Текст: Исаак Вебб, Рейд Стэндиш, Foreign Policy. Перевод: Григорий Николаев, «Спутник и Погром»
В дни, когда Киев не может толком связаться с Белым домом, даже участницы конкурса Miss Universe становятся дипломатами.
Сегодня в Вашингтоне часто можно услышать украинский.
Украинские чиновники заполонили Вашингтон сразу после ноябрьских выборов, но после того, как Конгресс возобновил в январе работу, их стало еще больше. В последний раз в Конгресс разом явилось 70 украинских посланцев. А сотрудник Конгресса, работающий в области отношений с Украиной и Россией, сообщил сотруднику Foreign Policy, что без визитов украинских законотворцев в Капитолий не проходит ни дня.
Одна из причин такого наплыва украинских гостей — роль США во внутренней политике Украины. Знакомство с влиятельными американцами и поддержка с их стороны становятся главным ресурсом для украинских политиков. «США на Украине воспринимаются как самая влиятельная сила, — говорит Василь Филипчук, бывший дипломат, ныне занимающий пост председателя МЦПД (Міжнародний Центр Перспективних Досліджень) в Киеве. — И после избрания Трампа все группы элит решили, что им срочно нужно установить или возобновить связи с новой американской администрацией».
Еще одна причина частых визитов украинцев в Вашингтон — непонятная позиция Трампа по украинскому вопросу. Мало того, непонятно, кто вообще отвечает за отношения между странами. Украинские политики рвутся в Вашингтон в надежде воспользоваться образовавшимся вакуумом или хотя бы пристроиться к процессам.
«В Киеве не понимали, что происходит, и очень волновались, ожидая, что именно Трамп предпримет в отношении России и Украины, — рассказывает Балаш Ярабик, сотрудник Фонда Карнеги за международный мир. — И украинским политикам выпала возможность выступить с собственными инициативами».
Смена Барака Обамы на Дональда Трампа оказалась неприятным событием для множества стран — как и из-за смешанных сигналов, подаваемых новым президентом, так и из-за невозможности выяснить обстоятельства в личной беседе с сотрудниками администрации, занятыми хлопотами переходного периода. Но нигде избрание Трампа не породило такого замешательства, как на Украине, где второй год длится военный конфликт, унесший уже почти десяток тысяч жизней. Возобновление стычек в конце января создало угрозу полного краха Второго Минского соглашения; провокативные действия со стороны России, недавно признавшей паспорта самопровозглашенных республик, делу не помогают.
Противоречащие друг другу заявления администрации Трампа по поводу России только еще больше запугали Киев. Сам Трамп заявил, что хотел бы ближе сотрудничать с Россией в деле борьбы с терроризмом и разрешения сирийского конфликта — но его администрация заявляет, что близкое сотрудничество в данный момент невозможно. Мало того, ключевые сотрудники администрации нового президента США — включая вице-президента Майка Пенса и министра обороны Джеймса Мэттиса — указали на угрозу, исходящую от Кремля. В отсутствие ясной политики Белого дома Киев начал искать поддержку в других кругах. Республиканцы в Сенате (на них давят давние противники России Джон МакКейн и Линдси Грэм) в последние дни забили тревогу, требуя принять меры против Москвы и поддержать Киев. Но украинское правительство все еще пытается наладить прямые контакты с Белым домом — и для того, чтобы донести свою позицию, и для того, чтобы не дать своим внутренним конкурентам сделать это первыми.
«Мы хотим наконец понять, кто со стороны США ответственен за европейское направление внешней политики, — заявил посол Украины в Вашингтоне Валерий Чалый в интервью FP. — В данный момент этот вопрос неясен».
Между тем проблемы в высших эшелонах американского дипломатического корпуса привели к тому, что украинцы начали заниматься любительской — а иногда и негосударственной — дипломатией.
Один такой случай неформальной украинской дипломатии на прошлой неделе был описан в New York Times. Издание сообщило, что Андрей Артеменко, украинский юрист, представляющий Радикальную Партию Олега Ляшко, попытался взять отношения с администрацией Трампа в свои руки. Он сотрудничал с адвокатом Трампа Майклом Коэном и Феликсом Слейтером, давним деловым партнером нового американского президента. Целью сотрудничества была передача тайного «мирного соглашения» Майклу Флинну, бывшему советнику по национальной безопасности США. Артеменко, маргинальный, но амбициозный политик, связанный с ультраправой группировкой Правый Сектор, по-видимому, действовал без санкций украинского правительства. Украинские чиновники были в ярости — Артеменко выгнали из его фракции в парламенте страны, а Генеральная прокуратура Украины завела на него дело о государственной измене. Сам Артеменко передачу документов американцам отрицает и угрожает подать против New York Times иск о клевете.
В последующие дни появились и новые планы мирного урегулирования ситуации на востоке Украины. Бывший президент Украины Виктор Янукович, бежавший после Майдана в 2014 году в Россию, во вторник беседовал с западными журналистами и продемонстрировал план по урегулированию конфликта на девяти страницах. Согласно Der Spiegel и Wall Street Journal, Янукович послал документ Трампу и лидерам России, Германии, Франции и Польши. В среду радио «Свобода» сообщило, что Константин Килимник, экс-заместитель Пола Манафорта, когда-то работавшего на Януковича, а затем ставшего руководителем избирательной кампании Дональда Трампа, тоже набросал план по мирному окончанию конфликта. Мало того, Килимник утверждал, что общие положения документа он обрисовал Манафорту еще во время избирательной кампании 2016 года.
Иные украинские посланцы руководствуются скорее электоральной выгодой — в 2019-м на Украине состоятся президентские выборы, и основные игроки уже вступили в борьбу. Юлия Тимошенко, бывшая премьер-министр Украины и противник президента Петро Порошенко, 2 февраля встретилась с Дональдом Трампом и Майком Пенсом в Вашингтоне. По сообщениям журналистов, американские партнеры уверили Тимошенко в том, что они «не бросят» Украину и санкции с России не будут сняты до тех пор, пока Кремль не выведет войска с территории Украины. Politico сообщает, что от известий об этой встрече у команды Порошенко «чуть не случился удар». Валерий Чалый, посол Украины, в свою очередь отрицает какую-либо негативную реакцию на встречу со стороны украинской администрации. По его словам, Порошенко и Тимошенко работают над достижением единой цели. «Они, может, и бьются за влияние и рейтинги в Киеве, но когда дело доходит до безопасности Украины, они делают одно дело», — добавил посол.
Но даже не одобряя неофициальные дипломатические сношения, украинское правительство все еще старается наладить каналы связи с Трампом. Киев «использует неформальные контакты», утверждает Тарас Березовец, политолог и директор украинского Фонда Национальных Стратегии.
По слухам, один из таких контактов — Александра Николаенко, украинская модель и бывшая участница конкурса «Мисс Вселенная». Николаенко замужем за Филом Раффином, близким другом президента. Трамп был шафером на свадьбе Раффина и Николаенко в 2008 году; Раффин же с самого начала поддерживал избирательную кампанию Трампа, пожертвовав миллион долларов в первые две недели после ее начала. По словам источника, близкого к украинской администрации, Николаенко сказала Чалому, что «может связать его с кем угодно в администрации» и уже начала устраивать встречи. В интервью FP Чалый подтвердил, что виделся с Николаенко во время «неформальной встречи с новой американской администрацией» и даже пригласил ее в украинское посольство. Впрочем, Чалый отрицает, что Николаенко устраивала какие-либо переговоры.
Еще одним из проводников к Трампу может оказаться миллиардер Виктор Пинчук, в декабре опубликовавший колонку в New York Journal, где призвал Украину пойти на «болезненный компромисс» ради разрешения конфликта на востоке страны. После публикации статьи администрация Порошенко ответила, что не сдастся перед лицом российской агрессии. Но менее чем через месяц Порошенко, до того проигнорировавший приглашения Пинчука посетить устроенный им во время Всемирного экономического форума в Давосе завтрак, встретился с бывшим министром обороны США Робертом Гейтсом; встречу эту организовал Пинчук. Порошенко надеялся, что Гейтс, не будучи частью администрации Трампа, все же сможет свести его с ближайшим окружением американского президента.
Украинская модель Александра Николаенко
Пользуясь ли традиционными видами коммуникации, неформальными каналами или их комбинацией, украинцы достигли больших успехов. Украина сумела связаться с Трампом и его окружением. Чалый сыграл в этом центральную роль — сразу после победы Трампа он сумел встретиться с сотрудниками новой администрации, а затем, за несколько дней до инаугурации, и с самим Дональдом Трампом. В начале февраля Порошенко оказался одним из первых мировых лидеров, поговоривших с Трампом — сразу же после эскалации конфликта на восточных границах страны. Филипчук, сам бывший дипломат, писавший, что ради достижения мира с Россией нужно пойти на компромисс (многие украинцы считают его статьи провокативными), сказал, что очень удивлен и впечатлен успехами Чалого по налаживанию контактов с новой американской администрацией.
После замешательства первых недель администрация Порошенко, по-видимому, наладила-таки контакты с Белым домом. Украинцы сейчас пытаются устроить визит министра иностранных дел Павло Климкина в США, надеясь укрепить связи между двумя странами. Порошенко и Пенс 18 февраля встретились на конференции по безопасности в Мюнхене. Украинская сторона также надеется устроить в марте визит Порошенко в Вашингтон. Но недочеты в организации администрации Трампа уже сыграли свою роль в раздувании внутренних политических конфликтов на Украине, способных поставить стабильность страны под угрозу.
«В Киеве собирается внутриполитическая буря, — говорит Ярабик, аналитик из Фонда Карнеги, — и она грянет совсем скоро».
Оригинал материала на сайте Foreign Policy