Бурятия: байкальская многонациональность

bur-cover-v2

Формирование «российской нации» активно продолжается и в сибирских национальных республиках. Мы не устаём писать об угрожающем снижении процента русских во многих субъектах Российской Федерации. Теперь очередь дошла до Бурятии. Динамика снижения численности этнических русских в республике выглядит так: в 1959 году — 76%, в 1979-м — 72%, в 1989-м — 69%, в 2002-м — 67%, в 2010-м — 64%. Доля бурят существенно возросла с 19% в 1959 году до 30% в 2010-м. Как видно, русские пока ещё составляют большинство, но если тенденция продолжится — это ненадолго. И уже сейчас титульное большинство активно выдавливают из республики. Как сохранить за русским народом Забайкалье и обезопасить от возможного сепаратизма и русофобии?

Забайкалье — русская земля

Русские появились здесь давно, в эпоху колонизации Сибири. Местные старожильческие семьи ведут свою историю с 1628 года, когда отряд казака Петра Бекетова, двигаясь по Ангаре, достиг земель нынешней Бурятии. Прибывшие казаки основывали остроги, которые становились для региона центрами не только экономической жизни, но и культуры. К их числу относится и Удинский острог, ставший впоследствии городом Верхнеудинском (в 1934-м переименован в Улан-Удэ, «Красная Уда»). Основателями города считаются русские служилые люди — пятидесятник Гаврила Ловцов и десятник Осип Васильев, которые в 1666 году возвели ясачное зимовье на слиянии рек Уды и Селенги.

bur1

Границы Забайкальской области времён Российской Империи

Как утверждают исследователи истории Бурятии, русские и буряты впервые встретились в 1629 году. Азиатские кочевники, в основном пришедшие на эту территорию немногим раньше казаков, сначала не очень хотели платить русским дань, и даже пытались сопротивляться экспансии Русского Царства на восток. Буряты вступали в открытые столкновения с казаками — особенно им не нравилось строительство военных укреплений. Но вскоре местные жители смирились с российским присутствием, и некоторых из них даже перевели в казачье сословие. В 1764 году появились четыре бурятских казачьих полка, в каждом из которых было по шесть сотен. В отличие от русских казаков, казаки-буряты не жили семьями у границы, а служили вахтовым методом. Бытовые конфликты между славянами и аборигенами случались довольно часто, главным образом из-за земельных наделов, сенокосов, охотничьих угодий и рыбных мест. Ещё одна причина напряжённости — активная миссионерская деятельность православных священников, которым удалось крестить некоторую часть местных. Впрочем, верно и обратное: казаки нередко женились на бурятках.

bur2

Забайкальские казаки Первого Верхнеудинского полка в 1919 году

За казаками последовали русские старообрядцы. Их организованно большими семьями (отсюда название — «семейские») переселяли с территории нынешней Белоруссии. В 1735 году привезли 40 тысяч человек. Кроме первой известны ещё две волны переезда, а последних старообрядцев доставили в Забайкалье в 1795 году. Потом активно привлекали государственных крестьян из центральных районов России и Малороссии, а также привозили ссыльных — участников пугачевского восстания, декабристов, даже повстанцев-поляков. Развитие золотодобычи привлекало в эти места вольных людей, ехавших за богатством и приключениями. К XIX веку Забайкальский край превратился в регион с русским большинством.

Дружба народов

В революцию буряты вслед за другими меньшинствами потребовали автономии и даже создали Бурятский национальный комитет (Бурнацком). Правда, через некоторое время национальная интеллигенция передумала и заявила, что нужно строить монгольское национальное государство. На 1-м всемонгольском съезде в Чите постановили образовать Великую Монголию. Предполагалось, что новое государство будет состоять из Внутренней Монголии, Внешней Монголии и Забайкалья. Бурятских активистов принял Ленин, и после этой встречи так проникся их проблемами, что собственноручно подписал проект создания автономии для «бурят-монголов» на русских землях Забайкалья. В 1923 году появилась Бурят-Монгольская АССР (в 1958-м переименована в Бурятскую АССР).

bur3

Бурят-Монгольская АССР в 1925 году. Впоследствии некоторые её части включили в состав Иркутской и Читинской области

Как и в других русских землях Сибири и Северного Кавказа, забайкальские казаки и крестьяне побогаче («кулаки») были объявлены злейшими врагами новой власти (небезосновательно — многие здесь воевали против большевиков с оружием в руках). Кто-то покинул Россию, кто-то попал под репрессии. Освободившуюся землю большевики активно раздавали аборигенам. Власти Бурят-Монгольской АССР с большим рвением принялись за «коренизацию» («бурятизацию») своей республики. Третий съезд Советов Бурят-Монгольской АССР в 1927 году принимает резолюцию: «национальные бурятские управленческие аппараты должны стать опорой Советского правительства». Особое внимание уделяли распространению бурятского языка в делопроизводстве. Открывались языковые курсы, которые обязаны были посещать в том числе и славяне (кстати, до 1933 года в республике использовали вертикальный монгольский шрифт). Местные госучреждения по мере сил очищали от «великодержавных шовинистов», игнорировавших подобные директивы. Улицы и города переименовывали на бурятский лад. В 1934 году постановлением президиума ЦИК СССР город Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ.

При этом в Бурятию везли специалистов из других регионов страны — строить заводы и фабрики (только в 1937-м существовало 140 промышленных предприятий), что численно увеличило русскую общину (в 1959 году — 75%). Кроме того, за годы советской власти многие буряты приняли русскую культуру советского образца, а русский язык начали считать своим родным. Между ними и национал-сепаратистами сегодня ощущается некоторая враждебность. «Боевых бурят», воевавших на Донбассе, местные самостийники называют «позором монгольского народа».

bur4

Памятник Ленину в Улан-Удэ. Самая большая голова Ильича на планете

Сепаратизм и «бурнацики»

В конце 80-х начинается бурятский национальный подъем — как и в других нацреспубликах, направленный в первую очередь против русских. Интеллигенция требует воссоединения всех бурят в одной республике, то есть включения отдельных автономных округов, окруженных территорией Читинской и Иркутской областей (Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский) в состав Бурятии. В 1990 году появляется Бурят-Монгольская народная партия, которая прямо выступает за «право бурятского народа на самоопределение», переименование республики в Бурят-Монголию, а районов — в улусы. В конце 80-х 100 бурятских ветеранов ВОВ и общественных деятелей обратились к Верховному Совету СССР и ЦК КПСС, выдвинув территориальные претензии на часть Иркутской области и почти весь западный берег Байкала. Кроме земли они требовали новой бурятизации региона.

Особенно радикалов волнует проблема распространения бурятского языка. Они уже 25 лет пытаются добиться обязательного изучения бурятского в школах с 1 класса и запрета на работу на государственных должностях для тех, кто его не знает. К неудовольствию самостийников, даже молодые буряты не особенно охотно говорят в быту на этом языке — что уж говорить о русских, до сих пор составляющих почти две трети населения республики. Федеральное правительство в редком для себя приступе здравомыслия не поддержало бурятских националистов даже в ельцинские времена. По данным статистического исследования, проведенного в 1996 году, только 10% этнических бурят хотели «выделиться в отдельное суверенное государство».

bur5

В результате укрупнения регионов Усть-Ордынский Бурятский автономным округ вошел в состав Иркутской области, а Агинский АО — в состав Забайкальского края (бывшая Читинская область)

Особенно рьяных националистов-бурят в обиходе называют бурнациками. За ними закрепилась слава самых агрессивных сепаратистов и ненавистников русских во всей Сибири. Любопытно, что бурнацики в основном выступают не за суверенную Бурятию, а за создание Великой Монголии, которая объединит всех монголов в одном государстве. Они считают русских колонизаторами и угнетателями свободных кочевников. Вопрос исторической памяти и права на свою землю довольно остро стоит в республике и сегодня. Русские ставят в местах своих поселений поклонные кресты, которые бурнацики и им сочувствующие любят уничтожать.

Дискриминация русского большинства

Как и в других нацреспубликах, местные власти активно выстраивают свой собственный исторический нарратив. Самые ярые исследователи любят говорить о том, что русская община тут якобы формировалась из каторжан и другого разночинного люда, и местные русские поэтому вовсе не русские, а смесь множество народов, говорящая на русском языке. С трибун, в газетах и даже в школах от русских то и дело требуют покаяться за оккупацию и колониализм. Всё это не добавляет межнациональным отношениям простоты. Ко всему прочему, радикалы постоянно требуют сделать президентом республики этнического бурята.

  • mironov-banner7
  • mironov-banner6
  • mironov-banner8

Местным русским не нравятся попытки в принудительном порядке навязать всей республике бурятскую культуру. Например, в 2014 году бурятские чиновники отменили «Праздник русского костюма», приуроченный ко Дню России. А в 2012-м Национальный музей Бурятии хотел провести для школьников интерактивное занятие на тему «Традиции русского чаепития», но и эта инициатива вызвала большой скандал. Дошло до споров о том, чья культура употребления чая древнее. В итоге музею пришлось отбиваться от бурнациков и объяснять, что в русском чаепитии нет никакого шовинизма.

В Бурятии распространены смешанные браки — причём не вполне типичные для российских нацреспублик: бурятки активно выходят замуж за русских мужчин. Местные власти, правда, пытаются навязать детям от таких союзов отдельные, специально для них изобретённые идентичности, которые даже вносятся в списки национальностей во время переписей: «гураны», «карымы». Даже русских старообрядцев пытаются объявить отдельным этносом. К слову, известный исламский проповедник и террорист Саид Бурятский (Александр Тихомиров), ликвидированный на Кавказе, именно из такой смешанной семьи.

Русская община с 1991 года пытается поставить в бывшем Верхнеудинске памятник казакам-землепроходцам, основавшим этот город. История тянется до сих пор — бурятские чиновники заявляют, что это унижение их чувств, оскорбление других народов Сибири — и вообще, на месте, где хотят поставить памятник, когда-то находилось святилище древних монголов, которое ни в коем случае нельзя осквернять. Общине запретили установку памятной доски в честь визита Николая II, создание мемориала памяти забайкальских казаков, воевавших во множестве войн Российской Империи — словом, заметная часть истории края категорически не устраивает местное чиновничество.

bur6

Эскизы памятника казакам-основателям современного города Улан-Удэ

Зато бурятских патриотов регулярно привлекают по 282-й статье. В 2013 году сотрудник Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН Зуртан Халтаров был осуждён по ст. 282 УК РФ за комментарии в интернете, содержавшие оскорбления русских как национальности и призывы к насилию по этническому признаку. В 2015 году возбудили уголовное дело против блогера Владимира Хагдаева — за публикации в соцсетях, содержащие призывы к экстремизму и сепаратизму. По мнению следствия, он призывал к вооруженному восстанию в целях отделения Бурятии от России, созданию отрядов бурятских радикалов и к подрывной деятельности в целях отделения республики. (Примечание: S&P одинаково сильно не любит бурятских националистов и 282-ю статью).

bur7

Русские дети русского Забайкалья

***

Забайкалье — это исконная русская земля с богатой историей и древними традициями. Что важнее, русских здесь большинство. Увы, не приходится сомневаться в том, что как только буряты станут большинством, верх возьмут радикалы, и Россия получит ещё один проблемный регион — такая Бурятия может стать и Татарстаном, внешне мирным, но активно ведущим свою собственную внешнюю политику, и, например, новой Тувой, где русских в своё время просто перебили. Забайкалье стало русским благодаря разумной колониальной политике Российской Империи. Сумеют ли власти РФ разрушить этот фундамент — покажет только время.