Подкарпатские русины — народ, который был запрещён в Советском Союзе. Большевики делали всё возможное, чтобы заставить русинов стать воображаемыми «украинцами» — жители Закарпатья, которые считали себя русскими и всегда стремились в Россию, были красным и бандеровцам как кость в горле. Даже за границей, в далёкой Америке, русины пытались сохранять связь с Россией, вливались в ряды русской эмиграции, а иногда и вообще полностью принимали великорусское самосознание. Именно в США и Канаде это было особенно заметно. И об этих людях нужно обязательно помнить сегодня.
После переезда
Как и другие народы Европы, русины активно заселяли Северную Америку на протяжении всего XIX века. Поначалу они становились по большей части шахтёрам (в Соединенных Штатах) и фермерами (в Канаде). Из родных мест они уезжали по самым разным причинам: кто искал лучшей доли, кто бежал от австро-венгерских властей, преследовавших русинское русофильство, входившее в прямое противоречие с новой украинской мифологией. Многие исследователи говорят о миллионе русинов, уехавших за океан в период до начала Второй мировой войны. Постепенно из сельских районов русины переселялись в американские и канадские крупные города, где создавали организации и газеты, чтобы передать будущему поколению общерусский дух.
Интересно, что даже сами американские власти первоначально считали русинов частью исключительно русской иммиграции — тогда отдельными «русинами по национальности» себя никто не называл, хотя небольшую часть русинской диаспоры всё-таки сумели охмурить ксёндзы грекокатолической церкви. В Америке появилась целая сеть русофильских ячеек, которая позже получила название Американская Русь. Они занимались изданием разнообразных газет и журналов, подготовкой русинских конгрессов и прочей деятельностью, которая, по их мысли, поддерживала у русинов любовь к России.
Больше всего прославился своей деятельностью на ниве русских объединений русинов в Северной Америке Алексей Товт. Его послали в США как священника в грекокатолическую церковь, но там он быстро разочаровался в своей конфессии и решил в 1891 году принять православие. Тогда религия играла огромную роль для русской идентификации. Переход Товта в православие был обусловлен ярким русским самосознанием и любовью к России — хотя он и родился в чужой Австро-Венгрии. Товт начал вести активную агитацию среди русинов, побуждая их считать себя этническими русскими. Священник считал Россию духовным защитником всех православных народов мира. Он по мере сил пропагандировал среди американских и канадских русинов литературный русский язык.
Алексей Товт, русский русин в Америке, канонизированный православной церковью
Организации и газеты
В США и Канаде работало множество объединений русских русинов: Русский народный союз, Русское православное общество взаимопомощи и прочие. Выходили многочисленные газеты, которые выписывали практически все русины в Америке: «Америка — орґан руских преселєнцох Галичини та Венгриї», «Американский русский вестник» и другие. Эти газеты часто печатались на русском языке. Всего в США русины издавали 38 наименований газет и журналов, в Канаде — 22 наименования. Некоторые из них выходят и поныне.
Русины объединялись в разнообразные братства, которые помогали им оставаться русскими. Например, Объединение русских православных братств в Америке считало своей целью сбережение русских национальных традиций, хотя большинство членов этой организации происходило из Лемковины, Пряшевской или Подкарпатской Руси. Перед Второй мировой войной туда входило порядка 20 тысяч участников. Русофильская позиция данного объединения в национальном вопросе интенсивней всего пропагандировалась Николаем Почутой — он долго был редактором газеты «Русский вестник». «Вестник» издавался на русском литературном языке (кириллица) и русинском народном (латиница).
Особо следует сказать о деятельности Союза освобождения Прикарпатской Руси. Он возник в 1917 году. Целью Союза было объединение русинских земель с Россией, а когда стало ясно, что это невозможно по политическим причинам (не с большевиками же было объединяться), организация начала поддерживать новую цель — образование Карпатской Руси как отдельного русского государства. Союз освобождения был известен созываемыми им Карпаторусскими конгрессами, первый из которых состоялся в Нью-Йорке в 1917 году. Объединение издавало газету «Прикарпатская Русь», где в том числе отстаивало симпатии к старой России, которая, как они надеялись, вскоре возродится. Особую роль в присоединении Подкарпатской Руси к Чехословакии после Первой мировой войны и распада Австро-Венгрии сыграл американский русин Григорий Жаткович.
Русинская газета в США
Еще одной русофильской организацией в США был Карпаторусский национальный комитет. Он был основан в 1935 году переселенцами, недовольными деятельностью бывших русофилов, которые в 30-е годы XX века под влиянием советской пропаганды часто переходили на левые, коммунистические позиции. Там очень резко относились к социализму и его проявлениям. Национальный комитет выпускал свою газету «Карпаторусское слово». Основателем этого комитета был русинский журналист Виктор Гладик, известный своей профессиональной деятельностью в США и Канаде. Гладик был последовательным сторонником присоединения Карпатской Руси к России (хотя бы в будущем) и перехода всех русинских грекокатоликов в православие.
Что касается языкового вопроса, то в русинской диаспоре США и Канады он был тесно связан с национальной идентификацией. Большинство русинских эмигрантов привезли с собой не только свою разговорную форму русинского языка, но и свои соображения по поводу литературного языка для всех русинов. Русинские языки в США и Канаде очень отличались друг от друга. Поэтому практически все русины общались между собой на русском, что тоже поддерживало их русское самосознание.
Во второй половине XX века
После Второй мировой войны деятельность русинских организаций в Северной Америке пошла на спад. Причиной этому была в первую очередь ассимиляция и быстрая интеграция. Но полного застоя в русинском движении никогда не было. Продолжался выпуск газет, проводились съезды. Особенно активно развернула свою деятельность русинская газета «Свободное слово Руси», где развивал свои идеи русофил А.Ю. Геровский. Геровский критикует коммунистическое правление в Карпатском регионе, и особенно ему не нравится политика украинизации русинов советской властью. В отличие от своих одноплеменников в СССР и Центральной Европе, американские русины не были подвергнуты насильственной ассимиляции и дискриминации по национальному признаку, и могли смело говорить, что никогда не были и не хотят быть украинцами.
Энди Уорхол (Андрiй Варгола) – самый известный русин США
Могила Уорхола в Пенсильвании с православным крестом
Актриса Лизабет Скотт — еще одна известная американская русинка, «лицо нуара 1940-х и 1950-х»
Тогда же, после окончания войны в Европе, в США и Канаду хлынул поток так называемых «перемещенных лиц». Достаточно большую часть таких переселенцев составляли военные преступники из Украины, которые продолжали пропагандировать бандеровскую идеологию и на новом месте. Начались конфликты между русинами и «свидомыми», доходившие до драк. Вся эта дискуссия привела к тому, что среди русинов-русофилов появились советские патриоты. Все чаще любовь к «общерусскому» единству заменялась любовью к политическому строю в СССР. Например, Общество карпаторусских канадцев и Карпаторусский дом культуры в Торонто вывешивали на своих стенах советские плакаты, фотографии из жизни в СССР, портреты Ленина и Сталина, на что американские власти смотрели с большим подозрением.
Религия и национализм
Что до религии, то большая часть русинов после Второй мировой уже принадлежала к Русской правосльшсавной церкви. Некоторые русинские священники под давлением США безуспешно пытались организовать отдельную русинскую юрисдикцию (карпаторусскую епархию). Но им противостояли такие последователи Алексея Товта, как Стефан Варзалий, Петр Коханик и другие. Они в своих проповедях и работах утверждали, что русинской верой может быть только русское православие.
Особенно хотелось бы выделить деятельность Петра Коханика. В работе «Русская православная церковь и современное карпаторусское движение в Северной Америке», изданной в 1946 году, он обосновал свои взгляды на проблемы русинского этнокультурного сообщества в Северной Америке. Как убежденный русский националист, он не признавал не только существование отдельного русинского народа, то есть популярное сегодня «русинофильство», но и существование украинцев. Для сбережения своего взгляда на историю он выпускает книгу про русинов в США под названием «Начало истории Американской Руси» и несколько работ по истории и культуре для молодежи. Все его работы были пронизаны размышлениями об окончательном принятии русинами США русской национальной идентификации.
Американским русином был и Митрополит Лавр (Василий Михайлович Шкурла), который в 2007 году в качестве предстоятеля Русской православной церкви (за границей) подписал акт о каноническом общении РПЦЗ с Московским патриархатом, документ, провозглашающий объединение двух этих церквей. Он родился в Восточной Словакии, но всю жизнь считал себя русским по национальности.
Американский русин Михал Стренк запечатлен на знаменитой фотографии «Водружение флага над Иводзимой» (на заднем плане)
***
История показывает, что даже за океаном, в далекой Америке, русины-эмигранты продолжали считать себя русскими. Они не понимали и не принимали политику СССР, сутью которой была насильственная украинизация русинов. Большевики платили им взаимностью и не любили русинов именно за эту преданность старой России, воспринимая её как остатки белогвардейщины. Русины не вписывались в советский национальный миф: люди, которые хотели стать русскими — добровольно! — одним своим существованием рушили все самостийные мифы. Сегодня русины, а завтра что — украинцы и белорусы тоже захотят стать русскими, предпочтут Тарасу Шевченко Стравинского и Толстого? Поэтому сегодня политика этноцида в отношении русинского населения продолжается — официальный Киев борется с русинами, как может. Ничего нового; Ильич умер, но дело его живёт: на постсоветском пространстве можно быть кем угодно, хоть хоббитом — лишь бы не русским.