В этом еженедельном экономическом дайджесте «Спутника и Погрома»:
— Премьер-мыслитель: большая программная статья Медведева об экономике.
— Снова занимаем: Россия разместит новую порцию еврооблигаций. Разумеется, во имя и ради бюджета.
— Не своим, но и не чужим: российские пенсионеры, проживающие за рубежом, не получат единовременную пенсионную выплату.
— Аллах даёт технологии: в Чечне строят технопарк, уникальный по всем параметрам.
Кроме того: Утилизацию сдадут в утиль; Fitch находит свои объяснения низкой явке на выборах в Госдуму.
«Обретение новой динамики»: о чем пишет Дмитрий Медведев?
На этой неделе премьер-министр порадовал нас очередным опусом. Опубликованная в журнале «Вопросы экономики» 30-страничная статья посвящена социально-экономическому развитию России — собственно, она так и называется. Дмитрий Анатольевич вообще достаточно часто пишет на экономическую и политическую тематику: широко известна его статья «Россия, вперед!», написанная после вступления в должность президента, а также статья в «Независимой газете», посвященная российско-украинским взаимоотношениям. Новую же статью считают программной, поскольку в ней премьер-министр называет новый вектор развития экономики России и обозначает меры, которые должны этот самый вектор повернуть в требуемую сторону. Увы, несмотря на бодрое начало, в конце статья неизбежно скатывается в жанр «за все хорошее, против всего плохого». Но её всё равно стоит прочесть как можно внимательнее: там упомянут ряд ключевых факторов, которые, безусловно, сыграют свою роль в ближайшие годы.
Посыл Дмитрия Анатольевича (ему больше понравилось бы слово «месседж») обозначен сразу: премьер говорит, что российская экономика вместе с экономикой мировой проходит большую трансформацию, вызванную так и не закончившимся кризисом 2008 года, так называемой «Великой рецессией». Кризис, по мнению премьера, создал постоянную нестабильность на мировых рынках и свел на нет возможность какого-либо долгосрочного прогнозирования. Сложившийся за последние годы глобальный рынок заработал в полную мощь, огромные суммы мечутся по миру туда и сюда, но нет системы глобального регулирования, и пока её не будет, планомерное развитие будет невозможно. Отдельную опасность для России представляет политизация экономической жизни мира (это мы испытали в виде санкций и снижения цен на нефть — всё это, по мнению премьера, было во многом результатом политических договоренностей). Следовательно, стоит действовать предельно осторожно. Цитата: «Нам предстоит сформировать модель развития, способ обеспечить нашей стране значимое место в современном мире». Тем не менее, основной проблемой России Медведев называет внутренние факторы, а об ухудшении положения с 2014 года говорит в ключе «могло быть хуже, но мы выстояли». Приводится и ряд статистических данных, подтверждающих слова премьера: доходы бюджета теперь на 60% не зависят от нефтегазовой ренты; дефицит бюджета ниже в 2,5 раза, чем в 2009-м; растет число ипотечных кредитов. В банковской сфере тоже видны эти позитивные данные: внешний долг банковского сектора сократился на 40%; вывод капитала уменьшился в 2,5 раза; у 279 неэффективных кредитных организаций отозвали лицензии; вклады населения выросли на 17%, а предприятий — на 11%. Низкий курс рубля во многом даже сыграл на руку, приведя к росту конкурентоспособности, преодолению «голландской болезни». Появилась тенденция к импортозамещению, тренд, который должен стать, цитата: «не лозунгом дня, а стратегией».
«Мы поняли, что можем обходиться без мощного притока нефтегазовой ренты», — пишет Дмитрий Медведев и обозначает две основные задачи российской экономики на среднесрочную перспективу: рост благосостояния населения и рост экономики. И если первое всеми силами делается сейчас с помощью расходов бюджета, которые выросли на 0,4% (социальная поддержка) и 1,3% (пенсионное обеспечение) при общем сокращении расходов на 5,1%, то для второго необходимы серьезные структурные реформы. Эти структурные реформы, по замыслу премьера, позволят обеспечить рост экономики не с помощью каких-либо «макроэкономических экспериментов» (например, мягкая денежная политика, массовая эмиссия новых денег, плановая экономика), а с помощью инвестиций, которые и должны стать драйвером развития. Для этого предполагается реализация 5 структурных реформ (хотя скорее это не реформы, обозначение намерений):
— Бюджетная политика: контроль дефицита, оптимизация расходов, рефинансирование региональных бюджетов.
— Структурная политика: инвестиции через Фонд развития промышленности, стремление к либерализации международной торговли, «умный экспорт».
— Стимулирование предпринимательства: программа «Национальная предпринимательская инициатива», снижение инфляции как путь к стабильному климату, расширение работы МСП.
— Повышение качества государственного управления.
— Эффективность социального развития: поддержка семей с детьми, качественного образования и здравоохранения.
Выводы статьи: правительству надо действовать максимально осторожно, не ошибаться, действовать максимально эффективно, и тогда вся Россия сможет гордиться результатами.
В реальности всё чуть сложнее. Перечисленные идеи Медведева уже являются частью экономической политики РФ, и, несмотря на цифры, которые приведены в первой части статьи, результаты эти спорны. Простой пример: в статье хвалят увеличение доли ипотечных кредитов — да, это хорошо, но ведь оно происходит в основном за счет уменьшения доли потребительских, и, в первую очередь, предпринимательских. Если бы все было так гладко, как написано на бумаге, мы бы жили в другой России, но пока реальными остаются только фактические новости. К ним и перейдем.
Занимаем у международных рынков: сколько и зачем?
Минфин продолжает свою неравную борьбу с дефицитом бюджета. Когда такие проверенные средства, как высокие цены на нефть и приватизация госкомпаний буксуют, время прибегать к нелюбимым российским ведомством мерам — выпуску облигаций или, проще говоря, к займам денег на международных рынках. Последний раз тандем Улюкаева и Силуанова занимался выпуском еврооблигаций в мае этого года: тогда стоимость 10-летних ценных бумаг составила $1,75 млрд с доходностью 4,75% годовых. Новое доразмещение называют не иначе как плановым или «вторым этапом». Теперь Россия привлечет средств еще на $1,25 млрд, а доходность инвесторов составит 3,99%. Размещение было произведено 22 сентября. По срокам погашения долга они не отличаются от первой партии — также рассчитаны на 10 лет. Прежним остался и организатор размещения — банк «ВТБ Капитал». Очевидно, что занимая деньги у рынков, Минфин старается сократить финансовую нагрузку на Резервный фонд. Приостанавливать другие меры экономический блок тоже не намерен — об этом отдельно высказался Улюкаев: «Это обычная, нормальная работа. Она ни в коем случае не является заменой принятия решений по приватизации крупных активов», — пояснил министр. Если принять во внимание объем размещения, заявление министра выглядит убедительно — еврооблигации явно рассматриваются как второстепенная мера.
Многие эксперты положительно оценили момент, выбранный правительством для реализации этого шага. В статье РБК, например, приводятся слова Антона Кирюхина, директора одного из подразделений Росбанка: «Минфин выбрал максимально удачный момент для размещения евробондов. Сейчас доходность российских бумаг на очень низком уровне — с такой доходностью суверенные евробонды торговались в 2013 году», и представителя УК «Альфа-Капитал» Евгения Кочемазова: «На российском рынке огромный дефицит ценных бумаг, и с учетом ограничений, которые есть у ряда крупных эмитентов из-за санкций (санкции привели к снижению рейтинга многих компаний, которые потеряли инвестиционный статус: в прошлом году это коснулось, например, „Альфа-банка“ — прим. автора), этот дефицит будет усиливаться». Факты подтвердили эти заявления: к концу дня спрос на российские еврооблигации превысил $7,5 млрд, цена номинала растет, сообщает агентство Reuters. Интерес состоит в том, что по договору предусмотрена возможность выплат инвесторам не только в долларах, но и в других иностранных валютах: фунтах стерлингов, евро, швейцарских франках. Рубль остался за бортом, однако, как поясняют некоторые эксперты, дело скорее в том, что валютные бонды подразумевают более низкую доходность, а курс рубля достаточно стабилен, чтобы не преподнести неприятных сюрпризов Минфину. Для экономического блока это, безусловно, ещё одна весомая причина поддерживать стабильный курс национальной валюты.
Ни Мойше, ни Герману
Мы уже писали о замене очередной индексации пенсий единовременной выплатой размером в 5 тысяч рублей. Такая мера призвана одновременно сэкономить на полноценной индексации, и всё-таки не оставить пенсионеров совсем без помощи. Однако во вторник, 20 сентября, стало известно, что и это не предел. На этот раз сокращают количество тех, кому положена единовременная выплата — отрезанным ломтем оказались пенсионеры, проживающие за рубежом. Соответствующий законопроект внесен правительством в Госдуму и, видимо, станет одним из первых, принятых (или не принятых — говорят, такое тоже бывает) новым парламентом. За бортом остаются 288 тыс. человек — правительство экономит почти 1,5 млрд рублей. Ограничение не коснется обычной части пенсии, речь идет только о выплате — ПФР считает, что поскольку эти граждане не живут в России, то они не пострадали от роста цен. Похожим образом высказались и в Минтруде: «Цель инициативы — поддержать доходы пенсионеров в непростой для нашей страны экономической ситуации. Рост потребительских цен в России затронул именно пенсионеров, проживающих в России». Логика железная, но такое решение все же удивительно, учитывая, как российское руководство любит своих бывших соотечественников за рубежом: например, в следующем году, согласно заключенному в мае соглашению между РФ и Израилем, все израильские пенсионеры, ранее имевшие гражданство Советского Союза, будут получать российскую пенсию. И не «социальную» (по 8 тыс.), а не менее 13 тысяч рублей.
Впрочем, несмотря на то, что большинство членов социальной группы «российские пенсионеры за рубежом» проживают в Израиле и ФРГ (больше половины от общей численности), велико и число тех, кто проживает в странах с менее приятной экономической конъюнктурой, сильно зависимой от самой России. Это, например, русские люди в Латвии (24 тыс.), Белоруссии (21 тыс.), Молдавии (16,1 тыс.) и Абхазии (32 тыс.). И если последние стали «российскими» сравнительно недавно, то первые три группы явно воспримут решение правительства достаточно болезненно. Не так давно с ними уже обошлись не очень хорошо — в 2015 году вступил в силу закон, которые требует платить пенсионерам только в рублях на территории России, либо переводить средства на счет в российском банке. Ранее ПФР производил выплаты, переводя пенсии в валюту по курсу ЦБ, однако от этой меры решили отказаться, переложив затраты на обмен и транзакцию на самих получателей. Чтобы предохранить себя от конституционных претензий, Минтруд дополнительно пояснил, что единовременная выплата является мерой социальной поддержки, а не частью пенсионного обеспечения.
Самая инновационная, самая технологичная, самая уникальная
Рамзан Ахматович Кадыров и его талантливые чеченские соплеменники покоряют новые высоты. 16 сентября стало известно, что в Шалинском районе республики будет достроен технопарк по производству строительных материалов (видимо, конкурировать он будет со знаменитыми кирпичными заводами Дагестана). Рамзан Ахматович описывает новый проект в своём инстаграме: «Здесь будет налажено четыре производства: газобетона, фиброцемента, извести и сухих строительных смесей». Деньги на строительство выделит Внешэкономбанк, с председателем которого, Сергеем Горьковым, Кадыров недавно встречался.
Сам Горьков явно восхищен проектом и называет его «уникальным по трем аспектам — локации, инфраструктуре и подбору кадров». Действительно — локация и кадры не имеют аналогов. На проект «ИСТ Казбек» ВЭБ выделит 5,5 млрд рублей. Часть этих денег ВЭБ привлек с помощью Deutsche Zentral-Genossenschaftbank, немецкого банка, очевидно, хорошо знающего ответственность и трудолюбие чеченцев. Комплекс обещают открыть уже в 2017 году, создав, таким образом, 400 рабочих мест в самом технопарке и еще 3000 — в смежных отраслях.
Если проект удастся, «Казбек» станет одиннадцатым в стране успешно функционирующим технопарком, не в пример еще 70 простаивающим и признанными неэффективными. Впрочем, такой вариант событий вполне реалистичен, если вспомнить, сколько денег выделяется по федеральным программам для Кавказа на строительство индивидуального жилья. Напомним, что технопарком называется комплекс, в котором объединены схожие производства, научно-исследовательская деятельность и деловые центры отраслей промышленности. В России бум технопарков пришелся на 90-е и ранние нулевые годы, но из-за несовершенства законодательства, не позволяющего создать льготные условия для развития, результаты оказались в основном плачевными. Самым известным технопарком в мире является Кремниевая долина в США, заложенная в далекие 50-е Стэнфордским университетом. Надеемся, что однажды «Казбек» засияет так же ярко.
Утилизацию в утиль: программы по обновлению русского автопарка закрывают
В процессе составления бюджета на 2017 год обсуждались в том числе и вопросы поддержки отечественного автопрома. Поскольку «парад экономий» коснулся всех отраслей жизни российского общества, чиновники и здесь нашли, что сократить. Как пишут «Ведомости», правительство рассматривает возможность отказаться от скидок на новый автомобиль в 40–350 тыс. рублей при условии сдачи старого по программе утилизации или trade-in. Активным сторонником отмены этой меры является Минэкономразвития, которое приводит мировые данные: подобные программы эффективны только на короткий срок, а дальше начинают приносить проблемы, создавая «отложенный спрос». То есть люди, зная о программе, все дольше копят деньги и ищут хороший вариант, что приводит к фактическому застою на рынке. Против закрытия программы предсказуемо выступает АвтоВАЗ, главный выгодополучатель: в прошлом году доля сделок с участием утилизации и trade-in в компании составляла 40%, а в этом — почти половину. В случае отмены программы концерн опасается резкого падения продаж и ухудшения своего финансового положения.
Развивать свои скидочные условия придется и другим автопроизводителям, насыщающим бюджетный сегмент рынка нашей страны — в первую очередь это корейские бренды Kia и Hyundai. Программа по обновлению автопарка действует в России с 2014 года, тогда на нее выделили 10 млрд рублей, а в последующие два года мера поддержки заметно подорожала — на неё уходило по 22,5 миллиарда ежегодно.
Выборы 2016: низкую явку объясняет рейтинговое агентство
Одно из трех крупнейших рейтинговых агентств, Fitch, опубликовало на своем сайте рейтинговый комментарий по России, в котором предполагает, что низкая явка на парламентских выборах в нашей стране связана с разочарованием русских избирателей в экономической политике руководства. Аргументы агентства вполне логичны. Все представленные в парламенте партии поддерживают президента Владимира Путина, а значит его экономическая политика не изменится от перераспределения мест между сторонниками. Снижение реальной заработной платы, пенсионных расходов и социальных субсидий — всё это, по мнению Fitch, нашло отражение в низкой явке избирателей, которые не хотят идти голосовать за такую политику. Помимо выборов, в заметке затронули и тему кредитного рейтинга РФ. Как обычно, пишут о тривиальных вещах — что рейтинг России будет зависеть не от внешних факторов, а от успехов бюджетной политики внутри страны, в первую очередь от сокращения расходов — Standard&Poor’s неделю назад писало то же самое. Агентство полагает, что несмотря на социальные расходы, вызванные изменениями в пенсионной сфере, сокращением субсидий и тому подобными вещами, России в среднесрочной перспективе удастся преуспеть в вопросах бюджетной экономии. Единственным годом, когда бюджет может позволить себе быть не по средствам щедрым, аналитики называют 2018-й, предсказуемо связывая это с грядущими президентскими выборами.
Итого
Дмитрий Медведев написал экономическую статью: денег мало, держитесь, мы сделали все правильно и будем продолжать; Минфин занимает деньги на международных рынках — немного и достаточно удачно; Пенсионерам за рубежом не предоставят единовременную выплату — им не так плохо, как живущим в России; В Чечне достроят технопарк «Казбек» — деньги выделит ВЭБ; Программу утилизации автомобилей и trade-in могут свернуть в угоду урезанию расходов; Fitch пишет кредитный комментарий по России, вскользь упоминая про выборы.