В этом еженедельном экономическом дайджесте «Спутника и Погрома»:
— Летим к Индийскому океану: русские вертолеты начнут собирать в Иране.
— Демарш в строю: ФАС заявила, что главный враг конкуренции — государство.
— Белорусских яблок слишком много: прокуратура РФ начинает что-то подозревать.
— Московский экономический форум: что интересного рассказали министры?
Кроме того: госзакупки дороже, чем кажутся; «Газпрому» дали «двоечку».
Наши в воздухе: Иран наладит у себя выпуск вертолетов русской конструкции
Свободный от санкций Иран продолжает активное сотрудничество с РФ — на этот раз в авиационной сфере. Страна победившей исламской революции уже не раз успешно реализовывала проекты совместно со страной победившего постмодерна: в пример стоит привести известный долгострой — АЭС «Бушер», которая только в сентябре этого года отдана «Росатомом» Ирану в окончательную эксплуатацию. Русские специалисты с 1992 года восстанавливали эту электростанцию (изначально германской конструкции), так и не пущенную в ход из-за накрывших страну санкций, а позже и вовсе превращенную в руины в ходе ирано-иракской войны. И восстановили настолько хорошо, что, по последним заявлениям «Росатома», первый энергоблок уже полностью окупился. Идут разговоры о том, чтобы начать расширение станции до четырех энергоблоков. Не всё, разумеется, было гладко: в какой-то момент появилась реальная угроза, что только-только достроенную станцию может разбомбить Израиль, однако её нивелировало другое русско-иранское сотрудничество: поставки комплекса С-300. Есть и другие проекты: в ходе Петербургского экономического форума министр промышленности и торговли Ирана признался, что ведет переговоры с Москвой о совместном производстве самолетов Sukhoi Superjet 100.
Теперь же уважаемые партнеры задумали новое предприятие — сборочное производство вертолетов. В четверг стало известно, что руководство холдинга «Вертолеты России» провело ряд встреч с представителями Iran Helicopter Support and Renewal Company, на которых обсуждалась возможность начала сборочного производства вертолетов «Ансат». Пока у партнеров нет совместных предприятий такого рода, но российская сторона настроена весьма и весьма амбициозно: «Холдинг готов всесторонне способствовать промышленной кооперации, чтобы насытить вертолетной техникой не только Иран, но и соседние страны Ближнего востока», — сообщает Ъ со ссылкой на пресс-релиз «Вертолетов России».
Основной спрос, по мнению директора холдинга Александра Щербинина, создают иранские ведомства — министерство здравоохранения и министерство образования страны. И хотя не совсем ясно, подойдут ли легкие вертолеты в качестве школьных автобусов, его слова определенно подтверждают данные о том, что ранее холдинг уже поставлял готовые вертолеты местным Обществу Красного Полумесяца и министерству энергетики — в количестве до 50 штук. О чём идёт речь:
«Ансат» (с татарского языка — простой, несложный) — легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет на семь-девять мест, разработан КБ при Казанском вертолетном заводе. В зависимости от комплектации машина может выполнять множество функций: использоваться для пассажирских перевозок, транспортировки грузов, для санитарных и поисково-спасательных задач.
Очевидно, что вертолёт будут активно использовать по прямому его назначению. Хоть в кои-то веки русским машинам предстоит полетать над просторами Персии.
Федеральная антимонопольная служба — Капитан Очевидность в деле
В ежегодном докладе о состоянии конкуренции в России ФАС пришла к недвусмысленным выводам: в стране сложился государственно-монополистический капитализм, который и является главным врагом конкуренции. Самые главные данные одновременно являются и самыми показательными: присутствие государства в экономике через госкомпании и другие рыночные субъекты выросло с 35% в 2005 году до 70% в 2015-м. Эти данные смотрятся особенно комично на фоне прошлогодних слов Владимира Путина: «Российские власти не собираются проводить национализацию и создавать в стране государственный капитализм — мы готовы сделать шаги к дальнейшей приватизации». Видимо, российский президент не совсем хорошо понимает, что такое государственный капитализм, а что — плановая экономика. «Липовая» приватизация также не прошла мимо взгляда ФАС: несмотря на то, что многие предприятия были выставлены на продажу, государство намерено в большинстве из них сохранить корпоративный контроль, чтобы иметь рычаги влияния на управление — пишут «Ведомости» со ссылкой на доклад. Там также приводятся данные из ЕГРЮЛ (реестр юридических лиц), которые говорят об утроении за тот же период количества государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые служба называет «главными врагами конкуренции на локальных рынках». Что до частных предпринимателей, то среди них был проведен опрос, который выявил наиболее серьезные препятствия для развития бизнеса: в первой тройке — низкая доступность персонала требуемой квалификации, высокий уровень налогов и низкая доступность финансов. С полной версией доклада можно ознакомиться здесь.
С мнением ФАС так или иначе согласны многие эксперты. Главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова прокомментировала доклад: «Роль государственных и квазигосударственных институтов увеличивается. Частный бизнес существует в режиме экономии, а государственный сектор чувствует себя более свободно». Под другим углом рассматривает проблему директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев: «Дело не в частной или государственной собственности. Есть и вполне эффективные госкорпорации, например, в Норвегии, Чили или Малайзии. Вопрос в качестве государства». Комментарии Яковлева приятно удивляют, но будь он политиком, он наверняка объяснил бы проблемы не качеством государства, а качеством народа, как заведено в Многонациональной Федерации. Что касается самого доклада ФАС, вряд ли можно считать, что это какой-то намеренный демарш ведомства против проводимой политики — скорее, тут действует очередной «хитрый план», последствия которого мы скоро ощутим. Тем более что на доклад ФАС и предложения по созданию «национального плана по развитию конкуренции» уже отреагировал премьер-министр — Дмитрий Медведев одобрил намерение. Интересно получается: чтобы развивать конкуренцию, которой мешает государственная монополия, нужен государственный план по развитию конкуренции, который одобряет правительство. «Впрочем, ничего нового».
Что-то здесь нечисто: экспорт яблок из Белоруссии в 5 раз превысил их урожай в стране
Общеизвестно, что наш суд — самый гуманный суд в мире, а наша прокуратура — самая всевидящая прокуратура, даже более всевидящая, чем полиция. Вот и теперь прокуратура поражает нас своей бдительностью относительно подозрительных поставок продуктов из союзной республики, о чем написал сайт РБК. Замгенпрокурора России Владимир Малиновский заявил: «Из Белоруссии в Россию в 2015 году ввезли 573 тыс. тонн яблок и грибов, что впятеро превышает их урожай в самой Белоруссии». Замгенпрокурора также отметил, что причиной такой нестыковки является провоз через территорию западного соседа контрафактных продуктов из Евросоюза, поскольку благодаря соглашениям, существующим между Москвой и Минском, на границе не проводится фитосанитарный контроль ввозимых товаров. О том, что именно Белоруссия является «главным каналом поставки санкционной продукции», уже говорили разные ведомства РФ — и таможня, и Россельхознадзор. Что интересно, белорусская таможня не оставляет эти заявления без ответа: «Товары, которые были растаможены на территории республики, становятся белорусскими», — пояснили её сотрудники российским коллегам. Высказался и президент Западных территорий Александр Григорьевич Лукашенко: по его мнению, это все часть давления, оказываемого Москвой в свете задержки утверждения новой цены на газ. Напомним, Минск хочет снижения цены до $100 со $132 из-за перехода на расчет в рублях. Игры престолов: мы вам скидку на газ, а вы нам — не мешаете строить «импортозамещение».
Ранее о роли Белоруссии в ввозе незаконной продукции на территорию России писала Федеральная таможенная служба, во второй половине 2014-го и весь 2015 год пытавшаяся активно бороться с явлением. За этот период, по заявлениям ФТС, было возбуждено 23 уголовных и 550 административных дел, из которых 256 касаются именно Белоруссии. Другими странами, активно поставляющими санкционную продукцию в РФ, являются Литва и Польша — 112 дел (но там это происходит локально — в Калининградскую область), а роль остальных государств относительно малочисленна — 39 дел с Украины, 28 — из Казахстана. Если представлять себе настоящий объем ввозимого контрафакта, становится понятно, что 28 дел — это полная ерунда, ничтожный процент из реальных объемов. Однако когда этот ничтожный процент — 256 дел, то действительно можно говорить о постоянном и налаженном потоке поставки нелегальной еды. Если всего по уголовным и административным делам было изъято 1076 тонн запрещенной к ввозу продукции различного происхождения, а один только ввоз яблок и грибов составляет 573 тыс. тонн, то, как говорится, если надо объяснять — то объяснять уже ничего не надо. Надеемся, наша доблестная прокуратура выяснит, как Белоруссии удалось так резко поднять своё сельское хозяйство, а Россельхознадзор сможет эффективно внедрить эти средства в нашей стране.
Новое бюджетное правило, новые займы, старые налоги
Неделю назад в столице состоялся Первый Московский финансовый форум. Площадка, хотя схожая по названию с Петербургским и Восточным форумами, представляет собой несколько иное мероприятие: если на двух последних предлагается заключать контракты и соглашения, то их московский эквивалент это именно форум в своем первозданном смысле — здесь говорят. Говорят в первую очередь представители государственных ведомств, приоткрывая для простых смертных свои планы по развитию России. Потенциал событию прочат большой, намереваясь сделать его своего рода контрольной точкой каждого года для событий экономического толка. Как пишут в анонсе: «Московский финансовый форум, таким образом, станет крупнейшим в России ежегодным мероприятием в сфере финансов и ключевым событием для всей российской экономики». Но пока только говорят, а больше всех говорит Антон Силуанов.
Министр финансов начал с приятного — повышения налогов в ближайшие три года не будет, бюджет обойдется резервами и займами. То есть, конечно, и здесь все не так просто: де-юре повышение налогов не рассматривается, однако Минфин не исключает так называемого перераспределения налоговой нагрузки, когда снижаются прямые налоги (имеются в виду страховые взносы непосредственно с зарплаты), но повышаются косвенные — в первую очередь это, конечно, НДС. Такое действие называют «фискальной девальвацией» и её возможность обсуждают в Минфине еще с августа — тогда об этом писал экономист HSBC по России и СНГ Артем Бирюков. Цель этого маневра — вывести значительное количество компаний из теневого сектора. Однако теперь, после совещания министра с Владимиром Путиным, которого на самом деле не было, налоговую политику трогать не станут. Вместо повышения налогов Минфин займется активным привлечением займов, в том числе на внутреннем рынке: «В этом году для покрытия бюджетного дефицита придется увеличить план внутренних заимствований на 100 млрд рублей, в 2017-м понадобится занимать гораздо больше», — цитирует РБК министра.
Еще одним способом экономии должно стать новое бюджетное правило, которое пришло на смену временным мерам, принятым до 1 февраля 2017 года. Бюджетное правило — это некое утверждение, которому на некоторый временной период подчиняется формирование расходов бюджета относительно доходов. Как повелось в России, из-за сверхприбыльной ренты на нефтегазовые статьи бюджетное правило привязывается напрямую к цене черного золота. Так, старое правило гласило, что базовая цена нефти для расчета нефтегазовых доходов берется как среднегодовая цена марки Urals за пятилетний период, и исходя из этих цифр можно формировать расходы. Однако из-за стремительного обрушения цен в 2015 году сложилась неприятная ситуация — средняя цена за пять лет составила $96/баррель, а фактическая — $50/баррель, из-за чего потребовалось немедленно вводить временные меры. Теперь, когда цена нефти стабилизировалась на низком уровне, Минфин пытается адаптировать бюджет к новым условиям игры: доходы бюджета будут считаться на уровне $40/баррель, и только они пойдут на покрытие всех расходов исключая проценты на обслуживание долга. Согласно планам министерства, новое бюджетное правило заработает с 2020 года, и главной его целью будет восстановление баланса резервных фондов, которые планируется проесть за оставшиеся 3 года. Этим нововведением ведомство хочет вовсе избежать первичного дефицита бюджета, позволив перейти Рубикон только расходам на обслуживание госдолга.
Госзакупок мало не бывает: занимательная статья из Ъ
В прошлый понедельник корреспондент издательства «Коммерсантъ» опубликовал на сайте статью о завышенных ценах на госзакупки: триллионы рублей распила, миллионы уголовных дел. С помощью данных проекта «Антирутина», который специализируется на анализе документов и проверке добросовестности госзакупок, Владимир Рувинский установил, что переплата за товары по государственным заказам составляет 16% или не менее 1,5–2 трлн рублей в год. 35% из 1,3 млн проанализированных сделок прошли по цене, явно превышающей рыночную. Больше всего переплатили за лекарства и медпрепараты, продукты питания и общепит, а замыкает тройку обслуживание государственной недвижимости — уборка, охрана и тому подобные вещи. Вот методика подсчёта: за «правильную» стоимость брали средневзвешенную цену товара по Единой информационной системе госзакупок в определенном экономическом районе. То есть цены на какой-либо товар сравнивались не со средней рыночной ценой, посчитанной сторонними сервисами, а непосредственно с уже завершенными закупками. Незначительные отклонения отбрасываются, выявляются только очевидные случаи, поэтому оценку «Антирутины» называют «оценкой снизу». В основе алгоритма работы портала лежит, кстати, знаменитый алгоритм «Антиплагиата», а один из его разработчиков даже является совладельцем сервиса. Но коррупционную составляющую, на которую в конце концов хотят выйти участники проекта, показывает не только завышение цены. «Сейчас самый популярный способ отдать заказ своему поставщику — это объединить товары и услуги в неизмеримые и не поддающиеся анализу группы, которые сторонний поставщик будет не в состоянии исполнить», — говорит исполнительный директор «Антирутины» Герман Инденбаум. Однако далеко не все поддерживают работу проекта: например, директор Института по управлению закупками и продажами при НИУ ВШЭ Наталья Маслова считает, что на основе данных «Антирутины» «аргументированного вывода сделать невозможно». Остается только признать, что проект существует и намерен и дальше копить информацию о нарушениях — однажды эти данные могут нам пригодиться.
«Газпрому» дали две нити
«Турецкий поток» все-таки выходит из оцепенения: в четверг Турция выдала главной газовой компании России разрешение на строительство второй нити газопровода в своих водах. Изначально планировалось, что мощность газотранспортной системы составит до 63 млрд куб. м. в год и четыре полноценные трубы. Однако в ходе переговоров «Газпром» сначала сам сократил количество нитей до двух, а позже Анкара и вовсе оставила только одну, исключительно для внутреннего рынка (сейчас газ для него идёт по западному маршруту через территорию Самой Незалежной Державы). На возобновлённых после военного инцидента переговорах стороны договорились о двух ветках газопровода: по одной Россия сможет полностью покрыть турецкий внутренний спрос, а по второй — при возможности начать продажи голубого топлива в Южную Европу. Глава газового гиганта Алексей Миллер остался доволен милостью Высокой Порты: «Работа по проекту „Турецкий поток“ идет в отличном темпе. Получено важное разрешение для его реализации». Впрочем, для Турции «поток» едва ли является приоритетным направлением внешней политики — там сейчас хорошо идут на контакт с Москвой в свете собственной операции в Сирии, где национальное государство здорового человека работает на свои национальные интересы.
Итого
Русские вертолеты иранской сборки могут вскоре начать летать к Индийскому океану — спасать пострадавших, помогать нуждающимся; Федеральная антимонопольная служба ругает правительство за контроль над экономикой — правительство усиливает контроль над ослаблением контроля; Гигантские урожаи в Белоруссии; Силуанов рассказал о планах Минфина на Московском финансовом форуме; Проект «Антирутина» разоблачает индустрию госзакупок; «Газпром» получил от турок благосклонный ответ.