Дружба народов в Башкирии

Башкортостан — весьма интересная республика с точки зрения национального состава населения. Несмотря на то, что русских всего лишь 36%, мы составляем относительное большинство. Хотя наша численность тут тоже постепенно, пусть и медленно, снижалась в последние десятилетия, но сейчас этот процесс почти остановился. В 1959 году было 42%, в 1979-м — 40%, в 1989-м — 39%, в 2002 году — 36,3%. Остальные жители — башкиры (29%) и татары (25%), которые настолько похожи по языку и культуре, что между ними существует значительная неприязнь. Противоречия в будущем при должных обстоятельствах с легкостью выйдут из бытового и интеллигентного варианта — в самую что ни на есть межэтническую разборку. Ну а сепаратизм 90-х никуда не делся, притаился и ждет звездного часа — ослабление федерального центра или какого-нибудь жесткого кризиса внутри страны. Какие межнациональные отношения в этом субъекте Российской Федерации и что нам ждать от него в ближайшем будущем?

Башкирия на карте России

Братья-тюрки

Трения между двумя очень близкими по языку и культуре народами — татарами и башкирами — зародились не сегодня. Как часто бывает у наших евразийских сограждан, стороны активно меряются историями. Особенно интересно наблюдать серьезные научные рассуждения с полумифическими вставками, по которым татары вообще придуманный русскими проект по разделению великих башкир. Часто можно наблюдать ученых, кидающихся файерболами типа того, что татар в республике вообще нет, а это перешедшие на чужой язык природные башкиры, а сами нынешние татары были созданы только в XIX веке из множества тюрков различного происхождения. Другая сторона возражает: башкиры — это татары, возомнившие себя отдельной нацией. Некоторые утверждают и так: это вообще не тюрки, а лишь перешедшие на чужой язык сибирские и угро-финские племена. Одним словом — весело.

В республике действительно давно и последовательно происходит процесс искоренения всего татарского. Все более или менее известные личности объявляются башкирами. Публикуются исследования, по результатам которых татарские населенные пункты являются на самом деле чисто башкирскими. Как считает одна сторона, в результатах переписи населения специально увеличивают долю титульного народа (башкиры считают наоборот, что это их нагло зачем-то записывают татарами). Делается это ради усвоения близкого этноса. В школах татарским детям преподают башкирский, пытаются таким образом поменять самоидентификацию — «живешь в Башкирии, значит, ты башкир».

На самом деле руководство РБ захотело просто ассимилировать близкий народ, чтобы увеличить число единой тюркской составляющей в регионе. Некоторые общественники неоднократно высказывали мысли, что, дескать, башкиризация в субъекте отвечает в том числе и интересам России и русского народа. Ведь данным методом местные сопротивляются глобальному татарскому влиянию во всем волжско-уральском регионе и не позволят таким образом создать единое независимое государство всех тюрков а-ля Идель-Урал.

Пример агитации в год проведения переписи населения 2010 года (взято из групп в социальных сетях)

Идут ожесточенные споры по поводу надписей на памятниках, мемориальных табличках, даже статей в Википедии. Доходит и до совсем радикальных позиций: деятели башкирского движения называют башкирским народом жителей всего восточного Татарстана, а Великим Башкортостаном — соседние русские области. Недавно тамошними историками даже выпущена многотомная история башкирских родов, которые в основном касаются истории населяющих западные и северо-западные татарские районы Башкортостана, восточные районы Татарстана, а также южные районы Удмуртии и Пермского края. Чтобы как-то еще увеличить процент башкир, представителей этой национальности приглашают в республику на ПМЖ из других регионов. Своих студентов, например, берут в вузы более охотно.

В ответ на все это у здешних татар стала популярна идея отделения территорий, где они составляют большинство — западные и северо-западные районы — с целью образовать новую республику в составе РФ, либо присоединиться к соседнему Татарстану. Так, недавно Всетатарский Курултай постановил приступить к подготовке мероприятий по приданию государственного статуса татарскому языку в Башкирии. А также запустить процедуры к проведению референдума, объявленного в декрете ЦИК и СНК РСФСР N425 от 1920 года о присоединении частей Уфимской губернии с татарским населением к Республике Татарстан, который тогда, как они считают, коммунисты так и не провели. Но дальше громких заявлений дело пока не идет.

Мелкие конфликты и недоразумения случаются постоянно и сегодня. Во время юбилейных гастролей татарского театра в одной из постановок прозвучали ругательства одного из персонажей, который по сценарию был башкиром. Это вызвало жуткий баттхерт. Часть публики сразу же в момент представления с гневными криками покинула зал, потом с протестом выступили местные общественные организации и чиновники. Гастроли театр в итоге был вынужден прекратить. А в 2016 группа башкирских ученых и общественников поехала в Татарстан с целью установить мемориальные плиты в честь двух башкирских деятелей Мутиных, но гостей с позором выгнали. Так что нет сомнения — башкирско-татарские противоречия еще покажут себя во всей красе.

Территория, которую татары хотят отсоединить от Башкирии

Башкиры и русские

Русские в республике живут с XVI века и сегодня проживают в основном в городах. В Уфе, которую мы и основали, составляют где-то половину населения (титульных около 19%). Несмотря на это происходит агрессивное навязывание властями изучения башкирского языка, который тамошним славянам так же нужен, как лысому расческа. Учителя свидетельствуют: уроки башкирского дети не любят, пытаются прогулять и ничего не слушают, так как на самом деле понимают, что башкирский язык никогда в жизни, скорее всего, не пригодится (радикалы же из числа башкир говорят, что на самом деле еще мало преподают). Но башкиры — теперь опора республиканских властей, и им все можно. Башкир трудоустраивают на самые высокооплачиваемые и престижные должности, особенно в госаппарат, куда они подтягивают всех своих односельчан. Дают приоритет при поступлении в вузы. А русские для местных многонациональных чиновников стали людьми второго сорта у себя дома, на своей же собственной исконно русской земле.

Началась навязанная накачка местного нетюркского населения всем башкирским — песнями, танцами, традициями и легендами, в школах это преподается вместо часов русского языка, истории и литературы. На государственных учреждениях, вывесках и автомобильных указателях надписи на «великом и могучем» всегда дублируются титульным языком, причем всегда выше русского. Улицы городов Башкирии нещадно переименовывают в честь тюркских национальных героев. Радикалы постоянно поднимают тему башкирских восстаний против царских властей в прошлом, колонизаторской политики империи. «И вообще, правильно говорить не Башкирия, а Башкортостан, понятно?». Это так всем надоело, что многие здешние русские мечтают воссоздать Уфимский край без национального колорита и автономии титульного меньшинства, либо вместе с татарами разделить регион на несколько частей.

Русские в Башкирии

Не обходится и без дружбы народов. Так, в 2014-м неизвестные уничтожили поклонный крест и памятник труженицам тыла. По словам автора скульптуры, незадолго до акта вандализма к нему приезжали четверо мужчин, требовавших убрать памятник и принять ислам. Как сообщают СМИ, в ответ местными русскими был избит бывший глава местной националистической организации башкир. Полиции удалось потушить конфликт. Такие мелкие инциденты случаются постоянно. Так, представители мусульманской организации «Нур Ислам» потребовали в ультимативной форме от директора школы в селе Старая Отрада убрать с территории школьного двора, расположенного на месте уничтоженной церкви, скульптуру ангела с крестом. На территории республики неоднократно поджигались православные храмы.

Стоит признать: на бытовом уровне отношения между славянами и здешними тюрками в общем-то добрососедские. Из-за проживания на одной территории выработался единый менталитет и принципы совместного сосуществования, правила поведения. Об этом говорит и тот факт, что местные вместе частенько выступают против совершающих беззакония и беспредел мигрантов из Средней Азии и Кавказа. Межнациональные драки, конфликты на этнической почве случаются между тремя крупнейшими общинами республики очень редко. Браки же между разными нациями региона можно встретить повсеместно. Весьма распространено, когда русский муж берет в жены башкирку или татарку, что для других мусульманских народов малохарактерно.

У тамошних русских несколько больше, наверное, чем у наших одноплеменников в других субъектах развито чувство самосохранения и коллективной самоорганизации. Они там реально ежедневно борются за свои права и сохраняют этническое самосознание: чтят память наших национальных героев, проводят фестивали, создают активно работающие организации, устраивают праздники русской песни, вечера романса, лекции по истории, борются против навязывания башкирского в школах, доминируют в крупном и среднем бизнесе. Делают то, что должны делать русские общины в любых других регионах РФ. Эта активность видна и в социальных сетях.

Активисты русского народного центра «Патриот» предотвратили в селе Ермолаево Куюргазинского района Башкирии разрастание конфликта

Сепаратисты и исламисты

Проблемы республике доставляют еще и мамкины сепаратисты. Желание отделиться от России возникло у местной элиты после краха советской перестройки вместе с самим СССР. Тогда на волне национализма и ксенофобии практически всех нерусских народов к власти пришел этнократ Муртаза Рахимов, который выторговал у слабого на тот момент федерального центра существенные преференции, республика стала называться суверенной, но в составе РФ. От реального отсоединения спасало еще и то, что РБ окружена землей других субъектов России и не имеет общих границ с близким к ней территориально Казахстаном.

В 2000-х, после усиления позиций Кремля, все эти игры в отделение быстро умножили на ноль, хотя многонациональный Рахимов со своим кланом оставался при власти аж до 2010 года. Там продолжают и сегодня действовать несколько националистических тюркских организаций, ставящих перед собой цель отделиться от РФ либо поднять статус республики, как это было в 90-е. Сейчас их агитация сводится к следующему: Башкирия это не республика их народа, а по сути русско-татарская, язык вымирает, Москва угнетает, самосознание низкое, башкирская численность в регионе уменьшается. Идет сегодня и активное сближение между радикальными организациями Татарстана и Башкирии. Как вы думаете, против кого они там дружат?

Шествие башкирских сепаратистов

В последние годы особенно растет влияние исламистов, которые мечтают построить на территории российской Башкирии отдельное исламское государство. Как и во многих других регионах СССР, ранее довольно светские люди теперь стали вдруг ярыми мусульманами. Ни для кого не секрет, что в РБ действуют подпольные ячейки запрещенных организаций, которые вербуют молодое поколение. В 2007 году боевиками в Бурзянском районе вообще была организована тренировочная база, где обучение активно проходила местная молодежь. Многие студенты поехали изучать ислам за границу, откуда приехали настоящими фанатиками. Но чаще всего радикальный ислам экспортируется именно мигрантами из Средней Азии и Северного Кавказа. В результате всего этого, по данным спецслужб, из республики на Ближний Восток воевать за террористов отправились более тысячи человек.

Что дальше?

В Башкирии не все так радужно, как принято считать, это признают даже и сами официальные власти. Доклад федерального агентства по делам национальностей 2016 года тоже нашел проблемы на данной территории. Башкирия оказалась в «красной зоне» как регион потенциально неблагополучный в плане межэтнического взаимодействия. Там действительно сегодня весьма сложная этническая и религиозная обстановка, которая может быстро усложниться. Хотя трения между титульными башкирами и татарами для нас имеют и некоторый положительный момент на перспективу. В случае очередного желания элит добиваться самостоятельности от России, как это было в 90-х, эта грызня может быть использована для перенаправления их деструктивной энергии в разборки между собой.

Из положительных моментов: динамика снижения русских в республике практически прекратилась, что не может не радовать. Отъезд оттуда по причине национальной дискриминации отсутствует — евразийские братья больше заняты спором между собой, чем угнетением русского большинства. В русский народ постепенно вливаются и русифицируются башкирские чуваши, марийцы, удмурты и другие народности, а недавно к ним добавились еще и несколько тысяч беженцев из Новороссии. Но нет никакого сомнения — при первом масштабном политическом или экономическом шухере все затихшие до поры до времени сепаратисты, русофобы и исламисты повылазят на свет. Поэтому чем больше там будет русских — тем лучше.