В этом еженедельном экономическом дайджесте «Спутника и Погрома»:
— Битва духовностей: американские хасиды против советских законов.
— Битва властей: Минфин и Госдума спорят о ситуации с финансированием армии.
— Битва корпораций: «Яндекс» отвоевывает рынок у Google, используя ФАС.
— Битва за деньги: Счетная палата хочет запретить регионам-должникам размещать средства на депозитах.
Кроме того: Аргентине больше не нужны российские кредиты, а Сбербанк уезжает из центра Москвы.
Заплати за библиотеку
В среду РБК сообщило о новых происках представителей богоизбранного народа против нашей многонациональной родины. Дело касается так называемой «библиотеки Шнеерсона» — собрания изданий Торы, сочинений и молитвенников Хабада, хасидистского еврейского религиозного движения. Духовный центр этой организации в Российской Империи находился в местечке Любавичи, нынешняя Смоленская область. После революции библиотека была национализирована советским правительством. После распада СССР еврейские общины Америки начали отстаивать передачу книг им, и в 2010 году суд округа Колумбия обязал Россию передать коллекцию общине любавических хасидов. Само разбирательство длилось 6 лет, а РФ вышла из него за год до принятия решения, видимо, осознав всю тщетность попыток отстоять право на коллекцию. Это неудивительно, поскольку основным аргументом российских ответчиков было отсутствие в стране так называемого «закона о реструктуризации», который позволял бы прежним собственникам возвратить национализированное имущество хотя бы частично. Помимо самого решения американский суд также наложил штраф в $50 тыс./сутки до тех пор, пока коллекция не будет передана законным владельцам. Россия постановление проигнорировала и к нынешнему моменту штраф составляет уже $64,5 миллиона. Именно эти деньги теперь стали главной мишенью любавических хасидов, которые всерьез собрались конфисковать у РФ активы на эту сумму.
Адвокаты хасидов направили соответствующие запросы Минфину США и пяти крупным банкам и финансовым институтам страны: JP Morgan Chase, Citibank, Goldman Sachs, Computershare и американскому подразделению Deutsche Bank. Их интересуют деньги, которые можно затребовать со следующей максимально широкой формулировкой: «счета Российской Федерации, а также любого из её органов или ведомств, представителей, аффилированных с государством компаний, их дочерних структур, правопредшественников, правопреемников, альтер-эго, уполномоченных агентов, субъектов Федерации, а также всех лиц, действующих в интересах или от имени Российской Федерации». Запрошены были и данные о средствах РФ, заблокированных властями США в рамках антироссийских санкций, а таких, по оценкам The Wall Street Journal, набирается до $637 млн. Разумеется, столь активные действия представители общины объясняют лишь скорейшим желанием получить книги, резко выражая свои намерения: «Русские признают силу. Они признают мощь. И мы попросим суд дать нам именно это, мы попросим дать нам средства, чтобы усилить давление на Россию», — цитирует РБК адвоката общины Стивена Либермана.
Однако неожиданное вмешательство правительства Соединенных Штатов несколько охладило пыл воинов Торы — в первую очередь потому, что Вашингтон выступил на стороне России. Белый дом вмешался в судебный процесс, заявив, что дело застрагивает национальные интересы Америки, и, разумеется, суд эти доводы принял. Позиция американского правительства заключается в том, что замороженные в рамках санкций российские активы не подлежат никакому использованию, а данные о счетах Российской Федерации и её агентов на территории США не подлежат раскрытию в рамках этого или иного другого судебных дел. Помимо всего прочего, не исключаются и политические мотивы — арест активов снижает возможность мирного соглашения по процессу и может в целом обострить внешнеполитическую ситуацию. Распространение судебного иммунитета от повесток хасидов стало основным форматом развития похожих дел и в отношении других организаций, но, судя по решительным заявлениям «Хабад», сдаваться они не намерены. Интереснее других на ситуацию отреагировал Дмитрий Песков: «Кремлю неизвестно о попытках движения „Хабад“ найти и арестовать российскую собственность в США».
У тебя нет здесь власти, Силуанов!
В минувшую среду Государственная дума отклонила сразу два предложения Министерства финансов, касающихся финансирования вооруженных сил России. Оба касаются ужесточения контроля над распределением средств в армии. Первое предложение предполагало передачу министру права перераспределять до 10% бюджета Минобороны, МВД, Нацгвардии и ФСО минуя поправки в закон о федеральном бюджете. Эта инициатива, по словам замминистра финансов Алексея Лаврова, «позволит повысить оперативность и гибкость в использовании этих средств и в целом повысить их эффективность», — цитирует РБК. Второе предложение — отмена индексации зарплат госслужащим, в число которых входят и военные. Этот законопроект во многом стал бы подтверждением сложившейся практики — повышение денежного довольствия военнослужащих не производится с 2013 года. Из профильных законов планировали исключить строчки о ежегодном повышении зарплат госслужащих, соразмерном величине прогнозной инфляции. Несмотря на всю тяжесть экономического положения страны, депутаты не вняли ни первой, ни второй инициативе Министерства Сокращений и отклонили обе.
Общую позицию по первому предложению выразил председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров: «Это не вопрос доверия или недоверия, это полномочия парламентского контроля». То есть поправку отклоняют в первую очередь потому, что не согласны даже с частичным лишением Думы права проверять распределение расходов. В принципе, это достаточно здравое решение, однако пока так называемый «парламентский контроль» играет скорее декоративную функцию: все поправки, предложенные Минфином и другими ведомствами, неизбежно принимаются. Таким образом, оптимизация работы, как правильно было бы обозначить первую инициативу правительства, не прошла — всё и дальше придется согласовывать с Госдумой. Надеемся, конституционный комитет однажды последует примеру бюджетного и тоже продолжит проверять законопроекты на соответствие основному закону — как успешно проверил «закон Яровой», например. Второе же предложение, об отмене индексаций денежного довольствия военных, отклонили, сославшись на особое положение этой социальной группы, напомнив Минфину о «важности выполняемых военнослужащими задач и роли этой категории граждан в жизни общества и государства». Главным противником выступил комитет по обороне, а роль рефери выполнял комитет по бюджету — возглавляет его как раз тот самый Андрей Макаров, утопивший другую инициативу Министерства. Исходя из этих событий можно сказать, что даже крайне осторожные действия Минфина в попытке как-то регулировать ситуацию с расходами на армию тут же встретили дружный отпор парламентариев.
Предписали — выполняй
История о тяжбах Федеральной антимонопольной службы началась еще с прошлого года — тогда служба по жалобе «Яндекса» признала Google виновной в нарушении части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Согласно заключению ФАС, компания заключала соглашения с некоторыми производителями смартфонов, и теперь приложения Google должны быть предустановлены на готовый продукт, а также размещены на приоритетных позициях на экране устройства. На этом основании 11 августа 2016 года ФАС назначила российскому представителю корпорации административный штраф в размере 438 млн рублей. В ответ Google пыталась обращаться в Арбитражный суд Москвы, однако её доводы не были приняты. Впрочем, неудачи не поколебали уверенность Google в своей невиновности, и потому штраф, который, по данным «Ъ», составляет всего 2,5% от выручки ООО «Гугл», компания выплачивать не поспешила.
Это привело к усилению давления со стороны ФАС: сегодня Интерфакс сообщил, что служба привлекла компанию к ответственности за неисполнение предписания и назначила новый штраф в 500 тыс. рублей — то есть это уже штраф за невыплату штрафа. Глава службы Игорь Артемьев заявил, что такие меры будут повторяться регулярно, пока Google не выплатит положенную сумму. Он также пригрозил более жесткими мерами: «У нас есть еще одно оружие очень сильное — оно заключается в том, что мы можем через суд подать иск о принудительном исполнении. А невыполнение решения суда о принудительном исполнении — это уже два года лишения свободы. То есть уже из административно-правового, из КоАПа, мы перейдем в Уголовный кодекс», — цитирует «Ъ». Тем временем ставший инициатором разбирательства «Яндекс» уже два года теряет свои поисковые позиции на рынке России — с 62% в 2014 году до 56% сегодня. Главным полем, где отечественная компания терпела поражение за поражением, как раз были поисковые системы на мобильных устройствах: например, на Android в РФ доля «Яндекса» составляла всего 33,3% против 65,3% у Google. Однако теперь российский поисковик может праздновать долгожданную победу — после вынесения постановления ФАС против американской корпорации общая поисковая доля Google больше не показывает рост, остановившись на одной позиции, а доля «Яндекса» в мобильных устройствах увеличилась до 40%, как уточнил в разговоре с «Ъ» финансовый компании.
Взял кредит — не копи
Счетная палата предложила внести в бюджетный кодекс ряд поправок, ограничивающих возможности субъектов-должников использовать бюджетные средства. Суть поправок в запрещении размещения денег на банковских депозитах, если у региона имеется задолженность по «бюджетным кредитам» — средствам, взятым в долг из федеральных средств под 0,1% годовых. Эти меры принимаются в ответ на нецелесообразные, по мнению экспертов Счетной палаты, действия региональных властей, которые занимали у коммерческих банков до получения средств из федерального бюджета, а потом расплачивались по кредиту. При этом свободные средства у регионов тоже были — они просто лежали на депозитах финансовых организаций, пока субъект предпочитал брать кредит. Подобные выводы Счетная палата сделала после масштабной проверки правительств Московской, Ярославской, Самарской, Саратовской и Челябинской областей, где за 2014–2015 год резко выросли затраты на обслуживание долга. РБК приводит в пример ситуацию с Самарской областью, которая летом 2014 года взяла в Сбербанке кредит на 4 млрд рублей, в то время как на лицевом счете региона находилось 4,3 млрд, а еще не менее 5 млрд находились на различных депозитах.
Здесь как нельзя кстати подоспел Минфин со своим заявлением о постепенном сокращении бюджетных кредитов регионам — их будут заменять дотациями. Так, из проекта трехлетнего федерального бюджета на эти меры выделено 250 млрд рублей — меньше, чем за весь 2016 год (338 млрд рублей). Пресс-служба Минфина считает, что эти меры приведут к положительным результатам и позволят сбалансировать долг субъектов РФ. В какой-то мере это может быть справедливым, ведь в 2016 году бюджетные кредиты опередили по задолженности все другие формы займа денег и составили 48% в этой сфере — общая сумма долга регионов по ним превышает 1,1 трлн рублей. Взамен предлагается предоставить регионам больше дотаций, однако, поскольку их объем не может превышать 20% от объема доходов консолидированного бюджета за 2015 год, едва ли безвозмездные поступления смогут закрыть все будущие расходы субъектов. Напомним, сейчас в России есть 14 регионов, в которых объем госдолга превысил доходы региона более, чем на 100%.
Обе меры уже нашли своих критиков и свои отклики. Так, директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин не находит ничего необычного в наличии свободных средств у регионов, которые берут коммерческие или бюджетные кредиты. «Через год или два после получения кредита ситуация в регионе может поменяться, у властей появляются свободные средства, и нет ничего необычного в том, что они размещают их на депозитах. Если региону запретить размещать временно свободные средства, то это приведет к неэффективному использованию средств», — цитирует эксперта РБК. По поводу же уменьшения доли бюджетных кредитов высказался глава Калмыкии Алексей Орлов: «Сумма дотаций на выравнивание не полностью компенсирует те средства, которые можно было бы получить в рамках бюджетного кредитования». Впрочем, он же добавляет, что перераспределять средства в бюджете за счет возможностей в первую очередь региона — идеальное решение. Легко, наверное, говорить с такой позиции, будучи главой нацреспублики. Как сработают планы правительства по уменьшению госдолга регионов и к чему это приведет — узнаем в ближайшие три года.
Аргентинцам не нужно денег
Bloomberg в среду опубликовал новость, согласно которой министерство финансов Аргентины откажется от предложения России предоставить кредит на постройку гидроэлектростанции стоимостью в $2,6 млрд. «Финансовые условия, предложенные Россией, перестали быть привлекательными после того, как Аргентина вышла из дефолта», — сообщил местный минфин агентству. По данным, приведенным в тексте, РФ предлагала Аргентине предоставить $1,9 млрд на 20 лет со ставкой 6,5% — как раз когда американский суд объявил о техническом дефолте южноамериканской страны: впрочем, дефолт там продолжается с 2002 года, а теперь речь идет только о скорейшей выплате средств кредиторам, которые массово судятся со страной в Штатах. Теперь страна будет искать средства на рынке кредитования по более мягким условиям. Здесь интересно, что российский кредит был частью привычной схемы поведения РФ в развивающихся странах — строим что-то, на что сами же и выдаем кредит: в данном случае это была как раз ГЭС «Чиуидо-1» вместе с другими энергетическими проектами — строительством АЭС и развитием добычи природного газа. Соглашения по этому партнерству были подписаны в Кремле весной прошлого года.
Сбербанк переезжает
РБК со ссылкой на Reuters пишет об интересном методе оптимизации расходов главным банком страны. В ближайшие месяцы, согласно данным издания, Сбербанк переведет большинство своих сотрудников из БЦ «Романов двор» в главный офис на улице Вавилова (за 3-м кольцом, в Академическом районе). Ежегодные расходы на аренду помещений в центре Первопрестольной составляли для Сбербанка кругленькую сумму в $5,4 млн. Однако смена локации подается пресс-службой банка в первую очередь как средство для повышения эффективности — по их заявлению, переезжающие сотрудники инвестиционно-банковского подразделения Sberbank CIB только выиграют от этого: «Объединение под одной крышей позволит оптимизировать бизнес-процессы Sberbank CIB с другими подразделениями банка и его крупнейшими клиентами», — цитирует агентство представителя банка. Интересно, что новости о переезде приходят на фоне сообщений в «Ведомостях» о планах повысить налоги на землю и недвижимость в центре Москвы, что безусловно приведет к повышению арендной платы. И хотя Сергей Собянин в тот же день объяснил, что специально ничего повышаться не будет, планы выдавить бизнес из центра во многом соответствуют новому генеральному плану развития Москвы, о котором подробнее можно почитать здесь. Последуют ли примеру главного банка страны другие корпорации и как будет располагаться бизнес в Москве через несколько лет, мы узнаем позже.
Итого
Хасиды бодаются с Россией за библиотеку; Госдума отбивается от посягательств Минфина на бюджет армии; ФАС осаждает Google по жалобе «Яндекса»; Счетная палата отбирает у регионов право хранить средства на банковских депозитах; Аргентина отказывается от российских кредитов; Сбербанк уезжает из центра Москвы. В России начинается холодная зима.