В этом еженедельном экономическом дайджесте «Спутника и Погрома»:
— Урезание расходов коснулось самых верных: поддержку госСМИ серьезно сократят.
— Нобелевская премия по экономике: кто и за что?
— Очередной форум «Россия зовёт!»: кого и куда позвали на этот раз?
— Пенсионерам снова не повезло: экономия крепчает.
Кроме того: изменения в тарифах ЖКХ сравняют с инфляцией, трейдеры в США играют на рубле.
Киселёв грустит, плачет Симоньян: как урезание расходов коснулось госСМИ
Проект трехлетнего бюджета на 2017–2019 годы прошёл самую активную стадию обсуждения в правительстве и вскоре будет утвержден. Помимо обыденных уже сокращений расходов на социальную сферу и загадочного раздувания трат на национальную оборону, есть в новом финансовом плане правительства и интересные места: например, изменились расходы на государственные СМИ. Формально государственными средствами массовой информации являются далеко не все российские новостные издания и агентства, как это может показаться стороннему наблюдателю. Впрочем, чисто государственных СМИ достаточно: в первую очередь это могущественная ВГТРК, владеющая основными российскими телеканалами — всеми сортами «России», множеством радиостанций (например, «Радио Маяк» и «Вести ФМ»), а также несколькими сайтами, из которых самым известным является «Вести.ru». Еще один гигант — ТАСС (от Телеграфное агентство Советского Союза), главное новостное агентство России. Ещё есть канал Russia Today, создающий имидж России за рубежом, ИА «Россия сегодня» и так называемый «ОТР» (Общественное телевидение России). Разумеется, разговоры про контроль государства над СМИ небезосновательны, но остальные каналы, радиостанции и сайты остаются формально частными — как, например, «Первый канал», принадлежащий Национальной Медиа Группе (51% акций — Правительство РФ). В общем, в СМИ множество традиционных для РФ «госкомпаний», но сейчас новость только о тех медиа, которые финансируются напрямую из бюджета и перечислены выше.
И у них всё грустно. Как сообщают в «Ведомостях», расходы на государственных глашатаев сократятся к 2019 году на 9–20%. Так, финансирование ВГТРК к концу трехлетнего цикла сократится на 9% или на 2 млрд рублей. Разочаруют и главного редактора Russia Today Маргариту «Нас Повесят Фашисты» Симоньян — RT недополучит 1,5 млрд рублей или 8% от своего финансирования уровня текущего года. Сильно порежут и бюджет вотчины главного геополитика от новостей Дмитрия Киселева — финансирование ИА «Россия сегодня» снизится с 6,1 млрд до 5,4 млрд рублей. Больше всех достанется историческому ТАСС — сокращение расходов достигает 20% от нынешнего уровня, с почти 2 млрд в 2016 до 1,45 млрд в 2019 году. Справедливости ради небольшую поблажку российским СМИ все же дали — с 2017 года допустимый объем рекламы, размещаемой в периодических печатных изданиях, увеличен до 45% от контента, что позволит хоть немного компенсировать потери от бюджетных сокращений. Но получается, что помимо пенсионеров, бюджетников и чеченцев, своего верного электората, правящая партия не жалеет и пропагандистов — тонуть, так всем вместе. «Впрочем, ничего нового».
Нобелевская премия по экономике: кто и за что?
Начало октября традиционно сопровождает важное событие в мире науки — Нобелевская неделя. Нас интересует, разумеется, премия по экономике. В этом году лауреатами премии стали двое ученых из Соединенных Штатов — Оливер Харт из Гарварда и Бенгт Хольмстрем из Массачусетского технологического. Объектом премии стал ряд исследований и статей экономистов, совокупно названных «теорией контрактов». Суть идей лауреатов в разработке формулы заключения наиболее «успешного» контракта, услуги и оплата по которому были бы максимально сбалансированы. В первую очередь это касается контрактов между компанией-работодателем и её сотрудниками и менеджерами. Речь о том, какие показатели и условия необходимо учитывать в договорах о работе так, чтобы сотрудник хотел проявить себя с лучшей стороны, не имея при этом соблазна ставить интересы компании ниже собственных. Другими словами, вопрос в том, как сделать так, чтобы интересы у компании и сотрудника в условиях невозможности тотального контроля были одинаковы. Одной из классических ситуаций тут является контракт организации с её топ-менеджером, считающий надбавки к окладу относительно прибыли компании. Однако многие топ-менеджеры ради своей выгоды шли на такие способы получения прибыли, которые в долгосрочной перспективе могли привести к её нестабильному положению — но менеджер к этому времени уже менял место работы. Похожие ситуации возникают и не только на уровне высшего управления, но и на гораздо более мелких должностях. Существуют и другие примеры контрактов, например, где оклад зависит от курса акций компании — но ведь акции, особенно добывающих компаний, никогда не зависят только от действий руководства. Статьи Харта и Хольмстрема частично решают эту проблему, описывая, каким образом обходить тот или иной случай. Их работы имеют большое значение для «реальной экономики», давая большие практические рекомендации, благотворно влияя на функционирование предприятий и рынка труда в целом. «Нобелевская премия Харту и Хольстрему — полностью о том, как экономические теоретики воссоединились с реальным миром и всеми его несовершенствами», — цитирует РБК твит профессора экономики Мичиганского университета Джастина Вулферса.
«Теорию контрактов» применяют во благо уже достаточно давно. Особенно пристальное внимание она получила после финансового кризиса 2008 года, главной причиной которого часто называют рискованные действия топ-менеджмента, как раз тот самый фактор «личной выгоды». Сами же исследования проходили еще в 80-е годы прошлого века, так что нынешние лауреаты, можно сказать, заждались своих премий — но реальный мир и экономика заставили практиков обратить внимание на их работу, и теперь признание нашло своих героев. Впрочем, не все считают премию за «теорию контрактов» достаточно обоснованной и разделяют мнение Вулферса. По крайней мере, в РФ нашлись люди, имеющие другое мнение. Так, депутат Госдумы от ЕР Сергей Чижов заявил, что «нет признаков вклада в развитие человечества. Это обычная систематизация отношений, работа важная, но не открытие», — цитирует парламентария Lenta.ru. Похожее мнение выразил и другой депутат нижней палаты, Михаил Емельянов, сравнив нынешние исследования с работой лауреата 1973 года Василия Леонтьева, русского эмигранта из петербургской профессорской семьи (нынешние лауреаты, кстати, тоже не американцы по происхождению, Харт — выходец из Англии, Хольстрем — из Финляндии). Признавая большую теоретическую и практическую значимость открытия Леонтьева, парламентарии из РФ действительно в чем-то правы, но позволим себе заметить, что лучшим их вкладом была бы не критика решений Нобелевского комитета, а плодотворная работа над теми законами, которые позволили бы новым Леонтьевым из России вновь становиться лауреатами премии, а не уезжать за пределы страны.
Россия не зовёт
Ежегодный инвестиционный форум «Russia Calling!» проходит с 12 до 14 октября в Москве. Организатор форума — ВТБ Капитал, первый раз давший старт этой площадке в 2009 году. «Россия Зовёт!» с тех пор заслужил репутацию ведущего мероприятия по обсуждению инвестклимата в РФ и привлечению зарубежных инвестиций. В этом году на форум приехало около 2200 участников из более чем 60 стран, сообщают на официальном сайте мероприятия. Уже успели выступить три мэтра российской экономики: Антон Силуанов, Алексей Улюкаев и Эльвира Набиуллина. Министр финансов уверил собравшихся, что в новом трехлетнем бюджете не обсуждались идеи повышения пенсионного возраста и увеличения налогов — но с оговоркой: «Что будет через два-три года, будет зависеть от ситуации». Министр экономразвития вновь говорил о том, что «дно пройдено, ВВП вырастет» и пообещал возобновление инвестиционной активности в стране со второй половины 2016 года, когда и бизнес, и домохозяйства оправятся от кризиса. Наконец, выступила и глава Центрального Банка, ответив на вопросы по ключевой ставке. «Уровень, при котором инвестиции становятся предсказуемыми, инвесторы не думают об инфляции как о существенном факторе, влияющем на их планы, и могут развивать свои проекты — это 4 процента и ниже», — отметила Эльвира Набиуллина, таким образом давая понять, что «снижений не будет», пока инфляция не достигнет запланированного уровня. В целом заявления глав ведомств не дали практически никакой новой информации, но вселили в иностранных инвесторов уверенность, что все находится под контролем.
Ретранслятором же новой информации стал другой гость форума, который также приехал выступить с речью — Владимир Путин. Президент России говорил о росте экономики как о стратегической задаче страны и неожиданно признался, что западные санкции на нашу страну всё же влияют: «Мы часто повторяем как мантру, что эти так называемые пресловутые санкции на нас не очень-то и влияют. Влияют. И прежде всего угрозу я вижу в ограничении передачи технологий». Это заявление президента стало достаточно неожиданным, а последующие комментарии и вовсе превратили инвестиционный форум в политическую площадку: Владимир Путин высказался по ситуации в Сирии, об ухудшении отношений с США, о нападении на гумконвой в Алеппо. Но про экономику национальный лидер тоже не забыл, объяснив ситуацию с покупкой «Башнефти» «Роснефтью», о которой мы писали в прошлом обзоре: «Разве это не приватизация? Но это приватизация аккуратная, имея в виду синергетический эффект и получение максимального выигрыша с точки зрения бюджетных фискальных интересов», — цитирует РБК главу государства. Путин упирал на то, что «Роснефть» является не полностью государственной компанией, ведь значительной частью её акций владеет BP. Он также подчеркнул, что такой исход устраивает руководство республики Башкортостан, которая сама является держателем 25% акций башкирской нефтяной компании. В целом, несмотря на некоторую политизацию, форум прошел достаточно живо и интересно, но несколько отклоняясь от своей первоначальной задачи — поиска зарубежных инвестиций. Можно сказать, что в этом году «Россия не зовёт».
Check your village privilege
Министерство труда сделало очередной вклад в бюджетную экономию: приостановлено вступление в силу законопроекта об опережающем росте пенсий в деревнях. Закон, который дает 25%-й ежегодный прирост фиксированной части пенсии для так называемых «сельских пенсионеров» (людей, проработавших в сельском хозяйстве более 30 лет), должен был начать действовать с 1 января 2016 года, но в силу экономических затруднений увеличение пенсий составило только общероссийские 4%, по целевому показателю инфляции (реальная же — 12,9%). Теперь правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила предложение Минтруда о заморозке закона на весь трехлетний период действия нового бюджета — то есть до 1 января 2020 года, что, по подсчетам, позволит сэкономить на расходах 55 млрд рублей. Таким образом, пенсия для сельских жителей будет считаться по обычной формуле, в виде ежегодной индексации на величину инфляции предыдущего года, если, конечно, правительство не будет её отменять, как случилось в нынешнем году. Сейчас размер фиксированной выплаты составляет 4559 рублей, и если бы законопроект вступил в силу, то к началу следующего десятилетия он вырос бы до 11,1 тысячи рублей. Впрочем, есть и обратная сторона вопроса. РБК пишет, что пенсия многих людей, которых коснется инициатива Министерства труда, меньше прожиточного минимума, а значит правительству все равно придется увеличивать выплаты, что сведет экономию от заморозки законопроекта на нет. Эта мера стала уже четвертой за год попыткой сэкономить на пенсионерах в пользу бюджета: ранее работающим пенсионерам предлагали заменить ежегодное повышение пенсий на более серьезную надбавку после окончания трудовой деятельности, потом доиндексация всех пенсионеров была заменена единовременной выплатой, а после выяснилось, что выплату получат только пенсионеры, проживающие в РФ. Скорее всего, после одобрения правительственной комиссией и эта инициатива вступит в силу, несмотря на предупреждения со стороны чиновников Счетной палаты — нынче любой груз с возу сбрасывают с радостью.
Новости сферы ЖКХ: тарифам не дадут расти
В стране с централизованными поставками коммунальных услуг сообщение о росте тарифов всегда будет важной новостью. Дело в том, что уровень тарифов, определенный правительством, выполняет важнейшую рыночную роль — только от него зависит уровень прибыли энергетических компаний и их способность инвестировать в инфраструктуру. Особенно тяжелая ситуация — с теплоснабжением, где нет практически никаких рычагов для влияния на конечного потребителя — по закону тепло отключать никак нельзя. Разумеется, дело касается в первую очередь граждан-потребителей и муниципалов, то есть жилых домов и государственных организаций, а вот с частными предприятиями дело обстоит проще. Тем не менее уровень тарифов остается единственным способом, которым энергетические компании могут получить «свою копеечку» и заработать больше, чем в прошлом году, хотя бы на уровень инфляции. И здесь они всегда вступают в бесконечную политическую борьбу с правительством, ведь увеличение тарифов ЖКХ всегда крайне болезненно воспринимается населением, а амортизационный фонд компаний, которые должны поддерживать жизнь ветшающих централизованных сетей, тем временем скудеет. Попытки переделать теплоснабжение в прибыльный бизнес предпринимаются менеджментом компаний: например, существует концепция «альтернативной котельной», но и здесь речь идет о повышении тарифов. Такие схемы пока работают плохо из-за особенностей бизнеса — тепло это не электричество, которое можно моментально перенаправить из одной точки в другую и где существует единая сеть, его рынок достаточно локален, так что на нем любые спекуляции могут быть только искусственными, а реальным остаются только две вещи — ближайшая ТЭЦ и политические мотивы.
Вот почему следующая новость не обрадует производителей энергии: Минэкономразвития определило максимальный уровень повышения тарифов в 2017 году на тепло, газ и электроэнергию. Совокупный платеж за ЖКХ, по указу министерства, не должен расти больше, чем на уровень целевой инфляции — 4%. Больше других позволят электроэнергии — максимальный рост тарифа на неё установлен в 5%. Это очень низкий уровень, особенно для регионов, где размер платы за коммунальные услуги в принципе ниже федерального и где общероссийский уровень нужно догонять. Источники из «Ъ» так отозвались о нынешнем уровне разрешенного повышения тарифов: «Это только латание дыр и никакой модернизации, а старение теплосетей идёт очень быстро». Похожим образом высказалась и руководитель Аналитического кредитного рейтингового агентства Наталья Прохорова: «Интересно, что цены на тепло также будут индексироваться по 4%, что ставит под сомнение цели реформирования рынка тепла, что требовало среднего роста тарифов в стране в 30%», — цитирует «Ъ». Аналитика достаточно простая — меньшая плата сейчас играет против потребителей в будущем; если сети не ремонтировать сейчас, потом это обойдётся гораздо дороже. А зная традиционные способы пополнения бюджета, можно сказать, что российское правительство вряд ли обратится с этой просьбой к мифическим «инвесторам». Скорее всего «инвестировать» придется населению.
На рубль надеяться не стоит
В свете новости от 8 октября, согласно которой в США многие трейдеры ставят на скорое повышение стоимости рубля относительно доллара, хотелось бы поговорить об этом чуть подробнее. В первую очередь, за весь год рубль с точки зрения рынка действительно демонстрировал крайне позитивную динамику — прирост в 17% к доллару, фактическое возвращение на уровень октября прошлого года. Во-вторых, на такое решение трейдеров влияет наконец-то пришедшие к согласию члены ОПЕК, принявшие решение снизить уровень добычи нефти на 700 тыс. баррелей в сутки, что автоматически привело к росту цен на черное золото и, как следствие, к росту русской национальной валюты. Игроки в США не оставляют эту тенденцию незамеченной, а потому оборот торгов по фьючерсам и опционам на курс рубля на американской валютной бирже увеличился на 179% по отношению к уровню прошлого года. Существует и противоположное мнение, к которому большинству трейдеров стоило бы прислушаться: решения ОПЕК редко пересекаются с реальностью, и объем добычи нефти неуклонно растет. Также в большой степени на укрепление позиций рубля работала вся финансовая система РФ: на меры по этой статье потрачено 990 млрд рублей — едва ли экономический блок правительство пойдет на это и дальше, учитывая постоянную экономию. Косвенно подтверждают эти размышления и прогнозы Минфина: ведомство закладывает в бюджет все более высокий курс рубля — 67,5 в 2017 году, 71,1 в 2019-м. С другой стороны, в краткосрочной перспективе американские трейдеры могут и выиграть: к концу года многим российским компаниям надо будет погасить внешние долги, что вызовет определенный спрос на валюту. Очевидно, что в долгосрочной перспективе надо смотреть на другие факторы. Быть позитивнее российского Минфина — это… забавно.
Итого
Финансирование государственных СМИ сокращают — дотянулся проклятый Обама; названы лауреаты Нобелевской премии мира по экономике — приз получает «теория контрактов»; инвестиционный форум «Россия Зовет!» прошел с сильной политической окраской; тарифы на ЖКХ установлены на минимальном уровне и это не так хорошо, как кажется; американские «быки» ставят на рубль.