Положение и проблемы армян в Абхазии — запретная тема для местных абхазских и даже многих российских СМИ. Дело в том, что все, кто знает о реальной межэтнической ситуации в регионе, подтверждают, что армянского населения там чуть ли не половина. Многие местные армяне сами считают, что их уже даже больше абхазов, а вот численность во власти непропорциональна их реальной доле. Например, в парламенте из 35 депутатов всего лишь 3 армянина. Потихоньку вызревает огромный конфликтный потенциал, который рано или поздно приведет к большому этническому конфликту. Ведь сложившаяся в последние годы межнациональная напряженность в Абхазии во многом напоминает предшествующий 1990-м годам период, когда произошел вооруженный грузино-абхазский конфликт. Давайте разбираться, может ли там вспыхнуть новая горячая точка на постсоветском пространстве, и какими действиями можно ее предотвратить.
Откуда там армяне?
Армяне живут на территории нынешней Абхазии еще со времен Византии. Но массово они туда стали переселяться с конца XIX века, когда султан Османской империи Абдул Хамид II организовал в 1894–1896 годах в Восточной Анатолии массовые убийства христиан — армян и греков. В результате резни погибло до 300 тысяч мирного населения, многие были вынуждены бежать на север. Но выезжали и по экономическим причинам. Христиане думали, что в Российской Империи им будет лучше, так как турецкие власти их всячески притесняли. Переселялись они из исторической области Амшен (сейчас это восточная часть черноморского побережья Турции), поэтому абхазских армян называют амшенцами.
После переезда армяне практически не конфликтовали с местным населением, уважительно относились к старым абхазским названиям и всегда их оставляли для своих населенных пунктов. Самым первым армянским селом, основанным в Абхазии, было село Мцара. Находится оно на территории нынешнего Гудаутского района. Вторая волна миграции — это стихийное переселение непосредственно во время событий геноцида армян в Османской Империи (середина 10-х — начало 20-х XX века). Эти две волны носили массовый характер, после чего армяне переселялись в Абхазию только в частном порядке — по семейным обстоятельствам или из-за работы.
Расселяться прибывшие стали на полупустынных землях. Дело в том, что после присоединения территории современной Абхазии к России произошло несколько миграций мухаджиров (абхазских мусульман) в Османскую империю. Массовый выезд абхазов привел к образованию заброшенных районов, куда переселялись представители разных национальностей — русские, молдаване, болгары и даже эстонцы. Хозяйственная и другая деятельность этого благодатного края пришла в полный упадок, вокруг были непроходимые болота, которые нужно было осваивать. Поднимать эту территорию российское правительство привлекло и армян, которые знали, как вести хозяйство в здешнем климате.
По указу императора в 1880 году абхазы из-за участия в антироссийском восстании 1877 года получили статус «виновного населения». После него им разрешалось селиться лишь на удалении 20 верст от Сухума. Поэтому прибрежная территория и некоторые горные районы быстро поменяли свой этнический состав. Смотря на исторические реалии, сегодня абхазы время от времени любят напоминать армянам, что они находятся не на своей земле, а просто временные гости.
В Российской Империи и в Стране Советов
Армяне весьма быстро вписались в местное многонациональное сообщество, конфликтов на национальной почве с абхазами практически не было, каждый из народов занимал свою нишу в социально-экономической сфере региона. Это объяснялось еще и тем, что у абхазов были сложные отношения с грузинами. После переселения власти Российской Империи открыли для армян в сельских районах церковно-приходские школы и вообще российская администрация смотрела на них как на своих людей. Статистические материалы конца XIX века свидетельствуют о том, что армяне к этому времени составляли в Абхазии значительный состав населения (около 10%) и занимались в основном выращиванием табака и торговлей.
После революции абхазы решили строить «Абхазию для абхазов», а для этого хотели выгнать всех грузин (мингрел), армян и прочих понаехавших колонистов. Для этого абхазская интеллигенция установила близкие отношения с турками, которых просила взять эту территорию под свое крыло. Планировалось вернуть в Абхазию тысячи уехавших в середине XIX века потомков мухаджиров. Это известие армян, которые только недавно убежали от геноцида со стороны турок, повергло в шок. Многие двинулись на север, в сторону Сочи. Армяне во время революции и Гражданской войны не скрывали своей приверженности к любой российской власти — хоть большевикам, хоть белым. Для них это было гарантией защиты от новой этнической чистки.
Захватившая Абхазию Грузинская демократическая республика, существовавшая с 1918 по 1921 год, проводила выдавливание армянского населения. По поводу этого вопроса Антон Деникин в 1919 году писал начальнику британской военной миссии генералу Бриггсу: «Ко мне обратились официальные представители армянского национального союза с просьбой защитить армянское население Сухумского округа, в частности селения Гудауты, от насилия грузинских войск». Поэтому армянам было в радость возвращение власти Москвы.
После установления коммунистического строя в 30-е годы XX века в Центральном исполнительном комитете Абхазии из общего числа сотрудников 14% составляли армяне, а в Совнаркоме — 15%. По данным 1941 года, в Абхазии функционировало 128 армянских школ. Также издавались несколько газет на армянском языке. В столице Абхазии Сухуме даже действовал армянский государственный театр. И хотя повсюду говорилось о «дружбе народов», межнациональные противоречия, недовольства между абхазами и армянами стали зарождаться уже тогда.
Абхазы и армяне против грузин
Когда только начинался грузино-абхазский межэтнический конфликт, армяне первоначально заявили о своем нейтралитете. Но когда пошли реальные боевые действия, грузины стали брать под контроль армянские населенные пункты. В них вооруженные формирования стали грабить и насиловать. Причина зверств грузинских военизированных формирований на ранних этапах абхазской войны заключалась в том, что Грузия тогда не имела регулярной армии. В Абхазию вторглись так называемые «национальные гвардейцы», среди которых был высокий процент уголовного элемента. Самым трагичным случаем считается расстрел армянского села Лабра, где издевательствам и грабежам подверглись многие жители. После этого они поняли, что нужно браться за оружие. Хотя в Грузии сегодня утверждают, что зверствовали наоборот армяне, и это была лишь ответная акция.
Сначала армянское население не хотело вставать на абхазскую сторону, они были лишь самостоятельными национальными силами самообороны. На помощь своим одноплеменникам в Абхазию потянулись армяне с боевым опытом из зоны конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе этого противостояния было сформировано несколько армянских национальных батальонов. Самый известный — батальон имени Баграмяна. В результате двадцати бойцам армянской национальности было присвоено звание Героя Абхазии. Помимо национальных батальонов местные армяне сражались и в абхазских боевых подразделениях. Они много сделали для победы абхазов в этом конфликте. Сегодня здешних армян раздражает, что об этом абхазы умалчивают, а их участие в войне всячески пытаются принизить.
Ассимиляция и дискриминация
После начала боевых действий и выдавливания большинства грузин, русских и греков армяне стали преобладать в трех из семи районах Абхазии. Это Гагрский, Сухумский (исключая город Сухум) и Гулрипшский районы. Абхазы сегодня всячески пытаются уменьшить число армян в официальных итогах переписей и преувеличить количество своего народа. Например, в Гагрском районе написали, что с 2003 по 2011 год число абхазов увеличилось на 50%, хотя это невозможно по логическим причинам — рождаемость у них находится на весьма низком уровне, а массового переселения не было. Существует полемика и по поводу реальной численности населения всей республики. Многие утверждают, исходя из демографических показателей, что она сильно завышена.
По мнению части исследователей, в силу определенных причин статистические институты в Абхазии совершенно деградировали и необъективны. Жонглирование цифрами принимает такие масштабы, что это стало заметно невооруженным взглядом. Метаморфозам подвергаются и численность этнических групп внутри страны в официальной статистике. При этом рождаемость армянской общины выше абхазской. Армяне в основном являются сельским населением, абхазы переселяются в города, где практически всегда рожают меньше.
Показательна статистика национальности людей с наркотической зависимостью по Абхазии, которая приводит местная газета «Голос Абхазии». С 2005-го по 31 июля 2012 года к административной ответственности привлечено 3117 наркоманов: 2511 — абхазов, 258 — армян, 179 — русских, 165 — грузин, 4 — турка. Из них граждане до 20 лет — 34 человека, от 20 до 40 — 2582 человека, от 40 и выше — 501 человек.
Абхазские старейшины и официальные лица постоянно поднимают вопрос будущего Абхазии как абхазской территории, так как они считают, что ее хотят захватить и заселить. Но молодежи политические вопросы малоинтересны. Чтобы увеличить процент абхазов в республике, власти пытаются привлечь репатриантов из Турции. Правительство Абхазии утверждает, что по этой программе переехало несколько тысяч человек, и хочет увеличения этого потока. Но на самом деле число переселенцев значительно меньше, так как никто из них не хочет жить в экономически неразвитой республике — многие уезжают обратно.
Также власти всячески мешают армянскому бизнесу, армянские села находятся в худшем состоянии, чем абхазские, так как на них из республиканского бюджета выделяется меньше денег. Еще армян раздражает, что правоохранительные органы, состоящие в основном из титульных, всегда встают на защиту абхазов. Причем неважно, кто в данной ситуации прав, а кто виноват.
В Абхазии существует довольно уникальное для здешних районов явление — в смешанных армяно-абхазских селах абхазы лучше знают армянский язык, нежели родной абхазский. Он сегодня сам по себе является малоиспользуемым, и молодое поколение разговаривает на нем все меньше, так как все переходят на русский. Интересно, что тут армяне говорят на западноармянском (анатолийском) диалекте, который отличается от литературного языка Республики Армении. Но из-за того, что все смотрят кабельное армянское телевидение из Еревана, язык постепенно приобретает восточноармянские черты.
Конфликтный потенциал
Несколько лет назад Джамал Барциц, ветеран войны с грузинами, поднял вопрос армяно-абхазских межнациональных отношений. Он подверг сомнению достижения и участие армянской общины в грузино-абхазской войне, а также предупредил власти и армян по поводу увеличения жителей армянской национальности в республике. По его мнению, это может иметь последствия для стратегической безопасности страны в будущем. Также он угрожал, что в том случае, если власти Армении не признают независимости Абхазии, армянам придется покинуть республику, то есть попросту убежать от дискриминации.
Это заявление вызвало ужасный скандал в республике. Официальные власти поспешили извиниться за слова ветерана, хотя так думают многие простые абхазы. Но на деле превращение Абхазии в моноэтническую страну противоречит самим же абхазским интересам. Если все уедут, то некому будет обеспечивать хозяйственную и экономическую деятельность республики, а 90 тысяч титульных с этим вряд ли справятся.
Попытки столкнуть армян и абхазов уже несколько раз предпринимались. Так, в 2006 году на Новый год в армянской школе Сухума прогремело два взрыва. Бомбы были заложены в одном из кабинетов, а также у постамента памятника Туманяну, установленного в школьном дворе. По всему двору были разбросаны отпечатанные на русском языке листовки антиармянского содержания (их вообще в последнее время все чаще можно наблюдать в республике). По официальным исследованиям социологов, большинство абхазских армян полагают, что межэтнические отношения в нынешней Абхазии «внешне спокойные, но внутренне напряженные».
Чтобы окончательно разобраться в вопросе, «Спутник и Погром» решил узнать ситуацию из первых уст и попросил армянина-амшенца, который предпочел скрыть свое имя, прокомментировать реальные межнациональные отношения в Абхазии:
Напряженность существовала с самого окончания войны и в последнее время она только растет. Армяне начинают понимать, что власти считают их людьми второго сорта. Происходят попытки выдавливать армян, незаконное изъятие армянского имущества и прочий беспредел. Если это не прекратится, то вполне вероятно, что все закончится конфликтом, в котором доведенные до отчаяния армяне будут вынуждены как-то сопротивляться.
В сухом остатке
Межнациональная ситуация в Абхазии все больше накаляется. При существующей рождаемости у сельского армянского населения и убыли у абхазского они в скором времени станут доминирующим этносом в республике. Абхазов это очень напрягает. Если так продолжится, со временем они будут делать все, чтобы выдавить армян в Россию или Армению. Абхазы на бытовом уровне проявляют недовольство данной ситуацией, но сами не хотят идти на открытый конфликт. Они понимают, что в регионе, если брать соседний Сочи, армян живет гораздо больше всех абхазов в республике. Большинство жителей просто устали от конфликтов, многие хотят просто спокойной мирной жизни.
По мнению исследователей, заинтересованы в развитии возможного армяно-абхазского противостояния соседние Грузия и Азербайджан, и они всячески подливают масла в огонь. Грузины надеются, что если там будет война, то они смогут в момент всеобщего хаоса каким-то образом забрать эту территорию обратно к себе. Азербайджанцы все еще рассчитывают на образование второго фронта против армян, чтобы попытаться взять под свой контроль Нагорный Карабах либо организовать там наступление.
Есть и геополитический момент: абхазская национальная элита имеет весьма теплые неофициальные контакты с правительством Турецкой республики. В Абхазии вообще достаточно много сторонников разворота в сторону турок. К этому подталкивает абхазов и многочисленная черкесская диаспора в турецком государстве. А армяне в этом плане являются более пророссийскими, на сторону турок они по вполне ясным причинам никогда не встанут.
Что сделать, чтобы не дать Абхазии вновь стать «горячей точкой»? Снизить конфликтный потенциал можно, если предоставить армянам возможность в полной мере развивать свою культуру. Например, признать армянский язык в качестве официального в тех районах, где их большинство. Не принижать их заслуги в войне за независимость республики, не дискриминировать их как «временных гостей», которые скоро должны будут уехать. Армянам же больше внимания нужно уделять общереспубликанскому патриотизму. А абхазские власти со своей стороны должны создавать гражданскую, политическую нацию — без оглядки на национальность.
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.