Текст: Грег Миллер и Грег Яффе, Washington Post. Перевод: Григорий Николаев, «Спутник и Погром»
Президент Трамп выдал послу РФ сверхсекретную информацию, когда они встречались на прошлой неделе в Белом доме — об этом заявила группа бывших и действующих американских чиновников. По их словам, информация, переданная Трампом, ставит под угрозу критически важный источник разведданных об ИГИЛ.
Сведения, которые американский президент выдал русским, были переданы американской стороне неназванным партнёром по соглашению об обмене разведданными. Эта информация считается настолько важной, что доступ к ней был жестко ограничен даже для представителей американского правительства, а подробности и детали до сих сохраняли в тайне в том числе и от союзников.
Партнёр Соединённых Штатов не давал Америке разрешения делиться этими сведениями с Россией, и высокопоставленные лица, предавшие случившееся огласке, утверждают, что решение Трампа поставило под угрозу сотрудничество с ценным союзником, имеющим доступ к внутренней кухне Исламского государства. После того как Трамп завершил встречу с российским послом, высокопоставленные сотрудники президентского аппарата предприняли попытку смягчить удар, немедленно сообщив о произошедшем ЦРУ и АНБ.
«Речь идёт об информации высшего уровня секретности [code word — на этом уровне данные разбиты на отдельные пакеты и доступ дают к отдельным кодовым словам]», — сообщил высокопоставленный чиновник, близко знакомый с вопросом. «Трамп, — добавил он, — рассказал российскому послу больше, чем мы рассказываем своим союзникам».
Президент Трамп сейчас находится под сильным юридическим и политическим давлением сразу на нескольких фронтах, и все они имеют то или иное отношение к России. На прошлой неделе он отправил в отставку главу ФБР Джеймса Коми — в самом разгаре расследования возможных связей между участниками предвыборной кампании Трампа и Москвой. Вскоре после этого Трамп признал, что причиной такого решения стала «вся эта история с Россией», и многие критики восприняли поступок президента как попытку воспрепятствовать расследованию.
Всего через день после отставки Коми Трамп принял в Овальном кабинете Сергея Лаврова и посла РФ в США Сергея Кисляка (последний играет ключевую роль в последних скандалах вокруг России). Источники утверждают, что именно на этой встрече Трамп отошёл от плана беседы и принялся в деталях описывать возможную террористическую угрозу со стороны ИГИЛ — эта угроза связана с использованием ноутбуков на борту пассажирских самолётов.
Любой (почти любой) человек в правительстве нарушил бы закон самим фактом обсуждения подобных вопросов с вероятным противником. Трамп, как президент, имеет весьма широкие полномочия, когда дело касается рассекречивания государственных тайн, и маловероятно, что своим поступком он тем или иным образом прямо преступил закон.
Сотрудники Белого дома, принимавшие во встрече непосредственное участие, утверждают, что Трамп коснулся только общих опасений по поводу терроризма.
«Господин президент и господин министр иностранных дел рассмотрели совокупность общих угроз со стороны террористических организаций и включили в этот перечень угрозы авиационному сообщению, — заявил Х. Р. МакМастер, советник по национальной безопасности, который присутствовал на встрече. — Ни в какой момент времени разговор не касался источников разведданных или методов получения разведданных; не обсуждались никакие военные операции кроме уже общеизвестных».
МакМастер повторил своё заявление, выступая в понедельник в Белом доме и назвал статью Washington Post «ложной», но отказался отвечать на вопросы журналистов.
Сотрудники Белого дома в своих заявления подчеркивали, что Трамп не обсуждал конкретные источники и методы, но ничего не говорили о том, выдал ли он информацию, полученную из деликатных источников.
ЦРУ отказалось от комментария, АНБ не ответило на наш запрос.
Официальные лица, однако, выразили озабоченность манерой, в которой Трамп обращается с деликатной информацией — и тем, насколько он вообще осознаёт серьёзность возможных последствий. Раскрытие ключевого источника разведывательной информации, до сих пор дававшего критически важную информацию об Исламском государстве, может серьёзно осложнить США и их союзникам обнаружение будущих угроз.
«Вообще история шокирующая, — сообщил нам бывший американский чиновник, близкий к высокопоставленным фигурам в действующем правительстве. — Трамп ведет себя безрассудно и не понимает, с какими серьезными вещами имеет дело, особенно когда доходит до разведки и национальной безопасности. И всё это из-за его проблем с Россией».
На встрече с Лавровым Трамп как будто хвастался своим знанием всех подробностей возможной угрозы. «У меня отличные разведданные. У меня есть специальные люди, которые мне отличные разведданные каждый день приносят», — заявил президент, если верить чиновнику, который в курсе подробностей разговора.
Затем Трамп начал обсуждать тонкости угрозы, о которой Соединённым Штатам стало известно только благодаря разведывательным возможностям ключевого партнёра. Президент не выдал своему собеседнику конкретный метод сбора информации, но описал детали конкретного разрабатываемого ИГИЛ способа теракта и отдельно остановился на том, какой ущерб могла бы причинить подобная атака в тех или иных обстоятельствах. Высокопоставленные члены правительства подчеркивают, что Трамп (и это особенно тревожно) назвал тот город на территории ИГИЛ, где партнер США сумел обнаружить информацию об угрозе.
«Пост» намеренно не приводит подробности этого террористического плана и не называет город, о котором идёт речь — наши высокопоставленные источники предупредили, что это может поставить под угрозу важные разведывательные структуры.
«Все знают, что это очень деликатный источник, и попытка делиться с русскими такой детальной информацией не может не вызывать беспокойства», — сообщил нам бывший специалист по борьбе с терроризмом, который некоторое время близко сотрудничал с членами команды Трампа по национальной безопасности. Он, как и другие высокопоставленные лица, попросил сохранить его анонимность, ссылаясь на деликатность темы.
Официальные лица особенно обеспокоены тем, что Трамп раскрыл русским местоположение источника — утверждается, что теперь Россия может опознать союзника США, о котором идёт речь. Известно также, что тот же источник может быть полезен и для других целей — и в том числе, возможно, поставляет информацию о российском присутствии в Сирии. Москва наверняка весьма заинтересована в том чтобы опознать этот источник или даже нарушить его работу.
Россия и США считают Исламское государство врагом и обмениваются ограниченной информацией о террористических угрозах. Но в Сирии у двух государств противоположные цели — Москва ввела на территорию страны технику и солдат, и поддерживает в конфликте сирийского президента Башара аль-Асада.
«Россия может опознать наш источник или наши методы», — подытожил высокопоставленный американский чиновник.
Бывший сотрудник разведывательных служб, имевший дело с секретными данными, касающимися России, заявляет, что при помощи деталей, выданных Трампом, «российским спецслужбам, скорее всего, не составит никакого труда понять, что к чему».
Другой аспект проблемы: у Соединённых Штатов не было права передавать эту информацию третьим лицам. В мире шпионажа правительства — и даже отдельные службы — в значительной степени сохраняют контроль над распространением информации даже после того, как поделились ей с союзниками. Нарушение этой устоявшейся практики подрывает доверие, необходимое для обмена секретными сведениями.
Наши источники отказались назвать союзника Америки, о котором идёт речь, но упомянули, что тот уже высказывал возмущение неспособностью Вашингтона сохранять в тайне критическую информацию, когда дело касается Ирака и Сирии.
«Если этот партнер узнает, что мы отдали его данные русским, не поставив его в известность и не уведомив, отношения с ним понесут тяжелый урон», — заявил американский чиновник.
Кроме того, Трамп описал меры, которые Соединённые Штаты предприняли или собираются предпринять для борьбы с угрозой, включая военные операции в Ираке и Сирии и меры по усилению безопасности.
Наши источники не были готовы обсуждать подробные детали этих мер, но Министерство внутренней безопасности США не так давно сообщило, что намерено запретить проносить в ручной клади на борт авиалайнеров ноутбуки и другие большие электронные устройства — по крайней мере, на трансатлантических рейсах. В марте США и Великобритания ввели подобный запрет в аэропортах десяти преимущественно мусульманских стран.
Трамп описал проблему в меланхолических тонах. «Во что мир превратился? — заметил он, если верить нашему источнику. — С ума сойти можно, да?»
Лаврова и Кисляка при этом разговоре сопровождали секретари.
Беседу снимал русский фотограф, снимки появились в государственном информационном агентстве ТАСС. Американскую прессу не допустили ни на какой из этапов встречи.
Высокопоставленные сотрудники Белого дома, похоже, быстро поняли, что Трамп нарушил границу, и занялись устранением последствий. Томас П. Боссерт, ассистент президента по внутренней безопасности и борьбе с терроризмом, позвонил главам ЦРУ и АНБ, ведомств, наиболее вовлеченных в обмен информацией с партнером, о котором идет речь.
Один из подчиненных Боссерта предложил удалить проблемные фрагменты диалога из внутренних записей Белого дома и ограничить хождение полной расшифровки беседы небольшим кругом официальных лиц, чтобы предотвратить дальнейшее бесконтрольное распространение секретной информации.
Другие сотрудники Белого дома встали на защиту президента. «Это ложные сведения, — заявила Дина Пауэлл, заместитель советника по национальной безопасности в области стратегии. — Президент обсуждал только общие угрозы, стоящие перед обеими странами».
Но чиновники не смогли объяснить, почему в таком случае их коллеги посчитали необходимым поднять тревогу и привлечь ЦРУ и АНБ.
Сенатор Боб Коркер (республиканец, от штата Теннеси) заявил, что не станет комментировать громкую историю, «пока не узнает о ней чуть побольше», но добавил: «Совершенно очевидно, что все катится под откос, и нам надо понять, что с этим делать. Что смешнее всего, команда по национальной безопасности при этом собрана отличная».
Коркер также добавил, что «хаос, который создает недостаток дисциплины, создает очень нездоровую атмосферу».
Трамп уже не раз начинал непредсказуемо импровизировать во время переговоров с высокопоставленными представителями иностранных держав — можно вспомнить его неоднозначный диалог с австралийским премьер-министром, имевший место ранее в этом году. Кроме того, президента критиковали за плохую организацию охраны в его флоридском поместье Мар-а-Лаго, где Трамп обнародовал предварительные отчеты о северокорейских ракетных испытаниях — прямо на виду у обедавших в ресторане туристов.
Высокопоставленные чиновники говорят, что Совет национальной безопасности по-прежнему подготавливает для Трампа многостраничные руководства по ведению каждой конкретной беседы с иностранными лидерами, но Трамп настаивает на выжимках в одну страницу и часто игнорирует даже их.
«Он заходит в комнату или поднимает трубку, а дальше, по-моему, как пойдет, и у этой привычки есть огромные минусы, — говорит другой бывший чиновник. — Он вообще понимает, чем секретная информация отличается от общедоступной? Меня беспокоит в основном это».
Реакция Лаврова на откровения Трампа была сдержанной, если верить нашим источникам — российский министр иностранных дел призвал США теснее сотрудничать с Москвой в деле борьбы с терроризмом.
Кисляк занимал центральное место в скандальных историях, крутившихся вокруг связей администрации Трампа с Россией. Первый советник Трампа по национальной безопасности, Майкл Флинн, проработал всего 24 дня и был вынужден уйти в отставку из-за связей с Кисляком и попыток скрыть эти связи. Генпрокурору Джеффу Сешензу пришлось воспользоваться своим правом не отвечать на вопросы ФБР, когда выяснилось, что он встречался с Кисляком, хотя и утверждал обратное, когда вступал в должность.
«Думаю, Кисляк отстучал в Кремль неплохую подробную депешу — со всеми деталями, которые из Трампа удалось вытянуть», — подытожил один из бывших чиновников, работавших по русскому направлению.
В опубликованной Белым домом выжимке беседы с Лавровым и Кисляком нет никаких упоминаний террористической угрозы.
«Трамп подчеркивал необходимость совместно работать над прекращением конфликта в Сирии», — гласит выжимка. Кроме того, президент «упомянул Украину» и «подчеркнул своё желание выстроить более прочные отношения между США и Россией».
Оригинал материала на сайте Washington Post