Любопытные телодвижения начались в российском медиа-пространстве: сначала популярный блоггер Техномад публикует у себя явно заказную статью с заголовком «Террористы с Востока Украины вернутся в Россию?» («Интересно, кто-нибудь в ФСБ уже думал над тем, что делать потом со всеми этими „Героями Новороссии“, или будем ждать, пока они явятся с автоматом в какой-нибудь Еврейский музей?»), а сегодня уже на «Слоне» выходит прекрасный текст леволиберального мыслителя Мартынова, сводящийся к тому, что на Востоке Украины воюют неосталинисты. Не хотелось бы думать, что начинается организованная медиа-кампания по сливу Новороссии, но, тем не менее, разберем текст Мартынова. Вдруг там и правда сталинисты, а мы их поддерживаем?
Начинает Мартынов так бодро, что аж зубы лязгают:
Гарвардский историк Дэвид Бранденбергер утверждает, что русский народ был придуман Сталиным. Массовое среднее образование, грамотность и систематическая культурная политика в отношении прошлого появились в России лишь в 30-е годы XX века. Исторический нарратив, представленный в этот момент народу, полностью контролировался главным ученым. В итоге кто такие русские и зачем они живут на свете, подавляющая часть населения СССР узнавала из советских учебников по истории и кинофильма «Александр Невский». Создание исторического образа русского народа совпало и сцепилось намертво с эпохой великих репрессий. Хрущевская десталинизация была неглубокой, и пересборкой русского самосознания никто не озаботился. Коротко говоря, быть русским сегодня — значит быть сталинистом.
Мысль интересная, проблема лишь в том, что вся высокая русская культура была создана в имперский период, и именно она в итоге и осталась. Начиная с 80-ых мы можем наблюдать планомерную деконструкцию советской версии истории, отход от типично советской ненависти к Исторической России, смещение акцентов (с Великого Октября на Великую Победу, например) и тому подобное. Даже создание Культа Великой Победы — абсолютный постмодернистский новодел, к Сталину, сталинизму и даже Второй мировой войне имеющий довольно мало отношения. Единственный серьезный реликт сталинизма по сей день — это национальные республики и сама композиция РФ как РСФСР, с чем по мере сил и борется пробуждающееся русское национальное самосознание.
Даже если не считать того, что сам исходный посыл Бранденбергера о том, что до 30-ых годов XX века устойчивой русской национальной идентичности не существовало, является как минимум очень спорной точкой зрения, Бранденбергер нигде не доходит до того, что быть сегодня русским — значит быть сталинистом. Это уже в чистом виде домыслы Мартынова, изящно попытавшегося перенести спорную работу на 70 лет вперед. При том, что сам Бранденбергер в итоге приходит вот к чему:
«Иными словами, попытки партии укрепить массовую лояльность советскому режиму путем избирательного кооптирования национальных русских мифов, легенд и образов вылились в нечто такое, чего Сталин вовсе не желал: в формирование русского национального самосознания вне зависимости от партийной линии и агитационно-пропагандистской системы».
Как говорится, упс. Но едем дальше, скрутив в бараний рог вяло сопротивляющегося Бранденбергера, Мартынов не снижает накала борьбы с реальностью:
Что происходит в голове у людей, поехавших из России воевать в Славянск? Что объединяет Александра Бородая, Игоря Гиркина (Стрелкова) и их виртуальных в основном сторонников в Российской Федерации? Известно, что быть русским для них — значит вести войну против всего мира (наконец-то «в реале»), жить в империи и строить великое государство, не считаясь с ценой. В общем, эти ребята — неосталинисты, и их нынешняя популярность в России той же природы, что знаменитый успех Сталина на конкурсе «Имя России». Украина оказалась полем, на котором ставится чудовищный сиквел, «Сталин против Бандеры-2».
Простите, но это прямое и наглое вранье. Во-первых, по текстам Бородая и Стрелкова четко видно, что для них быть русским — это быть христианским консерватором, ориентирующимся на Историческую Россию, и бороться за контрреволюцию по уничтожению последствий большевистской власти, стремясь восстановить историческую русскую государственность. Религиозный момент, занимающий в их умопостроениях очень важное место, Мартыновым игнорируется напрочь, потому что, совершенно верно, он абсолютно рушит неосталинистскую схему.
Во-вторых, неосталинизм характеризуется зацикленностью на личности Сталина (явно малоинтересной и Стрелкову, и Бородаю), восхвалением тоталитарного государства (снова мимо), социалистической экономики (мимо) и массовых репрессий (опять не туда). Фраза же «жить в империи и строить великое государство, не считаясь с ценой» особенно комично смотрится в сочетании с филигранной тактикой Стрелкова по сокращению потерь среди личного состава и его знаменитой вспышкой ярости после больших потерь в Донецком аэропорту. Уж если и есть на Донбассе человек, который каждого солдата бережет, то это, конечно, Стрелков.
Иначе говоря, господин Мартынов приписывает Стрелкову и Бородаю желательные для него, Мартынова, взгляды, трогательно не обращая внимания на реальность. Едем дальше:
В июне 1999 года Бородай и Стрелков публикуют в газете «Завтра» заметку под заголовком «А войну не хотите?». В ней авторы анализируют сценарии развития ситуации на Северном Кавказе накануне второй чеченской кампании. Первый сценарий здесь озаглавлен просто как «Война за восстановление российской державы». Он сулит России полную победу, но только при условии прихода к власти «всамоделешного патриотического правительства». Стоит русским ввязаться в войну, как она приведет к победе, вся беда всегда в нехватке патриотической воли у властей.
Ага. А теперь давайте откроем эту самую заметку Бородая и Стрелкова и прочтем не только заголовок:
Ваххабиты не намерены останавливаться на достигнутом. Их общины уже появились и продолжают расти в Хасавюртовском, Кизлярском, Карабудахкентском и других районах Дагестана. Везде — одна установка: накапливать силы и ждать сигнала. Сигнала к вооружённому выступлению. Пока же из Чечни по горным тропам идёт постоянная переброска оружия и боевиков. Своих эмиссаров и добровольцев послали в Дагестан турецкие «серые волки», представители различных арабских радикальных группировок. В союзе с ваххабитами готовы выступить приверженцы беглого лидера «Лакского народного движения «Кази-Кумух» Надиршаха Хачилаева, создавшего и вооружившего в Чечне за свой счёт солидный отряд боевиков. Говорят, что бывший депутат Госдумы даже заготовил «зелёное знамя победы», которое намерен водрузить над зданием Госсовета в Махачкале. Найдутся у исламских экстремистов и другие союзники. Шамиль Басаев всерьёз рассматривает возможность «переноса» боевых действий на территорию Дагестана, для чего и «прикормил» самозваного «имама» Хачилаева, а самого себя назначил «эмиром» «Конгресса народов Ичкерии и Дагестана».
Рано или поздно вялотекущая подрывная работа перерастёт в открытый мятеж. Ситуация может «дозревать» ещё не один месяц, а то и больше, но «сколь верёвочке ни виться — всё конец будет». Если Россия не нанесёт упреждающего удара (а на это нет пока и намёка), дагестанские «моджахеды» сами выйдут на тропу войны против «кафиров».
Согласен, чудовищный сталинизм, призывы к агрессии и чистое коммунистическое безумие пополам с требованием посадить всех в ГУЛАГ. Мне кажется, или Мартынов действительно вырвал из неплохой военной аналитики заголовок и пытается представить эту аналитику прохановщиной? Опять Мартынов:
В октябре того же года соавторы завершают репортаж из воюющей Чечни словами: «Немедленная война с Чечней является насущной необходимостью для Российского государства… Победа позволит всему российскому народу ощутить полезность и необходимость существования государства, в чем сейчас многие разуверились». Эти же ценности понятным образом ложатся в основу существования Донецкой республики, откуда полевой командир Стрелков взывает к Российской Федерации с требованием немедленно реализовать насущную необходимость воевать и побеждать.
И опять берем и открываем саму статью:
Очевидно, что боевики и их союзники не будут сидеть сложа руки. Как только основная масса федеральных войск будет связана боями в Чечне, они попытаются превратить войну в общекавказское побоище, чтобы заставить Россию воевать на многих фронтах. Наиболее «перспективными» в этом отношении территориями являются все тот же Дагестан, зона осетино-ингушского конфликта, Карачаево-Черкесия, где на сегодня зарегистрировано множество мелких терактов и перестрелок между карачаевскими и черкесскими формированиями.
И все же немедленная война с Чечней является насущной необходимостью для Российского государства. Победа в ней позволит не только покончить с этой раковой опухолью, разбрасывающей метастазы по всему пространству державы, но и мгновенно умиротворить весь Кавказ, больше всего на свете уважающий силу.
Победа позволит всему российскому народу ощутить полезность и необходимость существования государства, в чем сейчас многие разуверились.
Да, проклятые сталинисты призывают ликвидировать Чечню как источник заразы исламского терроризма, а заодно — как повод государству напомнить, зачем оно вообще есть. Сталинизм, Гитлер, ГУЛАГ, базару нет.
Сам Стрелков считает себя русским патриотом-«имперцем» и антикоммунистом, но по факту его «Россия, которую мы потеряли» лучше всего была реконструирована именно Сталиным.
Простите, где Стрелков такое говорил?
На форуме livinghistory.ru можно ознакомиться с богатым творческим наследием Стрелкова. В день рождения Сталина будущий полевой командир пишет, что тот, конечно, не заслуживает огульной критики со стороны либералов, а его преступления сводятся к борьбе против Российской империи, но, с другой стороны, его положительно характеризует уничтожение ленинской гвардии и Троцкого.
Угу:
Дополнительно хотелось бы сказать, что огульная критика И.В.Сталина чаще всего звучит со стороны людей, довольно далеких от реальных «тягот и лишений» даже современной жизни, не знающих, что это такое «война», «разруха» и «голод», и считающих, что весь окружающий их комфорт — естественное и закономерное явление и что не может быть как-то иначе.
Наоборот, люди, много прошедшие и всякого повидавшие, с пониманием относятся ко многому, что шокирует рядового обывателя.
Это пишет, напомню, ветеран четырех войн. Мартынов, тебе не стыдно?
Нет, не стыдно, леволибералы сраму не имут:
Бородай в 2012 году делает видеопроект для «Завтра» и представляет в студии «долгожданного гостя Николая Старикова», наиболее одиозного молодого сталиниста. Бородай полемизирует с гостем в оценке личности Сталина, ему не нравится Коминтерн и коммунистическая риторика. Сталина в версии Старикова Бородай потом называет мифологическим. Но стратегически гость и ведущий говорят на одном языке: Россию уничтожают либералы, американцы и гомосексуалисты, а военно-магической защитой от этого процесса является воссоздание русской государственности на принципах сталинской империи, очищенной от коммунизма.
То есть к Бородаю пришел сталинист, Бородай сказал, что у сталиниста в голове мифы, но они все равно заодно, потому что Бородай — поклонник сильной державы, а все поклонники сильной державы — сталинисты!
Жизнь друзей проходит «В ожидании власти» — это заголовок одной из немногих статей Стрелкова для газеты «Завтра», написанных им самостоятельно.
Статья при этом про влияние прихода Путина к власти на Северный Кавказ, и заканчивается эта статья так:
Все указанные и многие другие «вайнахские авторитеты», словно гиены, уже грызутся за власть в Чечне, хотя ни Басаева, ни Хаттаба, ни самого Масхадова еще никто «со счетов не списал». А те только и ждут, когда же в Москве соберутся организовать «очередной хасавюрт», чтобы спуститься с гор и вырезать всех своих оппонентов. «Ичкерийский шакал» еще очень даже жив, и добивать его придется именно и только Российской армии вкупе с иными «силовыми структурами». А всякого рода «помощнички» со свойственными им непомерной жадностью и амбициями способны лишь ставить палки в колеса.
Согласитесь, это уже комично: ремарка Мартынова создает впечатление, что текст про власть, а на самом деле текст про исламский беспредел и необходимость с ним кончать. Прям такое ощущение, что Мартынов сознательно вводит читателей в заблуждение.
Ну и в качестве гранд-финала:
Позитивная программа Бородая изложена им в теоретической статье 2000 года о «русской религиозной революции». Здесь врагами России названы цигун, тамагочи и либеральная жвачка. Но, успокаивает Бородай, история на этом не заканчивается: русские должны развязать беспощадную войну против всего мира, лежащего во зле.
При том, что указанная статья выдает, конечно, никакого не сталиниста, а классического последователя Гумилева (каковой Гумилев, конечно же, — дурь, но дурь совсем другая):
Аналогия с европейской историей не случайна, ведь родственный нам, но более древний западноевропейский суперэтнос тоже начинал с попыток строительства единой великой государственности — империи Карла Великого или Священной Римской империи германской нации. Но эти державы, создававшиеся страшными усилиями огромных человеческих масс и единичных героев, оказались крайне недолговечны. И, почувствовав это, окровавленная в феодальных войнах Европа ринулась в святую землю за сияющей религиозной мечтой. И именно в этот страшный исторический период европейцы и заложили основы своей самобытной и великой культуры, раскрывавшейся и плодоносившей в течение нескольких последующих столетий.
Религиозная революция — это неизбежная война со злом, причем война бескомпромиссная, беспощадная. Способен ли на такой подвиг русский народ? И каковы будут контуры этой будущей религиозной революции, будут ли на ее штандартах, хоругвях сиять православные кресты и другие христианские символы? Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько нынешняя православная церковь готова выйти из состояния полуокаменелости — перестать быть обычным социальным институтом, удобным инструментом в руках власть предержащих, местом для комфортабельного отправления «духовных нужд» обывателей. Православная церковь, если хочет стать во главе новой России, должна вернуться к своим первоистокам, снова стать церковью, готовой проповедовать и воевать. Церковью Сергия Радонежского и Пересвета.
Итого, если бы господин Мартынов обладал минимальной интеллектуальной честностью, то он начал бы с того, что и Стрелков, и Бородай — глубоко верующие православные люди, а в конституции ДНР нет ничего из сталинизма, зато есть отдельный пункт про православие. Кроме того, господин Мартынов мог бы рассказать, что Стрелков и Бородай являются державниками-антикоммунистами, черпающими свое вдохновение в дореволюционной России, причем у обоих есть представление о мессианской роли русского народа.
Один из ополченцев Юго-Востока
Но так как статья «Власть на Востоке захватили русские православные консерваторы» на обличение немного не тянет, а как бы даже наоборот, то господин Мартынов на основе заголовков военной аналитики, перевранных цитат и просто собственных упоительных рассуждений попытался записать русских православных белогвардейцев в сталинистов, попутно еще и притянув Бранденбергера, который бы помер, узнав, как интерпретируют его выводы. Писал про формирование массовой культуры Сталиным, а оказалось, что «сегодня быть русским — значит быть сталинистом» (кстати, если нас читает кто-то из коллег Бранденбергера, пришлите ему ссылку на Мартынова, то-то будет смеху).
После всех этих художеств, от которых бы даже сам Сталин охренел, у меня к господину Мартынову остается ровно один вопрос: скажите, а вы этот текст по личной придури сочинили, или же вам, как и блогу Техномада, методичка сверху пришла?