Узбекские сепаратисты: каракалпаки

Мы, русские националисты, не можем спокойно смотреть на страдания наших евразийских братьев в странах СНГ. Особенно обращаем свое внимание на маленькие народы, терпящие гонения со стороны большинства и местного госаппарата. Свободу каракалпакам! Нет, серьёзно — дальше будет большой текст про узбеков и каракалпакский национализм. Узбекская национальная республика Каракалпакстан — треть территории благодатного Узбекистана, там проживает 1,8 млн человек. И уже давно зреет межэтнический конфликт между узбеками (33% населения), коренными каракалпаками (32%) и казахами (26%).

Символика и территория суверенной республики Каракалпакстан в составе Узбекистана. Справа — этническая карта региона: каракалпаки отмечены зеленым, узбеки — желтым, туркмены — красным. Белый — территория без населения.

Отдельный народ

Сами каракалпаки — народ тюркский, но отличаются от соседей тем, что раньше они были крутыми кочевниками и, в общем, менталитет у них другой, и культура тоже отличается. Монголоидные черты выделяют их из массы этнических узбеков чисто внешне, а язык сближает с казахами и ногайцами. Каракалпаки сформировались из сложной сборной солянки многочисленных степных этносов и племен, в которой с трудом разбираются даже специалисты. После долгих странствий по пустыням, кочевий и исторических перипетий они окончательно оседают на южном берегу Аральского моря, в устье реки Амударья. В состав нашей Империи Каракалпакия официально вошла в 1873 году, когда русские войска захватили Хивинское ханство. Тогда большая часть каракалпаков уже перешла к полуоседлому образу жизни и земледелию.

Этнографическая карта Туркестана 1913 г. (каракалпаки показаны фиолетовым цветом)

Русские сразу же стали наводить здесь свои порядки — об этих порядках местная власть хорошо отзывается до сих пор. И это неудивительно: налоги были сокращены и упорядочены, местных князьков отодвинули от кормушки. Увеличивались посевы хлопка, который был нужен и промышленности Российской Империи, тем самым создавались рабочие места для аборигенов. Были открыты больницы, школы для туземцев (для привлечения учащихся из местных кочевых национальностей при школе в 1890 году был открыт интернат), ветеринарные пункты для скота. Петербург решил для удержания края в 1875 году в устье Амударьи выслать почти 5 тысяч уральских казаков, которые научили каракалпаков ловить рыбу и те переняли у них многие предметы быта. Например, многие орудия получили названия с приставкой «русский».

Братство-единство продолжалось недолго. Царский указ о мобилизации местных народностей на тыловые работы в годы Первой мировой вынудил в том числе и каракалпаков восстать — в 1916 году началось знаменитое Среднеазиатское восстание против урусов. Мятежники были недовольны еще и уменьшением ввоза хлеба и прочего продовольствия с севера, ростом цен и налогами на войну. Ситуацию как всегда подогревало духовенство самой мирной религии, объявившее джихад неверным. В ходе акций неповиновения во многих населенных пунктах современного Каракалпакстана были разгромлены участковые управления, там расправлялись с администрацией, состоявших почти полностью из числа русских, убивали крестьян, горожан и казаков.

В Гражданскую войну большинство каракалпаков становятся верными союзниками красных. В 1919 году в регионе вспыхивает мятеж, который с помощью атамана Дутова подняли казаки-уральцы при поддержке части местного населения. Белые овладели многими городами и большой территорией, но в феврале 1920-го бунт был окончательно подавлен.

Как часто бывает на постсоветском пространстве, многие нынешние проблемы, особенно касающиеся территориально-национального устройства, остались еще со времен большевиков. Под власть узбеков коммунисты отдали каракалпаков только в 1936 году. До этого они входили в состав Казахской АССР, которая была тогда еще в составе РСФСР. Сами же каракалпаки хотели получить отдельную союзную республику, но этой привилегии им так и не дали. В 1949 году коммунистами были выделены из Каракалпакской автономии и переданы под власть непосредственно Ташкента еще несколько районов.

Каракалпакская автономная область в составе Казакской АССР

Священное для каракалпаков Аральское море стало всесоюзным мусорником. В 1956 году туда стреляли ядерными ракетами. На острове Возрождение в течение пятидесяти лет шли испытания микробиологического (бактериологического) оружия на подопытных животных, другие секретные испытания. Воды Амударьи стали использоваться для орошения чуть ли не всей Средней Азией, в результате она до того обмелела, что начало высыхать уже само море. В итоге в Каракалпакии стало невозможно жить.

В Стране Советов долгие годы разрабатывалась программа по повороту сибирских рек на пустынный нерусский юг. Реки должны были дойти через весь Казахстан до Каракалпакии, но на этот глобальный проект так и в итоге и не решились (сейчас об этом опять начал просить Назарбаев). В конце своего правления коммунисты задумали в рамках дружбы народов устроить еще один эксперимент. В 80-х годах, чтоб спасти каракалпаков и другие здешние народности от нехватки воды и обмеления Аральского моря, они решили переселить всех их не куда-нибудь в близкую им ментально Киргизию или Казахстан, а в Тверскую область. Но сопротивление ташкентских властей и последующий развал Союза сделали эти начинания невозможными. Все — и особенно жители Тверской области — с облегчением выдохнули.

Обмеление Аральского моря — экологическая катастрофа

Борьба за самостоятельность

После развала СССР Каракалпакстан сразу же объявил о своей самостоятельности. Только в 1993 году был подписан межгосударственный договор о вхождении его в состав Узбекистана сроком на 20 лет. После чего должен был состояться референдум, где народ сам бы решил, чего он хочет: стать независимой страной, присоединиться к Казахстану или оставить все как есть. Но узбекские власти после окончания действия договора просто кинули каракалпаков. По сути, они захватили их землю, а о необходимости проведения плебисцита и продлении договора удачно забыли. Теперь Ташкент ежовыми рукавицами вцепился в автономию, превратив ее в фикцию, хоть и со своим гимном, флагом, Конституцией и парламентом в качестве декорации. Каракалпакия занимает больше трети всего Узбекистана — терять такую большую территорию никто не хочет.

Каракалпаки

У каракалпаков примерно такие же проблемы, как и у других национальных меньшинств в мусульманских странах бывшего СССР. Активисты жалуются на насильственную узбекизацию — их язык вытесняется, на основные посты ставятся узбеки, в переписях занижают их численность. Каракалпакские национальные кадры составляют менее 20% в республике. Желающих свободы Каракалпакстану сажают в тюрьму или вынуждают эмигрировать. Также местных раздражает, что на разведанных в последнее время крупных запасах нефти, газа и золота разработки ведутся варварским способом — причем ташкентскими компаниями, которые почти не оставляют прибыли в бюджете региона.

Эта территория сегодня очень бедная даже по меркам Узбекистана. В 2000 году журнал Sunday Times поставил Каракалпакстан на первое место в рейтинге худших мест на планете, поэтому неудивительно, что там активизировались сепаратисты. Аральское море настолько обмелело, что экономическая и хозяйственная деятельность существенно снизились или находятся в полнейшем коллапсе, в чем местные тоже винят Ташкент. Некоторые утверждают, что это планомерная политика, призванная вообще отчистить регион от каракалпаков.

Каракалпакия в Узбекистане переживает упадок

Самой известной сепаратистской организацией, которая борется за независимость региона, считается движение «Алга, Каракалпакстан!», но есть еще и «Движение освобождения Каракалпакстана» и прочие. В последнее время идея независимости приобретает особую популярность у молодежи, чей протест выплескивается в социальные сети, но не только. В столице Каракалпакии можно увидеть листовки и граффити с призывами возвращения реального суверенитета. Хотя большинство жителей региона ведут светский образ жизни, в рядах сепаратистов появилось даже небольшое исламское крыло, которое тоже хочет добиться независимости, но опираясь на исламистскую пропаганду и финансовые средства богатых мусульманских стран. Что особенно актуально в связи с разработкой новых природных месторождений на дне бывшего Арала.

Каракалпаки сегодня тяготеют к Казахстану, так как они близки к казахам этнически. Вместе эти два родственных народа составляют 58% населения субъекта. Они ездят в эту страну на заработки, некоторые даже записываются казахами, чтобы получить заветный статус оралмана и поселиться в стране в качестве репатрианта со всеми его правами. В вотчине Назарбаева не отстают. Так, объявили, что каракалпакский язык — это диалект казахского, а сами каракалпаки — и вовсе казахский субэтнос. Многие нацпатриоты включают их землю в Великую Казахстанию. Жители Каракалпакии не скрывают в разговорах, что им было бы лучше в казахстанском государстве, которое после нищего Узбекистана видится просто раем на земле. Некоторые активисты даже заявляют о желании войти в будущем в состав России или добровольно быть нашим сателлитом типа Абхазии, но сокрушаются, что РФ сейчас вообще не интересна судьба их народа, и поэтому ждут ухудшения узбекско-российских отношений.

Дискриминация каракалпаков постепенно накаляет регион, заставляя людей идти на акции неповиновения. Например, в 2001 году прокатилась волна митингов, в ходе которых местное население протестовало против тяжелейших условий жизни и угнетения. В 2005-м вызвало протесты решение президента И. А. Каримова о передачи части каракалпакского Шуманайского района в состав соседнего Туркменистана. В 2010 году среди каракалпаков в городе Чимбай вспыхнул антиузбекский бунт. На местном заводе стали снимать оборудование и отправлять в другие области Узбекистана, что было воспринято как дискриминация на национальной почве.

В последнее время сепаратисты стали писать в различные международные инстанции письма с просьбами им помочь, что злит официальные узбекские власти. Так, вопрос о проблеме Каракалпакстана был поднят в 2014 году на конференции ОБСЕ в Варшаве. В 2015-м активисты призвали Всемирный банк оказать давление на Узбекистан и не предоставлять ему очередной транш из-за дискриминации каракалпаков на национальной почве.

***

Каракалпаки много лет ждали ухода Ислама Каримова, который долго управлял страной с момента обретения независимости и скончался в 2016-м. Они надеялись, что после смерти национального лидера смогут добиться восстановления своих политических прав суверенной республики либо вообще отделиться от ненавистного ими Узбекистана, который столкнул регион в экономическую пропасть. Сейчас это желание усилилось, как и активность каракалпакского движения. В свою очередь, новый президент Шавкат Мерзиёев стал делать очевидные реверансы в сторону каракалпаков. Например, заявил в ходе предвыборной агитации, что считает себя «не только сыном узбекского, но и каракалпакского народа», озаботился состоянием их языка, экономики, культуры, экологии и прочим, но о референдуме, где прописана возможность выхода из состава узбекского государства, никто не говорит.

Межнациональная стабильность Средней Азии очень сильно преувеличена. Пантюркизм и тюркское братство никого там не волнуют. В регионе накоплен такой огромный конфликтный потенциал, что пламя может возгореться из любой искры — причём это будет огромный неостановимый пожар. Каракалпакский сепаратизм в Узбекистане — это бомба замедленного действия. Если экономическая ситуация ухудшится еще больше, а политических реформ не последует — сепаратизм может вспыхнуть и привести к серьезной дестабилизации не только в этой стране, но и во всем регионе, ведь в конфликт по древней среднеазиатской традиции впишутся все соседние народы. Поэтому самым верным решением узбекских властей стало бы удовлетворение требований каракалпаков по восстановлению их прав. Зачем это добрым русским людям? Чем больше многонациональности в странах СНГ — тем лучше.