Стальные кулаки Империи: проекты царских танков

fis-cover

При упоминании русских танков в период Великой войны обычно вспоминают только царь-танк за авторством Лебеденко, прозванный так в советские годы по аналогии с царь-колоколом, который ни разу не звонил, и с ни разу не стрелявшей царь-пушкой. С него и начнем.

fis1

Машина Лебеденко не являлась танком в современном понимании, это была колесная боевая машина, причем самая крупная из когда-либо построенных. Разрабатывал ее инженер Николай Лебеденко в 1914-1915 годах, вдохновляясь среднеазиатскими повозками-арбами. От них он взял идею больших колес, с легкостью преодолевавших рвы и ухабы. Но разработкой он занимался не один: его проект заинтересовал Н.Е. Жуковского, авиаконструктора и профессора МВТУ, который привел в помощь Николаю двух своих племянников, Б.С. Стечкина и А.А. Микулина, будущих советских академиков. И команда приступила к работе, взяв за основу форму орудийного лафета. Наскоро соорудив модель танка с пружинным механизмом, они представили ее императору и, получив высочайшее одобрение вкупе с финансированием, приступили к работе. Проект поражает грандиозностью даже сейчас, передние ходовые колеса возвышались аж на девять метров! Они должны были вращаться со скоростью 10 оборотов в минуту, то есть скорость такого гиганта составляла бы 17 километров в час, что было почти в три раза выше скорости «нормальных» английских и французских танков. В движение танк приводили два трофейных двигателя фирмы Maybach по 240 л.с. каждый, добытых со сбитого немецкого дирижабля.

fis2

fis3

Сам корпус имел Т-образную форму и был 12 метров шириной. По краям корпуса находились спонсоны с пулеметами, при желании легко заменяемые на пушки. Башня же располагалась как сверху танка, так и под ним. Бронирование было всего лишь противопульным, корпус 5 – 7 мм, башня – 8 мм. Но здесь реальность внесла свои коррективы: в наличии не было бронелистов требуемой толщины. В результате были установлены 8-10 миллиметровые листы, что увеличило вес танка в полтора раза – до 60 тонн. Несмотря на неприятности, машину успешно построили и в августе 1915 под Москвой начались испытания.

fis4

Испытательный экипаж составляли два человека, те самые племянники Жуковского, Стечкин и Микулин. Поначалу все шло хорошо, машина уверенно двигалась, словно не замечая деревьев, в этом большие колеса оправдали себя. Но подвели маленькие: задний управляемый каток безнадежно увяз в грунте. Сказалось как увеличение, так и неправильное распределение массы. Также стало очевидным, что большие колеса являлись ахиллесовой пятой всей конструкции. Даже картечь выводила танк из строя, а уж при прямом попадании снаряда (особенно фугасов) в спицу машину было бы уже не восстановить. Но инженеры не сдавались, и им все-таки удалось получить разрешение на доработку конструкции. Перво-наперво они решили увеличить диаметр заднего катка и поставить более мощные, в 300 л.с. двигатели. Но здесь удача от них отвернулась, и новый двигатель сломался, не проработав и двух минут. Заключение приемной комиссии было неумолимым: к бою в современных условиях танк непригоден. Тем не менее, конструкцию машины можно было доработать и исправить, но на это требовались время и деньги, а проект был уже закрыт.

fis5

Но, несмотря на все неудачи, есть сведения, что конструкторы все равно не сдавались и дорабатывали танк, сильно изменив всю конструкцию. Главное, чего им удалось добиться, так это разработки безосевого колеса (т.е. вместо спиц было 6 подрессоренных катков, крепящихся на 4 фермах), снижения массы до 38 тонн, а также установки современного вооружения, включая огнемет в нижней башне. История же построенного экземпляра закончилась бесславно. Вскоре после революции, в 1923 году, его просто разобрали на металлолом. Но были у русских инженеров и другие проекты, даже поинтереснее машины Лебеденко.

fis6

Самым первым проектом русского танка по праву считается «бронированный автомобиль» за авторством инженера-кораблестроителя Василия Дмитриевича Менделеева (да-да, это сын «того самого» Менделеева). Разрабатывать он его начал еще в 1911 (!) году, за три года до начала Великой войны. Автомобилем же он назывался оттого, что в то время танковых терминов попросту не существовало. Проект был для Василия Дмитриевича нечто вроде хобби, им он занимался в свободное от работы время. Конструкция оставалась в целом похожей на танки, которые появятся на полях Первой мировой – это была стальная коробка на гусеницах со 120-мм пушкой Канэ спереди. Бронирование являлось достаточно серьезным, лоб мог похвастаться 150 мм стали, борта и корма – 100 мм, верхняя часть гусениц была защищена корпусом. Ожидаемая скорость — 24 км/ч при экипаже в 8 человек и 52-х снарядах. Сверху находилась небольшая башенка с пулеметом, способная убираться внутрь при транспортировке. Как и английские конструкторы, русский инженер также использовал последние достижения кораблестроения, а некоторые технологические приемы значительно опережали свое время. Четырехлетний труд дал свои плоды и 24 августа 1916 года (танков на полях сражений в это время все еще нет) военное министерство получает прекрасно оформленный пакет документации на новую машину, включающий в себя таблицы весов, спецификацию, расчёт транспортировки по ж/д, расчёт опорной поверхности и многое другое. Вместе с документами идет записка, гласящая: «Представляю при сем эскизный проект Бронированного автомобиля моей системы… Если он заслуживает внимания, то покорнейше прошу указать то учреждение Военного Министерства, в которое мне следует упомянутый эскизный проект представить на рассмотрение».

fis7

Танк Менделеева в разрезе

Строго говоря, это был не совсем танк в современном понимании. Менделеев не ставил перед ним задачу прорыва укрепленных линий противника. Это была бронированная мобильная артиллерийская точка, нечто среднее между САУ и ДОТом. Ходовая часть имела регулируемую пневматическую подвеску, обеспечивая клиренс от нуля до семидесяти сантиметров. При стрельбе корпус должен был полностью опускаться на землю. Горизонтальная наводка осуществлялась поворотом корпуса, вертикальная же — механизмом самой пушки. По уровню инноваций машина вполне может соперничать с «Ильей Муромцем» Сикорского: детально проработанная пневматическая система, выполняющая целую кучу задач, от пуска двигателя и подъема башенки до натяжения гусениц и управления жалюзи воздухозаборника; освещение в 16 лампочек, 4 поста управления, сервоприводы на пневматике, резервирующиеся механическими управляющими приводами, возможность установки на железнодорожные траки для транспортировки, первое в мире противоснарядное бронирование, подача боеприпасов по подвесному монорельсу с роликовыми тележками, вынесенные за бронирование под днище топливные баки, четырёхскоростная коробка передач и поворотный механизм дифференциального типа и даже возможность управления машиной, сидя на крыше. Весила же эта махина 170 тонн, а в длину с учетом пушки была 13 метров.

Пневматическая подвеска каждого катка защищала ходовую при движении и при отдаче оружия. Радиус разворота составлял 10 метров, также танк должен был осиливать подъемы вплоть до 25 градусов. Все это обеспечивал 250 л.с. двигатель от подводной лодки на водяном охлаждении. Естественно, инженер прекрасно понимал, что всю эту красоту очень сложно начать выпускать серийно, двигатель и электрооборудование планировалось импортировать, и поэтому он также разработал облегченную версию, без лишних «примочек» и со значительно урезанной броней, зато с чуть более мощным вооружением. Выпуск этой версии без проблем можно было наладить на любом судостроительном заводе.

fis8

Русский сверхтяжелый танк В. Д. Менделеева (проект):
1 — 120-мм пушка Канэ; 2 — подвижная броневая маска; 3 — лебедка подачи; 4 — пулемет; 5 — подвеска пулемета; 6 — вращающаяся башня; 7 — погон башни; 8 — баллоны со сжатым воздухом 9 — дверь; 10 — аккумуляторы; 11 — трансмиссия; 12 — бензобаки; 13 — монорельс; 14 — снарядная тележка; 15 — направляющее колесо, 16 — пневмоцилиндр; 17 — боекомплект; 18 — место механика-водителя; 19 — силовая передача; 20 — двигатель; 21 — поддерживающий каток; 22 — гусеница; 23 — ведущее колесо; 24 — рычаг натяжения гусеницы

Как итог, можно смело утверждать, что это был первый в мире проект сверхтяжёлого танка (привет, «Маус»!), практически неуязвимый для любого вражеского сухопутного вооружения того времени, слабость которого – ходовая – полностью уходила в корпус. Единственное, что могло уничтожить этого титана империи, так это артиллерия сверхбольших калибров, от 203 миллиметров и выше, и то только прямым попаданием. И это при том, что для 120 мм пушки Канэ непробиваемых целей в принципе не существовало, она могла успешно уничтожать даже вражеские линкоры и броненосцы. Очень печален тот факт, что выпуск данных машин так и не был налажен. Было несколько причин, как начало войны и высокая стоимость танка, эквивалентная неплохой подлодке, так и полное отсутствие связей. Если бы Жуковский вместо Лебеденко обратил внимание на Менделеева… Так или иначе, обилие прекрасно оформленных инновационных идей могло бы хорошо послужить развитию русского танкостроения, если бы не революция. Будущие инженеры догадаются использовать идеи, к которым пришел Менделеев, сильно позже. Например, в конце 1930-х самоходная мортира «Карл» сможет опускаться на грунт, возможность установки танков на ж/д будет реализована в советское время для танка БТ-5, а пневмоподвеска появится только под финал Второй мировой, и то, только на британских легких танках (такую же подвеску, кстати, используют современные российские БМД).

fis9

И царь-танк, и «бронированный автомобиль» — сверхтяжелые танки, но были у нас и проекты обычных танков. Очень любопытным оказался «Вездеходъ» Александра Александровича Пороховщикова, инженера-конструктора и летчика (расстрелян 28 июля 1941 по обвинению в измене). В августе 1914 инженер обращается с проектом вездехода в ставку Верховного главнокомандования русской армии и в январе 1915 года у него уже готовы чертежи и смета для новой машины. Помимо высокой проходимости инженер обещает также плавучесть.

fis10

Конструкция была достаточно оригинальной: машина имела всего одну широкую гусеницу посередине, натянутую на 5 барабанов (5-ый барабан – ведущий, 1-ый – приподнят для преодоления препятствий), а также два небольших колеса по бокам для разворота и поездок по хорошим дорогам. У него было все, как у настоящего современного танка: вращающаяся орудийная башня, двигатель внутреннего сгорания, какая-никакая броня, гусеничных ход. Штатный экипаж составлял один человек, но для боевого применения он увеличивался до двух, стрелка и водителя.

fis11

Схема танка «Вездеход»: б — продольный разрез, 1 — место установки броневой башни с пулеметом, 2— двигатель, 3 — карданный вал, 4 — корпус, 5 — ведущий барабан, 6 — рама, 7 — опорный каток, 8 — рулевое колесо, 9 — натяжной барабан, 10 — гусеничная лента, 11 — направляющий барабан с натяжным присособлением, 12 — рулевое управление

Габариты машины были очень небольшими: длина 3,6 метра, ширина — 2 метра, высота (без башни) — 1,5 метра. Вес всего 4 тонны. Но броня имелась только противопульная, трехслойная, между двух двухмиллиметровых слоев размещалась прокладка из водорослей и волос. Вооружение составлял один пулемет. Опытный образец изготовили 18 мая 1915, а в июне начались испытания. Правда, образцом это можно назвать с известной долей условности: на шасси просто установили деревянный макет и добавили мешки с балластом. Перед официальной демонстрацией танк показал неплохую скорость на гусеничном ходу по хорошей дороге без применения колес, но, увы, скорость оказалась единственным преимуществом этого смелого проекта. Вскоре состоялась официальная демонстрация, которую танк с треском провалил. И ладно бы, что гусеница постоянно слетала с барабанов, можно было закрыть глаза и на то, что сидевший в ряд с водителем стрелок не мог вести круговой огонь из-за тесноты, но то, что в башенку не влезал пулемет «Максим» и то, что, двигаясь по бездорожью, танк не мог поворачивать из-за утопавших в грунте поворотных колес, похоронило проект. Единственное преимущество, которое показал танк – скорость по твердому грунту, 43 км/ч. Инженер объяснял полный провал изготовленного образца отходом от его изначального проекта. Тем не менее, попытки исправить недостатки к успеху не привели, и в декабре проект закрыли.

fis12

Но, как и предыдущие инженеры, Пороховщиков не сдался, и 19 января 1917 представил новый проект, «Вездеходъ №2», он же «Вездеход 16 г». Экипаж увеличился до четырех человек, ходовая по сути осталась той же, но была существенно доработана, в частности, на ось заднего барабана были жестко посажены колеса, диаметр которых был больше барабана, а передние поворотные колеса посадили на ось второго барабана.

fis13

Рисунок «Вездехода №2»

Количество вооружения увеличилось в четыре раза, один пулемет располагался в корпусе по ходу движения, а три остальных в «броневой рубке», очередном изобретении Александра Александровича. Рубка имела три независимо вращающихся пояса по одному пулемету в каждом. Бронирование осталось прежним. Тем не менее, даже существенно доработанная машина не удовлетворила требованиям ГВТУ. По одной только броневой рубке инженер-техник отделения Л. Е. Земмеринг писал:

а) слишком мала высота отдельных поясов
б) работа трех пулеметчиков одновременно по одному борту невозможна ввиду недостаточного радиуса рубки
в) работа трех пулеметчиков в противоположных направлениях невозможна по той же причине
г) невозможно устройство термосифонного охлаждения пулеметов
д) не указаны расположение и конструкция сидений пулеметчиков
е) недопустимо катание башни по зубчатым рейкам на роликах»

В результате «Вездеход №2» не имел практически никаких преимуществ по сравнению с бронеавтомобилями, а по целому ряду параметров сильно уступал им. Проект закрыли окончательно.

Но у Пороховщикова оставались еще идеи. Почему-то многих инженеров тянуло в гигантоманию, и Александр Александрович не стал исключением. В августе 1915 года он представляет очередной проект под названием «земной броненосец». Чтобы понять, что это такое, нужно представить себе бронепоезд на барабанных колесах.

fis14

Земной броненосец, полевой вариант

Пороховщиков разработал два варианта машины: полевой и крепостной. В полевом варианте вдоль мостовой фермы длиной в тридцать пять метров и шириной в три располагались десять барабанных колес, диаметр каждого равнялся двум целым трем десятым метра. И это были не просто колеса, внутри каждого, согласно проекту, должны были находиться: силовое отделение, двигатель в 160-200 лошадей, коробка передач, генератор, вентилятор, топливный бак, а также инструменты. А снаружи колеса могли похвастаться двумя пулеметами и бомбометом каждое.

Ну и какой же танк без башни! На корме и на носу находилось по башне с тяжелым 152,4 миллиметровым орудием, спаренным с пушкой меньшего калибра. Посередине «бронепоезда» располагалась бронированная рубка, аналог корабельного капитанского мостика. Там располагались командир, старший механик, артиллерийский офицер, его помощник и телеграфист. Всего экипаж насчитывал 72 человека, их защищала стомиллиметровая броня, а на врага они неслись со скоростью от 4 до 21 км/ч. Крепостной вариант отличался тем, что вместо башен у него находилось два десантных отделения, рассчитанных на 500 человек каждое. Правда, как и у его предыдущего творения, «вездехода», у броненосца были огромные проблемы с поворотами. Зато он мог перемещаться по ж/д, но это было слабым утешением. Естественно, проект не приняли из-за утопичности. «Даже без детальных расчетов можно уверенно сказать, что предложение неосуществимо. Было бы целесообразно для пользования в боевой обстановке распределять вооружение „броненосца“ на отдельные подвижные звенья, не связанные в одну жесткую систему» — так звучало заключение комиссии. Но упорство у нас в крови, так что к концу 1915 года неугомонный конструктор заменил ферму на шарнирно соединенные звенья, некие «бронеплощадки», «могущие отклоняться друг от друга по всем направлениям», но на судьбу проекта это уже не повлияло.

Думаете, ничего более масштабного, чем «земной броненосец», не было спроектировано? Тогда встречайте машину для уничтожения крепостей «Обой», также известную, как «катящаяся крепость» инженера Ивана Семичишина. По колоссальности проект, представленный в 1915 году, превосходил всё.

fis15

Огромный эллипсоид о пятиста метрах в диаметре, заслоняющий собой небо, катится со скоростью 500 километров в час, проносясь симфонией разрушения по несчастным людям и крепостям, оказавшимся у него на пути. Никакого оружия устанавливать не предполагалось, огромная масса должна была делать все сама. Двигаться машина должна перекатыванием под действием специального маховика-эксцентрика, приводимого в действие двигателями. Для преодоления подъемов предлагалось использовать пороховые реактивные ускорители. Бронированный корпус в 100 миллиметров толщиной состоял из закаленных листов стали. Внутри циклопической машины размещались элеваторы, телеграф, освещение, множество помещений различного назначения, включая магазины. Примечательно, что предложил проект подданный Австро-Венгрии, проживавший в городе Львове.

«ВСЕМИЛОСТЕВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ:

Прилагая проект на машину до уничтожувания неприятельских крепостей, названну «Обой», осмеливаюсь покорнейше просить — когда ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволит найти проект достойным расследования — о благосклонное повеление дабы я получил дозволение и условия, при какых мог бы соделывать модель.

Это пишу при артеллерийском гуле и при начатом очищении гор. Львова. Радувало бы меня скорее решение по телеграфу, ибо на случай дальшой эвакуации я, как австрийский подданный не имеющий дозволения ни возможности уехать в Россию, мусел бы остаться на противной стороне боевого фронта. За незнание язика прошу извинения.

ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ

Всепреданнейший Семчишин» —

писал он Николаю II. Но комиссия ГВТУ признала проект Ивана абсолютно непригодным для реального воплощения, что, в общем, неудивительно.

fis16

На рассмотрение комиссии поступало великое множество проектов, как фантастических, так и реально осуществимых. Помимо описанных выше, было еще много проектов танков, таких, как подвижная батарея “Улучшенная черепаха” Навроцкого, похожего по конструкции на машину Лебеденко, или танк рыбинского завода с очень туманной историей разработки. Тем не менее, в Российской империи вместо зачаточной танковой отрасли была мощная бронеавтомобильная. По части броневиков мы, как минимум, не отставали от остальных европейских стран и успешно с ними конкурировали. Несмотря на то, что русский танк на полях Великой войны так и не появился, а многие идеи предложенных проектов были непригодны, некоторые существенно опережали время и могли сослужить хорошую службу при будущей разработке. Но грянула революция, похоронив весь накопленный опыт в машиностроении и прервав карьеру многих талантливых инженеров. Молодому советскому государству пришлось разрабатывать все с нуля, начав новый путь, не обремененный традициями и опытом. И кто знает, как бы сейчас выглядел современный русский танк при сохранении имперского машиностроения?

2988

Кликните для увеличения

Также читайте: Empire tech — в погоне за промышленным наследием Империи