не было. При переселении в крупный населенный пункт человек просто стесняется своей настоящей национальности и через некоторое время сам начинает считать себя русским. Этнографы не раз обращали внимание на этот феномен — в опросах школьники часто указывают, что они русские по национальности, даже когда точно известно, что их родители, например, марийцы. Средством ассимиляции выступает и язык — молодое поколение финно-угров перешло на русский и почти не изучает родной, причём в основном с подачи родителей, считающих, что в этом нет никакого смысла.

***

Общее мироощущение, полный переход на русский язык, ментальная близость и другие факторы делают ассимиляцию безболезненной, а бывших удмуртов, карел и прочих уже сегодня трудно отличить от славян. Вместе с тем финно-угров немного, и даже при полном поглощении они не смогут существенно повлиять на генотип или фенотип русского населения. Судьба финно-угров — редкий в наше многонациональное время пример позитивной интеграции и добровольной, выгодной русификации.

mironov-banner4