Русские липоване в Румынии

Русские, компактно живущие в Румынии в уезде (жудец) Тулча и окрестностях, называют себя липованами. Последняя румынская перепись населения показывает, что в стране осталось около 50 тысяч человек, считающих себя русскими. Сами липованские организации объявляют эту цифру неточной и специально заниженной властями, утверждая, что по церковной статистике полное или частично русское происхождение имеют до 250 тысяч человек. Дело в том, что старообрядцы при переписях часто не указывали своё этническое происхождение, сообщая вместо этого гражданство. Но они смогли пронести сквозь века русский язык, религиозную традицию и культуру.

lipov1

Сегодня молодое поколение русских Румынии попало под пресс глобализации — национальная идентичность размывается, люди постепенно забывают родной язык. Из-за смешанных браков и миграции в страны Европейского Союза численность липован сегодня снижается, хотя уровень рождаемости в русских старообрядческих семьях до сих пор довольно высок. Что делать, чтобы сохранить этническую русскую общину? Чему мы можем поучиться у наших соплеменников из Румынии и чему научить их?

li01

Населенные пункты румынского уезда Тулча с русским липованским населением (отмечено красным)

Историческая справка

Липоване — потомки русских старообрядцев: крестьян, солдат и казаков, которые начали бежать из разных регионов России в дельту Дуная с XVII века. Они двигались несколькими миграционными волнами — из-за религиозных преследований и по другим причинам. Люди переселялись из разных мест, и в основном их объединяло старообрядчество. Вопрос о названии этой этнической группы до сих пор остаётся дискуссионным среди исследователей, как и степень родства с другой группой русских переселенцев на Дунае — казаками-некрасовцами, позже ушедшими дальше в Турцию. Османы, под властью которых тогда находились эти земли, с уважением относились к липованскому населению и не мешали местным жителям справлять свои обряды. Да и те зарекомендовали себя лояльными гражданами, благодарными за приём на новом месте. Но это не мешало липованам помогать русским войскам во время русско-турецких конфликтов, главным образом — переправой через Дунай и провиантом. Власти Российской Империи предлагали им в начале XX века вернуться на Родину, переселиться на Дальний Восток или Сибирь, чем воспользовалась небольшая часть общины.

После Первой мировой и революции румыны начали считать всех русских большевиками. Их подвергали дискриминации и обвиняли в шпионаже в пользу СССР. Когда началась Вторая мировая, это давление усилилось, румынское правительство даже строило планы по депортации старообрядцев. Потом область расселения липован заняла Красная армия — местные вспоминают, что поначалу их принимали чуть ли не за власовцев. После окончания войны Советский Союз заключил с Румынией договор: русское население имело право вернуться на родину предков. Около 2 тысяч человек расселили в Астраханской области, в дельте Волги, несколько тысяч отправили в Ростовскую область и Краснодарский край.

Оставшихся на Дунае липован румынское правительство планировало ассимилировать через образование. В школах преподавали исключительно на румынском, липованам давались имена и фамилии на румынский манер, запрещалось использовать родной язык. Коммунистический режим Чаушеску вообще не признавал русских старообрядцев национальным меньшинством. Но все эти действия шли вразрез с консервативной религиозной составляющей общины, в которой только недавно стали брить бороды и носить светскую одежду. Многие дети помимо государственной школы на каникулах жили в монастырях, где их обучали русскому и церковнославянскому языку, истории и молитвам.

li02

Липоване издревле занимались рыбной ловлей

Из липованской среды вышли многие известные люди Румынии. Румынские русские особенно успешны (до сих пор) в спорте. Самые известные спортсмены: четырёхкратный олимпийский чемпион гребец на каноэ Иван Пацайкин, олимпийский чемпион Митикэ Прикоп, братья Симион и Калистрат Куцовы, в своё время выступавшие в соревнованиях по боксу. Есть среди липован и известные культурные деятели. Например, румынский поэт Никита Данилов и актёр Влад Иванов, который снимался и в российских фильмах.

Сохранение русского самосознания

После развала социалистического лагеря липованам удалось официально зарегистрировать свою организацию — «Общину русских липован Румынии» с филиалами практически во всех русских сёлах страны. Они добились, чтобы их дети изучали родной язык с детского сада (1 час в неделю) и в начальной школе (по 3 часа в неделю). Но дальше образования на русском языке нет, а многие к тому же переезжают в город. Увы, молодое поколение липован быстро забывает русский в окружении этнических румын.

Нельзя не признать, что официальный Бухарест всячески поддерживает липованскую национальную общину, доказавшую свою лояльность, и относится к ней с симпатией — власти устраивают фестивали, реконструируют храмы. В румынском парламенте липоване даже имеют своего представителя, который отстаивает интересы русских старообрядцев. Издаются двуязычные издания: газета «Зори» и журнал «Китеж-град».

li03

Молодое поколение русских Румынии

Липоване — этнические русские, но весьма своеобразные. Им, безусловно, удалось сохранить русский характер и самоидентификацию в иноэтническом окружении. Но удалённость от остальной России и принадлежность к старообрядческой религии сильно повлияли на жизнь общины — она пропитана религией. С одной стороны, вера помогла им закрыться в своей национальной группе, законсервировать родной язык и сохранить этнически чистый состав общины — смешанные браки до недавнего времени были просто невозможны. Но такая замкнутость имеет и обратную сторону — липоване оберегают свою народную культуру и конфессиональную принадлежность, но не пытаются вырваться из исключительно этнографической ниши фольклора или религии. Политические требования — например, создание своего липованского национального района — даже не обсуждаются.

li04

Липоване бережно сохраняют свою народную культуру

Экономика в наши дни

Для населения важнее финансовые вопросы. Экономическая ситуация региона сегодня оставляет желать лучшего: он считается депрессивным и дотационным даже по румынским меркам, а кроме того малонаселён из-за частых наводнений. Исторически румынские русские занимались рыбной ловлей в дельте Дуная и всегда считались искусными рыбаками. При социализме липоване работали в рыбной промышленности. Теперь исконный липованский промысел запрещен под разными предлогами — главным образом экологическими; разрешение на лов приходится покупать. В результате молодежь уезжает — не только в крупные румынские города, но и за границу.

Тысячи липован трудятся на низкоквалифицированной работе в западноевропейских странах. Благо, границы ЕС для румынских граждан открыты. И хотя многие местные русские хотели бы работать с российскими компаниями, на практике половина населения липованских сёл уезжает в Европу водителями, уборщиками и сиделками и только на лето возвращается домой. В Россию липоване не ездят, что связано как с бюрократическими проволочками, так и с более низкими зарплатами. Между тем трудолюбивые липоване могли бы стать небольшой, но хоть какой-то заменой среднеазиатской рабочей силе и укрепить таким образом трансграничные связи между русскими.

li05

Липоване живут в дельте Дуная возле побережья Черного моря

Кроме того, в последнее время липоване в Румынии стали активно развивать этнографический туризм — в регион активно едут на рыбалку граждане Румынии и даже других стран ЕС. Русских пока нет, но согласитесь, что провести отпуск в дельте Дуная, в шаге от берега Черного моря, среди других русских — любопытная идея для туриста, лишившегося турецких и египетских берегов.

Вместо заключения

Современные липоване — уникальная русская этническая община, осколок старой русской истории, сохранившийся до наших дней. Сами русские старообрядцы Румынии с интересом и некоторой ностальгией следят за жизнью в России. Особенно им нравится народная культура русских регионов: обычаи старины, фолк-музыка. Но липоване при этом либо остаются патриотами румынского государства, либо вообще аполитичны — исторически для них это в порядке вещей. Религиозность, которая когда-то помогла им сохраниться, всё меньше влияет на повседневную жизнь, национальное самосознание размывается.

li06

Пример общения липован в социальной сети facebook.com (румынский язык доминирует, но используется и русский)

Интересно, что с началом «Русской весны» в липованской общине, как и во всём румынском обществе, начали широко обсуждать украинские события. На домах липован начали появляться русские флаги (впрочем, их и раньше можно было встретить рядом с флагами Румынии и ЕС).

Увы, Российская Федерация относится к русским в Румынии с некоторым равнодушием и подозрением. Несмотря на помощь в организации фестивалей и издание книг, нет никакой единой концепции, которая обосновала бы связь между русскими Румынии и России и задала направление дальнейшего развития. К тому же посольство РФ вполне унаследовало социалистическую многонациональную риторику и уделяет особенное внимание советским праздникам и годовщинам — религиозным русским старообрядцам такой подход не очень близок. Сами липоване любят повторять, что они патриоты русского народа, а не русского государства. К сожалению, без поддержки РФ эта уникальная национальная община на сможет долго продержаться в глобальном современном мире.