В этом еженедельном экономическом дайджесте «Спутника и Погрома»:
— У вас в стране кризис? Депрессия? Стагфляция? Это все из-за денег — отдайте их Монголии.
— Министр труда и социальной защиты предложил упразднить общероссийский МРОТ. Что происходит?
— Деловой подход по-белорусски: иранская нефть на Мозырском НПЗ.
— Велозаводский рынок теперь у «Киевской площади»: кому ВТБ продал один из крупнейших рынков Москвы?
Кроме того: Росстат зафиксировал рост реальных доходов граждан, а граждане стали больше тратить за рубежом — что здесь не так?
Заплатил дань — спишь спокойно
Времена терроризирующих Россию кочевников если и были когда-то, то давно ушли в небытие. Платить монголам русский человек больше не должен, какой восторг… нет, стойте. На пресс-конференции в среду глава внешней политики Монголии похвастался новым кредитом из Москвы. Монгольский министр иностранных дел считает успешными проведенные им на прошлой неделе переговоры с РФ по поводу льготного кредита в $1,5 млрд. Хотя на данный момент соглашение еще не подписано, в этом нет никакого подвоха — вскоре на семи холмах ждут визит монгольского премьера, который и завершит все формальности.
Что такое полтора миллиарда долларов? Это ½ от суммы компенсационных выплат пенсионерам, которыми заменили индексацию. Это полная реализация государственной стратегии противодействия ВИЧ, на которую в этом году денег не нашли. Это 9 раз восстановить финансирование ведущих вузов РФ по программе «5–100». Но, может быть, нынешнее применение деньгам более обосновано? Обратимся к прошлому и настоящему.
У Российской Федерации и Монгольской Народной Республики богатая история финансовых отношений. Например, всего год назад президент РФ списал степному соседу $174,2 млн. В 2010 году была аналогичная ситуация с суммой в $180 млн. Наконец, самый большой подарок исчислялся в $11,1 млрд в 2003 году. Все списания российские власти неизменно объясняют тем, что эти долги еще советские и что-то сделать с ними юридически трудно, поэтому почему бы и не простить. Что, впрочем, не мешает им давать новые кредиты: не так давно власти этой страны получили $300 млн от ВТБ для финансирования закупки российских нефтепродуктов. Является ли такое мудрое поведение частью культурного наследия, не сообщается.
Опасения о том, что Монголия и в этот раз не сможет вернуть нам деньги, не беспочвенны. Экономика МНР находится в преддефолтном состоянии. Падение цен на ископаемые ударили по Улан-Батору, не имеющему серьезных валютных резервов, значительно больнее, чем по Москве. Нынешним властям было бы просто нечем платить по долговым обязательствам, если бы не недавно полученные гарантии от МВФ и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Их совместная помощь составит $5,5 млрд, которые республика обязуется выплатить в течение 3 лет. Деньги выделят по так называемой программе Extended fund facility, специально предназначенной для восстановления платежного баланса проблемной страны. Программа накладывает и ряд обязательств, таких как повышение ставок всех основных налогов, заморозка роста заработной платы и увеличение пенсионного возраста. Кстати, определенный в три года срок выходит за обычные рамки соглашений по этому направлению от МВФ в меньшую сторону, так что Монголии придется постараться, чтобы успеть провести все реформы и вернуть деньги в столь сжатые сроки. Остается только надеется, что при этом республика не забудет и про кредит от своего северного соседа.
Виртуальный министр
Министр труда и социальной защиты РФ предложил нетривиальное решение проблемы с прожиточным минимумом и минимальным размером оплаты труда. Как известно, сейчас в стране размер МРОТ отстает от ПМ. Максим Топилин предлагает следующее: отменить федеральный МРОТ и ввести свой для каждого региона. Мотивирует он это тем, что в разных субъектах РФ фактически существуют свои границы зарплат и проживания, а МРОТ и ПМ по стране — это «виртуальные величины». Да неужели?
Строго говоря, министр неправ — из 85 субъектов Российской Федерации только 38 заключили соглашения между властями и работодателями о минимальной заработной плате. И фактически подавляющая их часть связана с географической спецификой. Нет, есть и вполне заурядные регионы с действующим соглашением, однако там МРОТ отличается от федерального в переделах 1–1,5 тысяч рублей, а то и вовсе совпадает. Реальные же различия наблюдаются только в трех условных группах субъектов: северные, столичные и все остальные. Для демонстрации: МРОТ в Москве — 13750 рублей, на Камчатке — 16910, в Вологде — 7500. Корреляции прожиточного минимума, кстати, тоже вполне поддаются такому разбиению. Те же области: ПМ в Москве — 15307 рублей, на Камчатке — 19397, в Вологде — 10506. Таким образом, введение 85 МРОТ по стране как минимум не целесообразно, поскольку ничего кроме лишней волокиты это не создаст. Единственный плюс, который можно усмотреть в нынешнем заявлении министра — желание переложить ответственность с федеральных властей на региональные.
Но есть и еще один аспект. Неравномерность ПМ в стране тянет его не в меньшую, а в большую сторону для подавляющего числа регионов. И хотя может показаться, что здесь действует принцип «уравниловки», когда дело касается благополучия основной массы населения, уклон в эту сторону куда более предпочтителен. Проще говоря, у северных и столичных регионов высокий прожиточный минимум и свои соглашения по МРОТ. Их высокий ПМ тянет вверх среднюю цифру по РФ, заставляя власти хотя бы пытаться поднять уровень жизни населения до пристойного. Правительство не может добиться благоприятной ситуации в экономике, чтобы федеральный МРОТ превысил эту среднюю цифру. И обиженно предлагает не обращать внимания на ситуацию: пусть в каждом субъекте разбираются отдельно. С точки зрения эффективности достижения поставленной цели это, может быть, неплохое решение — на региональном уровне в основной массе отставание МРОТ от ПМ меньше. Но с точки зрения социальной политики решение сомнительное — проблему не устраняют, а просто притворяются, что её нет. Промежуточным вариантом могло бы стать как раз разделение на зоны, но это означало бы на законодательном уровне акцентировать бедность основной массы страны, что в плане имиджа для правящей партии неприемлемо. Поэтому Топилин и хочет «спрятать» «виртуальную величину» в регионах и таким образом отказаться от идеи постоянного повышения МРОТ. Предложение, достойное министра социальной защиты. Виртуального.
Энергетические войны: месть змагаров
Широко освещаемые в последнее время газовые конфликты Белоруссии и РФ заняли более широкий фронт, переключившись теперь и на нефть. По версии Минска, РФ необоснованно снизила поставки нефти в республику, шантажируя её для принятия выгодной Кремлю цены на газ. Сокращение поставок действительно имело место, но в России его комментируют по-другому — дело в том, что Белоруссия не платит свои долги по газу на $550 млн и требует новых скидок. Чтобы достойно ответить Москве, западный сосед сначала повысил на 7,7% тарифы на транспортировку черного золота через территорию страны, а затем заявил о поиске альтернативы российской нефти. И нашел.
В конце прошлой недели стало известно о контракте «Белоруснефти» и Национальной иранской нефтяной компании — покупке 600 тысяч баррелей или 80 тысяч тонн нефти. Логистика сделки на грани фантастики: поскольку через территорию РФ иранскую нефть поставить не получится, предполагается морем доставить груз до пока украинской Одессы или какого-либо из балтийских портов, а оттуда поездами до Мозыри. Поспешность и отсутствие договоренности о регулярных поставках выдают в этом процессе скорее браваду, нежели экономическую целесообразность. Собственно, предвестием к ней как раз стали популистские слова Лукашенко о «свободе и независимости» — для внутреннего потребления. В пресс-релизе иранской компании о цене сделки также не сообщается, зато упоминается, что похожие шаги по диверсификации поставок также предпринимали в Польше. По расчетам, приведенным в «Ведомостях», каждый иранский баррель стоит Минску на $13 дороже. Этим в принципе и объясняется небольшой объем поставки: для сравнения, за прошлый год из России в Белоруссию поставили 22,6 млн тонн. А все мощности «Белнефтехима», в который и входит основной актив — Мозырский НПЗ, позволяют перерабатывать 24 млн тонн в год.
Президент Белоруссии прозорливо заходит и с другой стороны, всячески пытается выглядеть невинной овечкой, комментируя ситуацию в духе «мы самая близкая родня» — уже для российского медиапространства. Родня, которой вообще-то постоянно выделяют транши из $2-миллиардного кредита антикризисного фонда ЕврАзЭС. Да и сама цена на газ для «братского народа», из-за которой и начался весь конфликт, рассчитывается по простой формуле: тариф на газ в РФ плюс сумма транспортировки. Но Минск сдавать позиции не намерен и продолжает свою игру — следующим шагом там называют иск в суд по поводу сокращения поставок российской нефти. Энергетические споры с советскими лимитрофами стали для РФ практически рутиной и научил более-менее стойко отстаивать свою выгоду. Однако градус внешнеполитической напряженности, видимо, заставляет Минск чувствовать себя более свободно и пытаться занять еще более удобное место на русской шее. А кроме этого аспекта все остальные цифры, по существу, имеют очень слабое отношение к реальному быту русских что в РФ, что в Белоруссии.
Черкизон на Велозаводской
ВТБ продал 100% акций ОАО «Велозаводский рынок». Актив являлся крупнейшим из четырех рынков, которые правительство Москвы задумало приватизировать еще в 2012 году. Тогда стоимость Велозаводского оценили в 3,36 млрд рублей, но покупателей не нашлось. На выручку пришел государственный капитализм, и разбираться с рынком де-факто поручили ВТБ. Получив объект от города, банк безуспешно пытался продать его в течение нескольких лет: в прошлом году он выставлялся по цене 2,4 млрд рублей, но результаты остались прежними. Полтора гектара торговых и гостиничных помещений в центре Москвы почему-то оставались невостребованными. Наконец, покупатели нашлись — за 712 млн рублей, в три раза дешевле изначальной цены, рынок приобрели структуры компании «Киевская площадь». Чей майдан?
ЗАО «Киевская площадь» принадлежит двум образцово-многонациональным бизнесменам Зараху Илиеву и Году Нисанову (Год Нисанов, да). Выходцы из солнечного Азербайджана в РФ представляют собой по-настоящему «серьезных людей» — входят в топ-200 русского Forbes (на 26 и 27 месте соответственно), имеют государственные награды от президента. Зарах Бенсионович занимает и вовсе максимально привилегированное положение — он является руководителем такой уважаемой нашими читателями организации, как московская община горских евреев. Двух друзей, выросших в Азербайджане на одной улице, в эрэфийской прессе гордо называют «королями российской недвижимости». И едва ли без оснований. «Киевской площади» принадлежат такие чудесные и дорогие каждому русскому человеку места, как ТК «Европейский», гостиница «Украина» и огромный комплекс «Фуд сити» на Калужском. Всего более 1,2 млн кв. м. торговых площадей — бессменный лидер в рейтинге рантье Forbes в РФ. Более того, оба предпринимателя являются бывшими совладельцами знаменитого Черкизовского рынка, который прославился своей «чистотой» и «законопослушностью» на всю Россию. Все это позволяет нам говорить о том, что новые хозяева Велозаводского имеют колоссальный опыт управления подобными площадками.
Как раз об этом и говорят представители компании — обещают масштабную реконструкцию для создания «современного сельскохозяйственного торгового комплекса». На такой проект, по расчетам другой крупной компании, Gremm Group, потребуется минимум 260 миллионов рублей. Уверены, для товарищей Илиева и Нисанова, состояние каждого из которых оценивается в $3200 млн на 2016 год, это окажется несложной операцией. Пожелаем им удачи!
Нереальный рост
Согласно ежемесячной «Информации о социально-экономическом положении» Росстата, реальные доходы граждан страны в январе увеличились на 8,1% в годовом исчислении. Тренд на падение длился более двух лет — с ноября 2014-го. Резкий подъем, однако, обусловлен отнюдь не успехами российской экономики, свою роль сыграла единовременная выплата пенсионерам, которые в январе получили по 5 тысяч рублей. В ведомстве этого факта, к счастью, не отрицают. Аналогичную тенденцию показывает среднемесячная заработная плата — 36650 рублей по РФ (предлагаем Максиму Топилину её тоже отменить — хотя бы ради справедливости). Вместе с этим практически остановился рост цен — соответствующий индекс составил всего 100,6% по отношению к декабрю, ЦБ должен остаться доволен. В первом месяце года традиционно плохие показатели у всех областей промышленности, а также внешней торговли — по желанию можно подробнее ознакомиться с ними в самом докладе.
Одновременно международный финансовый холдинг UBS сообщает нам о том, что в январе граждане РФ стали больше тратить за рубежом. Год к году рост составляет аж 32,3%. При сопоставлении двух новостей невольно хочется сказать, что российские пенсионеры поехали элитно отдыхать за границей, но, к сожалению, это не совсем так. Имеющие загранпаспорт 28% граждан РФ и 9% выезжающих за рубеж раз в два-три года не дадут нам соврать. А значит «в Европы» вернулись богатые российские туристы, составляющие в массе своей высших чиновников и бизнесменов, что, впрочем, в нашей стране недалеко друг от друга. Туристическая отрасль традиционно остается показателем благополучия только верхних слоев общества в РФ — и у них, видимо, жизнь налаживается. И здесь не играет роли даже сезонный фактор. Тем временем за прошлый год общее падение реальных доходов русских людей составило 5,9% — сильнее, чем в 2015-м, который у нас все еще считают «самым кризисным». Как говорится, жить стало хуже, для остального есть Росстат.
Итого
История нам не учитель: РФ одобрила новый кредит Монголии; Министр труда и соцзащиты предлагает разбить МРОТ на 85 регионов; Белоруссия снова пытается продать себя подороже; Бывшие владельцы Черкизона приходят на Велозаводский рынок; Граждане РФ стали больше тратить за границей.