«А ремнем по заднице?» (перевод из Reuters)

Текст: Алистер Макдональд, Reuters. Перевод: Родион Раскольников, «Спутник и Погром»

porosh

Когда над киевскими баррикадами впервые появился синий флаг с золотыми звёздами, ЕС на какое-то время вновь поверил в себя и демократию, несмотря на смутные перспективы и сумерки экономики.

Но теперь, почти год спустя после первого Евромайдана, некоторые в Брюсселе разочарованы в украинцах. Европейской щедростью (отмена ввозных пошлин, деньги на покупку русского газа) злоупотребляют.

Возможно даже, что часть украинских элит вступила в сговор с Россией, несмотря на возобновление боевых действий на востоке страны.

«Украинцы манипулируют Евросоюзом», сообщил агентству Рейтер крупный европейский чиновник, участвующий в переговорах. ЕС, по его мнению, должен «проснуться» и начать отстаивать свои интересы.

«Часть украинского правительства заинтересована в сговоре с Россией и в том, чтобы воспользоваться помощью ЕС в корыстных целях», добавил он.

Украинский посол в ЕС Константин Елисеев назвал такие взгляды «абсолютной чушью». Слухи о секретных переговорах между Москвой и Киевом он приписал «российской пропаганде» и заявил, что целиком и полностью уверен в дальнейшем тесном сотрудничестве с Европейским Союзом.

Публично ЕС оказывает твёрдую поддержку новоизбранному президенту и парламенту перед лицом русской угрозы — позиция, которую новый президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер наверняка подтвердит, когда посетит Киев (возможно, уже в этом месяце).

Кроме того, чиновники и дипломаты едины в своём восхищении мужеством обычных украинцев и в желании помочь установлению на Украине демократии и процветания.

Однако в частных разговорах некоторые брюссельские чиновники жалуются на глубоко укоренённую постсоветскую коррупцию и подозревают украинцев в тайном сотрудничестве с якобы враждебной Москвой, ставя под сомнение степень будущей помощи.

«Очень многие купились на слезливую историю о «бедной маленькой Украине», говорит один европейский дипломат. «Но у наивности есть пределы. Люди начинают просыпаться».

Для Киева всё это может означать более жесткие условия на переговорах в следующем году и постоянные требования показать быстрые результаты реформы политики и экономики — что вряд ли будет легко после 25 лет топтания на месте, в разгар де-факто войны с огромным восточным соседом.

porosh1

Газ и торговля

Серьёзным вызовом для украинского президента Петро Порошенко станут новые переговоры с Москвой и ЕС о поставках русского газа: 10 дней назад была заключена сделка, обеспечивающая возобновление транзита на зиму, и пререкания на эту тему только укрепили Брюссель в сомнениях относительно настоящей природы отношений между Киевом и Москвой.

«Несмотря на кровь, которая продолжает литься на востоке Украины, русские и украинцы с удовольствием сотрудничают, когда нужно пошантажировать европейцев», заявил после заключения газовой сделки один высокопоставленный европейский дипломат.  «Сколько бы мы им ни предложили, они всегда требуют ещё больше».

Украинскому правительству также придётся в срочном порядке вводить экономические и общественные нормы, которых требует вступающее в силу 1 января 2016 года соглашение о свободной торговле.

ЕС отменил ввозные пошлины на украинские товары, но разрешил Киеву сохранить защищающие украинскую экономику протекционистские меры. При этом Киев по-прежнему свободно торгует с Россией. Брюссель предупреждает, что это одностороннее преимущество не может сохраняться долго, и что Украина должна выполнять взятые на себя обязательства.

«Украинские олигархи сейчас уютно устроились на двух стульях», говорит крупный европейский чиновник, добавляя, что самые разные европейские бизнесы, от польских фабрик до французских ферм, уже начали жаловаться на несправедливость.

«Честно говоря, у меня есть большие сомнения в том, что Украина выполнит все поставленные ЕС условия», заявил он. «Думаю, месяцев через шесть ЕС придётся опять начинать переговоры, и Украина с Россией будут по одну сторону стола… Тогда ЕС, наконец, очнётся».

В геостратегическом противостоянии Запада с Владимиром Путиным Украина оказалась между молотом и наковальней, и к этому моменту западные союзники пошли на все возможные меры, кроме прямой интервенции; сейчас их усилия сконцентрированы на экономических санкциях против Москвы и помощи Киеву в укреплении гражданского общества.

В Брюсселе, безусловно, сожалеют, что соглашение об ассоциации спровоцировало конфликт с Россией, но симпатизируют Порошенко, конфетному магнату и опытному министру, избранному вместо свергнутого шесть месяцев назад промосковского Виктора Януковича.

«Нельзя винить Порошенко за то, что он разыгрывает доставшиеся ему слабые карты в первую очередь в национальных интересах», заметил один европейский дипломат. В июне Порошенко был почетным гостем саммита ЕС.

В то же время Украине было бы странно давать карт-бланш: у себя дома ЕС по-прежнему продолжает соблюдать меры жесткой экономии.

Общая история

Самая тяжелая часть сделки — удовлетворить требования Москвы (ЕС должен гарантировать, что у Украины будет достаточно средств для оплаты газа). И Москва, и Киев неоднократно подчёркивали, что продолжительное прекращение поставок на Украину прервёт поставки в ЕС, большая часть которых проходит по транзитным газопроводам на территории Украины.

Другой высокопоставленный чиновник, присутствовавший при заключении сделки, отметил, что оба постсоветских соседа одинаково сильно хотят заставить ЕС раскошелиться. По его наблюдению, несмотря на конфликт, обе стороны по-прежнему на короткой ноге.

«Жать друг другу руки они отказались, но эти ребята явно знают друг друга лучше, чем я их», сказал он.

Посол Елисеев отвергает все предположения о русско-украинском сговоре: «Как мы можем сотрудничать со страной-агрессором?» Он добавил, что предложение выступить гарантом газовой сделки исходило от Евросоюза.

Вацлав Бартушка, посол Чехии по вопросам энергетической безопасности, заявил, что из-за широко известной украинской коррупции чехи заранее готовятся к худшему варианту: «Мы рассчитываем, что зимой транзита либо не будет, либо график будет непредсказуем».

Противопоставляя постсоветских украинских политиков другим восточноевропейским лидерам, он сказал: «Там нет чистых на руку людей. Когда мы хотели войти в ЕС, мы изменили свою страну. Мы не требовали от ЕС платить нам за это».

Поддержка ЕС

Другие европейские политики настроены оптимистичнее. Андрей Пленкович, член делегации ЕС на Украине от Хорватии, сказал, что на последних выборах в Киеве Украина действительно начала с чистого листа, и ЕС продолжит её поддерживать:

«Позиция ЕС совершенно прозрачна», сказал он. «Украинцы сделали европейский выбор… Картина совершенно изменилась. Мы здесь, чтобы помочь им и поддержать их».

Перед Украиной сейчас стоит неподъёмная задача: необходимо привести экономику и общество в соответствие с европейскими нормами, как того требует соглашение. «Уверен, что украинский бизнес приспособится и останется конкурентоспособным», добавил Пленкович.

Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини заявила: «Мы призываем Украину продолжать реформы и двигаться к модернизации экономики». В частности, необходимо будет принять «адекватные меры», чтобы подготовиться к началу двусторонней свободной торговли в начале 2016 г.

Однако, как и у его злосчастного предшественника, у Порошенко и у украинских бизнесменов есть повод опасаться, что после этого Россия закроет для них их основной рынок. Кроме того, Киеву, как и Западу в целом, необходимо снизить накал конфликта.

porosh2

Некоторые европейские дипломаты и чиновники таким образом ожидают, что новые украинские лидеры будут искать способа избежать выполнения всех условий ЕС (несмотря на то, что десятки человек на улицах уже погибли, выступая против президента, который сделал то же самое).

Многие в Брюсселе по-прежнему настроены снисходительно.

«Как можно требовать реформ от воюющей страны?», спрашивает другой высокопоставленный европейский дипломат. «Сомневаюсь, что ЕС в принципе может послать их к чёрту, что бы они ни сделали. Это не в характере ЕС».

Сейчас украинские олигархи пользуются невиданной роскошью — «свободной торговлей от Лиссабона до Владивостока», но это не может продолжаться вечно, добавил он. Но как именно ЕС и Киев будут договариваться о новых условиях и как они поступят с Россией, пока невозможно предсказать.

«Самой большой ошибкой для всех в этой истории было недооценивать народ Украины — для нас, для Януковича, для Путина», сказал дипломат. «Никто из нас не ждал Евромайдана. Что будет дальше — увидим».

Оригинал статьи на сайте reuters.com