Известный русский националист и общественный деятель Василий Витальевич Шульгин в своей работе «Украинствующие и мы» так писал о подкарпатских русинах: «…Малый этот народ, прошедший суровую школу длинного ряда веков, закалившийся в своей малости, оставленности и одиночестве, стоит твердо у подножия Карпатских гор. Он старается удержать русское знамя на самом западном клочке русской земли…». С тех пор мало что изменилось — русины по-прежнему пытаются сохранить свою особенную русскость даже в ужасных реалиях нынешней Украины, где вообще не рады национальным меньшинствам, а тем более исторически прорусским.
Когда начался украинский кризис и события на Майдане, то реально отделиться от «нэньки» захотели не только русские Крыма и Новороссии, но и русины, живущие на самом западе Украины — в Закарпатской области (Подкарпатской Руси). Некоторые жители этого региона даже поехали воевать в Донбасс на стороне ополченцев. Мало кто в России знает, что русинское движение уже долгое время, еще с момента распада Советского Союза, ведет активную агитацию и работу по признанию своих прав, и для многих русин «признание прав» означает абсолютную самостоятельность региона.
Официальный Киев пытается это народное возрождение всячески замять. Несмотря на то, что у русинов есть своя собственная неукраинская история, особенный язык, культура и самосознание, их не признают отдельным народом и нещадно украинизируют — даже на официальном уровне. Но русины все равно не сдаются и существуют до сих пор.
Основная территория русинов — это Закарпатская область современной Украины, которую большевики после ВОВ присоединили к УССР. Русины называют ее Подкарпатская Русь
Постсоветский ренессанс
Национальное возрождение русинов на территории Украины началось в 1989 году, когда в момент проведения всесоюзной переписи населения несколько человек в Закарпатской области настояли, чтобы переписчики указали их только русинами по национальности. Это тогда вызвало разрыв шаблона — причем как у советских коммунистов, так и у самостийников. Местные власти УССР уже тогда стали активно сопротивляться развитию русинского самосознания. Толчком к дискуссии о национальном происхождении жителей Закарпатья стала статья «Как русины стали украинцами», которую написал филолог П. Чучка — по заказу, как говорят, первого секретаря Закарпатского обкома. Статья утверждала, что русинская нация когда-то существовала, но на современном историческом этапе якобы полностью обукраинилась, поэтому современным закарпатцам нет смысла активничать и оглядываться назад — ничего уже не изменишь. В 1990 году активисты-русины в знак протеста создали свою национально-культурную организацию, Общество карпатских русинов.
Жители Закарпатья понимали, что территория их области совершенно случайно вошла в состав Украины (только лишь после Второй мировой). До этого русинские земли входили в состав Чехословакии, Австро-Венгрии и впитали многие центрально-европейские черты. Русины даже просили Сталина после победы над Гитлером включить их в РСФСР или создать отдельную Русинскую ССР, но большевики засунули их в УССР и записали украинцами. В 1991 году был рассмотрен вопрос о провозглашении Закарпатья автономным краем Украины. Областная рада Закарпатья приняла решение вынести вопрос на референдум «О статусе Закарпатской области». Плебисцит был проведен 1 декабря 1991 года. 78% населения (!) высказалось за придание области статуса «специальной самоуправной территории». В референдуме приняло участие 92% всего взрослого населения Закарпатья. Киев референдум проигнорировал и не исполняет решение жителей Закарпатской области вот уже 25 лет.
В 1992 году Общество карпатских русинов учреждает газету «Подкарпатская Русь», свой официальный печатный орган, и на ее страницах активно продвигает взгляды на историю с русинской точки зрения. Так, в статьях «Русины — народ, нация или национальное меньшинство», «Подкарпатская Русь присоединена или аннексирована» и многих других развивается русинская тема. Русинская идентичность, по мнению первых русинских активистов, исторически отличалась от украинской, и построена во многом на антиукраинской концепции. Современные русины начали копировать идеологию русинских «будителей» прошлого, но без былого русофильства, на котором было построено русинское движение в XIX и начале XX века.
Киев против русинов
Чтобы не допустить русинского национального возрождения, кабинет министров постсоциалистической Украины утверждает так называемый «План мероприятий по разрешению проблем украинцев-русинов». Этот печально известный среди русинов документ предполагал ряд мер, направленных на усиление украинизации Закарпатья, «интеграцию его населения в социально-политическое и духовно-культурное пространство Украины». План предусматривал укрепление в Закарпатье «украинства» путем подбора на руководящие должности соответствующих кадров из других регионов Украины (лучше всего — свидомых галичан), чтобы не допустить проведения еще одного референдума или признания уже прошедшего. С лидерами русинского движения начали проводить «профилактическую работу», желая дискредитировать активистов в глазах жителей региона.
Таким образом, по мнению русинских политологов и историков, украинские власти серьезно опасались народного движения в Закарпатье, и с середины 90-х годов проводили планомерную ассимиляцию русинов, добиваясь их слияния с украинской нацией и отказа от русинской идентичности, языка, культуры. Власти Украины, взяв курс на создание унитарного государства с единым украинским языком, жестко противостоят русинскому Закарпатью, боясь создать еще один сепаратистский прецедент.
Вообще «План» вызвал большое возмущение в русинском обществе, так как показывал, что с русинами борется само украинское государство. Для смягчения ассимиляции русинов Общество карпатских русинов в 1998 году добилось проведения в Ужгороде международной практической конференции «Межэтнические отношения в Закарпатской Украине», где участвовали как многочисленные европейские организации, так и представители украинской власти. Последние изо всех сил пытались объяснить местным жителям, что русинского народа никогда не было и быть уже не может. Но внимание европейских стран к русинской проблеме (во всех странах ЕС, где проживают русины, их признают в качестве отдельного народа) несколько смягчило пыл украинских официальных лиц.
Признания так и нет
Проведенный в 1999 году Пятый съезд русинов обратился к официальному Киеву с предложением признать русинскую национальность, ввести национальность «русин» в официальный перечень народов Украины, прекратить практику информационной блокады русинства в государственных СМИ, открыть при Ужгородском государственном университете кафедру русинского языка и литературы, создать научный центр русинистики для исследования истории — то есть дать если не политические, то хотя бы культурные послабления. Разумеется, Украина эти требования выполнять не собиралась.
В 2000 году начинает свою активную деятельность настоятель Ужгородского православного храма Московского патриархата, отец Димитрий (Сидор). Он отстаивает официальную позицию русинского движения — русин признать национальным меньшинством, Закарпатье сделать автономией. Д. Сидор решает объединить все русинские организации в одну под названием «Сойм подкарпатских русинов».
Лидер русинского движения, русофил, православный священник Димитрий Сидор
В 2001 году прошла последняя на данный момент Всеукраинская перепись населения. Управление статистики в Закарпатской области заявило, что русинами записались только 10 196 человек. Русинов эта цифра повергла в шок, и они начали утверждать, что данные сфальсифицированы. По подсчетам общественных русинских организаций Украины, доля русинов в населении Закарпатской области достигает 70%. Такой процент показывали и досоветские переписи в Чехословакии — кроме того, русинам области раздавалась так называемая «легитимация», что-то вроде «паспорта русина», которую получили многие жители региона. По данным международных русинских организаций, в области проживает более трех четвертей русинов — всего около 700 тысяч человек.
Выполняя распоряжения властей, местные ученые из Ужгородского университета начали вести планомерную пропаганду принадлежности русинов к украинской нации, продолжая, по сути, политику Советского Союза, для которого этого народа тоже никогда не существовало. Повторяются одни и те же пропагандистские штампы: «Закарпатье входило в Киевскую Русь, следовательно, русины — это древнее название украинского народа». Особенно яро апологеты украинской идеи доказывали принадлежность к украинскому народу некоторых личностей русинского национального возрождения (украинцем оказался даже русский по самосознанию русин Александр Духнович).
Ученые и журналисты, стоявшие на позициях украинского самостийничества, после переписи в 2001 году активизировали свою деятельность по дискредитации русинского движения. Если обобщить, то в статьях, которые были опубликованы в прессе Закарпатья с 2003 года и позже, утверждалось, что те русины, которые в перепись населения настояли, чтобы их записали русинами, «имеют враждебное отношение к украинству и к украинскому государству», поэтому их нужно проучить и всячески изолировать от общественной жизни Закарпатской области.
Русинские историки, несмотря на давление официального Киева, пытались и пытаются противостоять этой официальной украинской позиции. Они не прекращают научную работу, защищая русинские национальные интересы. Из-за доносов и угроз многие вынуждены были эмигрировать за границу. И не зря, потому что вскоре последовали реальные преследования. В 2012 году начался суд над священником Димитрием Сидором. Его обвинили в сепаратизме, то есть в попытке подрыва целостности украинской державы. 20 марта 2012 года апелляционный суд Закарпатской области осудил отца Димитрия (между прочим священника РПЦ Московского патриархата) на 3 года условно с испытательным сроком в течение 2 лет за «сепаратизм».
Митинг русинов против репрессий и украинизации
Основанием для обвинения послужило решение второго Европейского конгресса русинов (25 октября 2008 года, одним из организаторов и руководителей был Димитрий Сидор), содержавшее призыв к украинским властям восстановить русинскую автономию и признать русинскую национальность. С помощью автономии лидеры русинов, подписавшие документ, надеялись остановить процесс украинизации края, которую по-прежнему упорно проводит официальный Киев.
В документе говорилось, что если Киев откажется признавать автономию нынешней Закарпатской области, русины будут добиваться восстановления правосубъектности своего государства, то есть независимости. Хотя в тех условиях курс на восстановление русинской государственности под патронажем международного сообщества был жестом отчаяния. Говоря о национальном самосознании русинов, Димитрий Сидор неоднократно заявлял, что русины — это старые «руськие», но не малороссы, не белорусы и не великороссы. Он утверждает, что русинский народ — «носитель какой-то весьма древней докиевской и доновгородской русскости». Русинские активисты неоднократно подтверждали, что русины — традиционные русофилы и остаются ими, и это по понятной причине не нравится официальному Киеву.
Кроме того, русины продолжают бороться с украинским беспределом другими способами. Обращаются с посланиями и декларациями к президентам разных стран и к местным властям Закарпатья, ищут помощи в России и у своих одноплеменников русинов в соседних странах, в европейских правозащитных организациях. Увы, многонациональная Москва не спешит помогать извечным русофилам, живущим в центре Европы и хотя бы на культурном уровне поддерживать их любовь к России. Увы, официальные российские СМИ о русинах даже не упоминают.
После начала войны в Донбассе практически все русинские активисты, стоявшие на позиции самостоятельности Закарпатья, уехали в Россию или близлежащие страны ЕС, так как их начали жестко преследовать из-за антивоенных и антиукраинских позиций. Русины надеялись, что Украина скоро развалится и от нее можно будет легко отсоединиться и создать собственное государство — началось даже формирование чего-то вроде правительства Подкарпатской Руси в изгнании. По оставшимся прошлись катком репрессий в лучших советских традициях, с привлечением бритоголовых свидомитов из «Правого сектора»: активистов начали вызывать на допросы «куда надо», устраивались провокации, акции запугивания, выставлять русинских лидеров городскими сумасшедшими и прочее.
***
Русины Украины остаются сегодня угнетенным в культурно-политическом и социально-экономическом плане народом, который мечтает о восстановлении собственной государственности. Причины русино-украинских противоречий имеют глубокие исторические корни и сложились еще во времена появления украинства как идеологии и во времена присоединения Подкарпатской Руси к Украинской ССР. Исторические аспекты межэтнических отношений и несправедливость в прошлом во многом предопределили обоюдное негативное восприятие сторон, что не дает региону развиваться в составе Украины и вполне может привести к более серьезным последствиям.
Русино-украинский этнополитический конфликт, основанный на том, что русины хотят иметь собственную автономию или независимую страну, идентичность, которая строится не на украинском единстве, при неблагоприятном стечении обстоятельств может в сочетании с политикой дискриминации и ассимиляции русинского этнического меньшинства привести к обострению. До сих пор на бытовом уровне русины особенно сильно дистанцируются от своих ближайших соседей — жителей Галичины, с которым категорически не хотят жить в одном государстве. Поэтому русины все чаще выбирают для себя единственный выход — бороться за независимость Подкарпатской Руси от остальной Украины. Пожелаем им удачи.
А пока немного русинской народной музыки: