Публикуется с разрешения автора.
Характер, который приняла дискуссия, развернувшаяся вокруг моей последней записи и здесь, и в некоторых других журналах, равно как появление вo френдленте нескольких никак не связанных с этим текстом постов, a на сайте Пражского радио — очередного интервью любимца «Богемских манускриптов» князя Шварценберга, побудили меня продолжить тему и попытаться расставить точки над «ї» в слове «Україна». Недолгая история независимого украинского государства заставляет задуматься о многих серьёзных вещах.
Судите сами. В 1991 году Украина была преисполненной радужных надежд страной с пятидесятидвухмиллионным населением, с развитой промышленностью, с солидными вооружёнными силами, без долгов и без внешних врагов. В 2015 году это потерявший ряд территорий, от силы сорокамиллионный failed state с уничтоженной экономикой, критически зависимый от зарубежной финансовой помощи и пребывающий в состоянии гражданской войны, в которой регулярные войска регулярно терпят поражения столь скандальные, что их впору записывать в книгу Гиннеса.
Это одна из семей этнических чехов, прибывших в Чехию с Украины 3 марта 2015 года. Этнические чехи, жившие на Украине со времён Екатерины Великой, начали обращаться в чешские консульские учреждения с просьбой об эвакуации сразу после переворота, состоявшегося в прошлом году в Киеве. Брюссель долгое время уговаривал Прагу ничего не предпринимать, что вызвало в чешском обществе заметное возмущение. Наконец, в январе 2015 года чешское правительство приняло программу помощи желающим вернуться на родину землякам и выделило 65 миллионов крон на её осуществление. На данный момент с Украины спецрейсами вывезено около 150 человек, им предоставлены виды на жительство, жильё и денежные пособия. Эвакуация европейских колонистов с Украины де-факто означает признание её failed state африканского уровня.
Украинская пропаганда обвиняет во всех бедах своей страны Россию, но она принципиально ориентирована на публику со средним IQ<80. Разумеется, никто не обязан быть в восторге от России и русских, а уж тем более — от российской государственности в её нынешнем виде. У России всeгда было полно противников (для великого государства вполне естественно иметь массу врагов). Когда-то cреди них встречались люди такого масштаба, как Адам Мицкевич, написавший знаменитые строки:
У зодчих поговорка есть одна:
Рим создан человеческой рукою,
Венеция богами создана;
Но каждый согласился бы со мною,
Что Петербург построил сатана.
Это написано врагом России, но врагом, безусловно, талантливым. Польша есть Польша. Cтарый и достойный противник, cтрана, обладающая не только своими амбициями и историческими претензиями, но и своей честью, и своей культурой, и своими классиками. Как выглядит то, что в наши дни предлагается в качестве альтернативы русской культуры на Украине, исчерпывающе описал некий пустожурнальный украинский пропагандист в журнале у Галковского:
«Потомственный галицкий интеллигент и поэт Юрко Винничук написал стихотворение под названием „Убий підараса!“ Стихотворение он вместе со своими другими стихами в основном эротического содержания зачитал в узком кругу львовской богемной тусовки на „Ночи эротической поэзии“ Результат: автор гастролирует по львовским улицам с публичным прочтением своего шедевра, ютуб полон записями роликов с десятками тысяч просмотров, а интеллигенция не считает творческую тусовку удавшейся, если на ней не осуществлено хорового декламирования вирша».
К этому культурологическому свидетельству невозможно ничего добавить, его нет смысла комментировать, его невозможно спародировать. Куда там майданной барышне, написавшей «у вас молчанье золото, а у нас жгут коктейли Молотова», до потомственной галицкой интеллигенции. Пожалуй, таких культуртрегеров мир ещё не видел.
8 марта 2015 года ув. philtrius.lj.ru изложил взгляд человека классической культуры на украинский культурогенез:
«Два вѣка украинцы участвовали въ общеимперскомъ дѣлѣ и занимали верхнiе посты въ iерархiи: духовной (Стефанъ), военной (Паскевичъ), гражданской (Безбородко), научной (Разумовскiе), литературной (Гоголь). Ихъ роль выдающаяся; не думаю, что безъ кiевлянъ могла бы вообще сложиться русская система образованiя. Но они чувствовали себя лояльными подданными Имперiи, и у нихъ не оставалось ни желанiя, ни силъ трудиться надъ „деревенской мовой“ и не приходило въ голову противопоставлять свой трудъ общеимперскому тяглу (оговорки могутъ быть высказаны, ихъ много, но общая картина такова).
Украинскiй нацибилдингъ завершается сейчасъ. Въ силу разныхъ обстоятельствъ онъ проходилъ подъ знакомъ вражды къ Россiи; крымская и донбасская эпопея превратили демагогiю въ реальность и дали украинскимъ нацiоналистамъ столь желанные ими аргументы въ пользу того, что злѣйшiй врагъ Украины — на востокѣ. Съ этимъ фактомъ уже ничего не подѣлаешь; по крайней мѣрѣ нѣсколько ближайшихъ десятилѣтiй украинцамъ жить съ этими чувствами. Интересно другое: чего ждать отъ украинской культуры?
И вотъ тутъ они оказались въ дважды неблагопрiятномъ положенiи. Одинъ факторъ относится къ совѣтской практикѣ — эффектъ Ѳрасибула, противоестественный отборъ, который многое опредѣляетъ на всемъ постсовѣтскомъ пространствѣ (большая эффективность въ политикѣ выходцевъ изъ западныхъ областей объясняется во многомъ тѣмъ, что они меньше времени находились въ составѣ СССР). Второй — общемiровая тенденцiя: эпосъ „Донбассiада“ не можетъ возникнуть потому, что вообще нѣтъ больше эпосовъ, культурная iерархiя рухнула, мip pаскололся на множество не нуждающихся другъ въ другѣ фрагментовъ, и если что и объединяетъ, то Голливудъ. И Украина никому не нужна, на нее нѣтъ никакого спроса — и тѣмъ, кто хотѣлъ бы отвѣтить на ожиданiя, придется творить въ пустотѣ. Съ этими двумя проблемами не справилась бы и куда болѣе мощная культура. Будемъ считать, что украинцамъ просто не повезло».
Старая французская карта этнического состава населения Росийской империи, на которой Grands Russes, Petits Russes и Russes Blancs показаны, как один народ. Карта составлена в 1898 году. Через 20 лет злобные идиоты различной политической окраски принялись делить ветви триединой нации на разные народы. В результате две ветви русских — Petits и Blancs — лишились общенациональной культуры.
В посте Фильтриуса есть ссылка на запись ув. salery.lj.ru от 16 февраля 2015 года, в которой, помимо прочего, говорится:
«Представление о наличии Сил Мирового Добра — дурацкая фантазия, а борьба держав за гегемонию — вечная и сугубая реальность „правильным“ странам не нужны конкуренты, и другим они приносят только либо зависимость, либо хаос. Возвращаясь же к эстетической стороне дела, — симпатии к плебейским лимитрофным „государственностям“, а особенно к украинской (отвергнувшей собственную элиту и навязывающей вместо языка общей великой культуры наречие окраинного деревенского быдла), я нахожу чем-то настолько непристойным (ну, не знаю… как в хорошем обществе наблевать даме в декольте), что исключил для себя возможность личного общения с такими людьми».
Сергей Владимирович отключил комментарии в своём блоге. Поэтому я считаю своим долгом хотя бы здесь выразить ему благодарность за его журнал вообще и за этот пост в частности. В процитированном отрывке между делом констатируется наличие двух любопытных феноменов нашего времени:
1. Прежде, во все времена от классической античности до эпохи колониальных империй, мировые центры силы стремились по мере возможности распространить на страны мировой периферии свои порядки. Сегодня центр всё чаще не наводит на периферии порядок, но ввергает её в полный хаос. Словно бы олимпийские боги вдруг начали то там, то здесь выпускать на земную поверхность некогда низвергнутых в Тартар хтонических чудовищ.
2. Одной из провалившихся в хаос стран оказалась Украина. Её государственность и культура сегодня выглядят так, будто их создали посланцы Тартара. Как ни странно, в РФ нашлось определённое количество людей, поддерживающих украинскую «независимость». Люди эти довольно активны и образуют в Сети своего рода подразделение поддержки Тартара. Или, говоря по-украински, підрозділ підтримки Тартару.
Это взгляд на Украину с Востока. Попробуем посмотреть на неё с Запада. На следующий день после появления поста Салери, 17 февраля 2015 года, корреспондент Пражского радио Кирилл Щелков взял интервью у нашего старого знакомого князя Шварценберга. Вот некоторые фрагменты из их беседы:
Щелков: Господин Шварценберг, я хочу поблагодарить вас за то, что вы согласились дать интервью русской редакции «Радио Прага». И первый вопрос. Он касается ситуации в Украине. Сейчас там перемирие, до этого шли бои, перед этим тоже было перемирие. Никто не знает, что будет завтра. Должна ли, на ваш взгляд, Чешская Республика помочь Украине с оружием?
Шварценберг: Я не скрываю, что придерживаюсь мнения, что это необходимо. Во-первых, это нужно потому, что Российская Федерация поставляет повстанцам в Луганске и Донецке самое современное российское оружие. Во-вторых, там воюют российские офицеры и целые отряды. Мы обязаны защитить Украину, для этого ей недостаточно своего вооружения, которое было произведено еще во времена Советского Союза.
Щелков: Какой вы видите перспективу вступления Украины в Европейский союз? Не повторится ли с ней ситуация, как с Турцией, являющейся чуть ли не вечным кандидатом в ЕС?
Шварценберг: Я отвечу вам так. Это две вещи, которые нужно отделить друг от друга. Вступление Украины в ЕС — это не вопрос наших дней, я бы его вообще пока не обсуждал. Тем более что по действующим правилам в Европейский союз не может вступить государство, участвующее в международном конфликте. Чехия, у которой не было таких проблем, как у Украины, двигалась в Европейский союз несколько лет. В случае с Украиной я вижу все это в далекой перспективе. В какой-то день она станет частью ЕС, однако не стоит ожидать того, что это произойдет быстро«.
В прошлом году я прокомментировал интервью Шварценберга «Украинской правде» в том смысле, что это недвусмысленная рекомендация украинцам убить себя об стену (см. Bang-bang, или Интервью с Хищником). Куча народу стала упрекать меня в недобросовестной интерпретации слов князя. Что ж, как умею, так и интерпретирую. Факт тот, что с тех пор на Украине около 50 тысяч человек погибли и около полутора миллионов стали беженцами, а её национальная экономика покатилась к чёрту. Князь же остался верен себе. Его требование отправить на Украину оружие прозвучало на фоне заявления генерала Петра Павла от 6 февраля 2015 года: «Поставки оружия на Украину лишь усугубят и продлят страдания гражданского населения».
Напомню, что выпускник трёх британских учебных заведений генерал Павел — это не только начальник Генерального штаба армии Чешской Республики, но и человек, избранный председателем Военного комитета НАТО (позиция номер два в Североатлантическом альянсе и номер один — в его военной структуре). Я рассказывал о генерале в посте Люди доброй воли во фраках и в камуфляже. Возможно, он появится в «Богемских манускриптах» и в будущем: недавно возникла инициативная группа, намеренная выдвинуть его кандидатуру на чешских президентских выборах в 2018 году. А пока я констатирую: если страны НАТО всё же начнут поставки оружия на Украину, значит, их цель заключается именно в этом — в усугублении и продлении страданий гражданского населения.
Что же касается вступления Украины в ЕС, то если в прошлом году князь говорил что-то неопределённое о двадцати годах, то сегодня «это не вопрос наших дней, и лучше его вообще не обсуждать». Думаю, это вообще один из последних случаев, когда поднимается тема вступления Украины в ЕС. Через год или два никто уже не вспомнит, что об этом когда-то что-то говорилось. Сказка кончилась.
Очаровательная улыбка князя Шварценберга
Щелков: Почему немалое количество чехов поддерживают политику Путина? Чехия все же помнит, что такое советские танки?
Шварценберг: Во-первых, это из-за незнания проблемы. Возможно, какая-то часть чехов еще с советских времен воспринимает Украину как часть России. И сути этого конфликта вообще не понимает. Люди не понимают, что украинцы — независимый народ, а Украина — суверенное государство, как и остальные европейские страны. Во-вторых, не стоит забывать о том, что в Чехии существует очень густая сеть людей, работающих на Россию. Частично это люди еще из тех, социалистических времен, частично — новое поколение, преследующее экономические цели. У некоторых — старые симпатии к России. И так далее. Причин много. Но вы правы в том, что в Чехии есть сильное меньшинство, занимающее пророссийскую позицию.
Советские со своей зацикленностью на 68-м неисправимы. Я не раз повторял, что за двадцать лет, прожитых мною в благословенной Богемии, ни один её обитатель ни разу не заговорил со мной о 68-м, зато комментаторы моего журнала поднимают эту тему с завидной регулярностью. Теперь вот Щелков захотел поговорить о «советских танках» со Шварценбергом. Итог? Князь не сказал о 68-м ни слова, зато констатировал, что многие чехи не воспринимают Украину в качестве суверенного государства и считают всё происходящее в этой стране внутренним делом России.
Ещё более очаровательная улыбка князя Шварценберга
Щелков: Сейчас идет новая волна эмиграции из России. Оттуда уезжают молодые, умные, образованные люди. Нужны ли они Чехии?
Шварценберг: Безусловно. Мы заинтересованы в одаренных, талантливых иммигрантах. Но не забывайте, что немалое количество русских уже сейчас живет в нашей стране: и в Карловых Варах, и в Праге. В конце концов, это одна из лучших чехословацких традиций. Еще во время Первой республики к нам переехала большая волна русской эмиграции. Люди преподавали в университетах и институтах, существовала русская гимназия. Подобное мы делали и для украинцев. Республика времен Масарика с большим пониманием относилась к проблемам наших соседей с востока.
Щелков: Вы не жалеете о том, что не начали что-то подобное «масариковской акции» в то время, когда еще были министром иностранных дел Чехии?
Шварценберг: Я уже два года не являюсь министром, и тогда это не было так актуально. Но если вы вспомните, я никогда не выступал против большого количества граждан России, которые у нас жили и живут. Мой отец вырастил меня в любви к России. В течение всей Второй мировой войны за его счет существовал археологический институт имени Никодима Кондакова в Праге. Россия и ее богатая культура мне очень интересны.
Самая очаровательная из улыбок князя Шварценберга
О своей любви к России и её богатой культуре говорит политик, который по чешским меркам считается чуть ли не русофобом (полную версию интервью князя Шварценберга можно прочесть здесь, на русском языке). И ничего другого о русской культуре вы от европейского политика не услышите. Можно иметь какие угодно противоречия с российскими властями, можно быть геополитическим противником русского государства, но русская культура — это одна из несущих конструкций европейской цивилизации.
Собственно, непонимание этого факта и погубило Украину. В тот момент, когда украинские идеологи вообразили, будто единую для всех трёх ветвей русского народа культуру можно заменить хамским галицийским фольклором, и начали дурно отзываться о русских и русской истории, они обрекли свою страну на уничтожение.
Украина летит в ту же пропасть, в которую уже были сброшены Сомали, Чад, Судан, Ливия, Ирак, Афганистан и некоторые другие афро-азиатские государства (видимо, туда же в ближайшем будущем отправятся и латиноамериканские страны, в которых уже сейчас правительственные войска и отряды наркомафии с переменным успехом ведут бои в джунглях, а бандиты сбивают полицейские вертолёты прямо над жилыми кварталами столичных городов).
В Сети до сих пор время от времени кто-нибудь воспроизводит мою подборку барочных статуй людей с оселедцами из «Интервью с Хищником». Некоторые пытаются улучшить её, добавив гербы различных венгерских, сербских, молдавских и словацких городов. Как ни странно, никто не обратил внимания на существование вот такого изображения человека с оселедцем, украшающего один из самых популярных туристических объектов в мире. Многие из вас наверняка проходили мимо него.
Это скульптурная группа, установленная на Карловом мосту в 1711 году. Св. Франциск Ксавьерский обращает в христианство некоего раджу. Композицию несут на своих плечах представители неевропейских народов. Перед лицом Бога нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа. Однако мир устроен так, что одни не эллины и не иудеи вечно служат постаментом для других не варваров и не скифов. В данном случае роль постамента играют китаец, индиец, африканец и человек с оселедцем. Считается, что это татарин. Или, говоря языком эпохи барокко, обитатель Тартара.
Судьба Украины словно призвана опровергнуть основной тезис марксистской философии. Бытие отнюдь не определило сознание украинцев. Их историческое бытие в составе России было бытием европейцев и создателей империи, а их материальный уровень, наличествовавший в момент обретения независимости, предписывал им быть нормальной восточноевропейской страной. Но они предпочли идентичность, скопированную с африканской, — идентичность борцов против колониализма и империализма. После чего их страна, как по волшебству, повторила судьбу обретших независимость африканских стран. Украинцы сначала почувствовали себя африканцами, а потом стали ими. Дух восторжествовал над материей.
Криминальный сюжет, эстетика насилия, романтика погонь и перестрелок. Под звуки Bang-bang украинское государство мчится к своему неизбежному концу со всё возрастающей скоростью
Оригинал публикации в ЖЖ Богемика