I
1) Основная цель советской власти — мировая революция. Тьма Доказательств общеизвестна. Даже в уставе Красной армии имеется статья об ее предназначении: «Красная армия есть армия мирового Пролетариата, и цель ее — борьба за мировую революцию».
2) Такая борьба — в полном ходу уже теперь: в области дипломатической, экономической, путем завуалированных захватов (Азербайджан, Маньчжурия, Корея, Внутренняя Монголия…) и возбуждения внутренних антагонизмов и сепаратизмов (арабский мир, Индия, Индонезия…). Этот роковой путь Сталина, который никаким миротворчеством изменить нельзя, совершенно аналогичен с первоначальным путем Гитлера через «Ренанию», Австрию, «Мюнхен» и Чехословакию.
3) Новую и большую угрозу создает и заигрывание Советов с немцами и… японцами. Так, используя чувство национального унижения, играя обманными посулами, Советы готовят полчища ландскнехтов.
4) Меняя свои формы и напряжение, через пропаганду, локальные вооружения и столкновения, беспорядки, забастовки и бунты путь Сталина ведет неукоснительно к большевизации мира. Все дело — в расчете времени. Одни обстоятельства могут ускорить, другие замедлить набегающий шквал. И прежде всего это будет зависеть от степени разложения народов большевицкой пропагандой и провокационной политикой.
5) Тяжкое внутреннее положение СССР и ужасная нужда его народов не подлежат сомнению. Однако и это обстоятельство может одинаково — или отдалить конечный натиск большевизма, или толкнуть Советы на безоглядный риск. По крайней мере, сейчас оно не останавливает советской агрессии, явно свидетельствующей, что советское правительство «страдает головокружением от успехов» (сталинское выражение).
6) Учитывая внутреннее положение советской России, памятуя политику Советов в 1939 году и их всегдашнюю тактику, можно считать, что сейчас третья мировая война им нежелательна. Им хотелось бы использовать экономическую помощь «союзников» для себя и для своих сателлитов, а в то же время исподволь и без большой войны своими испытанными средствами взорвать мир или по крайней мере ослабить его в такой степени, чтобы он стал легкой их добычей.
Но возможность использования Советами атомной бомбы в надлежащих размерах повлекла бы немедленное и бесчеловечное выступление СССР, без предупреждения, невзирая ни на какой оппортунизм и даже полную капитуляцию перед советскими требованиями западных демократий.
II
7) Так как демократическим и миролюбивым державам при этих условиях предстоит в какой-то момент вступить в вооруженную борьбу с Советами, то для этого уже теперь, не теряя времени, надо принять меры для создания более благоприятных условий борьбы. А именно:
а) Взаимное тесное сотрудничество, в особенности англосаксонских держав, не поддаваясь на провокацию Советов, вносящих и использующих раздоры. Оберечь от коммунизации Францию, Италию и Испанию — первейшая задача.
б) Отказ в американских и английских кредитах для СССР впредь до получения абсолютных гарантий о прекращении Советами военной, политической и пропагандной агрессии.
Таких гарантий, впрочем, не предвидится, так как большевицкий план «восстановления России» ясен: ресурсы страны — на пушки, аэропланы и атомные бомбы (новые «пятилетки», возвещенные Сталиным), а продовольствие народа и его снабжение — за счет западных демократий, против которых готовится это самое оружие…
в) Покончить с крайним оппортунизмом в сношениях с СССР, так как такая политика предотвратить столкновения не может, а вызывает лишь большую наглость Советов и их покорных слуг — иностранных коммунистических партий; усиливает влияние тех и других среди сбитых с толку народных масс и ослабляет в глазах последних престиж демократических правительств.
г) Принять действительные меры против шпионской и подрывной работы Советов и их «пятых колонн» — растлевающей, дезорганизующей жизнь народов. Не замалчивать, не затушевывать, а широко и правдиво знакомить человечество с ужасными условиями советского быта, разоблачать преступления советского режима и козни советской международной политики, дабы подготовить психологически общественное мнение к разрыву с Советами. Когда грянет гром — будет уже поздно. Одна из больших ошибок Англии во время войны — в том, что, не ограничиваясь военным сотрудничеством с СССР, устами ответственных лиц, путем прессы и радио она неумеренно прославляла Сталина, советский режим, советские достижения. И тем, на беду себе и другим, создавала просоветские симпатии.
III
8) Если бы западные демократии, провоцированные большевизмом, вынуждены были бы дать ему отпор, недопустимо, чтобы противобольшевицкая коалиция повторила капитальнейшую ошибку Гитлера, повлекшую разгром Германии. Война должна вестись не против России, а исключительно для свержения большевизма. Нельзя смешивать СССР и Россию, советскую власть и русский народ, палача и жертву.
9) Если война начнется против России — для ее раздела и балканизации (Украина, Кавказ) или для отторжения российских земель — Прибалтика, западнорусские области, бывшие под властью Польши и Румынии (особенно трагическими для мира могут быть польские притязания, с которыми никогда не помирится никакое русское правительство, не помирится русский народ), то русский народ воспримет такую войну опять как войну отечественную. Нельзя забывать, что под знаком Интернационала прошла бесславная Финляндская кампания и разгром Красной армии на путях к Москве. А под лозунгом защиты родины — поражение Германии.
Ввиду огромных потенциальных сил России и неуязвимости ее безграничных просторов такого рода западное нашествие окончилось бы так же, как и предшествовавшие: польское, шведское, наполеоновское и гитлеровское. Даже временный успех его был бы не концом, а началом новых бесконечных войн.
10) Если война будет вестись не против России и ее суверенности, если будет признана неприкосновенность исторических рубежей России и прав ее, обеспечивающих жизненные интересы империи, то вполне возможно падение большевизма при помощи народного восстания или внутреннего переворота.
11) Нельзя закрывать глаза на то, что в России и ранее существовало недоверие к русской политике западных держав, в особенности Англии. Теперь оно усугубляется чрезвычайно интенсивной большевицкой пропагандой, находя отклик не только в пробольшевицких, но и в противобольшевицких русских кругах. Необходимо рассеять это недоверие и словом, и делом. И сейчас уже, и в особенности — если произойдет разрыв. Тогда надлежит:
а) Издать торжественную декларацию о неприкосновенности российских территорий. Не давать никаких обещаний за счет России, поощряющих захватные стремления ее соседей. Допинга им не нужно, подымутся и без него.
б) На оккупированной российской территории с первых же шагов должно быть вводимо российское самоуправление и при первой возможности оказано содействие организации русскими руками временной центральной власти из граждан внутренней России при участии, соответственно, квалифицированных эмигрантов.
в) Не допускать участия в управлении оккупированными областями России военных властей ее соседей. Временное военное управление должно быть создаваемо только под флагом незаинтересованных и доброжелательных великих держав.
г) Передвижение армий коалиции в глубь России — только строго необходимое, обусловленное размерами, активностью и успехами народного движения.
IV
12) Самым желанным для России и самым выгодным для мира способом предотвращения или разрешения мирового кризиса был бы внутренний переворот в СССР. Сталин, ревниво оберегая свою самодержавную власть, постарался убить или обезвредить возможных конкурентов, не допустить чьей-либо широкой популярности и создать себе — путем безмерно льстивой прессы и холопствующих слуг — культ обожествления. И потому выпадение этого главного звена в иерархии большевицкой партии послужило бы к ее расстройству и падению. Пал бы в мгновение ока и искусственно созданный «культ», сменившись презрением и ненавистью. Учитывая народные настроения, можно сказать с уверенностью, что переворот привел бы не к смене лиц, а к смене режима.
13) Трезвые политики противобольшевицкой коалиции, даже недруги России, путем исторических примеров должны бы прийти к заключению, что поработить ее нельзя. Но и углубление и использование ими временной разрухи в России, если бы она вызвана была внутренними потрясениями, явились бы актом безрассудной и для многих стран самоубийственной политики, обратив Европу надолго в кровавое побоище и вызвав хаос во всем мире.
Дружественные отношения к России держав в этот трудный момент ее существования послужили бы направляющими вехами ее последующей политики и не только реальной, но и моральной основой будущих союзов — еще невиданной силы и прочности.
14) Только наличие в семье культурных народов освобожденной от большевицкого ига сильной, миролюбивой и дружественной России может восстановить мировое равновесие, рассеять неисчезнувший призрак «желтой опасности», умерить мировой экономический кризис, положить конец разносимой по свету коммунистической заразе и дать миру мир.
<8 июля 1946>
Печатается по газетной вырезке «Предупреждение А.И. Деникина»: публикация М.В. Шатова по тексту меморандума, полученному от К.В. Деникиной, сохранившейся в бумагах П.В. Колтышева: ДРЗ. Архив-музей. Ф. 15 (фонд в состоянии обработки)