Дерусификация Алтая

Ермак сделал Сибирь русской. СССР и наследующая ему РФ делают все, чтобы русская Сибирь вновь стала нерусской. Пример — Алтай. В республике русское население замещают на титульные народности. Динамика такова: в 1939 году доля русских составляла 70%, в 1959 году — 69%, в 1970 году — 65%, в 1979 году — 63%, в 2002 году — 57%, в 2010 году — 56%. Медленно, но неуклонно процент славян уменьшается. Дело не только в экономических мигрантах, которые уезжают из депрессивного, хоть и очень живописного региона, или низкой рождаемости, но и в нарастающей русофобии. Русских на Алтае ущемляют. Как на бытовом уровне, так и со стороны властей. Давайте разбираться, почему Алтай перестает быть русским.

Зарождение русофобии

Русские начали заселять Горный Алтай с конца ХVII века, когда на этих землях появились первые казачьи разъезды и землепроходцы. Официально территория нынешней Республики Алтай попала в состав России в 1756 году. Местные народности сами к нам попросились для защиты от воинственных соседей. Сразу же началось освоение необжитых и почти пустынных земель русскими людьми. Особенно интересна история здешних старообрядцев, которые создавали в горах этнические анклавы среди азиатского населения, но не смешивались с местными. Русские деревни с особым укладом существуют и сегодня. Дома старообрядцев сохраняли севернорусский тип, напоминая дворы Архангельской области и некоторых других северновеликорусских территорий. Сохранился и русский говор.

Русские старообрядцы до сих пор живут на Алтае, сохраняя свои традиции. Фото: выставка «Алтай. Природа. Староверы»

Местные русские подчеркивают, что создавали свои поселения, когда коренные алтайцы (34% нынешних жителей республики) кочевали, а казахов (6% населения РА) тут вообще еще не было. Именно русские переселенцы основали село Улала, ставшее впоследствии городом Горно-Алтайском — нынешней столицей Республики Алтай. Староверы не пытались вести миссионерскую деятельность среди азиатов, поэтому русские с тюрками-шамаистами на первых порах уживались мирно: вели торговлю, перенимали традиции, способ хозяйствования и прочее. Русские переселенцы широко ввели в крае огородничество и садоводство. Поэтому власти запрещали кочевать скотоводам-алтайцам без ограничений. Из-за этого некоторых местные стали быстро разоряться и селиться в основанных русскими селениях, меняя способы заработка.

Русские основали село Улала, ставшее впоследствии городом Горно-Алтайском

Потом к старообрядцам присоединились более поздние переселенцы из православных крестьян, ссыльных, малороссов, работников рудников и казаков, которые целенаправленно высылались правительством Российской Империи для удержания этих территорий. Тогда мудро считали: где нет русских — нет и России. В 1829 году открылась Алтайская духовная миссия, которая хотела не только покрестить азиатов-язычников, но и русифицировать, а вместе с тем — за руку привести к более развитой европейской цивилизации. Но это большинству алтайцев не понравилось, хотя несколько тысяч получилось приобщить к «русской вере». Началась бытовая вражда с русскими поселенцами. Алтайцы озаботились своей религией, пытались построить национальное государство. Шаманизм с задачей не справлялся. И вот пастуху Чет Челпанову в 1904 году явился всадник на белом коне в белой одежде и начал диктовать заповеди. Так зародился бурханизм.

Человек в белом халате, белой рубашке и белых штанах — о цвете белья или его наличии традиция умалчивает — явно ненавидел русских. Так, мессия заповедал Челпанову:

Будем смотреть на русских как на своих врагов. Скоро придет им конец, земля не стерпит их, расступится, и они все провалятся под землю.

Дружбы с русскими не водите и не зовите их орус, а зовите чичке пут (тонконогие).

Забавно, что одна из заповедей касается не проклятых русских, а… котов:

Убейте всех кошек и никогда впредь не пускайте их в свои юрты.

Согласитесь, предвидение гениальное. До появления романа, в котором товарищ пастуха Челпанова по пролетарскому труду, некто Шариков, изводил котов, оставалось еще 19 лет — он был написан в 1925 году.

Алтайцы поверили в приход мессии, хана Ойрота, для избавления от злых колонизаторов, и провозгласили придурковатый-и-провокаторский лозунг «Алтай для алтайцев!» Вся купленная или перенятая у русских утварь, одежда и прочие предметы быта пошли на свалку, а прошлая шаманская атрибутика оказалась забыта.

Проповедник бурханизма Чет Челпанов с супругой

Неожиданно для властей практически все азиатское население окрестностей вдруг собралось с оружием в руках в долине реки Теренг и стало ждать пришествия мессии Ойрот-хана. Слушали проповеди уже бывшего пастуха Чет Челпанова, готовились выгонять славян. Русское население заволновалось и стало вооружаться, ожидая столкновений и резни, о чем спешно сообщили в Петербург. Император Николай II приказал томскому губернатору разогнать несогласованный митинг, что и сделал присланный отряд, к которому присоединились здешние русские и крещеные алтайцы. Русофобия чуть стихла. Зачинщики новой религии были арестованы или ненадолго ушли в подполье, хорошенько запомнив эпический погром.

После свержения монархии в России алтайцы заявили о стремлении к независимости, где национальной религией был бы этот возродившийся бурханизм. В 1917 году создана Алтайская горная дума. Прошедший в 1918 году так называемый Учредительный съезд подтвердил сепаратистскую направленность. В новое государство по мечтам делегатов должны были войти огромные земли населенного русскими равнинного Алтая, Монгольский Алтай, Джунгария и многие другие территории. Возглавлял эти потуги Григорий Чорос-Гуркин, художник и эсер-бурханист. Позже он был арестован силами адмирала Колчака за сепаратизм и измену Родине, сумел эмигрировать, а в 1925-м при помощи Луначарского вернулся в Советскую Россию. Как думаете, что с ним сделали большевики в 1937 году? Правильно, расстреляли. За создание подпольной алтайской националистической группы.

Дружба народов

После Гражданской войны большевики организовали Ойротскую автономную область, в лучших своих традициях передав под власть инородцев населенные славянами территории. Оттуда русских стали всячески прогонять, ущемлять в правах на национальной почве. Наивные местные жители неоднократно и безуспешно жаловались властям в Москву и в обком.

Советские порядки не понравились бурханистам, а бурханисты — коммунистам, не терпевшим конкурентов в деле русофобии. Отряды алтайских сепаратистов еще долго партизанили в горах против красных, а «священники» тайно проповедовали бурханизм. Поэтому коммунисты особенно рьяно стали проводить на Алтае антирелигиозные кампании.

Даже сам этноним «алтайцы» придумали и поддержали советские ученые. На самом деле алтайцев нет. Не существует такой единой этнической общности. Так называемые северные алтайцы, куда входят многие народы, сильно отличаются от южных по языку, культуре и традициям. Чтобы задобрить братских азиатов в 20-30-е годы XX века, большевики не только создали автономную область, но и в образовании и руководстве ввели свою любимую коренизацию. Эта политика пошла чуть на спад после войны, но осадочек остался. В 1937 году Ойротская автономная область включена в состав Алтайского края. А в 1948 году Ойротская АО переименована в Горно-Алтайскую АО.

В 50-60-70-х годах сепаратизм и русофобия носили латентный характер. Органы госбезопасности фиксировали националистические высказывания и настроения представителей коренного населения. Нотки русофобии иногда проскакивали и в местных газетах, а также в руководстве республики, где боролись за власть славяне и азиаты. С началом перестройки у алтайцев, как и у других народов СССР (окромя русских), началось национальное возрождение. Многие потянулись к корням, что выражалось в поддержке шаманизма или бурханизма. На других россиян и особенно православных стали смотреть как на захватчиков, виновных в поругании чуть ли не древнейшей в мире культуры великих тюрков-горцев Алтая.

Вдобавок ко всему в середине 80-х национальная интеллигенция аборигенов нагло потребовала вывести из состава Алтайского края Горно-Алтайскую область и создать отдельную республику в составе непосредственно РСФСР. Большевики это братушкам с радостью разрешили, в 1990 году автономная область была преобразована в Горно-Алтайскую АССР, а в 1993 году стала называться Республикой Алтай уже в составе РФ. Закрывались крупные предприятия и рудники, где квалифицированными рабочими были прежде всего русские, что вынуждало уезжать на заработки в другие регионы. К слову, в Горно-Алтайск с начала 90-х годов стали переселяться славяне, бежавшие, в свою очередь, от дружбы народов и бывших советских братьев из республик Средней Азии, что несколько уравновесило миграционную ситуацию.

Современность

Несмотря на длительный период совместного проживания на одной территории, между русскими и алтайцами — ментальная пропасть. Конфликт усилится при первом ослаблении федеральной власти. Предпосылки были в прошлом. В северной части республики алтайцы сильно обрусели, особенно в столице региона и крупных селах — часто аборигены стремятся слиться со славянским населением. Они русскоязычны, готовят русскую кухню, тянутся к европейской цивилизации. Большой процент смешанных браков — и когда муж русский, а жена азиатка, — а также православных. На юге республики еще царит архаика с народной одеждой, традиционными постройками юрт (аилы) и местными многочисленными тюркскими наречиями. Есть даже люди, которые вообще не говорят на русском языке.

Социологи приводят любопытные данные по республике. Средний возраст городских русских мужчин — 29,7 лет, рус­ских женщин — 33,1. У сельских русских мужчин — 31,2 года, у сель­ских русских женщин — 35,6 лет. Средний возраст городских мужчин-алтайцев — 21,5, городских женщин — 22,4 года. У сельских муж­чин алтайцев — 26,9, у сельских женщин — 30,5 лет. Среди русских имеют высшее образо­вание 10,3%, неполное высшее — 1,7%, средне специальное — 21%. Среди алтайцев имеют высшее образование — 8,4%, неполное высшее — 1,7%, средне­ специальное — 6,2%. У русских лучше дело с образованием, но рождаемость ниже, чем у азиатского населения, что в будущем может создать межэтнические проблемы.

Власти республики очень озабочены многонациональностью и поддержкой местной аборигенной культуры, которая неприкрыто навязывается славянскому населению. Руководством на республиканском уровне создан алтайский спортивный праздник Эл-Ойын (что-то типа татарского Сабантуя). Эти «великие олимпийские игры» Алая проводятся каждый год, и на праздник сгоняются русские. Пресса описывает Эл-Ойын с восторгом. Конечно, власти не создали подобного праздника для русского большинства. Неудивительно, что угнетенное местными властями русское национальное самосознание проявляется в альтернативных идентичностях. Пример — клоуны-сибиряки. Так, в начале 2017 года условно осуждена жительница Горно-Алтайска, призывавшая к обособлению Сибири и выходу региона из состава РФ.

Есть этническая напряженность и между близкими по тюркскому языку казахами и алтайцами. Одни — по религии и культуре мусульмане, а другие — непонятно кто.

С развалом СССР и обретением «алтайцами» отдельной национальной республики всё чаще стала проявляться открытая русофобия. Жители Горно-Алтайска в 90-е лицезрели банды азиатов, терроризирующих русское население города. Отголоски тех времен слышатся и сегодня. Так, в 2007 году в Горно-Алтайске группа молодых парней алтайской национальности убила 19-летнего Андрея Гаврилина. В 2008 году прямо напротив здания МВД состоялась массовая межнациональная драка. Как сообщали СМИ, первоначально четверо русских парней бились против шести юношей-алтайцев. Как всегда, решению национального конфликта помог институт старейшин — «компанию парней-алтайцев поддержал солидный, усатый мужчина-алтаец лет сорока». Новостные ленты региона пестрят такими сообщениями.

Стали возрождаться и секты, которые свою ненависть срывают на объектах, показывающих русское присутствие в регионе — православных храмах и поклонных крестах, которые считаются символами русификации. В 2005 году сожжена Свято-Пантелеймоновская церковь в селе Балыктуюль, были и другие подобные инциденты. А несколько лет назад суд Республики Алтай приговорил к ограничению свободы редактора газеты «Амаду Алтай» Валерия Чеконова, который попрал поклонный Крест, водруженный русским населением в честь строителей Чуйского тракта. Сообщается, что вандал крест свалил, а потом пинал ногами и рубил топором. В 2012 году редактора судили уже по 282-й статье. Чеконов с 2010 по 2012 год разместил в пяти номерах газеты «Амаду Алтай» статьи экстремистского характера против России.

Поклонные кресты считаются некоторыми алтайцами символами русификации

В Республике Алтай продолжает действовать Курултай алтайского народа — откровенно русофобское объединение, которое почему-то все еще свободно существует. Представители Курултая при выдвижении кандидатов на пост главы Республики Алтай нагло требуют у Москвы, чтобы баллотироваться мог только этнический алтаец, а не русский. Сейчас главой республики является русский Александр Бердников, но эксперты говорят, что скоро нацмены дожмут федеральный центр и сделают главой азиата. В 2017 году Курултай резко критиковал планы строительства православного храма в центре Горно-Алтайска. По мнению активистов, «республика — место пересечения разных культур, поэтому предпочтительное положение одной религии станет мощным раздражающим фактором в многонациональном регионе». Вот такая вот дружба народов и уважение к русскому большинству.

В итоге

В Республике Алтай русских пока еще много и русофобия не носит больших масштабов. Но если изменение национального состава продолжится — славянское население ждут проблемы и ужасные времена, примерно как в соседней Туве. Но есть и позитивные моменты. В последнее время регион пользуется огромной популярностью у туристов и на ПМЖ в этот красивейший горный край с девственной природой стали поселяться русские сибиряки из других регионов и даже жители Москвы.

***

Мы не устаем предупреждать — снижение в российских нацреспубликах доли русского народа подвергает Россию большой опасности. Россия кроме русских никому не нужна. При первом политическом шухере и возможной нестабильности неизбежно повылазят доморощенные сепаратисты и русофобы, как было в начале 90-х годов. Люди, которые кричат о патриотизме, многонациональности и дружбе, потом открыто попытаются отделиться от РФ, а нас с вами обвинят во всех грехах. Все это мы проходили в Туркестане, Чухонии, Бессарабии, Малороссии. 30–40 лет назад никому в страшном сне не могло показаться, что исконно русские территории объявят нерусскими, а население накачают бешеной русофобией. Но схема распила страны проста и эффективна. Сначала русским и давно уже обрусевшим находят мифических предков из великой Гуингамнии, потом рассказывают, что они не русские, а гуингамнцы. Затем дают в руки оружие и ведут убивать русских. И Россия постепенно исчезает. Сравните границы страны в 1914 и 2014 годах. Прошло всего сто лет, а от нас откусили треть. Россия тает снегом на солнце. Так завещал человек на белом коне.