Министр образования РФ Ольга Васильева в большом интервью «Независимой газете» высказалась за возврат к «лучшим традициям советской школы». Издание «Мел» на основании интервью и ряда предыдущих высказываний Васильевой свело к пяти тезисам — что именно товарищ министр хочет позаимствовать у СССР. Спасибо «Мелу», и взглянем на идеи Васильевой.
1. Нравственное воспитание
Ольга Васильева в интервью «Интерфаксу»:
Воспитание гражданина в советское время было едва ли не более важной задачей школы, чем собственно образование. Ольга Васильева заметила, что сейчас духовно-нравственному воспитанию детей в школах уделяется меньше внимания, чем натаскиванию на ЕГЭ. Она обратилась к учителям и попросила их проводить со школьниками внеурочное время — «время, когда мы с ребенком можем работать, говорить и что-то делать, чтобы он стал гражданином нашей страны». Васильева подчеркнула, что главная задача учителя — постоянно оставаться в контакте с ребенком и быть для него примером.
Своих немногих реальных достижений СССР добивался недопустимо высокой ценой. В момент развала Союза ряд ушлых персонажей бодро растащил плоды 70-летних мучений русского народа. Где воспитали этих замечательных людей? В высоконравственной советской школе и в не менее высоконравственных пионерии и комсомоле (привет «Российскому движению школьников» и прочим юнармиям). Гайдарочубайсы, этнические кланы и банальные бандиты не возникли из воздуха. Их не заслали из Америки. Их «нравственно воспитали» советские училки, как Васильева (в 1979–1982 годах нынешний министр преподавала пение). Увы, знание «Взвейтесь кострами синие ночи» не помешало выпускникам советских школ и вузов распилить завод (Березовский) или организовать теракт (Басаев).
2. Единый стандарт
Ольга Васильева в интервью телеканалу РЕН ТВ:
Министр считает, что программа всех школ должна быть единой. «Сегодня мы живём с вами здесь, завтра — переехали. Ваш сын или ваша дочь пошла в школу, пришла, села, открыла учебники и начала с того места, с какого она закончила в предыдущей школе», — так объясняет Васильева своё представление о едином образовательном пространстве. По её мнению, это понятие не исключает творчества и вариативности.
Министр пообещала сократить число учебников и создать стандарт по каждому предмету, заменив примерные образовательные программы на «конкретные». По новому стандарту будет не больше трех линеек учебников — для основных, базовых и углубленных предметов.
«Спутник» подробно писал о причинах успеха финского образования. Коротко: в Финляндии школьный преподаватель — по сути, ученый, наделенный большой свободой в составлении образовательных программ. Без экспериментов, поиска, соревнования образование деградирует. Стандартизированная система школьного и вузовского обучения, штампующая людей-винтиков по «единым и неделимым» учебникам, в XXI веке обречена.
3. Трудовое воспитание
Ольга Васильева на Общероссийском родительском собрании:
В советской системе труд считался неотъемлемой частью воспитания всесторонне развитой личности. Сейчас уроки труда в начальной школе сводятся к плетению браслетов из бисера и оригами, а после пятого класса часто и вовсе исчезают из расписания. Советские младшеклассники учились работать с разными материалами, в том числе шить и даже конструировать простейшие детали. С восьмого класса в школах начинались «основы производства», и школьники обучались конкретной профессии — например, металлообработке. В конце 1980-х годов профессиональное обучение в старших классах признали необязательным, и «основы производства» постепенно исчезли из школ.
Ольга Васильева считает, что современным школьникам трудовое воспитание необходимо — они должны уметь «трудиться ежечасно, ежесекундно» и «получать радость от своего труда». C 2017 года по инициативе Минобрнауки в российских школы начнут вводить часы трудового воспитания в рамках предмета «технология», но Ольга Васильева призвала школы не дожидаться рекомендаций «сверху» и самим начинать приучать школьников к труду.
Труд труду рознь. «Спутник» писал, что в США активно внедряется программа STEM — Science (Наука), Technology (Технологии), Engineering (Инженерия), Mathematics (Математика). В ее рамках дети знакомятся с самыми современными технологиями. К работе в школах привлекаются представители реальной высокотехнологичной индустрии. Но для задержавшихся в прошлом советских учителей что STEM, что BDSM — западные извращения. Поэтому трудовое воспитание сведется к обучению работе на станках, устаревших еще лет 50 назад — у вас в школе стояли такие. Рабочие профессии в ближайшее время никуда не денутся — не зря столько внимания привлекают международные соревнования World skills. Но содержание их под влиянием технологий — стремительно меняется.
Не замечать этого — позор.
4. Ученические производственные бригады
Ольга Васильева в рамках проекта «Час с министром» в Общественной палате:
В производственных бригадах советские школьники закрепляли навыки, полученные во время трудового обучения. Они выезжали в лагеря при колхозах и по несколько часов в день работали в поле или в лаборатории, в зависимости от специализации. Школьники учились управлять комбайнами и тракторами, выводить сорта сельскохозяйственных культур, помогали на животноводческих фермах.
Российские школы могут вернуться к советской практике вывозить школьников на производства, чтобы готовить их к работе в сфере сельского хозяйства. Васильева считает, что ученики должны получать полезные профессиональные навыки еще в школе. Для этого в рамках предмета «технология» по направлению «сельское хозяйство» для школьников будут создавать агроклассы, лесничества, и производственные бригады.
Только принудительных «выездов на картошку» не хватало для полного счастья. Видимо, с импортозамещением в стране все настолько плохо, что к сельскому хозяйству решили привлекать учеников-рабов. Кстати, не направят ли школьников в агрохолдинги некого Ткачева? Да, в специализации, выборе предметов, профориентации и обучении практическим навыкам нет ничего плохого, а биология на природе постигается лучше, чем в классе. Проблема в том, что советско-постсоветская школа ухитряется успешно воспитать во многих отвращение даже к великой русской литературе. Что уж говорить про остальное?
5. Уборка
Ольга Васильева на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре:
Дежурства по классу, обычные для советских школьников, в последние годы стали довольно редкой практикой. Против них выступают родители, ссылаясь на статью закона об образовании, которая запрещает привлекать учеников к труду, не предусмотренному образовательной программой. Министр с этим не согласна: она выступила за возвращение в систему образования самостоятельной уборки школьниками классов и территорий вокруг школы.
Васильева призвала прекратить воспитывать из школьников «маленьких потребителей» и заявила, что дежурство в классах не причинит вреда их здоровью, зато воспитает ответственность. «Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет», — объяснила Васильева.
Задача. Дано: в Германии школьники классы не убирают, у нас — делали это десятилетиями. Вопрос: у кого на улицах чище? («Спутник» в курсе, что в ФРГ ситуацию активно пытаются исправить беженцы толерантной национальности, но это к сути не относится).
Сторонники привлечения школьников к уборке утверждают, что это зарождает «уважение к труду». Но воспитывать оное принудительной неоплачиваемой работой — все равно, что привить любовь к чтению битьем книгой по голове. Школа могла бы, например, организовать старшеклассникам оплачиваемые подработки на каникулах. Возможность козырнуть перед сверстниками новым велосипедом, на который ты заработал сам — мотивирует на созидательный труд. Окрики истеричной советской уборщицы с синдромом вахтера в терминальной стадии — не мотивируют.
После выхода статьи в «Меле» Ольга Васильева высказалась и против уроков сексуального воспитания в школах. В РФ, напомню, больше миллиона ВИЧ-инфицированных. Темпы прироста — выше, чем в Африке (⅔ новых случаев заражения в Европе приходится на нашу страну). Сколько еще людей должны заболеть, чтобы власти Многонациональной Федерации прекратили скрывать от подрастающего поколения правила пользования презервативами — Васильева не сообщила. При этом тотальная духовность не исключает того, что случилось в 57-й школе или в «Лиге школ».
В итоге
С Васильевой все стало понятно с момента, когда она запретила называть образование услугой. Тогда же глава Минобра предложила прописать в регламенте требования, которые «родители и семья могут предъявлять к школе» (что лишает пользователей услуги — а образование это, конечно, услуга — возможности оценивать ее качество).
Вывод хочется сделать не про министра Васильеву и даже не про школу, а про Российскую Федерацию в целом.
Американский ковбой, актер, комик и журналист Уилл Роджерс сказал: «Если вы очутились в яме, первое, что надо сделать — это перестать копать». В РФ при падении в яму принято расчехлять буровую установку. Устав от несущейся из каждого утюга пропаганды про Великую Победу подростки делают «непристойные селфи» на фоне памятника солдатам ВОВ? Нужно еще больше пропаганды про Великую Победу! Русские в любой форме — от постов Вконтакте до реальных атак на овощебазы — протестуют против свирепствующей евразийской дружбы уродов? Давайте усилим пропаганду евразийской дружбы уродов! Под рассуждения о вреде секспросвета по стране четверкой Всадников Апокалипсиса несется эпидемия ВИЧ? Спасемся рассуждениями о вреде секспросвета! Советская система, деталью которой была и школы, привела к развалу страны и нескольким войнам? Еще больше советской школы! Это РФ. Копаем. Ну, то есть, бурим.