Как «русский вопрос» заставил немцев задуматься, является ли Германия частью Запада (перевод Spiegel)

RUGERMANY

Мой немецкий дедушка выжил в советском плену, потому что прекрасно пел. Его призвали в 1944, в фольксштурм, в самом конце войны, когда нацисты начали забирать в армию всех здоровых мужчин, неважно, какого возраста. Русские захватили его в плен во время осады Бреслау и отправили в трудовой лагерь, где ему пришлось работать лесорубом.

Есть было нечего, а люди, по его рассказам, мёрли как мухи. Время от времени лагерный повар выдавал деду лишнюю порцию баланды или хлеба в награду за хороший голос. По ночам он пел у костра песни. Русских, которые приходили к костру пить водку, песни трогали до слёз — по крайней мере, так утверждает семейная легенда.

У русских и немцев особые отношения. На свете нет другой страны и другого народа, к которым немцы относились бы так же эмоционально и так же противоречиво. Эта связь уходит корнями глубоко в родословные, в две мировые войны и сорок лет существования Восточной Германии. В немецких семьях до сих пор ходят истории о русских, иногда жестоких, иногда добросердечных и глубоких. Мы презираем русскую дикость, но ценим русскую культуру и русскую душу.
 

Перетягивание эмоционального каната

Наши отношения с русскими так же двойственны, как наше восприятие их характера. «Когда дело доходит до отношений между немцами и русскими, нас бросает от полного обожания к абсолютному отвращению», — говорит Инго Шульце, автор «Простых историй», обласканного критикой романа о восточногерманской идентичности и об объединении Германии. Иногда русских воспринимают как зловещих Иванов, чужаков, азиатов. Русские нас пугают, но в то же время мы считаем их гостеприимными людьми. У них огромная страна, глубокая душа и культура: это страна Чайковского и Толстого.

Неудивительно, что споры о роли России в украинском кризисе разделили немецкое общество на два лагеря. Украинский кризис для Германии не Сирия и не Ирак, он поднимает центральный вопрос немецкой идентичности. Каково наше отношение к России? И, снова и снова: что значит быть немцем? Угроза нового конфликта между Востоком и Западом воскресила этот вопрос в Германии. В конечном итоге эта угроза может вынудить нас измениться, или, по крайней мере, подтвердить свою принадлежность к Западу.

В последние недели между сторонниками России и сторонниками более жесткой линии в отношениях с Москвой разгорелись яростные споры. Обе стороны отстаивают радикальные точки зрения, и один конфликт следует за другим. Чем громче одна сторона порицает действия Москвы на Украине, тем громче становятся требования понять униженную и окруженную со всех сторон Россию. Чем громче голоса, обвиняющие русских в нарушении международного законодательства, тем громче некоторые немцы озвучивают свои претензии к Западу.

Вот одно из самых популярных обвинений: ЕС и НАТО сами спровоцировали Москву расширением на восток. Спором увлечены все: политики, писатели, бывшие канцлеры и учёные. Слушатели, читатели и зрители шлют редакторам письма, постят на форумах и звонят на радио и телевидение, чтобы высказаться.

«Большинство немцев хочет увидеть ситуацию с русской стороны», — говорит Йорг Баберовски, известный профессор восточноевропейской истории в берлинском Университете Гумбольдта. Историк Стефан Плаггенборг из Рурского Университета в Бохуме называет сентиментальные чувства между русскими и немцами «слепой любовью». Но как эта связь могла сохраниться после двух мировых войн?

Возможно, эти отношения может описать человек, выросший в Восточной Германии: романист из бывшего Восточного Берлина Томас Брюссиг вспоминает, как впервые попал в Россию после падения СССР, во время книжного турне. Его постоянно спрашивали, какие русские писатели повлияли на него больше всего. Вместо очевидных ответов — Толстой, Достоевский — Брюссиг всегда называл третьестепенного советского писателя Аркадия Гайдара. «Это была моя маленькая месть. Я так припоминал им весь их империализм».

Брюссиг утверждает, что у него нет никакой особенной привязанности к русским. Он говорит, что единственный русский, который ему действительно симпатичен, — Горбачёв. «Это его видение общеевропейского дома проложило путь к разрушению Советского Союза». Это была мечта о Европе без границ. «Мы не должны вести себя так, как будто Азия начинается сразу за литовской границей, — говорит Брюссиг. — Европа заканчивается на Урале».

rude2

Михаил Горбачев и Гельмут Коль

 

Романтизм и война

Для связи между немцами и русскими есть очевидные объяснения: экономические интересы, глубоко укоренённый антиамериканизм обеих стран, как у левых, так и у правых. Но это поверхностные ответы — если копнуть чуть глубже, найдётся ещё два: романтизм и война.

«Война» неотъемлемо связана с немецким комплексом вины. Как страна, совершившая против русских чудовищные преступления, мы иногда чувствуем необходимость многое им прощать, даже когда речь идёт о нарушениях прав человека. В результате многие немцы считают, что Берлин должен меньше критиковать Москву и занять умеренную позицию по украинскому кризису. В конце концов, это ведь немцы вторглись в Советский Союз и убили в процессе этой расистской войны на уничтожение 25 миллионов человек.

Ханс-Хеннинг Шрёдер, эксперт по России Международного Немецкого Института по Делам Международной Безопасности, называет это чувство русофилией и говорит, что это способ справиться с чувством вины за нацистское прошлое Германии. Известный немецкий историк Генрих Август Винклер боится, что немцы страдают от «патологического рефлекса».

Вопрос вины соединил немцев и русских, но сама причина, по крайней мере для русских, испарилась вскоре после войны. В отличие от французов, скандинавов и голландцев, русские обычно не обвиняют немцев в преступлениях оккупационного режима.

«У тех, кто пострадал больше всего, к немцам меньше всего ненависти, — говорит Баберовски, — как будто вина Германии в глазах русских закончилась с концом войны». Он считает, что к возвращению последних пленных в Германию она окончательно рассеялась. «Русские рассказывали вещи, от которых кровь стыла в жилах, но нас они никогда не обвиняли», — говорит Шульце, который провёл несколько месяцев в Петербурге в 1990-х.

Хотя немецкие политики и играли на страхе перед Россией весь послевоенный период, война всё ещё связывает нас с русскими. Наши отношения можно описать, как «близость, возникшую из двух войн», говорит Герфрид Мюнклер, профессор политологии в Университете Гумбольдта. Профессор описывает войну как совместный опыт немцев и русских. Он утверждает, что конфликт парадоксальным образом создаёт более сильную общую динамику, чем мир, и что война научила немцев главному: больше никогда не нападать на Россию.

Кроме того, у немцев романтические представления о России. Немцы всегда идеализировали эту страну. Никакая другая страна не была так увлечена гласностью и перестройкой, принесшими деэскалацию конфликта между Востоком и Западом. Немцы наконец почувствовали, что Россию можно снова любить. В лице Горбачёва снова явился хороший русский, и Германия потеряла причину жить в страхе перед Россией.

Документальные фильмы о далёких уголках Сибири и о берегах Волги сделались популярны. В предыдущие десятилетия бестселлерами становились книги вроде «Сталинградского врача», повести Гейнца Консалика о немецких военнопленных, и романов Йоханнеса Симмеля о Холодной войне.

«Немцев тянет на Восток», — говорит Мюнклер. Широта и кажущаяся бесконечность русского пространства всегда манили немцев с их страстью к простой жизни, близкой к природе и освобождённой от оков цивилизации. Миллионы послевоенных переселенцев из Восточной Европы только усилили это чувство. Восток был для них царством нетронутой природы, их потерянной родиной.

rude3

Один из самых известных документальных фильм о русской природе — «Россия — царство тигров, медведей и вулканов» (2011) — снят немцами с большим вниманием и любовью

 

Традиции антизападничества

Другая сторона немецкой любви к России — желание отличить себя от Запада. Глубинная нелюбовь к мнимой западной поверхностности считается частью русской души: западная традиция суматошной погони за деньгами противопоставляется предполагаемой восточной духовности. «Когда что-нибудь романтизируют, всегда появляются антидемократические настроения», — говорит Баберовски. Гармония ставится выше конфликта, единство — выше противостояния.

Эта традиция немецкой антизападной мысли не нова. В своём «Рассуждении аполитичного», написанном в годы Первой мировой войны, Томас Манн пытался разделить Запад и Германию и даже цитировал для этого Достоевского. «Немецкость, — писал Манн, — означает культуру, душу, свободу, искусство, а не цивилизацию, общество, право голоса и литературу». Позже Манн пересмотрел свои убеждения, но это эссе остаётся программным документом для всех, кто стремится определить положение Германии между Востоком и Западом.

Винклер указывает на борьбу между немецкими интеллектуалами той эпохи, в которой «идеалы 1914-го», проповедуемые Йоханом Пленге — «немецкие ценности» долга, дисциплины, закона и порядка, — противопоставлялись свободе, равенству и братству, идеям Французской революции.

После того как Западная Германия стала частью Запада в политическом смысле, восточный подход оказался отброшен. Но Россия осталась для восточногерманцев притягательной страной. Мюнклер считает, что мечта о России — символ «нашего старого образа мыслей, который теперь под запретом».
 

Особая роль Германии?

Генрих Август Винклер утверждает, что Германия теперь находится в конце «долгого пути на Запад». Но с началом украинского кризиса и воскрешением конфликта между Западом и Востоком конец пути не кажется таким уж окончательным. Старый вопрос об особом предназначении Германии вновь актуален. Никто, разумеется, не станет отказываться от нашего членства в ЕС и НАТО, но особые связи Германии с Россией, отличающие её от других западных стран, оказывают на нашу политику заметное влияние.

«Идеология промежуточной позиции исчерпала себя», — заявил Винклер в интервью «Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung» в 2011 году. Это было просто сказать в эпоху, когда соперничество между Западом и Востоком, казалось, угасло. Сегодня всё по-другому.

Если ЕС сможет говорить одним голосом, Запад, вероятнее всего, сможет достичь консенсуса. Но если конфликт с Россией разовьётся и придётся принимать решение об экономических санкциях или о вводе войск, ситуация может сделаться очень сложной для Германии. Возможно, немцам придётся наконец ответить на фундаментальный вопрос: какова природа их отношений с Россией? Это будет непросто, учитывая, что Германия де-факто — добровольно или нет — является лидером Евросоюза.

Ставки в украинском кризисе для Германии выше, чем для любой другой страны Европы. До сих пор канцлеру Ангеле Меркель и министру иностранных дел Франку-Вальтеру Штейнмееру удавалось, хотя и с трудом, сохранять единую позицию, но в ней уже видны трещины. Лидеры левоцентристской Социал-Демократической Партии, которая когда-то вела политику разрядки в отношениях с Востоком при канцлере Вилли Брандте, хотят конфликта с Россией гораздо меньше, чем консерваторы Меркель. Социал-демократы пользуются в отношениях с авторитарным режимом Путина теми же приёмами, на которых они строили диалог с коммунистами в 1970-х. Этот подход — попытаться понять точку зрения России — стал для партии успешной моделью.
 

Немцев разделило отношение к Западу

Тем не менее, между политическими элитами и немецкими сторонниками России зреет раскол. Недавние опросы, проведённые агентством «Infratest», показывают, что по меньшей мере половина населения страны хочет от правительства промежуточной позиции в отношениях с Россией и Западом. В регионах, когда-то входивших в состав Восточной Германии, в особую роль Германии верит почти вдвое больше людей, чем на западе. Но даже на западе только небольшое меньшинство считает, что Германии в конфликте с Россией необходимо твёрдо встать на сторону НАТО и ЕС. Можно с уверенностью сказать, что когда дело доходит до обсуждения партнёрства с Западом, Германия превращается в разделённую страну.

Старые антиамериканские настроения, подогретые шпионским скандалом с NSA, могут ещё сыграть свою роль, как и страх перед развитием конфликта с Россией. При этом, разумеется, большинство немцев не думают о том, чтобы восстановить старое разделение на восток и запад.

Я рос в Западной Германии и ребёнком боялся русских. Я плохо спал по ночам, потому что у нас, по крайней мере формально, с Советским Союзом было просто перемирие и стрельба могла снова начаться в любой момент. К счастью, в моей семье много пели. Возможно, за это стоит благодарить деда. Возможно, это был навык, полезный для выживания, — на случай, если русские всё-таки придут. Как бы то ни было, мой дед, которому пришлось годами петь, чтобы выжить, ни разу не сказал о русских ничего плохого.

rude1

Русский солдат дает прикурить немецким военнопленным

Оригинал статьи на сайте Spiegel. Перевод: Родион Раскольников, «Спутник и Погром».