В этом еженедельном экономическом дайджесте «Спутника и Погрома»:
— Структурно зависли: почему управляющие организации не сработались с ГИС ЖКХ?
— Новое пугало из Кремля: власти обсуждают возвращение налога с продаж.
— КЭФ, КЭФ, КЭФ: о чем говорили все звезды экономики в самом центре России?
— К ЦБ возвращается рассудок: ключевая ставка снижена!
Пять лет загрузки
В тестовом режиме запущена система ГИС ЖКХ — Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства. Президент РФ поручил создать такой портал ещё в далеком октябре 2011 года, причем срок исполнения государева наказа определили в марте 2012-го. Бояре из графика немного выбились, но наконец-то представили гражданам единую систему. Изначально проект позиционировался как информационный, однако со временем разросся до расчётной системы, регистрация в которой обязательна, а игнорирование — наказуемо. Предполагается, что полноценно она заработает с января 2018 года, а кто не успеет оцифроваться — получит письма счастья со штрафами до 200 тысяч рублей. Проблема — далеко не все управляющие (далее — УК) и ресурсоснабжающие организации успевают загрузить свои данные. Но ведь до санкций ещё год, скажет читатель. «А на загрузку данных потребуется три!», — отвечают заседатели из РСПП.
К такому выводу пришли на заседании комиссии союза промышленников и предпринимателей по ЖКХ на этой неделе. Согласно докладу зампреда организации, попытка загрузить 140 тысяч лицевых счетов продемонстрировала неработоспособность системы: программа определила время загрузки в три года (!). По итогам заседания предприниматели направили письмо вице-премьеру Козаку, курирующему отрасль. Такой шаг очень не понравился Минкомсвязи и «Почте России», разработчику и оператору ГИС. Замглавы министерства Евраев счел данные РСПП некорректными и удивился, почему на заседание комиссии не пригласили представителей ведомства и «Почты России». Замминистра подсчитал, что если бы все существующие сейчас 35 миллионов лицевых счетов загружались с той же скоростью, что и заявляют в РСПП, то потребовалось бы примерно 750 лет на создание нынешней базы. Не зная, кому доверять, я попытался лично проверить функционал портала. Найти собственный дом не получилось, потому что поиск работал некорректно — просто не отображал город. Попытка выбрать случайную УК и посмотреть список её счетов тоже успехом не увенчалась из-за постоянного всплывания окна «обработка запроса». Наконец, интерактивная карта внедрения грузится только через полминуты — сначала отображает грустные и пустые поля о том, что в системе нет ни одной компании. После томительного ожидания посмотреть реальные результаты все-таки можно, в лидерах по внедрению системы там, среди прочих, Чеченская республика — 100% данных оцифрованы в супертехнологичной нанореспублике.
Результат едва ли говорит о работоспособности системы. Однако если слова замминистра верны и там действительно есть уже 35 миллионов записей, то очевидно, что всевозможные ГУПы, МУПы и прочие государственные организации регистрировались в ГИС либо сильно заранее, либо по каким-то другим каналам. По мнению замглавы министерства, дело в том, что некоторые УК и ресурсоснабжающие организации просто не хотят регистрироваться в системе — это обяжет их раскрыть свои данные, которые те раскрывать не желают, цитируя чиновника, по понятной причине. Его слова звучали бы разумно, если бы не очевидные факты из конца прошлого абзаца. Как констатируют представители УК, тестовые платежи зависают в системе на срок до девяти дней, что делает их совершенно бесполезными по сравнению, например, с банковской операцией. Главная претензия из РСПП, подчеркивают там, не в необходимости регистрации, а в чересчур раздутом функционале ГИС. Представители союза настаивают на том, чтобы убрать излишние функции в пользу простоты и доступности системы.
Наконец, последним и самым важным фактором для управляющих организаций является законодательное регулирование. Если данные в системе отображаются некорректно или происходит еще какая-то ошибка, то штрафами ответственность УК не ограничивается. Правила гласят, что если счета нет в ГИС ЖКХ, то и плательщик не обязан оплачивать коммунальные услуги. Причем как установить факт наличия или отсутствия — напрямую не прописано. Значит, чисто теоретически граждане могут «не найти» свой счёт в системе и идти с вопросами в УК. Или не идти, а просто не платить. Учитывая, как сейчас работает поиск, ситуация видится вполне реалистичной. Если существующая система запустится с такими нормами, то это моментально вызовет хаос на рынке ЖКХ, считают в РСПП. Напомним, что создание самой ГИС ЖКХ называют одной из вожделенных структурных реформ, которые, по замыслу правительства, изменят экономику РФ. Действительно, если за год технические проблемы не будут решены и портал пустят в его нынешнем виде с существующими правилами — изменения непременно почувствует на себе каждый гражданин. Заходите в ГИС ЖКХ, будет весело!
Новое — хорошо забытое старое
Так называемый налог с продаж уже действовал в РФ. Даже дважды. Первый раз — в 1991–1992-м, а затем в 1998–2004 годах. Второй раз, кстати, налог был региональным — именно поэтому он кажется в нынешней ситуации актуальным средством. Власти субъектов часто жалуются на несопоставимость размеров субсидий из федерального центра и трудозатрат на их получение. Кроме того, усеченный бюджет этого года уже не так щедр на кредиты регионам. В сложившихся обстоятельствах дать возможность самим субъектам заработать выглядит достаточно логично (в реалиях РФ, само собой). Однако судя по обсуждениям в правительстве и подаче в СМИ, о налоге с продаж вспомнили только из-за грядущего налогового маневра. Больше всего это видно в расставленных акцентах: вводить НПС можно только как альтернативу повышению НДС.
Вообще НСП периодически всплывает в медиапространстве в качестве пугала для предпринимателей. Так было, например, в 2014 году, когда на РБК писали о вводе налога с продаж как об утвержденном факте. Возможно, делается это ради банального повышения доверия к властям — в том же 2014 году разговор об НПС привел к введению устного моратория от Путина на любое изменение налоговых ставок на четыре года. Однако если отбросить политическую составляющую и посмотреть на расчеты, то и здесь НПС проигрывает повышению НДС с точки зрения выгоды. В правительстве называют однозначные цифры: 500 миллиардов принесет федеральному бюджету повышение НДС на 2 п. п. и только 200 миллиардов — введение регионального налога с продаж. Такая оценка очень сильно похожа на фикцию. Во-первых, потому что ставка НПС не определена — по предыдущему опыту, регионы могут вводить налог в размере до 5%. Во-вторых, потому что неизвестно, какие субъекты захотят ввести у себя налог, а какие этим правом воспользуются не сразу. В конце концов, кому-то проще просто по-братски попросить включить их в очередную госпрограмму вместо Поволжья (не шутка), а кому-то — душить свое население новыми поборами. Возможно, у Совфеда и Госдумы, которые и являются инициаторами введения НПС, есть свои, недоступные рядовому уму способы подсчета, но пока такие данные все-таки выглядят сомнительно.
Какое бы решение ни было принято, ничем хорошим повышение ставки или введения нового налога для граждан обычно не оборачивается. Странные рассуждения чиновников-собеседников приводят «Ведомости». Якобы если НПС будет введен в качестве отдельного торгового сбора, который не включался бы в чек, то это не приведет к повышению цен на товары для конечного потребителя. Тезис настолько платиновый, что пояснения кажутся излишними. Если посмотреть с другой стороны, а именно с точки зрения выгоды региональных бюджетов, то и тут все меняется не совсем однозначно. Если новый налог все-таки отдадут на кормление субъектам, то вполне могут забрать какой-нибудь старый. Например, перераспределить налог на прибыль не в пользу региона, как это сейчас, а по принципу паритета. Также очевидно, что торговый сбор будет давать разные результаты по РФ. Так, в Москве и Петербурге оборот розничной торговли серьезный, а вот в Хакасии и Ненецком автономном округе (регионы-лидеры по дефициту бюджета) даже пятипроцентная ставка погоды не сделает. Так или иначе, эти обсуждения в правительстве говорят по факту об одном и том же: РФ продолжает рассматривать население как главный источник доходов. А уж как доить — детали.
Экономика под чёрным небом
В конце прошлой недели завершился Красноярский экономический форум. За два дня более пяти тысяч человек обсудили множество вопросов, а мы подготовили на рассмотрение самые интересные из них.
Тема самого форума звучит так — «Российская экономика: повестка 2017–2025». Если дело идет о будущем, то немедленно появляются те люди, которые по идее за него отвечают. В РФ это, как мы прекрасно знаем, господа из Минэкономразвития и ЦСР — Максим Орешкин и Алексей Кудрин. На этот раз планировщикам приходилось проявлять чудеса софистики, чтобы уходить от прямых вопросов. Как известно, май не за горами, а как раз в этом месяце ведомства Орешкина и Кудрина обещались представить свои программы по спасению России. Впрочем, какие-то намеки они вправду озвучили. Так, Алексей Леонидович неожиданно упомянул тюрьмы как сферу для будущих реформ. Более миллиона человек, занятых только в охране, бывший министр счел настоящей роскошью. Но на предложение министра без портфеля Абызова хотя бы в трех шагах описать программу преобразований, Кудрин парировал, что «правительство в России так и не стало открытым», очевидно намекая на соответствующий проект Михаила Анатольевича. Зато другую троицу назвал Максим Орешкин, отвечая на заявления предпринимателей о непредсказуемости законодательного регулирования в РФ. Орешкин неожиданно вывел формулу трех важных элементов экономики: «прозрачность, понятность и предсказуемость». Будут ли эти красивые слова подкреплены каким-нибудь делом, узнать мы сможем только позже, а теперь можем спокойно перейти к более насущным повесткам форума.
Во-вторых, говорили об экологии. Неудивительно, что эта тема всплыла именно в Красноярске — город живет в режиме постоянной чрезвычайной ситуации, когда жители в любой момент могут быть заперты в собственных квартирах из-за очередных выбросов на КрАЗ (Красноярский алюминиевый завод). Главная претензия бизнесменов — неэффективное госуправление охраной природы. По заявлениям участников КЭФ, предприниматели в год вносят в бюджеты РФ 27 миллиардов рублей экологических платежей, ещё 50 миллиардов тратят на разрешительную документацию по регулирующим актам, а еще сумму в 300 миллиардов называют в качестве неофициальных трат. При этом экологическая обстановка ни в регионе, ни в стране в целом никак не меняется. По мнению участников, это происходит из-за отсутствия связи между платежами и реальными тратами на экологию. Выходом называют создание специальных фондов (на примере ФОМС), которые бы взяли на себя ответственность по сборам и наведению порядка в отрасли. Бизнесмены, видимо, еще не успели ознакомиться с подписанной всего за день до КЭФ новой Стратегией экологической безопасности — там создание таких фондов как раз предусмотрено. Вообще документ в части оценки ситуации получился на редкость толковым: правительство как минимум признает в нем неблагополучную экологическую обстановку на территориях, где сосредоточена основная масса населения РФ. Остается надеяться, что его реализация не уступит в качестве.
Наконец, в-третьих, Торгово-промышленная палата представила результаты второго этапа своего исследования «Бизнес-барометр коррупции». Суть исследования максимально проста — опрашивать предпринимателей на предмет столкновений со взяточничеством и мздоимством. В проекте приняли участие более 3,5 тысячи бизнесменов по всей России — итоги оказались не самими радужными. Несмотря на действующий ФЗ «О противодействии коррупции», обстановка за год практически не изменилась, констатируют авторы из ТПП. Только 20% предпринимателей никогда не сталкивались со взяточничеством, 13% признались, что находятся под постоянным коррупционным давлением. С перспективами тоже все туманно: большинство опрошенных считают, что уровень коррупции не изменился за год и не изменится в дальнейшем. Но есть и хорошие новости: снизился самый частый размер взятки, рапортуют в ТПП. Если раньше эта сумма составляла от 25 до 150 тысяч рублей, то теперь на подарок любимому государственнику бизнесмены тратят чаще всего от 3 до 10 тысяч. Кризис никого не щадит — даже взяточникам в РФ теперь жить стало хуже. Возможно, кризис — это просто часть хитрого плана по борьбе с коррупцией. Чем беднее люди будут, тем меньше будут брать — не умно ли?
Разумнее, чем предсказывали
В пятницу российский Центральный банк снизил ключевую ставку с 9,75% до 9,25%. По сравнению с прошлым снижением, которое в прессе, как мы писали, необдуманно окрестили «политикой малых шагов», это решение ЦБ способно хоть немного оживить экономическую активность в стране. При этом Банк России продолжает строить из себя непредсказуемую и загадочную фрейлину — например, на Bloomberg 34 из 37 опрошенных экономистов считали, что снижение составит только 0,25 п. п. Главной причиной снижения в пресс-релизе ЦБ называют достижение целевого уровня инфляции — на 24 апреля этот показатель составляет 4,2–4,3%. Причины все те же — сберегательная модель поведения граждан и низкая продовольственная инфляция, отголосок удачного урожая 2016 года. Кроме вышеназванных причин в пресс-релизе фигурируют и традиционные заявления ЦБ о росте промышленного производства и уменьшению безработицы. Здесь, видимо, Банк будет продолжать упорствовать, хотя в каждом дайджесте мы опровергаем эти заявления, используя только данные Росстата. По последнему докладу, никаких изменений не наблюдается — большая часть приходится на застойную безработицу, а промпроизводство по сравнению с I кварталом 2016 выросло только на 0,1%. В Российской Федерации фактически продолжается стагнация.
Не так важно, чем оправдывает ЦБ свои действия. Само по себе снижение, скорее всего, приведет к небольшому, но все-таки пересмотру кредитных ставок в коммерческих банках страны, а значит к росту кредитования. В то же время такая политика постепенно будет уменьшать привлекательность рубля для сделок carry trade, которые искусственно поддерживают национальную валюту на нынешнем уровне. Возможно, ЦБ наконец-то услышал критику о том, что помогать предпочтительнее реальному сектору, а не инвестиционным стратегам уровня Б. Шаг смотрится более чем оптимистичным на фоне некоторых заявлений, например, Юдаевой, первого заместителя ЦБ РФ, о том, что необходимо еще больше снижать инфляцию — до 2% (очень интересно было бы на это посмотреть, учитывая, что инфляция в РФ — немонетарная). Загорается даже легкая надежда на то, что в правительстве все-таки начинают понимать, что макроэкономическая стабильность ценой удушья собственной экономики — не лучшая стратегия развития страны. В то же время политика повышения издержек для бизнеса пока не дает в это поверить до конца.
Итого
В РФ вводят информационную систему ЖКХ: теперь этот ад еще и онлайн; в Кремле обсуждают введение налога на продажи; в Красноярске поговорили про суперпланы, экологию и коррупцию; ЦБ наконец-то действует разумно.