«Президентство Трампа пугает меня до смерти»
— Стивен Кинг, 24 сентября 2016 года
Предсказать победу Дональда Трампа на президентских выборах 2016 года было настолько же сложно, насколько легко в 2008 и 2012 годах прогнозировался триумф Барака Обамы. Идея сделать президентом афроамериканца укладывалась в русло американской политики последних десятилетий, а оба матча с участием Обамы производили впечатление договорных. Когда было объявлено, что республиканцы выдвинули сенатора Маккейна, я спросил трёх или четырёх знакомых женщин, как они относятся к этому кандидату. Все они ответили, что он вызывает у них физическое отвращение.
Дальше ни за предвыборной кампанией, ни за голосованием можно было не следить. Если Великая Старая Партия выставляет против харизматичного мулата то вызывающее отвращение у половины электората лётчика времён вьетнамской войны, то совершенно бесцветного мормона, значит, она стремится обеспечить победу мулату (чем бы это стремление ни было вызвано). Но в 2016 году былая ясность исчезла. На этот раз было невозможно понять, кто из кандидатов — будущий президент, а кто — его спарринг-партнёр.
По своим личным и политическим качествам на роль спарринг-партнёра идеально подходила Хиллари Клинтон. Эта насквозь коррумпированная, окружённая пакистанскими наперсницами, зацикленная на гей-проблематике и выглядящая как произведение таксидермиста дама обладает уникальным свойством вызывать у людей такую неприязнь, что при прочих равных условиях её одолел бы и сам Маккейн. Однако в этой предвыборной гонке не было ни намёка на равные условия. СМИ, истеблишмент и звёзды шоу-бизнеса стояли за Клинтон горой. Словно бы дело происходило не в США, а в Северной Корее.
29 октября 2016 года, Майями, штат Флорида. Концерт Дженнифер Лопес в поддержку кандидата в президенты США Хиллари Клинтон
В 2011 году газета «Нодон Сонмун» писала: «Мы клянемся кровавыми слезами называть Ким Чен Ына нашим верховным главнокомандующим, нашим лидером». В 2016 году называть своим лидером Хиллари Клинтон клялись кровавыми слезами решительно все — от Леди Гага и Кэти Перри до Джорджа Клуни и Джоан Роулинг (да, Джоан Роулинг; европейцы, особенно британцы, участвовали в американской предвыборной кампании с непосредственностью, заставлявшей вспомнить, что на Острове Соединённые Штаты по-прежнему называют Колониями).
Пропагандистский перевес Клинтон над Трампом носил беспрецедентный характер. Если на предыдущих выборах поддержка СМИ распределялась между кандидатами в пропорции 1:1 или 2:1, то на этот раз речь шла о невероятных 50:1. Уже в мае 2016 года, сразу после примарных выборов в республиканской партии, 472 (четыреста семьдесят два) американских литератора во главе со Стивеном Кингом подписали протест против выдвижения кандидатуры Дональда, а позже Мадонна (возможно, переоценив свои силы) пообещала рассчитаться с избирателями Хиллари оральным сексом (это была не очень пристойная предвыборная кампания).
Ещё одно фото с того же концерта. Не могу отделаться от чувства, что ботфорты Лопес несколько легкомысленны для подобного мероприятия
Дональд Трамп, женатый на двух топ-моделях и одной актрисе консерватор, превративший отцовские миллионы в миллиарды предприниматель и сделавший своё имя брендом строитель золотых башен, напротив, выглядел как блистательный претендент по высший пост. Но его выставляли клоуном, сумасшедшим, сексуальным маньяком, расистом и ксенофобом (что вообще-то абсурдно, ибо у этого человека с немецкими корнями бывшая жена — чешка, нынешняя жена — словенка, а один зять — еврей). Звёзды Голливуда и шоу-бизнеса обещали в случае победы Дональда эмигрировать в Канаду, а Стивен Кинг, несколько раз заявлявший, что президентство Трампа вызывает у него ужас, после обнародования результатов выборов покинул твиттер, где у него были два с половиной миллиона подписчиков.
На стороне Клинтон выступали даже многие крупнейшие деятели Республиканской партии, включая одного из Бушей. Когда Трамп победил располагавшую таким перевесом соперницу, появилась благостная теория, согласно которой средний белый класс, сторонники традиционных ценностей, разгневанные простые люди, обитатели разрушенного безумствами демократов Ржавого (бывшего промышленного) пояса Америки восстали против прогнившего леволиберального и неомарксистского истеблишмента, отвергли диктат контролируемых мультикультуралистами СМИ и вернули свою землю себе. При этом обычно добавляется, что американские социологи до последнего момента предрекали победу Клинтон, ибо люди были так задавлены левыми, что просто не отваживались признаться в симпатиях к Трампу.
Одна из семей Трампа. Слева направо: сам Дональд, его супруга Ивана (урожд. Зельничкова), их дочь Иванка (принявшая иудаизм, чтобы выйти замуж за Джареда Кушнера, сына одного из лидеров еврейской общины Нью-Йoрка)
Это очень красивая история. К сожалению, до Рождества пока далеко, и время сказок ещё не пришло. Разумеется, я не сомневаюсь, что белый средний класс разгневан, а неомарксисты и мультикультуралисты достали всю Америку. В этой стране достаточно людей, готовых не только голосовать против левых, но буквально отстреливать их. Однако в реале дела делаются немного по-другому. Тут необходимо обратить внимание на некоторые детали. Например, процент латиноамериканцев, азиатов и даже афроамериканцев, голосовавших за республиканского кандидата, на этих выборах был выше, чем на предыдущих. В некоторых группах их доля превышала 30%. С учётом антилатинской риторики Трампа (доходившей до обещания отгородиться от Мексики стеной), это большой успех. И у него есть автор.
«Настоящая звезда. Он… Ну, вы угадали? Давайте я расскажу вам про Рейнса. Посмотрите на всех этих людей вокруг. Рейнс — суперзвезда. Рейнс, я говорил, что они не смогут называть тебя суперзвездой, если мы проиграем», — это цитата из победной речи Трампа. К речи мы ещё вернёмся, а пока отметим, что Рейнхолд Ричард «Рейнс» Прибус, председатель Республиканского национального комитета, после поражения 2012 года организовал исследования среди женщин, молодёжи и испаноязычных американцев. Благодаря исследованиям Прибуса Трамп получил в этих группах избирателей голоса, которые не смог собрать Митт Ромни. «Восстание белых мужчин» нашло определённую поддержку у женщин и цветных.
Впрочем, пока я пишу эти строки, в ленте новостей мелькает сообщение, что некоторые избиратели Клинтон в Калифорнии и Орегоне вышли на улицы и начали жечь машины
Что касается социологических прогнозов, претензии к ним беспочвенны. За три-четыре недели до выборов социологи утверждали, что у Клинтон двенадцатипроцентный перевес. За пять или шесть дней до голосования ситуация обернулась в пользу Трампа, и это было отражено в результатах опросов, дававших миллиардеру полутора-двухпроцентное преимущество. Наконец, в последние сорок восемь часов перед днём Х симпатии избирателей опять стали склоняться на сторону Хиллари, и это было зафиксировано социологическими службами, выявившими примерно полпроцентный перевес бывшей первой леди Америки.
Итоги голосования подтвердили данные опросов. Клинтон действительно собрала чуть-чуть больше голосов избирателей (Трамп выиграл благодаря особенностям американской избирательной системы, построенной на принципах федерализма и давшей ему перевес в количестве выборщиков). Так что перед социологами никто ничего не скрывал. Вопрос в том, какие события, произошедшие в последние 14 дней перед выборами, позволили Трампу из аутсайдера превратиться в лидера гонки.
Одним из немногих людей, предсказывавших победу Трампа, был режиссёр Майкл Мур. Сам он, как и большинство его коллег, болел за Клинтон. На этом фото Майкл Мур стоит перед небоскрёбом Трамп Тауэр с плакатом «Мы все мусульмане», превентивно протестуя против обид, которые президент Трамп когда-нибудь в будущем гипотетически может нанести последователям Пророка
Ответ лежит на поверхности и содержится прямо в вышеупомянутой речи Трампа. Выражая благодарность людям, оказавшим ему поддержку, Трамп начал перечень с Иваны, Мелании и Тиффани, продолжил Рудольфом «Руди» Джулиани и другими республиканскими политиками, а завершил вот кем:
«Генерал Майк Флинн. А где Майк? И генерал Клогг. Более 200 генералов и адмиралов поддержали нашу кампанию, и все они особенные люди. У нас в команде 22 человека, награжденных медалью Почета. <…> Сотрудники спецслужб. Они крутые, они умные и с ними шутки плохи. И когда я хотел выйти и поприветствовать большую группу людей, они тащили меня обратно. Но они потрясающие люди, и я тоже хотел бы их поблагодарить».
Благодаря особенностям английского языка Дональд Трамп сказал больше, чем хотел. Произнося «So I also have to say I’ve gotten to know some incredible people — the Secret Service people», он имел в виду всего лишь свою охрану (людей, которые «тащили его обратно» на встречах с большими группами избирателей, т. е. бодигардов). Но многие в мире восприняли его слова, как благодарность спецслужбам. Я смотрел прямую трансляцию этой речи с синхронным переводом на язык благословенной Богемии, и чешка передала оборот «the Secret Service people» как «lidé z tajné služby». Примерно то же самое произошло и в некоторых других странах, включая Россию.
В данном случае ошибка позволила переводчикам назвать вещи своими именами. За две недели до выборов Трамп безнадёжно отставал от Клинтон. Ирландская букмекерская контора Paddy Power демонстративно начала преждевременную выплату денег клиентам, сделавшим ставки на победу Хиллари (и выплатила около одного миллиона долларов). Но менее чем за 14 дней до голосования директор ФБР Джеймс Коми (бывший старший вице-президент Lockheed Martin и человек безупречной репутации) возобновил расследование «дела Клинтон», и этого оказалось достаточно, чтобы чаша весов склонилась в пользу Трампа (пожилую леди так легко скомпрометировать).
Журнал «Ньюсуик» за 8 ноября 2016 года на всякий случай был отпечатан в двух вариантах. Одна версия была посвящена победе Трампа, вторая — триумфу Клинтон. В продажу по ошибке поступила версия с президентом Хиллари
Ну а дальнейшее всем известно. Трамп выиграл, а лидеры Франции и Германии не смогли выдавить из себя поздравления (французы не постеснялись заявить, что у них не готов текст на случай его победы). Первыми Дональда поздравили Мари Ле Пен и Найджел Фаррадж. За ними последовали Тереза Мэй, Виктор Орбан и Милош Земан. Пресс-служба Пражского Града выпустила заявление, содержащее слова: «Нормальные американцы показали, что конгломерат лживых СМИ и надутых псевдоэлит можно победить».
В тени американских выборов осталось почти незамеченным другое событие. Джина Миллер, уроженка Гайaны, гражданка Великобритании, супруга миллиардера, в прошлом топ-модель, в настоящем юрист, обратилась в Высокий суд Лондона с требованием запретить выход Королевства из Евросоюза без соответствующего решения парламента. 3 ноября 2016 года лондонские судьи удовлетворили её иск, и ныне Брекзит не может осуществиться, пока за него не проголосует парламент (не знаю, имеется ли в виду только палата общин, или палата лордов тоже). Правительство Её Величества заявило, что обжалует решение Высокого суда Лондона в Верховном суде Великобритании.
Джина Миллер. Дама, по заявлению которой был приостановлен Брекзит
29 июня 2016 года я писал:
«О Брекзите можно сказать только одно: дело вовсе не в том, что Великобритания выходит или не выходит из Евросоюза, а в том, что она переходит на новый уровень игры, одновременно выстраивая дизайн этого уровня. Британия не просто разыгрывает партию, она создаёт правила, по которым партия будет разыграна. <…> уже осенью, когда в Великобритании появится новый премьер-министр, а в США — новый президент, начнут проступать контуры нового, поствестфальского мира. Кому-нибудь из нас придётся описать этот мир. Разобраться в дизайне нового уровня игры. Это дьявольски интересная задача (см. It’s a new dawn, или Поствестфальский мир)».
Осень наступила. Президентом США вопреки всем ожиданиям стал Дональд Трамп. Победа этого миллиардера считается победой простых людей. Великобритания сама себе через суд запретила реализовать волю избирателей и выйти из Евросоюза. На следующем судебном заседании она может как снова разрешить себе Брекзит, так и запретить его окончательно и бесповоротно. Или отложить на неопределённое время. Игра оказывается ещё интереснее, чем можно было ожидать четыре месяца назад. Блаженны нации, у которых правые и левые политики подобны двум управляемым одной головой рукам, а голова суверенна.
Оппоненты часто говорят, что я патологически ненавижу всё советское. Неправда, не всё. Иногда я напеваю песенки из советских фильмов, которые слышал в детстве. Например, из «Трёх мушкетёров»: «И мы горды, и враг наш горд, рука, забудь о лени! Посмотрим, кто у чьих ботфорт, посмотрим, кто у чьих ботфорт, в конце концов согнет свои колени…»
Появившиеся в последние дни у многих правых надежды, что народ может на выборах одолеть заполонивших истеблишмент мультикультуралистов и контролирующих СМИ леваков, вполне оправданы. Для этого всего лишь нужно, чтобы правый кандидат был миллиардером и опытным профессиональным шоуменом, чтобы в его распоряжении был аппарат Великой Старой Партии, чтобы в его предвыборной кампании участвовали две сотни генералов и адмиралов, и чтобы за две недели до голосования на его стороне начали играть спецслужбы. Тогда у правых всё получится, и наступит изумительная благодать.