Тема миграции народов из зон нестабильности и вооружённых конфликтов стала очень популярной в последнее время как в западной, так и в отечественной публицистике. В обсуждении этой проблемы требуется глубокое осмысление последствий приёма иноэтнических групп, так как история показывает, что это может привести в будущем к межэтническим конфликтам в тех районах, куда их компактно расселили «временно» и «для работы». Особенно это относится к народам, которые практически не поддаются ассимиляции и адаптации среди русского населения из-за своих культурно-религиозных особенностей.
Примером непродуманной миграционной политики в последние годы существования Советского Союза является расселение турок-месхетинцев и других кавказских народов в Ростовской области, изменившее этническую карту некоторых территорий, которые до того не имели крупных национальных меньшинств. Многие специалисты уверены, что в районах их компактного проживания на современном историческом этапе зреет серьёзный межэтнический конфликт.
Мигранты и замещение населения
Межнациональные отношения в Ростовской области имеют тенденцию к обострению, особенно это касается последних волн миграции. Дружелюбные отношения между этническими русскими и обрусевшими донскими (крымскими) армянами, которых в регион давно переселила из Крыма ещё Екатерина Вторая, переплетаются с ксенофобией по отношению к недавним пришельцам. Большая их часть — турки. Сам вопрос турок-месхетинцев возник из-за сталинской депортации 1944 года, когда практически всех представителей этого народа из южной Грузии (область Месхетия) выслали в Казахстан и Узбекистан. Вскоре запрет на ограничение перемещения отменили, но большинство месхетинцев не спешили возвращаться на историческую родину.
В 1989 году прошли так называемые Ферганские погромы — вооруженный конфликт в Узбекской ССР, где узбеки потребовали выселения турок. Турок эвакуировали в южные регионы России (Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Кабардино-Балкария, Северная Осетия), куда они и сами с радостью поехали. К слову, власти Краснодарского края и казачество, как и всё остальное местное население, стали этому переселению активно сопротивляться, а власти Ростовской области, наоборот, никак не препятствовали переселению. Лидеры турецкой общины до сих пор обвиняют бывшего губернатора Кубани Ткачёва и его предшественников в целенаправленной дискриминации, из-за которой якобы было выдавлено с территории края до 12 тысяч мигрантов турецкой национальности. Но именно такая политика Ткачева во многом спасла регион от межэтнических столкновений. В итоге в России они поселились главным образом в Ростовской области.
Первые переселенцы-турки на Дону появились в 1989 году, большинство — в Мартыновском районе (а также в Сальском, Волгодонском, Багаевском и других), где сегодня только по официальным данным переписи 2010 года они составляют уже 22% населения. За два десятилетия турки компактно расселились и стали второй по численности национальностью. Если в 1990 году их было только 3 тысячи, то сегодня во всей области — порядка 36 тысяч (в 2002 году насчитывалось 28 тысяч). Сначала турки приезжали как рабочие на виноградники. Переселенцам предоставляли жильё, местные власти организовывали турецкие бригады, желая видеть в сельских районах рабочие руки. В конце концов, турки занялись собственным производством сельскохозяйственной продукции и скупкой земли, постепенно выдавливая местных конкурентов.
Из-за более высокой рождаемости, чем у местного русского населения, а также благодаря нарастанию потока прибывающих «родственников» из других регионов и стран, турецкое население увеличилось так быстро, что это стало волновать местных жителей, которым трудно ужиться с мигрантами, выгнанными из Средней Азии. Кроме месхетинцев в восточные регионы субъекта начали прибывать дагестанцы, чеченцы и т. д. Ещё в 1967 году исполком Ростовской области пригласил на время в восточные районы области группы рабочих из Дагестана специально для развития овцеводства. Теперь на обжитые места к ним приехало большое количество одноплеменников. Жители восточных окраин области постоянно жалуются, что овцы, которых пасут представители пришлых народов, специально вытаптывают их урожаи. Нежелание принимать переселенцами позитивные культурные нормы и традиции местного населения привели к ещё большему накалу ситуации.
Турки-месхетинцы в Средней Азии
В постсоветский период в Ростовской области произошло несколько крупных столкновений на национальной почве. Например, в 1994 году казачий сход станицы Красный Кут Веселовского района принял решение о выселении всех турок-месхетинцев; в 2006 году из-за убийства местного жителя кавказцем в городе Сальске прошли массовые волнения; в 2010 году произошли межнациональные столкновения в Зимовниковском районе. В том же году прошло многотысячное шествие в Ростове-на-Дону после того, как студент второго курса Максим Сычёв погиб от рук однокурсника-ингуша. Основным требованием митинга было снижение квоты на студентов из республик Северного Кавказа. Большой резонанс вызвал конфликт в Ремонтненском районе в 2012 году, тогда из-за поведения мигрантов на народном сходе было принято решение о выселении всех лиц кавказской национальности, что вызвало погромы и массовые беспорядки, которые с трудом удалось остановить только после прибытия ОМОНа.
Соотношение этнических групп во многих районах Ростовской области может свидетельствовать о потенциальных конфликтах в будущем
Коренным жителям также не нравится, что в некоторых школах количество учеников турецких и кавказских национальностей уже больше, чем славян. Из почти 6500 учеников школ, например, Мартыновского района 1500 — турки. В отдалённых от районного центра сельских поселениях их доля составляет до 78% (!). Многие дети турок-месхетинцев и других мигрантов очень слабо владеют русским языком, некоторые даже отказываются его учить, поэтому преподавателям приходится наверстывать знания в ущерб остальным ученикам, подавать информацию в более примитивном виде, что сказывается на уровне образования.
Международная реакция
Грузия, на территории которой и находится историческая родина турок-месхетинцев, по причине потенциального сепаратизма на турецкой границе не спешит предоставлять туркам возможность вернуться обратно, хотя этот вопрос неоднократно поднимался. Дело в том, что на официальном уровне в Тбилиси отказываются считать месхетинцев за собственно этнических турок, объясняя данное решение принадлежностью этноса к грузинскому народу, называя месхетинцев потомками грузинского племени месхи, которые вынуждены были перейти на турецкий язык общения и под давлением принять ислам.
Судьбой своих одноплеменников активно интересуется Турция, которая пытается вести на территории южных субъектов РФ антироссийскую пропаганду. Ростовские правоохранительные органы и СМИ не раз заявляли, что у турок находили листовки и другую запрещённую литературу, в которых Дон и Кубань были обозначены как «исконно турецкие земли». В 2000-е в среде турок-месхетинцев большое влияние имели различные околорелигиозные секты и организации, распространяющие идеи пантюркизма, в последнее время растёт число сторонников исламского фундаментализма.
Жизнью и судьбой «российских» турок неожиданно озаботились либеральные правозащитники. Именно они в 2004 году инициировали программу по переселению турок-месхетинцев… в США, которой воспользовались почти 12 тысяч человек этой национальности, что смогло несколько снизить вероятность конфликта на Юге России. Но высокая рождаемость данной этнической группы после эмиграции практически полностью восстановила численность турок-месхетинцев.
Как решить ситуацию
В Донском регионе из-за непродуманной миграционной политики в прошлом всё сильнее растут межэтнические противоречия, которые не решить пропагандой «многонациональности». Сам факт переселения в районы Ростовской области многочисленной этнической мусульманской общины с самого начала представлял собой потенциальный конфликт, который в будущем может иметь высокую степень напряженности. Для снижения межнациональных противоречий требуется принять срочные меры по добровольному расселению турок и других некоренных этнических групп, стимулировать миграцию как на историческую родину, так и в США. Прибывшие в Ростовскую область с территории Новороссии беженцы могут существенно «разбавить» национальный состав и снизить этническую напряжённость в восточных территориях субъекта путём правильных действий властей по эффективному расселению бывших граждан Украины. С другой стороны, в лице также находящихся под влиянием Турции крымских татар турки-месхетинцы получают неожиданных союзников для возможного противостояния славянскому населению региона.
Проблемы адаптации переселенческих этнических групп в Ростовской области (а также почти во всех регионах Юга России, особенно на Ставрополье) показывают, что через некоторое время инокультурные мигранты могут стать существенной проблемой для местного населения и руководства региона. Один из самых важных моментов, который снизит возможность сепаратизма и межэтнических конфликтов, — это непрерывный процесс увеличения русского населения в большинстве муниципальных образований субъектов России, в том числе посредством ускоренной выдачи гражданства беженцам с Донбасса.