В этом еженедельном экономическом дайджесте «Спутника и Погрома»:
— Беспредел бедности: свежие и пугающие данные от Голиковой, Росстата и ВЦИОМ.
— «Роснефть» идёт против «Системы»: иск на 170 миллиардов, глава Башкирии на «России 24», вирусы в компьютерных сетях и причудливая история уральского «черного золота».
— Поддержим рост защитой от чужеземной техники: помощник президента РФ предложил увеличить ввозные пошлины на электронику.
— В тени жить всё теплее: АССА поставила РФ на четвертое место в мире по размерам теневой экономики — 40% от прошлогоднего ВВП!
Хиникс пшеницы за динарий
Сдерживание инфляции, режим экономии и другие битвы с ветряными мельницами, кажется, успешно выигрываются государством. Но, как обычно бывает в Советской России, никаких результатов побед население не ощущает. Испытывают граждане другое чувство — не на что купить еды. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, население РФ не только считает Сталина самым выдающимся политиком всех времен, но и активно косплеит период правления Иосифа — каждому десятому гражданину не хватает денег на еду. Опрошенным предложили несколько вариантов ответа, позволяющие оценить свое материальное положение, и 10% согласились с утверждением: «Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты». Шел 17-й год стабильности и процветания. В недавнем прошлом результаты опроса были не так печальны, например, в 2014 году столь пессимистичного ответа придерживалось только 3% граждан. Больше всего отчаявшихся среди пенсионеров и экономически активного населения 35–44 лет, проживающих в городах-миллионниках, исключая Москву и Санкт-Петербург. Что, продукты стали такими дорогими?
Вообще да. Последние данные Росстата об индексе потребительских цен говорят следующее: стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по РФ составила 4036,7 рубля и с начала года выросла на 9,4%. При этом непродовольственные цены, которые не влияют непосредственно на такую незначительную вещь, как сытость граждан, серьезно не изменились. Из заметного — только сезонные подорожания цен на транспорт, аренду жилья и другие, связанные в первую очередь с туризмом, услуги. Получается забавная ситуация: нет серьезной инфляции, нет роста экономики, но люди всё равно живут хуже и хуже. Учитывая, что еда давно стала главным индикатором жизни в РФ, подорожание продуктов непременно приведет к увеличению числа бедных. А, нет, погодите, уже привело.
В среду многофункциональный государственный деятель Татьяна Голикова, ныне возглавляющая Счетную палату, отчиталась об уровне бедности в Российской Федерации. Плюс два миллиона. За первый квартал 2017 года граждан за чертой прожиточного минимума стало на 2 миллиона больше — с 19,8 млн человек до 22 млн. Это 15% от общего населения, сопоставимый уровень был в 2007 году (и снова привет!). В своем выступлении в Совете Федерации чиновник также обратила внимание на падение уровня реальных доходов, что вообще нехарактерно для высших лиц экономики РФ — обычно министры предпочитают хвалиться возросшим уровнем зарплат. Каким образом в правительстве планируют запускать рост в стремительно беднеющей стране — без иностранных инвестиций, без смягчения монетарной политики — остается пока неизвестным. Очевидно, ответы на эти вопросы нужно искать у любителей эффективного менеджера Сталина, пока все не умерли с голоду.
Скупой вымогает дважды
Когда Владимир Евтушенков в нулевых годах приобрел контрольный пакет акций башкирской нефтянки у Урала Рахимова, сына первого и долгое время бессменного в РБ президента Муртазы, то едва ли мог представить, что эта сделка в будущем принесет столько головной боли. Но история эта длинная и интересная, поэтому галопом, но все-таки расскажем всё, от начала до конца.
Самое ценное, что есть в Башкортостане — не медовые дворцы и кумысные реки, а нефтянка: ряд перерабатывающих предприятий в Уфе и других крупных городах. В 90-е с легкой подачи российских демократов башкирские партийцы взяли себе столько акций этих заводов, что на независимость рук уже не хватило. Интересно, что в целом в республике относятся к этому сдержано-позитивно, потому что считают, что именно благодаря управлению Рахимовых промышленность региона не пропала пропадом, как во многих других местах. Менее распространенным является мнение, что сохранение и даже расцвет произошли потому, что заводы Башкирии непосредственно связаны с главным ресурсом Федерации. Как бы то ни было, в конце 2009 года контроль над ключевым активом региона за $2,5 миллиарда (около 180 млрд рублей по нынешнему курсу) перешел к «Системе», принадлежащей господину Евтушенкову. Проблемы у компании начались с постепенным уходом Рахимовых из власти в субъекте. В 2014 году новый глава региона, Рустэм Хамитов, окончательно утвердился у руля Башкирии, и Следственный комитет РФ полез туда, куда обычно путь заказан — в активы элиты национальной республики. В итоге г-н Евтушенков на короткое время оказался за решеткой, а Урал Рахимов стал большим другом Австрийской республики, которая отказалась выдавать опального бизнесмена правосудию РФ.
Выкупил свою свободу владелец «Системы» дорогой ценой: безвозмездно передал все акции башкирских предприятий государству. РФ активы приняла ненадолго и вскоре раскидала по своим сюзеренам — ТЭК достался «Интер РАО», а нефтянка — «Роснефти» (последняя стоила ей 330 млрд рублей в ходе «приватизации»). И если Ковальчуки своей долей остались довольны, то Игорь Сечин спустя несколько месяцев владения «Башнефтью» развел бурную деятельность по обливанию грязью прежних хозяев компании. По мнению «Роснефти», именно «Система» виновата в том, что заводы «Башнефти» якобы находятся в очень плохом техническом состоянии и требуют немедленных инвестиций. После работы своих же аудиторов российская нефтяная монополия в мае запустила инвестиционную программу на 22 миллиарда рублей, попутно лишив держателей акций «Башнефти» дивидендов — все пойдет на ремонт. Интересно, что Башкирия, которая вообще-то владеет двадцатипроцентным пакетом, встретила эти действия с радостью. Но заставить подождать акционеров Сечину оказалось мало, и «Роснефть» решила заставить заплатить за результаты своего аудита всё ту же «Систему», и в мае подала иск в Арбитражный суд Башкирии на 106 млрд рублей, позднее увеличив его до 170 млрд из-за «курсовой разницы». Именно во столько «Роснефть» оценила «ущерб от реорганизации» башкирской нефтянки в 2014 году. Забавно, что если немного пуститься в расчёты, то получится, что Сечин фактически требует с «Системы» разницу между ценами, за которую «Роснефть» приобрела компанию у государства, и за которую Евтушенков купил её в своё время у фондов Рахимова.
Дело пошло. Суд, который по банальным географическим причинам встал на сторону истца, на прошлой неделе принял обеспечительные меры по иску и наложил арест на активы «Системы» — в первую очередь это 31% акций МТС.
Такие действия в интервью каналу «Россия 24», кстати, одобрил и глава республики Рустэм Хамитов, который, по его словам, вообще был не в курсе, что уфимские нефтеперерабатывающие предприятия находятся в плохом состоянии. Также Хамитов отметил, что с приходом «Роснефти» в республике якобы оживилось всё производство и наконец-то началась плодотворная работа. В качестве примера глава региона привел отчисления на благотворительность — при «Системе» «Башнефть» выплачивала по миллиарду рублей в год, а сейчас — целых четыре! Таким образом, местное правительство в согласии с федеральной корпорацией вместе обвинили частный бизнес во всех проблемах промышленности и собираются заставить его за это заплатить.
Судебное разбирательство отложено до 12 июля. Судья посчитала, что пары недель представителям Евтушенкова хватит на то, чтобы изучить все представленные доказательства истца. Продолжим внимательно следить за этой историей, не забывая сути. Ситуация с «Башнефтью» — золотой, платиновый образец «того, как делаются дела» в российской экономике. Сначала предприятие приватизировали местные элиты, потом активы полулегальным путем попали к частному бизнесу, затем у бизнеса все натурально отжало государство и отдало кому надо, ну и в довершение этот кто надо прессует бизнес за плохое управление. Удивительно, но за всё это время нефтянка ещё успевала показывать прибыль, кормить серьезную долю в бюджете региона, обеспечивать работой население и даже выделять средства на благотворительность (как оказалось, недостаточно). Как говорится: «И так у них всё».
В завтра без айфона
В этот четверг многие СМИ отдали должное юбилею запуска первого iPhone — журналисты написали много познавательных статей, восхваляющих детище корпорации Apple как один из символов нашей эпохи. Правительство РФ решило присоединиться к поздравлениям в своеобразной манере. За день до праздника в Москве на Охотном ряду проводили конференцию «Российская электроника. Поиск точек роста» с участием аппарата президента и представителей отрасли. Видимо, в рамках признания заслуг зарубежных компаний, в том числе и Apple, высказался помощник президента Андрей Белоусов: нашел самую эффективную точку роста для отечественного рынка — поднять пошлины на зарубежную электронику. Помощник порекомендовал собравшимся создать рабочую группу из числа российских производителей с тем, чтобы последующие решения этой группы направить в качестве предложений в Минэкономразвития. В своих словах Белоусов даже покритиковал сам себя, отметив, что хоть это и нарушает принципы ВТО, режим санкций против РФ идет с ними вразрез куда грубее. Не будем спорить с чиновником, а лучше просто поспешим в магазин за новым ноутбуком, покупку которого так давно откладывали.
На такие инициативы Белоусова, судя по всему, вдохновил гроза евреев и уважаемых журналистов, псковский губернатор Турчак. Прошлым летом этот всесторонне развитый глава региона написал президенту РФ письмо с предложением поднять пошлины на электронику в 4 раза. По мнению Турчака, такие меры привели бы к созданию 20 тысяч высокотехнологичных рабочих мест и принесли бы бюджету 600 млрд рублей дохода. С позволения читателей, воздержимся от критики этих упоительных расчетов псковских реформаторов. Благо тогда заявление осталось без внимания — однако, очевидно, само его появление озвучило идеи, ходящие в правительственных кругах. И вот теперь их в более мягком формате, со всеми необходимыми церемониалами (рабочая группа etc) предлагают уже приличные люди. Какова реакция?
Следует отдать должное представителю Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антону Гуськову, который нашел силы ответить Белоусову. Г-н Гуськов указал на низкую покупательную способность граждан как на сдерживающий фактор для поднятия пошлин — резкий рост цен просто убьет рынок, оставив и российскую, и зарубежную технику без потенциальных пользователей. Альтернативным методом развития представитель Ассоциации выбрал противоположное средство — снизить пошлины на комплектующие для товаров, которые собираются в России. С учётом названных им цифр локализации производства (85% телевизоров и крупной бытовой техники), такие меры выглядят намного разумнее, чем выпады товарища Белоусова. Какие будут приняты решения по итогам конференции и нашли ли чиновники и бизнесмены взаимопонимание, покажет время.
Место под тенью
На РБК вышел материал со ссылкой на исследование Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА). Согласно тексту, РФ вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой в мире. Размер «тени» на территории нашей страны оценивается в 33,6 трлн рублей или 39% от прошлогоднего ВВП. Такие результаты расходятся, например, с заявлениями главы Росстата, который называл цифры в 10–14% от ВВП в среднем по отраслям. Однако если учитывать, что ведомство в открытом доступе информацию по серому рынку не публикует, исследование АССА также может считаться авторитетным источником в области. Для сравнения, теневой рынок Украины, которая даже опередила РФ по этому сомнительную показателю, эксперты Ассоциации оценили в 46% от ВВП, а киевский Госкомстат рапортует в точности как российский коллега — 16–19%. Но на Украине есть местное Минэкономики, которое с выводами АССА согласно — там размеры неформального рынка оценили в 42% от ВВП. В РФ же товарищ Орешкин на эту тему предпочитает молчать, говорил только Силуанов, чьи слова не сильно отличались от произнесенных главой Росстата.
Итак, тридцать три с половиной триллиона рублей крутятся без налогообложения и какого-либо учёта. Почему так происходит? По выводам исследователей, всего пять общемировых причин расцвета «тени»: высокое налоговое бремя, рецессия в местной экономике, сложность налоговой системы, общемировое замедление роста и легкость работы в неформальном секторе. Казалось бы, круг проблем выделен, можно приступать к их решению. Однако российские финансисты упорно не хотят этого делать. В последних дайджестах мы несколько раз касались проблемы роста экономики, так что сейчас, чтобы не занимать читателя той же информацией несколько раз, обратимся к налогам.
В интервью, касающемся налогообложения, министр экономического развития РФ заявил следующий тезис: невозможно понижать налоги, пока не обеспечена собираемость. Еще проще: низких налогов не будет, пока мы не сократим объем теневой экономики. Таким образом, у исследователей (да и бизнеса, если включить логику) и Орешкина разные понятия о причине и следствии явления — можно сказать, что противоположные. Пока меры по прессингу нелегального рынка России продолжаются, он отвечает закономерно — растёт. Так называемое «эффективное администрирование» бизнеса вылилось только в увеличение количества внеплановых проверок, расследований и прочих бюрократических уловок. Итог закономерный — 33,6 трлн пролетают мимо государственного бюджета. Каковы размеры упущенной выгоды от пропуска этих денег позволяет себе РФ — и представить сложно. И пока у чиновников не найдется воля сделать первые шаги навстречу рынку, чтобы тот сам с радостью вышел из тени в свет (со всеми преимуществами легальной работы), ни о какой собираемости речь идти не может. А потом начинается — денег нет, но вы держитесь…
Итого
Бедность скачет по стране и не думает останавливаться; вся федеральная рать ополчилась на «Систему»; электроника в РФ может стать дефицитной; теневой рынок страны — один из крупнейших в мире, ура, Россия будет впереди планеты всей!